Характеристика политического строя государства

1. Форма правления: монархия (абсолютная, конституционная, дуалистическая) или республика (парламентская, смешанная, президентская, суперпрезидентская).

2. Форма режима: демократия, авторитаризм, тоталитаризм.

3. Форма устройства: федерация, унитарное государство. Является ли частью какого-либо объединения конфедеративного типа (например, Европейского
союза).

4. Структура органов власти:

а) глава государства, его полномочия;

б) законодательные органы (структура, способ формирования, полномочия);

в) исполнительные органы (способ формирования, функции, подчиненность);

г) судебные органы;

д) соотношение прав законодательной, исполнительной и судебной власти;

е) местные органы власти.

5. Основные политические партии и движения (краткая характеристика программ, методов их реализации, влияние на различные социальные слои, положение в политической системе).

6. Краткая обобщенная оценка политического строя и перспектив его развития.

Характеристика

Общественных выступлений

1. Время и место выступления.

2. Связь с другими событиями.

3. Причины.

4. Социальный состав участников.

5. Требования, лозунги, цели.

6. Методы борьбы (митинги, демонстрации, стачки, восстания, акции протеста или гражданского неповиновения и т.д.).

7. Масштабы выступления.

8. Уровень организованности.

9. Имена участников, руководителей.

10. Развитие событий, основные этапы.

11. Значение выступления, его результаты.

Характеристика войн

1. Причины войны, хронологические рамки.

2. Воюющие страны или группировки стран.

3. Цели сторон.

4. Соотношение сил воюющих стран.

5. Повод к войне.

6. Ход военных действий (по этапам):

а) планы сторон в начале каждого этапа;

б) военные и политические итоги этапа.

7. Характер войны.

8. Условия мирного договора.

9. Военные и политические итоги войны.

Характеристика и оценка исторического деятеля

1. Когда и в какой стране жил и действовал исторический деятель, к какой общественной группе он принадлежал по своему происхождению? Каковы были его цели, планы, какими средствами он стремился реализовать их?

2. Опишите (по возможности) внешность и характер исторического деятеля. Какие личные качества помогали ему идти к цели, а какие мешали? Что Вы цените в его характере, что не одобряете, что осуждаете?

3. Перечислите основные результаты его деятельности (какие цели удалось претворить в жизнь).

4. Установите, в интересах каких общественных сил действовал герой Вашего описания.

Оцените деятельность выдающегося человека (кому была полезна, выгодна; способствовала ли прогрессу общества). Выскажите свое отношение к нему и его деятельности.

Как рецензировать ответ учащегося

1. Оценить, насколько правильно и грамотно ответил Ваш товарищ, какие ошибки он допустил.

2. Следовал ли он намеченному плану, в чем отошел от него, что пропустил.

3. Вспомните, выразил ли ученик свое личное мнение и отношение к историческим событиям и их участникам.

4. Употреблял ли он в рассказе необходимые исторические тер­мины и понятия.

5. Укажите ошибки и недостатки речи (ненужные повторения, отсутствие эпитетов, живых характеристик людей и событий).

Рекомендации по написанию реферата на историческую тему

Слово «реферат», латинское по происхождению, означает краткое письменное изложение сущности какой-либо проблемы. Однако в современном понимании реферат - это не только пересказ прочитанного, но и анализ, обобщение и аргументированное изложение собственной точки зрения на рассматриваемую проблему.

Процесс написания реферата состоит из следующих этапов:

1. Выбор темы и постановка проблемы.

Тема реферата выбирается в соответствии с интересами учащегося и согласовывается с преподавателем. Учитываются имеющиеся источники и литература по теме работы, их доступность. Тема школьного реферата не должна быть слишком широкой (например «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.») или слишком узкой, посвященной каким-то частным вопросам.

Одновременно с темой реферата продумываете я и его проблематика. Как известно, главный вопрос исторического исследования, это вопрос почему. Школьный реферат также должен содержать попытку ответа на этот вопрос в рамках заданной темы. Например, если тема реферата «Начальный период Великой Отечественной войны», то главной проблемой данной работы должен быть поиск ответа на вопрос о причинах поражений Красной Армии в начале войны.

2. Сбор материала по выбранной теме.

После выбора темы и определения проблемы составляется список литературы, содержащий необходимые сведения. Для этого необходимо ознакомится с соответствующими разделами систематических каталогов библиотек, обзорами литературы в журналах, историческими сайтами в Интернете.

