Б.Б.. Социально – педагогическая работа в детских и молодёжных объединениях, движениях.
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА
"УТВЕРЖДАЮ"
Проректор по учебной работе
______________Т.В. Мальцева
" " __________ 20___ г.
Рабочая программа дисциплины (модуля)
Б.Б.. Социально – педагогическая работа в детских и молодёжных объединениях, движениях.
Направление подготовки 43.03.02
«Психолого-педагогическое образование»
Профиль «Психология и социальная педагогика»
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Санкт-Петербург
Год
Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями:- ФГОС ВОпо направлению подготовки43.03.02 «Психолого-педагогическое образование», утвержденного приказом Министерства образования и науки от «04» декабря 2015 г. № 1426 - Приказа Минобрнауки России от 19.12.2013 N 1367 (ред. от 15.01.2015) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, - учебного плана АОУ ВПО «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина» по направлению подготовки 43.03.02 Психолого-педагогическое образование |
Составитель: ст.преподаватель Е.А.Трошина
Рецензент:
Рассмотрено на заседании кафедры истории и гуманитарных наук
Соответствует требованиям к содержанию, структуре, оформлению.
Заведующий кафедрой истории и гуманитарных наук ___________
Рабочая программа соответствует требованиям к содержанию, структуре, оформлению.
Согласовано:
Зав.библиотекой ________________ Н.В.Золотухина
Рекомендовано к использованию в учебном процессе
Язык обучения - русский
1. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
№ пп | Индекс компетенции | Содержание компетенции (или ее части) | В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны: | ||
знать | уметь | владеть | |||
1. | ОПК-1 | способностью учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях | |||
2. | ОПК-3 | готовностью использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов | |||
3. | ОПК-4 | готовностью использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов | |||
4. | ОПК-5 | готовностью организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую | |||
5. | ОПК-9 | способностью вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной ситуации развития | |||
6. | ОПК-10 | способностью принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач |
2. Место дисциплины в структуре ОП:
Цельпреподавания учебной дисциплины « Социально – педагогическая работа в детских и молодёжных объединениях, движениях»:
подготовку социальных педагогов к сотрудничеству с молодежными и детскими организациями, к эффективному использованию в социуме их воспитательного потенциала.
Задачипреподавания учебной дисциплины «Социально – педагогическая работа в детских и молодёжных объединениях, движениях»:
1) ознакомление студентов с основными психологическими проблемами (российские и зарубежные движения);
2) изучение различных молодёжных объединений, движений;
3) ознакомление с методами работы социального педагога с детскими и молодёжными организациями;
4) изучение особенностей государственной поддержки общественных молодёжных движений.
Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у
обучающихся в результате освоения ООП подготовки по профилю «Социальная педагогика» по дисциплинам профессионального цикла (базовая часть) «Социальнопедагогическая деятельность», «Методика и технология работы социального педагога» и др.
Данная дисциплина является предшествующей для дисциплин профессионального цикла (базовая часть) «Нормативно правовые и этические основы деятельности социального педагога» модуля «Нормативно-правовые основы социально-педагогической деятельности»; «Практикум по социально-педагогическому проектированию» модуля «Методики и технологии социально-педагогической деятельности»; профессионального
цикла (вариативная часть) – «Социальная политика», «Инновации в социально - педагогической деятельности».
Основные виды занятий по дисциплине лекции, семинары, самостоятельная работа.
3. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет зачетных единицы, 13 академических часов.
