Мировые историографические традиции: xviii век 43
Возникновение просветительского мировоззрения
Что было новым для XVIII века, так это свойственный многим историкам взгляд на мир, отражающий воздействие научной революции, ослабление более ранней уверенности в библейской хронологии и обращение к критическому анализу источников, что в некоторой степени имело место и в Восточной Азии и уходит своими корнями в Просвещение и Реформацию. В XVIII веке на Западе происходит постепенный и неравномерный отказ от некогда твердых религиозных убеждений. Этот век очень часто называют веком Просвещения3, хотя мы должны понимать, что Просвещение включает в себя очень разные, зачастую противоречивые взгляды, и что XVIII век ознаменован не только широко разделяемой верой в науку, но и религиозными движениями типа пиетизма, методизма, хасидизма, квиетизма и янсенизма, а также ранними проявлениями романтизма. Тем не менее, в некоторых слоях высшего класса и образованных слоях средних классов происходит определенная мировоззренческая переориентация, которая может быть ассоциирована с Просвещением, являющимся предтечей современного мировоззрения4. Здесь мы ограничимся франкоязычными и немецкоязычными странами, а также Великобританией и Италией, хотя сходные интеллектуальные явления наблюдались и в других частях Европы, Латинской Америки и британских колониях в Северной Америке.
Как мы только что отметили, глубокое воздействие на эту перемену на Западе оказала «научная революция», которая, как показал Исаак Ньютон, не подвергала сомнению принятые христианские верования, но отклонила сверхъестественное вмешательство в сферу природы и объяснила природу при помощи законов, поддающихся проверке
1 О Китае см.: Benjamin Elnian, From Philosophy to Philology: Intellectual and Social Aspects of Change in Late Imperial China. Cambridge, MA. 1984.
2 См.: Donald R. Kelley. Foundation of Modern Historical Scholarship: Language, Law, and History in the French Renaissance. New York, 1970.
По Просвещению существует огромная литература. Несколько наименований: Dorinda Oulram. The Enlightenment. Cambridge, 2005: Martin Fitzpatrick, Peter Jones, Christa Knellswolf and Iain McCalman, The Enlightenment World. New York, 2004: Ellen Judy Wilson, Peter Ilanns Reill. Encyclopedia of the Enlightenment. New York, 1996; James Schmidt, ed., What is Enlightenment? Eighteenth-Century Answers and Twentieth-Century Questions. Berkeley. CA. 1996; Peter Gay, The Enlightenment: An Interpretation. 2 vols. New York. 1966-1969; Carl Becker, The Heavenly City of the Eighteenth-Century French Philosophers. Ithaca. NY. 1931; Isaiah Berlin, Three Critics of the Enlightenment: Vico. llamann. Herder. Princeton, NJ, 2000: другая интерпретация естественной науки XVIII века: Peter Hanns Reill, Vitalizing Nature in the Enlightenment. Berkeley, CA. 2005.
4 Paul Ha-ard. La Crise de la conscience europeenne 1680-1715. Paris, 1935; на англ, яз.: The European Mind. Cleveland. OH, 1963; также: Hazard, European Thought in the 18th Century: From Montesquieu to Lessing. New Haven CT, 1964.
ГЛАВА 1
опытным путем. В то время как епископ Боссюэ в своем «Размышлении о всеобщей истории» вновь выступил в защиту традиционного христианского богословия, Пьер Бейль в «Историческом и критическом словаре» потребовал, чтобы все философские понятия были подвергнуты критике. Рене Декарт в «Рассуждении о методе» уже призывал к такому критическому анализу, но рассматривал разум в абстрактных, логических терминах, в то время как интеллектуалы XVIII века все больше и больше связывали воедино разум и эмпирическое исследование. Эрнест Кассирер в работе «Эпоха Просвещения» говорил о переходе от все еще господствовавшей в XVII веке философии esprit de systems , которая с помощью абстрактного разума стремилась редуцировать реальность к системе, к другому, более научному «духу», esprit systematique , подчеркивающему систематическое использование индуктивных методов в научном исследовании. В Великобритании этот поворот к эмпиризму нашел отражение в философии Джона Локка, который в свою очередь оказал важное влияние на французских философов, включая Вольтера1, Дени Дидро и Жана-Лерона д'Аламбера. в середине столетия начавших выпуск многотомной Encyclopedie . Она не была уникальным предприятием; обширные энциклопедии выходили и в других европейских странах, но французская Encyclopedie не только постаралась подытожить последние научные достижения, но и подвергла критике существующие социальные условия и верования. Для историописа-ния это означало особую обязанность очистить повествование о прошлом от легенд и излагать исключительно истину. Некоторым образом такое требование базировалось на традиции, установленной в эпоху Возрождения гуманистами, которые также хотели оспорить легендарные события, когда те относились, например, к основанию Рима или к средневековому прошлому. В Великобритании попытка решить эту задачу была предпринята в крупных исторических нар-ративах Дэвида Юма, Кэтрин Маколей , Уильяма Робертсона4 и
esprit de systeme (фр.)- «дух системы», «разум системы». ** esprit systematique (фр.) - систематический разум.
