Мировые историографические традиции: xviii век 51
Появление «Республики письма»*
Тем не менее есть такие элементы просветительской мысли, которые хорошо согласуются с нашим пониманием модерна, обозначенным нами во введении как познавательный ход, используемый для сравнения западной и не западной историографии в XVIII веке. Хотя никакого единодушия по поводу того, что есть историческая наука, не было, существовало широкое согласие в том, что историк должен стремиться к «истине», что означало исключение из нее вмешательства сверхъестественных сил, легенд и мифических элементов. Современной была и приверженность последовательно рассказанной истории и, стало быть, преодоление свойственного прежним хронологиям и анналам представления об истории как совокупности часто несвязанных событий1. Кроме того, появилась «Республика письма». Как и в естественных науках, полученные данные и интерпретации историков выносились на суд ученого сообщества. С появлением перевода основополагающих работ на разные европейские языки гуманитарное знание приобретало космополитический характер. Во всех европейских странах выходили научные журналы, немало журналов - таких как «Эдинбургское обозрение» (Edinburgh Review) в Шотландии -издавалось и за пределами относительно ограниченного круга академических историков и философов и читалось широко образованной аудиторией. Сам факт, что такая публика существовала, свидетельствовал о присутствии гражданского общества. Дополнением к библиотечному абонементу стал расцветающий книжный рынок. Работы Юма, Гиббона и Робертсона пользовались огромным успехом и стали бестселлерами. Но самой значительной особенностью, отличающей историческое мировоззрение эпохи Просвещения как мировоззрение модерна, была концепция линейно направленного времени.
«Республика письма» («Республика Litcraria») - понятие, часто используемое для определения интеллектуальных сообществ в конце XVII и XVIII веке в Европе и Америке. Особенно это касается интеллектуалов эпохи Просвещения, или «философов», как их называли во Франции. Республика письма появилась в XVII веке как самонровозглашенное сообщество ученых и литераторов, простирающееся за пределы национальных границ, но уважающее различия в языке и культуре. Эти транснациональные сообщества и легли в основу метафизической республики.
1 Ibid., 14-19; Шлёцер противопоставляет всемирную историю, являющуюся «суммой» всех отдельных историй, - подразумевается критика английской «Всеобщей истории» - такой истории, которая стремится выстроить «систему, в которой мир и человечество едины».
ГЛАВА 1
От всеобщей истории
к европоцентричным идеям прогресса
Переход к этой современной концепции времени лучше всего можно проиллюстрировать теми изменениями, которые произошли в историописании на протяжении XVIII века. Традиция создания всеобщих историй существовала давно, начиная с периода раннего христианства, и первым ее значительным представителем был Св. Августин. История рассматривалась как рассказ о мире от его сотворения в библейские времена до второго пришествия Христа. Уже упомянутая нами английская «Всеобщая история с древнейших времен до наших дней», проект которой был запущен в 1736 году и дополнительные тома к которому появлялись вплоть до 1765 года, отражала не только важные сдвиги в подходе к историописанию, но и области, в которых продолжали существовать прежние представления. Это был выгодный коммерческий проект, организованный на средства различных представителей среднего класса; среди его авторов только Джордж Сейл, переводчик Корана и явный вдохновитель проекта, обладал научной репутацией. Одной из целей проекта, как следует из введения к первой главе, было откровенное развлечение читателя. Он состоял из двух отдельных частей - «Древней истории», написание которой было начато в 1736 году, и «Современной истории», вскоре после этого переведенной на голландский, немецкий, французский и итальянский языки. «Древняя история», опирающаяся в качестве основного источника на Библию, хронологически и географически ограничивалась христианскими цивилизациями и их ближневосточными предшественницами, а также Абиссинией. «Современная история», пытающаяся охватить весь средневековый и современный мир, чуть более чем на пятьдесят процентов была посвящена Европе и ее колониям, где-то на неполную четверть - истории Китая и Японии, и оставшаяся часть -истории Азии, обеих Америк (особенно Мексики и Перу) и Черной Африки, например Конго и Анголы, в последнем случае опираясь преимущественно на сообщения путешественников. Никакого намерения заявить о превосходстве европейской цивилизации не было и в помине. Исключением можно считать главу, посвященную европейской колонизации, в которой автор приписывает воспитательную функцию коммерческой активности колонизаторов.
