Историографические традиции: xviii век
С чего мы начинаем?
ЬЛежкулътурная компаративистика
Существуют две основные причины, по которым мы начинаем наше рассмотрение истории современной историографии в сравнительной и глобальной перспективе с XVIII века: во-первых, как мы уже упоминали во введении, XVIII век был преддверием того периода, когда западная историография оказала значительное влияние на исторические культуры остального мира. Во-вторых, XVIII век был ознаменован фундаментальными изменениями в исторических воззрениях прежде всего (хотя и не только) на Западе. Именно тогда появилось современное мировоззрение, которое в том виде, как мы уже описали его во введении, господствовало в способах исторического мышления на протяжении всего XIX века и вплоть до второй половины века XX.
Сразу же возникает вопрос о том, каким образом можно сравнивать историографические традиции. Во введении мы обозначили несколько традиций исторического мышления и историописания. В то же время мы осознаем, что культуры, в рамках которых эти традиции возникли, состоят из разных субкультур; таким образом, в рассматриваемое нами время национальные традиции играют весьма значительную роль. Но эти традиции исторического мышления не могут быть описаны исключительно как национальные - много важных изменений выходит за национальные рамки. В качестве известных примеров можно привести распространение идей Просвещения в Европе и за ее пределами, а также распространение «доказательного знания» в Восточной Азии. Мы должны понимать, что ни одна из этих культур не остается неизменной, как часто полагали европоцентристски настроенные мыслители XVIII - середины XIX века, все они со временем претерпевают изменения. И все-таки, ставя своей целью проведение
ГЛАВА 1
компаративных исследований, мы можем выделить некоторые особенности, свойственные или несвойственные данным культурам.
Особенности исторического мышления в разных культурах
Мы выделим три такие особенности.
а) Всем им присущи традиции, которые, несмотря на свойственные этим историографиям изменения в представлениях о мире, придают им определенную степень континуитета. Все они отсылают к классическим моделям отдаленной старины, которые и задали им способ постижения и написания истории. На Западе, вплоть до современного времени, историография придерживалась двух весьма различных моделей, созданных великими греческими историками, в частности Геродотом и Тацитом'. Исламский мир был тоже хорошо знаком с историками Древней Греции и эллинистического мира. В Восточной Азии влияние Конфуция, создавшего и распространившего более раннюю традицию регистрации исторических фактов и написания истории 'shi' (писцом / историком) на разных уровнях власти, ощущалось не только в Китае, но и в Японии, Корее и Вьетнаме. В Индии возникновение историографической традиции восходит к написанным на санскрите Ведам.
б) Классическое происхождение каждой традиции связано с религиозным компонентом. На Западе это христианство, источниками которого является не только Новый Завет, но и иудейская Библия. Они же наряду с Кораном являются ключевыми и для ислама. Оба разделяют линейную концепцию исторического времени, начиная с его возникновения, описанного в Книге Бытия, к центральному событию в виде распятия Иисуса на кресте в христианстве и бегства Мухаммеда в Медину в исламе и до конца времен в виде судного дня. В Восточной Азии появление 'shi', официального статуса, являвшегося вплоть до I в. до н.э. наследственным, уходит своими корнями в практику шаманизма в древнем Китае. Хотя в восточноазиатской исторической мысли идеологизированные представления практически отсутствуют, иногда они все же встречаются". Роль Конфуция, фигуры очень мирской, конечно, отличается от роли Иисуса как сына Божьего и Мухаммеда как божественного пророка. Однако представление о
1 См.: Ernst Breisach, Historiography: Ancient, Medieval, and Modern (Chicago, IL, 1983); Arnaldo Momigliano, The Classical Foundations of Modern Historiography. Berkeley, С A, 1990.
2 Masaki Miyake, 'Millenial Movements and Eschatologies in Europe and Asia: A Comparative Approach' // Time: Perspectives of the Millennium (Westport, CT, 2001), 213-227: для Европы: Karl Lowith, Meaning in History: The Theological Implications of the Philosophy of History. Chicago, IL, 1949.
МИРОВЫЕ ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ: XVIII ВЕК 41
небесном порядке, tian, к которому часто непосредственно обращался сам Конфуций и его последователи, влияет на труды китайских историков, на то, как они оценивают политику предшествующей династии. На восточноазиатскую мысль в целом влияют и различные формы буддизма с его представлениями о цикличности истории, разделяемыми и индуизмом. Но циклические идеи ни в коем случае не отсутствуют и в классической западной мысли.