1 J. Я. Brumfltt, Voltaire, Historian. Oxford, 1958.
2 Encyclopedic ou dictionnaire raisonne des sciences, des arts, et des metiers была опубликована между 1751 и 1776 и позже - с дополнениями. Главным редактором был Дидро; среди многочисленных авторов статей - д'Аламбер, Кондиллак, барон д'Гольбах, Мотескьё, Руссо, Тюрго и Вольтер. См.: Robert Darnton, The Business of the Enlightenment: A Publishing History of the Encyclopedic 1775-1800 (Cambridge, MA, 1979); Philipp Blom, Enlightening the World: Encylopedie: The Books That Changed the Course of History (New York, 2005).
3 Catherine Macaulay, History of England from the Accession of James 1 to that of the Brunswick Line, 8 vols (London. 1763-1783).
4 Полезное издание избранных трудов Робертсона: Felix Gilbert, ed., The Progress of Society in Europe (Chicago, IL, 1972).
МИРОВЫЕ ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ: XVIII ВЕК 45
Эдуарда Гиббона : Юм попытался опровергнуть трактовки эволюции британских политических институтов, предлагаемые тори и вигами, а Робертсон и Гиббон прямо противостояли христианским традициям. Во Франции Шарль Луи д'Секонда, барон де Монтескье', Вольтер и аббат Гийомь Рейналь писали в более аналитическом ключе, пытаясь найти каузальные объяснения историческим изменениям. Кроме того, Робертсон, Гиббон и Вольтер, хотя по-прежнему и сосредотачивали свое внимание на сфере высокой политики, принимали во внимание и социокультурные аспекты - Вольтер в «Краткой всеобщей истории» рассматривал научно-технические достижения и такие детали материальной жизни, как изобретение очков и появление уличного освещения. Гёттингенский историк Август Людвиг Шлёцер в 1772 г. писал, что «историк больше не должен ходить по военному тракту, по которому в такт барабанному бою прошли завоеватели и армии. Вместо этого он должен ходить неведомыми тропами, по которым ходят торговцы, апостолы и путешественники... Изобретения огня, хлеба, бренди и т.д. являются такими же достойными внимания фактами, как битвы при Арбелах, Заме и Магдебурге»4.
Такая история в целом была не нова. Она вписывалась в традицию, восходящую еще к итальянским гуманистам и помимо них - к великим античным историкам и прежде всего Тациту. История рассматривалась не как наука, а как риторическая конструкция, которая стремилась к красноречию, но отличалась от художественной литературы стремлением к правдивости, проводя четкое различие между тем, что, по всей видимости, случилось и легендой. Она отличалась от уподобленного хроникам изложению событий, свойственного большинству трудов по истории до эпохи Просвещения, своим намерением рассказывать связную историю.
Эрудизм и критическая историческая наука
Существовало и другое направление, имевшее разные историографические источники и отличавшееся более сильным акцентом на методах установления истинности исторических высказываний, -
1 John Pocock, Barbarism and Religion. Vol. 1, The Enlightenment of Edward Gibbon, 1737-1764. Cambridge, 1999; Arnaldo Momigliano, 'Gibbon's Contributions to Historical Method' // Momigliano, Studies in Historiography. New York, 1966, 40-55.
2 Montesquieu, Considerations of the Causes of the Greatness of the Romans and Their Decline. New York, 1965.
3 Histoire philosophique et politique des etablissemens et du commerce des Euro-peens dans les deux Indes (Amsterdam, 1773-1774).
4 Цит. на англ. яз. по: Georg G. Iggers, 'The European Context of German Enlightenment Historiography' // Hans-Erich Bodeker, Georg G. Iggers, Jonathan Knudsen, and Peter Hans Reill, eds, Aufklarung und Geschichte. Gottingen, 1986, 240.