Вид учебной работы | Всего часов | Трудоемкость в акад.час | |||
По очной форме | По заочной форме | ||||
Аудиторные занятия (всего) | |||||
В том числе: | |||||
Лекции | |||||
Практические занятия | |||||
Лабораторные работы | |||||
Самостоятельная работа (всего) | |||||
В том числе: | |||||
Контрольные работы | |||||
Реферат | |||||
Презентация | |||||
Подготовка к лабораторным занятиям | |||||
Составление конспектов | |||||
Определение понятийного аппарата исследования по одной из тем. | |||||
Вид промежуточной аттестации (зачет) | |||||
Общая трудоемкость час з.е. | |||||
4. Содержание дисциплины
4.1. Разделы (блоки) дисциплины и виды занятий
Заочная форма обучения
№ п/п | Номера и название разделов и тем | Всего (часов) | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | |
В том числе | |||||
Лекции | Лабораторные занятия | ||||
Молодёжные движения. Основные понятия. Особенности организации деятельности молодёжных движений | |||||
Правовые основы деятельности молодёжных движений. | |||||
Молодёжное движение в Российской Федерации. Исторический опыт. | |||||
Современное состояние молодёжного движения в Российской Федерации. Молодёжные организации как педагогическая система. | |||||
Развитие молодёжного движения за рубежом. Перспективы развития молодёжного движения в России и за рубежом. | |||||
Зачёт, экзамен | |||||
Итого |
ЛабораторныЕ ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ НЕ ПРЕДУСМОТРЕНЫ
Практические занятия
№ п/п | наименование блока (раздела) дисциплины | Наименование практических работ | Трудо-емкость в часах |
1. | Правовые основы деятельности молодёжных движений. | Знакомство с научной и научно-популярной литературой по социально - педагогической работе в детских и молодежных объединениях, движениях в различные эпохи и в разных странах. Составление библиографии. | |
2. | Молодёжное движение в Российской Федерации. Исторический опыт. | Сравнительно-исторический анализ теорий, программных документов, литературных источников, художественной литературы, кинофильмов изучаемого раздела | |
Развитие молодёжного движения за рубежом. Перспективы развития молодёжного движения в России и за рубежом. | Проведение исследовательской работы, связанной с изучением региональных проблем становления и развития социально-педагогической работы в детских и молодежных объединениях, движениях. |
4.4. Самостоятельная работа студента
№ п/п | наименование блока (раздела) дисциплины | ВидыСРС | Трудо-емкость в часах (очная/ заочная) |
1. | Молодёжные движения. Основные понятия. Особенности организации деятельности молодёжных движений | Знакомство с первоисточниками, их конспектирование и анализ. Разработка презентаций по темам лекций и семинарских занятий | |
2. | Правовые основы деятельности молодёжных движений. | Знакомство с первоисточниками, их конспектирование и анализ. Разработка презентаций по темам лекций и семинарских занятий | |
3. | Молодёжное движение в Российской Федерации. Исторический опыт. | Знакомство с первоисточниками, их конспектирование и анализ. Сравнительно-исторический анализ теорий, программных документов, литературных источников, художественной литературы, кинофильмов изучаемого раздела. | |
4. | Современное состояние молодёжного движения в Российской Федерации. Молодёжные организации как педагогическая система. | Знакомство с первоисточниками, их конспектирование и анализ. Исследование актуальной для современной школы проблем в плане социально -педагогической работы в детских и молодежных объединениях, движениях. | |
5. | Развитие молодёжного движения за рубежом. Перспективы развития молодёжного движения в России и за рубежом. | Знакомство с первоисточниками, их конспектирование и анализ. Сравнительно-исторический анализ теорий, программных документов, литературных источников, художественной литературы, кинофильмов изучаемого раздела. |
Содержание разделов и тем
ТЕМА 1. Молодёжные движения. Основные понятия. Особенности организации деятельности молодёжных движений.
Понятие молодежного движения, молодежного объединения, молодежной организации. Молодежные и детские общественные объединения как объект и субъект ГМП. Молодежные движения и принцип участия молодежи. Молодежное и детское движение. Молодежные организации и гражданское общество. Молодежные организации и молодежная субкультура.
Роль общественных объединений в формировании личности молодого человека.
Примерная тематика курсовых проектов (работ)
Курсовая работапо дисциплине учебным планом не предусмотренна.
Темы для рефератов: 5.2
Темы конспектов.
Представлены в 5.1.
Примеры тестовых заданий.
Вопросы для устного опроса.
Критерии оценивания планируемых результатов обучения для формирования компетенций
Планируемые результаты обучения (показатели достижения заданного уровня освоения компетенций) | Критерии оценивания результатов обучения | |||
Неудовлетворительно | Удовлетворительно | хорошо | отлично | |
ЗНАТЬ: | отсутствие знаний или фрагментарные знания | общие, но не структурированные знания | сформированные, но содержащие отдельные пробелы знания | сформирован-ные систематические знания |
УМЕТЬ: | отсутствие умений или частично освоенное умение | в целом успешное, но не систематически осуществляемое умение | в целом успешное, но содержащее отдельные пробелы умение | сформирован-ное умение |
ВЛАДЕТЬ: | отсутствие навыков или фрагментарное применение | в целом успешное, но не систематическое применение | в целом успешное, но содержащее отдельные пробелы применение | успешное и систематическое применение |
Формы контроля:
Текущий контроль:
· Подготовка докладов и рефератов. Требуется достаточно свободное владение материалом, почерпнутым не только из монографий, но и из источников; умение составить развернутый план выступления; высказать собственную оценку рассматриваемых явлений и процессов; ответить на дополнительные вопросы по тексту доклада.