с) Институциональная структура, в которой разворачивается исто-риописание, в каждой из выделенных нами культур различна и отражает меняющиеся социально-политические условия. Возможно, самое большое расхождение в этом плане - это расхождение между восточно-азиатской и западной историографиями. Определяющим фактором для первой, по крайней мере, в Китае и в меньшей степени в Японии и Корее, является существование с очень ранних времен, хотя и с некоторыми перерывами, империи или, как в Корее, царства, на службе у которых историки и пишут историю. Довольно рано историки в Китае были интегрированы в систему правительственной бюрократии; с VII в. и по сей день существует Историческая служба, в задачу которой входит написание и оценка истории предшествующей династии. История, таким образом, пишется бюрократами для бюрократов1. На региональном и местном уровнях история пишется коллективами, организованными сходным образом. Однако эти исторические труды не всегда создаются в угоду правителю - вдохновленные своим долгом перед tian, историки в своих трудах часто осуждают его поведение. И не всегда это анонимные историки; на многих из них имеются биографические сведения. Существуют и истории, написанные частными лицами. На Западе положение дел почти прямо противоположно. В классической античности, а затем начиная с периода Возрождения историю в основном писали люди, не находящиеся на службе у государства. В частности, в период Средневековья ее пишут в приписанных к орденам монастырях и иногда*- придворные историки. В исламском мире, особенно в Персии, а также в греко-православной Византийской империи, религиозные ордена и придворные историки играли важную роль в написании истории, но у нас есть и заслуживающая внимания информация о независимых историках. Различалась и аудитория, для которой писалась история на Западе и в Китае. В классической античности такие историки, как Тацит, зачитывали свои труды на собраниях, а с появлением в период Ренессанса книгопечатания и книготорговли исторические труды стали доступны широкой публике. Таким образом, история в гораздо большей степени, чем в Китае, была рассчитана на широкую аудите-
1 См.: W. С. Beasley and E. G. Pulleyblank, eds, Historians of China and Japan. Oxford, 1961, 5; см. также: E. Balaci, 'L'histoire comme guide de la pratique bureauc-ratique1, ibid., 78-94.
ГЛАВА 1
рию. Книготорговля, однако, не ограничивалась Западом и была хорошо организована в Китае и Японии.
Запад
Основные черты западной историографии
В этом разделе мы обратимся к сложному вопросу об особенностях Запада. Он рассматривался на недавно прошедшей конференции в Германии, в работе которой приняли участие представители разных не западных стран1. Кембриджский историк Питер Бёрк, один из наиболее сведущих специалистов по современной западной историографии, в пленарном докладе изложил десять тезисов о сущности западной исторической мысли. Для него «самой важной или, по крайней мере, наиболее очевидной особенностью западной исторической мысли», отличающей ее от других культур, «является ее акцент на развитии или прогрессе, другими словами, "линейное представление" о прошлом». Это связано с «исторической перспективой», которая избегает «анахронизмов» и признает исключительность прошлого. Далее, она отличается своей озабоченностью вопросами эпистемологии, то есть проблемами исторического познания, поиском каузальных объяснений и приверженностью объективности. Кроме того, «квантитативный подход к истории также чисто западное явление»2. Проблема с этим определением состоит в том, что описываемые Бёр-ком особенности не столько западные, сколько современные'. Они являются чертами современного мышления, свойственного сегодня многим незападным историкам, но не свойственного в той же мере историческому мышлению Запада в период Средневековья или даже в классический период. Линейный подход и идея прогресса, озабоченность проблемой исторического познания - последнее присуще также восточноазиатским и мусульманским мыслителям — и поиск каузальных объяснений начинают обсуждаться на Западе в XVIII веке, в то время как квантитативный подход к истории характерен для конца XX века и ни в коем случае не является общепринятым.
1 Jorn Rusen, ed. Western Historical Thinking: An Intercultural Debate. New York, 2002.
2 Peter Burke, 'Western Historical Thinking in a Global Perspective', ibid., 15-30. (см. об этом на русск. языке: Кукарцева М., Коломоец Е. Западное и не западное историческое мышление: сходства и отличия. Аналитический обзор // Способы постижения прошлого. М., 2011. С. 232-349. см предисловие к данной книге.
3 Georg G. Iggers (1926-), 'What is Uniquely Western about the Historiography of the West in Contrast to that of China?', ibid., 101-110.