После отбора необходимых для работы материалов следует наметить последовательность их изучения, что позволит более точно определить примерное содержание и структуру реферата. При работе с источниками и литературой целесообразно на отдельных карточках или в специальной тетради выписывать основные положения, примеры, выводы изученных произведений, точно указывая их авторов, названия, страницы. Необходимо отметить, что в случае возникновения сомнений в авторстве реферата преподаватель имеет право потребовать предъявить эти подготовительные материалы.

3. Составление плана.

Определение содержания реферата позволяет составить черновой вариант плана. Он состоит, как правило, из введения, двух - пяти пунктов основной части (могут иметь подпункты) и заключения. Формулировки пунктов плана должны быть ясными, четкими, по возможности краткими. В процессе работы первоначальные их варианты, как правило, пересматриваются (могут быть включены новые вопросы, изменена последовательность и т.п.).

4. Работа над текстовой частью реферата.

После составления плана рекомендуется определить содержание и логику изложения отдельных вопросов. Необходимо внимательное прочтение отобранной литературы с обязательным конспективным изложением сущности прочитанного, с выписками отдельных цитат, записью собственных мыслей, возникающих во время чтения. Обдумайте порядок изложения, формулировки пунктов плана, сверьте с первоисточниками цитаты, которые будут приведены в реферате, рассчитайте объем всего реферата в целом и его отдельных частей. Рекомендуемый объем школьного реферата- 8-10 стандартных машинописных страниц чистого текста (т.е. без учета титульного листа, плана и списка источников и литературы). Стандартная машинописная страница - примерно 1800 знаков (30 строк по 60 знаков). При компьютерном наборе сегодня наиболее часто используется шрифт Times New Roman, 14-й размер, полуторный интервал.

Во введении (1-2 стр.) следует обосновать выбор темы реферата, показать ее актуальность, степень разработанности, кратко сформулировать проблему исследования, Пункты основной части являются развернутым изложением ответа на сформулированный во введении вопрос почему. В заключении (также 1-2 стр.) формулируются основные выводы по теме работы. Структура заключения должна соответствовать структуре реферата.

Например, если тема реферата «Начальный период Великой Отечественной войны», а проблема — причины поражений Красной Армии в начальный период войны, то очевидно, что в реферате должны быть раскрыты два аспекта данной проблемы: слабые стороны Красной Армии и сильные стороны немецкой армии. Каждому из этих аспектов должен быть посвящен отдельный пункт основной части. В заключении необходимо кратко перечислить (первое..., второе..., третье...) причины неудач Красной Армии, взятые в их совокупности.

5. Оформление реферата.

Оформление титульного листа показано на последней странице.

На втором листе дается план реферата. Введение и заключение не нумеруются. Основные пункты плана нумеруются римскими, а подпункты - арабскими цифрами.

На титульном листе и плане номер страницы не проставляется, но они учитываются, и, следовательно, введение начинается со страницы под номером 3.

Цитата, приведенная без изменения авторского текста, должна быть взята в кавычки и иметь ссылку на источник, например: « Цена победы для советской стороны была немалой - в боях погибли сотни солдат и офицеров»1. Сноска имеет следующий вид: 1Иванов Н.С Первые победы. М., 1998. С.29.

Также в обязательном порядке должны даваться ссылки на источники любой цифровой информации, мнения и высказывания исторических деятелей, историков и философов. Например: «По мнению некоторых исследователей, поражения Красной Армии в начальный период Великой Отечественной войны целиком и полностью объясняются сталинскими репрессиями»2. Сноска в данном случае должна выглядеть так: 2См., напр.: Петров В.В., Сталинизм, М., 1991. В данном случае страница не указывается.

Для школьного реферата рекомендуется режим постраничных сносок со сквозной нумерацией. Основной текст отделяется от текста сноски чертой, при компьютерном наборе сноска печатается шрифтом меньшим, чем основной текст (10 пунктов).

1. Завершается реферат списком использованных при его написании источников и литературы. Он должен состоять не менее чем из пяти наименований, не являющихся учебниками или учебными пособиями, Сначала указываются использованные источники (документы, мемуары и т.п.), затем - монографии и статьи в журналах, газетах и сборниках (и то и другое в алфавитном порядке, под номерами).

Как следует из приведенного образца, при компьютерном наборе допускается выделение фамилии и инициалов автора курсивом; можно не указывать издательство, но следует обязательно указать год и место издания. Москва, Ленинград, Санкт - Петербург, Горький, Нижний Новгород даются в сокращении (М., Л., СПб., Г., Н.Н.), названия других городов - полностью.

Наши рекомендации