Определите тему комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Назовите основные этапы в развитии действия.
Тема – это предмет изображения в художественном произведении; то, о чем идет речь. По словам самого автора, произведение «Ревизор» стало скоплением всех несправедливостей, которые творились непрестанно по местам, особенно в то время, когда крайне необходимой была справедливость. Гоголь описал все плохое, что видел в обществе, в сфере чиновников и посмеялся над этим. Однако кроме смеха читатель видит явную печаль автора о происходящих беззакониях. В финале комедии выражена мысль Гоголя о грядущем возмездии, так как автор еще не потерял надежду на торжество справедливости и закона. Высмеивая пороки современности, Гоголь замечал, что «насмешки боится даже тот... кто уже ничего не боится».
Завязка комедии в сцене получения и чтения письма о скором приезде ревизора; это слова: «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор». Развитие действия - это сюжет комедии: обычный человек, рядовой обыватель, по воле случая оказывается принятым окружающими за личность, которой он на самом деле не является. Хлестаков вовсе не стремится за кого-либо себя выдавать — наоборот, он искренен и чистосердечен в своих высказываниях. Но именно это его простодушие и стало основной причиной коллективного заблуждения чиновников небольшого уездного городка. У всех их есть природный страх, свойственный каждому чиновнику, независимо от его положения в обществе и размера доходов.
Быстро развивающиеся события раскрывают читателю истинное лицо героев комедии, демонстрируют их уродливость, курьезность, жалкость. Автор высмеивает многочисленные пороки чиновничества: взяточничество, корыстолюбие, казнокрадство, чинопочитание, лицемерие. Они просто не могут представить себе, что можно жить иначе.
В традициях театра во времена написания комедии был такой тип развязки, когда все внутренние конфликты произведения разрешены, добро торжествует, порок наказан. Н.В. Гоголь на место традиционной развязки ставит немую сцену, которая была новшеством в театре того времени и совпадала с кульминацией. Немая сцена играла особую роль. Зритель выходил из театра не успокоенный, а, наоборот, озадаченный.
Отражение военного времени в рассказе В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет».
В рассказе В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет», как кажется изначально, темы войны нет вообще. Здесь все – не о войне, но и все – о ней. Недаром память автора рассказа ненавязчиво обращается к главной художественной детали – фотографии, на которой запечатлены довоенные лица. Деревенские фотографии становятся отражением истории деревни и в целом народа. Перечисляя эти фотографии, помимо той, главной, которой и посвящено произведение, автор сначала говорит именно о военных карточках, а потом о мирных, смешных. И эта фотография его класса, где нет героя, тоже кажется сначала смешной. Но автор не смеется. Через лица одноклассников он видит из далекого прошлого грядущую трагедию народа – Великую Отечественную войну.
В последнем абзаце рассказа улавливаем антитезу, на которой отчасти и построено все произведение. Это противопоставление образа войны образу мирной деревенской жизни. Астафьев, говоря о деревенских фотографиях, начинает описание с фотографий именно военного характера, на которых изображены солдаты и унтеры в начищенных сапогах первой мировой. А далее перечисляются смешные фотографии тетки в шляпке, дяди в кожаном шлеме, сдвинутом на глаза, братишки Кеши, высунувшего голову в дыру материи. Писатель подчеркивает, что все эти фотографии – «Своеобычная летопись нашего народа, настенная история». Именно этой мыслью заканчивается рассказ. Характерно, что в этом отрывке три раза встречаемся с однокоренными словами (смешно, смешная). Сначала автор говорит о том, что фотография, на которую он смотрит, смешная. Но его герой не может смеяться: «Я все равно не смеюсь. Не могу смеяться»,- пишет Астафьев. Ведь это не только история его деревни, но и история перед трагической страницей в жизни народа. Автор пишет, беря эту фотографию в руку: «И снова нахлынет, нахлынет». Нахлынут довоенные воспоминания, которые пронизаны авторской болью и скорбью о безнадежно ушедшем детстве и одноклассниках в грядущей войне.