ГЛАВА 1
МИРОВЫЕ ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ: XVIII ВЕК 47
эрудиты . Они хотели сделать из истории науку, но создание событийной истории интересовало их в меньшей степени, чем изучение истинности источников, на которых основывалась эта история. С позиции критического знания, уже упомянутые нами авторы крупных исторических нарративов были недостаточно внимательны к использованию источников. Безусловно, в качестве основы для своей большой истории Гиббон прибегнул к лучшим из доступных ему источников, но это были не первичные источники, а требующие проверки интерпретации. То же самое относится и к трудам великих гуманистов эпохи Ренессанса и созданным ими моделям античного мира. Метод эрудитов не отличался новизной. Пионером в этом отношении являлся Лоренцо Балла, установивший в 1440 г. поддельный характер Константинова Дара (являвшегося основой для ряда территориальных претензий Ватикана), который содержал слова, не использовавшиеся в период правления Константина.
В то время как все упомянутые нами британские и французские историки уже дистанцировались от религиозной ортодоксальности, многие ученые-эрудиты, будь то католики или протестанты, по-прежнему считали себя истинными христианами, поскольку применяли критические методы текстуального анализа не только к светской, но и к религиозной истории. Большой вклад в развитие этих методов уже в XVII веке внесли ученые двух католических орденов - иезуиты-болландисты в Антверпене и бенедиктинцы-мауристы в Париже. В Acta Sanctorum («Деяния святых») болландисты стремились очистить агиографические истории жизни святых от легенды. Нечто подобное сделали и мауристы. В 1685 году бенедиктинский священник Жан Мабильон в своем труде De re diplomatic («О документах») опубликовал важное методологическое руководство по установлению подлинности документов с помощью таких вспомогательных дисциплин, как палеология, анализ текста, дипломатика, критика источников. Роль, которую сыграли болландисты и мауристы, отражает степень проникновения научного идеала в религиозное мировоззрение2.
В течение XVIII века эрудизм, имеющий узкую текстовую направленность, превратился в филологию, поместившую текст в более широкий культурный и исторический контекст. Созданная в XVII веке в Лондоне Королевская академия занималась исключительно естественными науками. Термин «наука» в Великобритании впоследствии получил более узкое толкование, чем во Франции и вообще на континенте, где его значение было намного шире. Основанная в 1635 году Французская академия наук выбрала в качестве специализации язык и
литературу. С прицелом на критический анализ текста в 1701 году в Париже была создана Academic des Inscriptions et des Belles Lertres (Академия надписей и изящной словесности). В течение столетия по ее образцу были созданы академии во французских провинциях; подобные учреждения возникли и в Германии, Италии, Испании и других регионах континентальной Европы, а также в Латинской Америке1. Новые методы критики текстов играли центральную роль в развитии истории протестантской церкви в Германии в новых университетах Галлы и Гёттингена" и в старом Лейпцигском университете, основанном в 1409 году. Еще в первой половине XVIII века Людовико Муратори выпустил критическое издание средневековых итальянских источников . Сходные методы были приняты на вооружение учеными в области истории и юриспруденции, которые склонялись к отождествлению истины с письменными источниками и ограничению исторических исследований исключительно первичными источниками, в отличие от уже упомянутых нами британских историков. Новая филология была направлена на то, чтобы выйти за пределы интересов эрудитов с их буквальным прочтением текста, рассмотрев их как документы, отражающие создавшую их культуру.
Например, в Академии надписей и изящной словесности начались активные дебаты по поводу истинности исследований ранних периодов римской истории4. Ричардом Симоном во Франции, а позднее и в уже упомянутых немецких университетах, в частности в Гёттингене, были предприняты первые попытки критического рассмотрения Библии. Это не означало отказа от религиозной веры, это означало, что Библия рассматривалась как творение, прошедшее через человеческие руки. Аналогичному историческому анализу подверглись и тексты Гомера. В «Пролегоменах к Гомеру»5 Ф. А. Вулф посредством анализа языка и стиля попытался показать, что эти поэмы не представляют собой единого произведения, а созданы разными поэтами в разное время. В стремлении к историческому пониманию источников важной частью филологии становится герменевтика. Герменевтика не удовлетворяло установление значения текстов через анализ того языка, кото-
1 Anthony Crafton, Defenders of the Past: The Traditions of Scholarship in an Age of Science, 1450-1800. Cambridge, MA, 1981.