И все же, несмотря на свой коммерческий успех, «Всеобщая история» довольно скоро подверглась критике с позиции просветительского мировоззрения . Одним из самых откровенных критиков был Шлёцер,
1 См.: Eduard Fueter, Geschichte der neueren Historiographie. Munchen, 1936, 322, где он утверждает, что Universalgeschichte не относится к Просвещению. Замечательное обсуждение критического восприятия «Всеобщей истории» см. в:
МИРОВЫЕ ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ: XVIII ВЕК 53
критиковавший ее не только за недостаточное соответствие академическим нормам, но даже в большей степени - за отсутствие цельной концепции исторического развития. Для него она представляла всего лишь компиляцию информации без объединяющей ее идеи. Сам он в 31-м томе немецкого издания, в своей знаменитой «Всеобщей истории Севера» пошел совсем иным путем, пытаясь реконструировать культуры славянских и центрально-азиатских народов, используя для их понимания антропологические и археологические свидетельства и языковой анализ этих непохожих друг на друга народов.
Интерес к всеобщему глобальному взгляду на историю, нашедшему свое выражение во «Всеобщей истории», заметно ослаб во второй половине XVIII века. В своем «Опыте о нравах и духе народов» Вольтер по-прежнему обращается к Китаю, Индии и Персии, но центром цивилизации для него в этой работе, равно как и в его «Веке Людовика XIV», была уже Европа. Как свидетельствует название книги, Вольтер в этой работе сосредоточил свое внимание не на личности Людовика XIV, а на эпохе, которую он считал самой просвещенной в мировой истории. Если на рубеже XVII-XVIII веков немецкий философ Готфрид Вильгельм Лейбниц все еще говорил о двух больших цивилизациях на евразийском континенте - Китае и Европе, то теперь Китай рассматривался как достигший своего звездного часа в глубокой старине и с того времени остановившийся в своем развитии. Уже в конце XVII века в знаменитом «Споре древних и современных» была подвергнута сомнению идея, согласно которой классическая культура древних создала образец, который невозможно превзойти в рамках современной цивилизации.
Ко второй половине XVIII века было сформулировано несколько теорий прогресса, наиболее значительными из которых являлись теории А. Р. Жака Тюрго и аббата Этьена Кондильяка во Франции и Исаака Изелина в Швейцарии; все они, как и маркиз де Кондорсе в его «Эскизе исторической картины прогресса человеческого разума» , рассматривали развитие человечества, начиная с примитивных и полных суеверия времен до современного просвещенного состояния. Ту же направленность имели эссе Иммануила Канта «К вечному миру» и «Идея всеобщей истории с космополитической точки зрения», в которых автор рассматривал Просвещение как предтечу международного сообщества объединенных в конфедерацию и изживших войны республик. Направляющая сила должна была быть в Европе. Во многом перекликающаяся с этой концепция была выдвинута в
Johan van der Zande, 'August Ludwig Schlozer and the English Universal History' // Stefan Berger, Peter Lambert, and Peter Schumann, eds, Historikerdialoge: Geschichte, Mythen und Gedachtnis im deutsch-britischen kulturellen Austausch 1750-2000. Got-tingen, 2003, 135-156.
1 Adam Ferguson. Westport, CT. 1979; Keith Michael Baker, Condorcet: from Natural Philosophy to Social Mathematics. Chicago, IL, 1975.
ГЛАВА 1
конце XVIII века шотландскими моралистами Адамом Фергюсоном , Адамом Смитом и Джоном Милларом, для которых самым важным фактором было развитие торговли, проходящей четыре стадии - от кочевого образа жизни до урбанизированных коммерческих сообществ их времени; и опять-таки центр развития оказывался в Европе, которой предстояло принести цивилизацию и культуру в остальные части света. Кристоф Мейнерс из Гёттингена описал результаты предпринятого им широкого культурного исследования, включавшего такие аспекты повседневной жизни, как кулинарные предпочтения, одежда и жилища. Кроме того, он был одним из первых историков, обратившихся к истории женщин2. На него повлияли дискуссии между антропологами Гёттингена, намерившимися поставить изучение человека на научную основу. В то время как одни настаивали на сущностном равенстве людей, другие старались подвести под свое мнение эмпирический фундамент и начали измерять черепа. Будучи убежденным в том, что существует доказанная опытным путем иерархия рас, Мейнерс утверждал, что по своим умственным способностям и физической красоте народы желтой расы уступают представителям белой, а чернокожие едва ли отличаются от обезьян, оправдывая таким образом имперскую экспансию и рабство. Расизм Мейнерса ни в коем случае не был чем-то уникальным; он разделялся многими выдающимися мыслителями XVIII века, включая Вольтера, Канта и Бенджамина Франклина3.