Итоговый контроль:
· Зачет в форме собеседования. Оценка «зачтено» предполагает знание основных проблем курса, умение свободно и логически последовательно излагать основной материал курса, давать развернутую характеристику историческим фактам и явлениям, рассматриваемым в курсе.
· Экзамен в устной форме.
Оценка «отлично» предполагает свободное знание проблем курса, умение логически последовательно излагать материал курса, давать развернутую характеристику историческим фактам и явлениям, рассматриваемым в курсе.
Оценка «хорошо» выставляется в случаях, когда студент демонстрирует знание основных проблем курса, свободно и логически последовательно излагать материалы курса, давать краткую характеристику историческим фактам и явлениям, рассматриваемым в курсе.
Оценка «удовлетворительно» предполагает знание ключевых проблем курса, давать характеристику наиболее важным историческим фактам и явлениям, рассматриваемым в курсе.
Оценка «неудовлетворительно» предполагает отсутствие знаний по ключевым проблемам курса или отказ от ответа.
Список вопросов для подготовки к зачёту:
1. Понятие молодежного движения, молодежного объединения, молодежной организации.
2. Молодежные и детские общественные объединения как объект и субъект ГМП.
3. Молодежные организации и гражданское общество.
4. Молодежные организации и молодежная субкультура
5. Роль общественных объединений в формировании личности молодого человека.
6. Правовые основы деятельности молодежных объединений.
7. Зарождение первых молодежных организаций в России.
8. Развитие скаутского движения в России.
9. Возникновение коммунистических союзов молодежи. ВЛКСМ и его деятельность.
10. Участие молодежи в деятельности добровольных обществ (ДОСААФ, ОСВОД, ООП и др.).
11. Молодежное движение в годы перестройки.
12. Классификация молодежных организаций: политические, социальноориентированные, национальные, экологические, религиозные и др.
13. Основные направления практической деятельности. Общероссийские,
межрегиональные и региональные (местные) организации.
14. Общественная молодежная политика.
15. Основные этапы развития молодежного движения в зарубежных странах.
16. Модели взаимодействия молодежных организаций и государства.
17. Менеджмент в молодежных объединениях.
18. Особенности руководства и лидерства в молодежных организациях.
19. Подготовка и повышение квалификации лидеров и руководителей
20. Воспитание толерантности в молодежных объединениях.
21. Молодежные организации как институт социализации
22. Особенности работы с инвалидами в молодежных объединениях.
23. Формы взаимодействия и государственной поддержки молодежных объединений.
24. Нормативные документы федеральных органов государственной власти по вопросам детского и молодежного движения.
25. Конкурс проектов, программ молодежных и детских общественных объединений.
26. Включение молодежи в управление ГМП и реализацию программы «Молодежь России».
27. Общая палитра молодежного движения в Ленинградской области. Основные этапы развития молодежного движения в Ленинградской области.
28. Студенческие организации и студенческое самоуправление. Досуговые молодежные объединения.
29. Глобализация и молодежное движение. Влияние новых информационных технологий на формы деятельности молодежных объединений.
30. Влияние коммерциализации на деятельность молодежных объединений.
31. Новые требования к подготовке кадров для молодежных объединений.
Образовательные технологии.
Рекомендуемые образовательные технологии: лекции, лекции с элементами беседы, практические занятия, самостоятельная работа студентов, подготовка рефератов и докладов. При проведении практических занятий активно используется работа в микрогруппах с последующим общим обсуждением, работа со специальной литературой, практическая апробация рассматриваемых приемов и рекомендаций. При изучении
теоретического материала обязательно осуществляется его «привязка» к повседневной практике и будущей профессиональной деятельности студентов, учитывается региональный аспект. Для отработки умений установления контактов и работы с детьми используется проведение бесед, диагностических игр и т.д.