2 David Knowles, Great Historical Enterprises: Problems in Monastic History. London, 1963.
1 Daniel Roche, Le siecle de lumieres en province: Academies et academicians provinciaux, 1680-1789, 2 vols. Paris, 1975; Dorinda Outram, The Enlightenment. Cambridge. 2005, с библиографией по академиям во французском, британском и испанском ареалах; Notker Hammerstein, The Enlightenment' // Lawrence Stone, ed., The University in Society (Princeton, NJ, 1974). Vol. 2, 625.
2 Peter Reill, The German Enlightenment and the Rise of Historicism. Berkeley, CA, 1975; Herbert Butterfield. Man on His Past: The Study of the History of Historical Scholarship. Cambridge. 1955.
3 Ludovico A. Muratori, ed., Rerum italicarum scriptores (Milan, 1723-1751).
4 Одним из наиболее откровенных критиков существующей истории Рима был Луи де Бофор: Dissertation sur I'incertitude des cinq premieres siecles de I'histoire romaine. Utrecht, 1738.
5 На англ, языке: Princeton, NJ, 1985.
ГЛАВА 1
МИРОВЫЕ ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ: XVIII ВЕК 49
рый применялся в период их создания, он стремился к пониманию авторских намерений. Это предусматривало изучение авторов исторических текстов в контексте их культурного бытования. Была заложена основа для историографии, более критичной по сравнению с крупными историческими нарративами британских историков, при этом она рассматривала историю не как корпус автономных текстов, а как связное и последовательное изложение событий.
Историография Просвещения
Это еще раз подводит нас к вопросу о сути просветительской историографии. Это философское направление было более характерно для Великобритании и Франции, чем для Германии с ее очень развитой герменевтической филологией. Тем не менее, эти два направления сосуществовали. В 1725 году в своей книге «Новая наука» Джамбати-ста Вико провел классическое различие между природой и историей1. Если природа нерукотворна и по этой причине не может быть понята, то история создана людьми и поэтому, в противоположность природе, доступна пониманию. Вплоть до первой половины XIX века Вико был малоизвестен за пределами Италии, но сепарация природы и истории стала важным актом для значительной части историографической мысли, особенно - хотя и не только - в Германии. К концу XVIII века придерживавшиеся герменевтической традиции немецкие историки были столь же привержены научному подходу, как и философски ориентированные британцы и французы. Однако сама наука понималась ими иначе, не в ракурсе отстаиваемого Юмом и Гиббоном единства человеческой природы, а скорее в ракурсе разнообразия человеческих культур, требующих соответствующей этому разнообразию методологии.
В XVIII веке Германия, безусловно, отличалась от Великобритании или Франции не только отсутствием национального государства, которого не было и в Италии, но и тем, что ее политические и социальные условия намного меньше соответствовали тому образу современности, который мы представили во введении. Великобритания и Франция, конечно, тоже сильно отличались друг от друга. Во Франции капитализм и гражданское общество были менее развиты, чем в Великобритании или, по крайней мере, в Англии; не отсутствовали они и в Германии. Наряду с сильными абсолютистскими государствами, и прежде всего Пруссией, в Германии по-прежнему существовали местные корпоративные (standiscli) учреждения, практически исчезнувшие в Англии и значительно ослабленные во Франции. Условия,
в контексте которых происходило написание истории, отличались от аналогичных в Англии и в меньшей степени во Франции. Если в Англии история чаще всего писалась свободными от других занятий мужчинами и иногда женщинами, такими как Кэтрин Маколей1, работавшими на потребителя, то в Германии и в определенной мере во Франции историки были привязаны к университетам; в Германии история преподавалась в университетах с тех пор, как во времена протестантской Реформации они были реформированы Филиппом Меланхтоном. Обучение истории все еще происходило посредством чтения лекционных курсов, мало опиравшихся на материал исследований; изменения произошли в новом университете Гёттингена2. Отныне историки, используя недавно появившиеся критические методы, чаще всего являлись профессионалами, связанными с университетами или академиями, в то время как в Англии они продолжали оставаться свободными от других занятий мужчинами и женщинами. В Оксфорде и Кембридже существовали кафедры, предназначенные не для профессионального обучения, а для гуманитарного образования честолюбивых джентльменов-христиан; точно такие же колледжи и университеты были созданы в американских колониях. В Шотландии ситуация в определенной степени напоминала ситуацию в протестантской Германии: серьезные философы и историки были связаны с университетами в Эдинбурге, Глазго и Абердине .