Мейнерс являл собой крайний случай, но вера в превосходство европейцев была широко распространена и связывалась с идеей прогресса. Были, однако, и несогласные. Самый известный из них - Иоганн Готфрид Гердер , воспринявший основную посылку Просвещения о равенстве всех людей, их Humanitdt (человечности). Он оспаривал идею, согласно которой человечество движется к унифицированной просвещенной цивилизации, имеющей европейские черты, и утверждал вместо этого наличие множества культур, европейской и других, каждая из которых обладает своим собственным характером и равным правом на существование. Человечество включает в себя разнообразие этносов, названных им Volk, понятие не совсем эквивалентное английским понятиям «народ» или «нация». Но, когда понятия «народ» (во французском people) и «нация» приобрели в годы Французской революции иную коннотацию - нация, состоящая из своих граждан, - Гер-дер увидел в Volk живой надындивидуальный организм, проходящий, подобно человеку, все стадии от рождения до смерти. Критично относясь к просветительской идее абстрактного разума, он подчеркивал роль иррациональных и эмоциональных аспектов в процессе позна-
Fergnson, An Essay on the History of Civil Society. 1763.
2 Meiners, Oeschichte des weiblichen Geschlechts, 4 vols. Hannover, 1788-1800.
3 См. в Википедии статью о Вольтере; Google. «18-й век. Расизм».
4 См.: Е. М. Bernard, Herder on Social and Political Culture. Cambridge, 1969.
МИРОВЫЕ ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ: XVIII ВЕК 55
ния'. Главным признаком народного характера для него была поэзия, и чем более ранней и сохранившей свой изначальный характер она являлась, тем менее она была заражена цивилизацией и тем самым представляла собой большую ценность. Позже идеи Гердера подверглись трактовкам немецких и славянских националистов, пытавшихся оправдать свое неприятие демократических ценностей западного Просвещения. Но Гердер приветствовал Французскую революцию на ее ранних, лишенных террора фазах. И он критиковал экспансию европейской власти, разрушившей культуру таких коренных народов, как американские индейцы.
Заключение
В заключение этого раздела, посвященного Западу, отметим очевидную трудность определения особенностей западной историографии, принимая во внимание все ее разнообразие. Легче указать на признаки модерна XVIII века, хотя они также разнообразны и неполны. Переориентация исторической мысли оказала влияние на методы истории. Кроме того, научная переориентация способствовала секуляризации исторического мышления и историописания, хотя религия по-прежнему оставалась значимым феноменом. На деле процесс модернизации ни в коем случае не был завершен. Развитие капиталистической экономики и гражданского общества соседствовало с прежними институтами и представлениями. Вместе с тем, существовало широкое согласие по поводу особой роли европейской цивилизации - согласие, которое оправдывало колонизацию и империализм.
Ближний Восток
От Запада обратимся теперь к Ближнему Востоку. Не только потому, что этот регион географически примыкает к Европе, но и потому, что вплоть до современных времен путь его исторической культуры периодически пересекался с путем западной традиции больше, чем пути других культур, расположенных далее к востоку. Уже в VIII-IX столетиях, отмеченных становлением исламской историографии, были заметны признаки «обмена историографическими идеями между мусульманами, христианами и евреями» . Говоря более конкретно, опре-
1 Herder. Ideas on the Philosophy of the History of Humanity. 1784-1791; Letters for the Advancement of Humanity. 1793-1797.
2 Chase Robinson, Islamic Historiography. Cambridge, 2003, 48. Робинсон приводит пример, что Historiae adversus paganos Орозия в десятом веке была переведена в Испании на арабский язык. Но Франц Розенталь в своей «Истории исламской историографии» (A History of Muslim Historiography, Leiden. 1968, 80-81) не считает, что этот конкретный перевод оказал «какое-то влияние на исламскую историографию».
ГЛАВА 1
деленное библейское влияние обнаруживается уже в ранних исторических практиках мусульман Среднего Востока . Но едва ли обмен был односторонним. Столетия спустя, когда Жан Воден, один из первых европейских историографов, создавал свой «Метод легкого познания истории», он напомнил своим читателям, что мусульмане развили богатую традицию историописания'.
Подъем ислама
и зарождение исламской историографии
Мусульмане и европейцы исповедовали одну и ту же монотеистическую религию. Ислам можно рассматривать как вариант или продукт иудаизма и христианства, в которых ощущался и моделировался такой же способ отношения человека с Богом. Исламская религиозная традиция сформировала мировоззрение мусульман и их взгляды на историю. Действительно, подъем ислама в начале VII века стал важным поворотным пунктом в мировой истории в целом и истории Ближнего Востока в частности. Он культурно преобразил регион, в котором были посеяны лишь первые семена человеческой цивилизации. В 610 г. н.э., когда Мухаммед Ибн Абдалла начал получать откровения, он, являясь пророком мусульман, не только открыл арабам божественный замысел, но и принес Коран, или «новую литературную форму и шедевр арабской поэзии и прозы»3. Стихи, таким образом, стали самым ранним и самым уважаемым у мусульман жанром историописания. Стихами описывались героические эпопеи и генеалогии. В качестве прототипов исламской историографии эпопеи и генеалогии в зачаточной форме существовали и в доисламские времена. Но лишь после возвышения ислама по причинам, которые мы объясним ниже, они стали значимыми жанрами исламской историографии4.
