Дискуссия об Иване Грозном, его исторической роли для судеб общества и государства русского. (45 мин)

Проблемный вопрос:

Иван Грозный – ЗЛОДЕЙ или ГЕРОЙ

Методические указания:

Группа делится на 2 подгруппы. Староста составляет списки подгрупп. Каждая подгруппа берет для изучения источники и одного автора монографии (изучает представленный материал, его основные аргументы и интерпретацию) и предварительно определяет внутри группы основные аргументы. До семинара каждый студент выписывает свою систему доказательств (Цитаты и выдержки по тексту, с указанием произведений и стр.) в свой план-проспект по проблемному вопросу о роли Ивана Грозного для судеб общества и государства русского с опорой на одну монографию.

На семинаре во вступительной беседе с преподавателем определяются критерии выбранных доказательств. На семинаре подгруппам дается 7 минут для того, чтобы выработать общие доказательства, что Грозный – это ЗЛОДЕЙ или наоборот, ГЕРОЙ в Отечественной истории. Представленные доказательства записываются на доске в виде сравнительной таблицы. Затем представители подгрупп поочерёдно с места представляют свои основные аргументы. Отвечают на вопросы своих оппонентов. В ходе дискуссии уточняются факты и положения, проверяется их правильность. Доказательства систематизируются. И вырабатывается общее заключение по проблемному вопросу.

Источники:

1.Переписка Ивана Грозного с А. Курбским.

2. Синодик Ивана Грозного.

Монографии: (рекомендуемые авторы)

1. Карамзин Н.М. История государства Российского. В 3-х кн. Кн. 1-3. СПБ.: Кристалл, Респект, 1998.

  1. Ключевский В.О. Русская история: Полный курс лекций. В 3-х кн. Кн. 1-3. М.: Мысль, 1997.
  2. Платонов С.Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI-XVII вв. М., 1995.

4. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. Ростов н/Дону: Феникс, 1997.

  1. Скрынников Р.Г. Иван Грозный. М.: Наука, 1983.
  2. Зимин А. А. Россия на рубеже XV- XVII вв.- М, 1982.
  3. Кобрин В. В. Иван Грозный. - М., 1989.

Электронные библиотеки:

4. http://www.gumer.info/

5. http://www.bibliotekar.ru/

6. http://www.hist.msu.ru/ER/

Образец плана-проспекта.

План-проспект

«Иван Грозный: злодей или герой в истории России»

Автор: студент гр. ___Ф.И.О.________________________________________________

Злодей Герой Заключение
1.      
2.    
3.    
4.    
5.    
6.    

Литература:

1. Переписка Ивана Грозного с А. Курбским.

2. Синодик Ивана Грозного.

3. Ключевский В.О. Русская история: Полный курс лекций. В 3-х кн. Кн. 1-3. М.: Мысль, 1997.

Тема № 4. Россия в XVII веке.

Рабочая программа

Смутное время в России: причины, сущность, исторические оценки. Борис Годунов: путь к престолу, суть, методы и результаты политики. Обострение внутриполитической ситуации в стране. Лжедмитрий I. Василий Шуйский. Восстание И. Болотникова. Лжедмитрий II. Начало интервенции. Семибоярщина. Рязанское и Нижегородское ополчения. Земский собор 1613 г. Воцарение Романовых. Столбовской мир со Швецией и Деулинское перемирие с Польшей. Итоги Смутного времени, его оценка в трудах историков.

Социально-экономическое развитие. Сельское хозяйство. Ремесло. Мануфактуры. Складывание всероссийского рынка. Внешняя и внутренняя торговля. Протекционизм. Складывание сословной организации общества. Служилые люди. Тяглые сословия. Рост феодальной собственности.

Абсолютизм и его институты. Царь Алексей Михайлович. Соборное Уложение 1649 года. Народные выступления. “Бунташный век”. Городские восстания. Казацко-крестьянское восстание под руководством С.Т. Разина. Реформа русской православной церкви. Раскол.

Внешняя политика. Западное направление. Смоленская война. Присоединение Украины к России. Богдан Хмельницкий. Русско-польская война. Андрусовское перемирие 1667 г. Вечный мир с Польшей 1686 г. Русско-шведская война. Прорыв дипломатической изоляции России. Южное направление. Русско-крымская война. Восточное направление. Колонизация Сибири.

Русская культура в XVII в. Проблема соотношения традиций и новаций в культуре. Просвещение. Книгопечатание. Развитие науки. Усиление светского начала в литературе. Устное народное творчество. Развитие архитектуры. Живопись. Парсуна. Прикладное искусство. Нравы, характерные черты быта верхов и низов российского общества.

Вопросы для обсуждения на семинаре:

1. Особенности социально-экономического развития России в правление первых государей из династии Романовых.

2. Основные тенденции политического развития России после 1613 года.

Основные термины и понятия:

династический кризис, смута, мануфактура, единый всероссийский рынок, абсолютизм

Темы докладов- рефератов:

1. Борис Годунов и его политика.

2. Смута: проблемы цивилизационного выбора пути развития России.

3. Лже-Дмитрий I – феномен самозванства в России.

4. Патриарх Никон и протопоп Аввакум: двойной портрет.

5. Русская культура XVII в: проблема соотношения традиций и новаций.

6. Внешняя политика России во второй половине XVII в.: успехи и поражения.

7. Царь Алексей Михайлович (Тишайший) и «Бунташный век»: проблемы отношений власти и народа.

Наши рекомендации