Предлагаемые по каждому разделу темы для рефератов используются для
углубленного изучения вопросов, не входящих в основной блок, и могут быть основой докладов и мини-лекций
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля).
7.1. Основная литература
№ п/п | Наименование | Авторы | Место издания | Год издания | Наличие | |
внаучно-техническойбиблиотеке, экз | в ЭБС, адрес в сети Интернет | |||||
Основы работы с молодежью : учебное пособие | П.И. Бабочкин, А.А. Козлов, Г.В. Куприянова ; под ред. Т.Э. Петровой. | - М. : Альфа-М |
7.2. Дополнительная литература
№ п/п | Наименование | Авторы | Место издания | Год издания | Наличие | |
внаучно-техническойбиблиотеке, экз | в ЭБС, адрес в сети Интернет | |||||
Социология молодежи : учебник | В.И. Чупров, Ю.А. Зубок | РАН, Институт социальнополитических исследований. - М. : Норма: ИНФРА-М | ||||
Правовые основы работы с молодежью : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030501 "Юриспруденция" | Е. С. Зайцева [и др.]; под ред. А. С. Прудникова. | Москва : ЮНИТИ : Закон и право | ||||
Основы социальной работы : учебник | отв. ред. П.Д. Павленок. - 4-e изд., испр. и доп. | М.: ИНФРА-М | ||||
Молодежь и молодежная политика | Ильинский И.М | М.:МГСА | ||||
Социология молодежи : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. "Социология", специальностям "Социология", "Организация работы с молодежью" | М. Ю. Попов, С. А. Гусова, Л. Г. Костюченко, С. А. Мерзаканов, В. Л. Харсеева ; под ред. В. Н. Кузнецова | Москва : Гардарики |
Интернет-ресурсы и другие электронные и информационные источники:
1. Политическая социология [Электронный ресурс] : учебник / М. : Юнити-Дана, 2012.- 497 с. - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118661.
Основы социальной работы : учебник / отв. ред. П.Д. Павленок. - 4-e изд., испр. и доп. -
М.: ИНФРА-М, 2012. - 534 с. - Режим доступа: http://www.znanium.com/bookread.php?book=328820
2. http://youth-in-action.org - источник новостей о тренингах и обучающих программах для российской молодежи, проходящих в рамках общеевропейской программы Youth in Action и Совета Европы.
3.www.dmp.mgopu.ru, www.molros.ru – всероссийский банк данных ГМП
www.mongov.ru – министерство образования и науки
http://www.fadm.gov.ru/ - Росмолодежь
http://rost.ru/main/family.shtml - сайт Национальных проектов
http://www.ruy.ru/ - российский союз молодежи
http://www.ynpress.ru/ - портал ЮНПРЕСС
http://www.youthrussia.ru/ - национальный совет молодежных и детских объединений России.
9.Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины:
Правила оформления конспектов.
Представлены в методических рекомендациях по организации самостоятельной работы
Подготовка научных статей.
Представлены в методических рекомендациях по организации самостоятельной работы.
Структура реферата ВКР.
10.Информационные технологии, используемые при осуществлении образовательного процесса по дисциплине :компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением
Требования к программному обеспечению учебного процесса
№ п/п | наименование блока (раздела) дисциплины | Наименования программы | Тип программы (расчетная, обучающая, контролирующая) |
1. | |||
….. |
Дляуспешногоосвоениядисциплины, студентиспользуетследующиепрограммныесредства:
· MicrosoftWord;
· MicrosoftExcel;
· Microsoft Visio.
10.2Материально-техническое обеспечение дисциплины:
Перечень необходимых материально-технических средств обучения, используемых в учебном процессе преподавателем на лекционных и практических занятиях для освоения студентами дисциплины:
- компьютерное и мультимедийное оборудование: ноутбук, экран, проектор, удлинитель
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры истории и гуманитарных наук, протокол № от г.
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА
"УТВЕРЖДАЮ"
Проректор по учебной работе
______________Т.В. Мальцева
" " __________ 20___ г.
Рабочая программа дисциплины (модуля)
Б.Б.. Социально – педагогическая работа в детских и молодёжных объединениях, движениях.
Направление подготовки 43.03.02
«Психолого-педагогическое образование»
Профиль «Психология и социальная педагогика»