Успешное распространение ислама на Ближнем Востоке, последовавшее за переселением (hijrah ) в 622 г. пророка Мухаммеда из Мек-
' Franz Rosenthal, The Influence of the Biblical Tradition on Muslim Historiography' // Bernard Lewis and P. M. Holt, eds, Historians of the Middle East. London, 1962, 35-45.
2 См.: Rosenthal, Muslim Historiography, 50-51. Было подмечено, что «Метод» Жана Бодена сопоставим с «Мукаддимой» (Muqaddimah) Ибн Хаддуна, поскольку последний также, среди прочего, обращался к исторической методологии.
3 Karen Armstrong, Islam: A Short History. New York, 2000, 5. См. также: A. A. Duri, The Rise of Historical Writing among the Arabs, ed. And tr. Lawrence 1. Conrad. Princeton, NJ, 1983, 137-138.
4 Tarif Khalidi, Arabic Historical Thought in the Classical Period. Cambridge, 1994, 4-5; Duri, Rise of Historical Writing among the Arabs, 12-20. См. также: Rosenthal, Muslim Historiography, 18-24, хотя Розенталь оспаривает историческую природу героической литературы, потому что обычно она не содержала «причинно-следственных связей в истории».
* hijrah (хиджра - араб, «£jS буквально - выселение, эмиграция).
МИРОВЫЕ ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ: XVIII ВЕК 57
ки в Медину, стало началом исламского летоисчисления или отправным пунктом исламского историописания. Фигура самого Мухаммеда тоже дала определенный толчок исламскому историописанию не только потому, что он придавал религиозное значение событиям и действиям прошлого, но и потому, что для ранних исламских историков появление Мухаммеда стало «водоразделом в общем ходе истории»1. Опираясь на традицию эпопей и генеалогий, среди ранних мусульман появляются два вида исторической литературы. Одним из них был hadith (хадис), сосредоточившийся на записи поступков и высказываний Пророка. Другим - khabar (хабар), описывавший грандиозные достижения Мухаммеда и его соратников. Вдохновленные религиозным усердием, hadith и khabar таким образом усиливали желание мусульман сохранить память о появлении в их истории Мухаммеда. Кроме того, развитие знаний в рамках hadith и khabar позволило мусульманам ощутить изменения во времени: помещенные в hadith и khabar истории обычно предварялись isnad (иснад) (перечнем авторитетных людей, передававших историю из поколения в поколение), который давал информацию о том, что отличало первоначальных составителей историй (не обязательно бывших их авторами) от тех, кто передавал их более поздним поколениям. Таким образом, составление isnad показывало, что создававшие hadith и khabar ученые были заинтересованы в подлинности исторических сведений2.
Если Коран был для мусульман юридическим и моральным компасом, то литература hadith, иллюстрировавшая юридические и социальные аспекты раннего мусульманского общества (ummah), содержала исторические прецеденты для управления их жизнью''. Таким образом, для ранней исламской историографии традиционализм был raison d'etre . После смерти Мухаммеда в 632 г. она подпитывалась стремлением перечислить подвиги Пророка или описать его кампании (maghazT) против жителей Мекки. В результате военных успехов мусульман в завоевании территорий современного Ирака, Сирии, Ирана и Египта им стала доступна бумага, особенно египетский папирус. На протяжении VIII-IX вв. hadith and khabar бурно развивались; исламская историография также вступила в свой классический период, зафиксировавший колоссальное разрастание биографии пророка, или maghazi (магази) and sira (сира) .
Едва ли удивляет то обстоятельство, что именно на Мухаммеде сконцентрировался интерес мусульман к истории. Четыре десятиле-
1 Rosenthal, Muslim Historiography, 26.
2 Duri, Rise of Historical Writing among the Arabs, 23.
UUn, MSC Ш niMUIILill wilting aiinjug uiv i u uuj, *..,.
3 О краткой дискуссии о важности Корана и хадиса для управления мусульманами см.: R. Stephen Humphreys, Islamic History: A Framework for Inquiry. Princeton, NJ, 1991,21-23.
* raison d'etre (фр.)- разумное основание, смысл.
4 Khalidi, Arabic Historical Thought, 30-34; Robinson, Islamic Historiography, 20-30.
ГЛАВА 1