Просвещение в Германии
Интеллектуальный и академический климат в Германии также определялся идеями Просвещения, но по своим признакам Aufkldnmg (немецкий термин, обозначающий Просвещение) отличалось от того, что было в Великобритании и Франции. В Aiifklarung важную роль продолжала играть религия. Историки и философы, будь они лютеранами или пиетистами, были верующими христианами, полагавшими, что их концепции просвещенного общественного строя совместимы с их христианской верой. Они не хотели, как Вольтер, освободить свой мир от религии, а, подобно Готхольду-Эфраиму Лессингу, рассматривали мировую историю как процесс просвещения человечества. Са-
' The New Science, перевод издания 1744 года Томаса Дж. Бергена и Макса Фиша. Ithaca, NY, 1984; Isaiah Berlin, Vico and Herder: Two Studies in the History of Ideas. London, 1976.
1 О женщинах-историках см.: Natalie Z. Davis, 'History's Two Bodies', American Historical Review, 93:1. February 1988, 1-30; также: Davis, 'Gender and Genre: Women as Historical Writers, 1400-1820' // Patricia Labalme, ed., Beyond their Sex: Learned Women of the European Past. New York, 1980, 153-182.
2 Charles McClelland, State, Society and University in Germany, 1700-191. Cambridge, 1980; R. S. Turner, 'University Reformers and Professorial Scholarship in Germany 1760-1860' // Stone, The University in Society. Vol. 2, 495-531.
Nicholas Phillipson, 'Culture and Society in the 18th-Century Province: The Case of Edinburgh and the Scottish Enlightenment' // Stone, The University in Society. Vol. 2, 449-494.
ГЛАВА 1
мой важной целью, согласованной с лютеранской доктриной, было достижение духовной свободы. Немецкие просветители, как и их французские коллеги, хотели реформировать средневековые пережитки и отменить ограничения на свободу мысли и исследования, но они не бросали вызов существующей политической системе. Скорее, они доверяли проведение этих реформ просвещенным монархам, прежде всего Фридриху Великому. В отличие от французских философов-энциклопедистов, для которых разум ассоциировался с логическим мышлением и эмпирическим исследованием, они были склонны рассматривать разум и рассудок в духе Вико, как феномен, в котором выражен весь человек, в том числе его воля и чувства. Поэтому их отношение к Средневековью было более снисходительным, чем у Вольтера или Робертсона. В своем труде Osnabruckiscke Geschichte («История Оснабрюка», 1768) Юстус Мёзер' увидел развитие своего родного города Оснабрюка сквозь призму того, что он назвал Lokal-vernunft, то есть Vernunft (разумом), проявляющимся не в абстрактных понятиях человеческих прав, а в конкретных локальных учреждениях, возникших по ходу истории. Отчасти аналогичным образом Эдмунд Бёрк в своих «Размышлениях о революции во Франции» выступил в защиту государственного устройства Британии, которое он рассматривал как продукт истории, и против намерения французских революционеров радикально изменить политический и общественный строй Франции в целях обеспечения абстрактных прав человека.
Таким образом, Просвещение ни в коем случае не было унифицированным феноменом. В том числе не стоит недооценивать роль религии. Идея четырех империй, достигших своей кульминации в Священной римской империи как продолжении четвертой (начиная с Рима) империи, была поставлена под сомнение еще итальянскими гуманистами, предложившими в качестве замены деление истории на три большие эпохи: классическую античность, темное Средневековье и современность. Однако лишь немногие историки, включая даже тех, кто в последней трети XVIII века принадлежал к критически настроенным ученым Гёттингенского университета, например Иоганна-Христофа Гаттерера2 и Августа-Людвига Шлёцера3, посмели подвергнуть сомнению библейскую хронологию от создания мира до Моисея, хотя остальную историю человечества они вполне были готовы рассматривать в секулярном ключе.
1 См.: Jonathan В. Knudsen, Justus Muser and the German Enlightenment. Cambridge, 1986.
" Johann Christian Gatterer, AbriB der Universalhistorie (Gottingen, 1765).
' August Ludwig Schlozer, Vorstellung seiner Universal-Historic, 2 parts. Gottingen, 1772-1773.