Типы обществ (по Дэниел Беллу, Элвин Тоффлер)
Доиндустриальное (традиционное, аграрное) | Индустриальное | Постиндустриальное, информационное |
С/хозяйство, ремесло, община, религия, нет мобильности | Массовое производство, промышленность, товарно-денежные отношения, урбанизация, массовая культура индивидуальность, мобильность | Информация, сфера услуг, наука, индивидуализация производства |
Типы обществ (по О. Тоффлеру)
Восточное (традиционное) | Западное (современное) |
Религия, коллективное начало, традиции, авторитарная власть. | Индивидуальность, либерально-демократическая власть, инновации. |
Социальное изменение – переход социальных систем, общностей, организаций из одного состояния в другое (природные, демографические, социальные, духовные изменения и т.д.).
Направленное развитие
прогресс стагнация регресс
Критерий прогресса – степень свободы, которую дает человеку общество для ее оптимального развития. Прогресс противоречив(и положительные, и отрицательные процессы)
Формы прогресса: революция и реформа. Эволюция– постепенное развитие.
Научно-технический прогресс (НТП) - качественное изменение производительных сил общества под воздействием научно-технической революции.
Научно-техническая революция (НТР) – скачок в развитии производительных сил общества на основе коренных сдвигов в системе научных знаний.
Исторический процесс – хронологическая последовательность событий, оказывающих влияние на развитие общества. Субъекты исторического процесса: личности, социальные группы, массы. Исторический факт – событие общественной жизни.
Цивилизация –совокупность материальных, духовных и нравственных средств, которыми обладает данное общество в данный исторический период.
Термин выдвинул Н. Данилевский,называл цивилизации культурно-историческими типами. Цивилизации различал по 4 признакам: экономическим, культурным, политическим, религиозным. Для характеристики цивилизаций выделяют также понятие менталитет.
Менталитет - образ мышления, мировосприятия, присущий определенной группе, индивиду
Две теории: теория стадиального развития (изучают развитие как единый процесс) и теория локальных цивилизаций(изучают большие исторически сложившиеся общности).
Подходы к изучению исторического процесса:
Формационный подход (К. Маркс) | Цивилизационный подход (А. Тойнби) | Культурологический подход (О. Шпенглер) |
В основе переход от одной формации к другой. Общественно-экономические формации: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. В общественно-экономической формации есть два главных компонента — базис и надстройка. Базис —экономика общества, составляющими которой являются производительные силы и производственные отношения (способ производства материальных благ). Надстройка — государство, политические, общественные институты. К переходу от одной общественно-экономической формации к другой приводят изменения в экономическом базисе. Большую роль играет классовая борьба. | Цивилизации – устойчивые общности людей, объединенные духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками.В основе – смена цивилизаций. Развитие всей истории строится по схеме "вызов — ответ". Каждая цивилизация в своей судьбе проходит четыре стадии: зарождение; рост; надлом; дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации. | Центральное понятие данного подхода — культура. Культура — совокупность религии, традиций, материальной и духовной жизни. Культура зарождается, живет и умирает. Цивилизация в рамках культурологического подхода —высший уровень развития культуры, завершающий период развития культуры, предшествующий ее смерти. |
Глобальные проблемы современности –комплекс общественных и природных противоречий, затрагивающий весь мир в целом.Являются показателем целостности и взаимосвязи современного мира, создают угрозу человечеству, требуют объединения усилий для решения.
Главные проблемы:
1. Экологическая: загрязнение, вымирание видов, «озоновые дыры» и т.д.
Термин «Экология» ввел Э. Геккель.
2. Демографическая;
3. Проблема безопасности и предотвращения мировой войны;
4. Проблема ресурсов;
5. Проблема «Север-Юг»: развивающиеся и высокоразвитые страны.
Глобализация – усиление интеграционных связей в различных сферах между государствами, организациями, общностями.
Международные организации: ООН (Организация Объединенных Наций); МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии); ЮНЕСКО (ООН по вопросам образования, науки и культуры); ВОИС (Всемирная организация интеллектуальной собственности); ВТО (Всемирная торговая организация); НАТО (Организация Североатлантического договора); ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе); Европейский Союз; ОПЕК (Организация стран-производителей и экспортеров нефти); СНГ (Содружество независимых государств); ШОС (Шанхайская организация сотрудничества) и другие.
Предварительный просмотр:
Познание.
Познание– процесс, направленный на получение знания.
Знание– объективная реальность, данная в сознании человека. Знания – результат познавательной деятельности.
Субъект познания – тот, кто познает. Объект познания – то, на что направлено познание.
Гносеология – наука о познании.
Гностицизм (гностики) – считают, мир познаваем (Платон, Сократ, К. Маркс, Г. Гегель).
Агностицизм (агностики) – мир познаваем в ограниченных пределах или непознаваем (И. Кант).
Типы познания: чувственное и рациональное.
Формы чувственного познания:
Ощущение– отражение отдельных свойств и качеств предметов и явлений, возникающих при воздействии на органы чувств.
Восприятие– целостный чувственный образ предмета, явления.
Представление– чувственный образ предмета или явления, возникающий при помощи памяти без непосредственного контакта с предметом.
Формы рационального познания:
Понятие – форма мышления, в которой фиксируются общие и существенные свойства предмета.
Суждение– форма мышления, в которой утверждается или отрицается что-либо.
Умозаключение –форма мышления, в которой из имеющихся суждений выводятся новые.
Две теории на типы познания:
1. Эмпиризм (эмпирики) – признают источником знаний чувственный опыт (Т. Гоббс, Д. Локк).
2. Рационализм (рационалисты) – знание может быть получено с помощью разума (Р.Декарт, И. Кант)
Интуиция – своеобразный тип познания вне процесса чувственного ознакомления и без обдумывания.
Черты: внезапность, необдуманность, скрытость механизма.
Цель познания – получение истины.
Истина– знание, соответствующее отраженной действительности. Истина объективна по содержанию и субъективна по форме.
Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание, не опровергаемое дальнейшим развитием науки.
Относительная истина – неполное, неточное знание, опровергаемое дальнейшим развитием науки.
Критерий истины – способ различения истинного и неистинного в совокупности знаний.