Лекция как форма организации учебного процесса в высшей школе.

Роль и место лекции в вузе. Структура лекции. Оценка качества лекции. Развитие лекционной формы в системе вузовского обучения. Новые лекционные формы: проблемная лекция, лекция вдвоем, лекция-визуализация, лекция – пресс-конференция. Основы подготовки лекционных курсов по истории. Письменный текст как средство организации и передачи информации. Проектирование описательного учебного текста лекции. Методические аспек-ты изложения лекционного текста. Психологические особенности деятельности преподавателя при подготовке и чтении лекции. Специфика коммуникативной культуры педагога на лекции. Культура речи. Выбор грамматических форм и конструкций. Слагаемые ораторского искусства. Особенности психологии ораторского труда. Сущность и генезис педагогического общения. Стили педагогического общения. Диалог и монолог в педагогическом общении. Содержание и структура педагогического общения. Особенности педагогического общения в вузе.

Семинарские занятия в высшей школе.

Цель практических занятий. Структура практических занятий. Типы семинаров и особенности их организации, при изучении курсов по истории. Просеминар. Семинар. Спецсеминар. Семинар как взаимодействие и общение участников. Новые семинарские формы: семи-нар-исследование, семинар-дискуссия, семинар – «круглый стол», семинар – «карусель», «мозговой штурм», «деловая игра». Критерии оценки семинарского занятия.

Инновационные технологии реализации учебного процесса.

Информационные технологии обучения (ИТО). Краткая историческая справка. Классифи-кация ИТО. Характеристика и способы использования автоматизированных систем обучения в подготовке специалистов в вузе. Основные типы программно-методических комплексов (ПМК) и их взаимосвязь с методами обучения. ПМК поддержки лекционного курса. ПМК моделирования процесса. Тестовые и контролирующие ПМК. Электронные учебники. Экс-пертные ПМК.

Технология дистанционного обучения. Краткая историческая справка. Возможные подходы решения проблемы дистанционного обучения. Основные компоненты дистанционной об-разовательной технологии. Возможные модели дистанционного обучения. Дидактические особенности дистанционного обучения. Информационно-предметное обеспечение техноло-гии дистанционного обучения. Технология дистанционного обучения на базе компьютерных телекоммуникаций. Виртуальное обучение как смена образовательной парадигмы.

6. Самостоятельная работа студентов (СРС).

Информационно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Вне аудиторная и аудиторная формы СРС. Индивидуальная и групповая формы СРС. Коллоквиум. Три уровня СРС.

Психолого-педагогические аспекты успешности СРС. Индивидуализация, активизация СРС. Пути дальнейшего совершенствования СРС.

Познавательная и исследовательская деятельность студентов. Наука и научное исследование. Исследовательская деятельность студентов как часть их профессиональной подготовки. Способы получения и переработки информации. Этапы работы над курсовыми, дипломными и диссертационными исследованиями. Проектная деятельность студентов.

Тема 7.

Основы педагогического контроля в высшей школе.

Функции педагогического контроля. Формы педагогического контроля. Оценка и отметка. Пути повышения объективности контроля. Рейтинговая система оценки качества усвоения учебного материала. Тестирование как психолого-педагогическое средство оценки академических способностей студентов. Формы тестовых заданий. Этапы разработки тестов. Методы оценки критериев качества тестов.

Психология высшей школы.

Особенности развития личности студента. Психологические особенности обучения студентов. Проблемы повышения успеваемости и снижения отсева студентов. Психологические основы формирования системного мышления. Психологические особенности воспитания студентов и роль студенческих групп.

5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

Данный курс очень важно с точки зрения изучения студентами исторической и культурологической проблематики, разрабатываемой на отделении истории. Его изучение будет способствовать повышению общего культурно-образовательного уровня студентов, более адек-ватному пониманию ими современного уровня развития науки и выполнению поставленной в Программе развития НГУ задачи на ознакомление учащихся с технологией обработки, хранения и передачи информации.

Виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Методика преподавания истории в высшей школе»:

· работа над лекционным материалом;

· работа над учебными пособиями;

· изучение и конспектирование источников;

· написание рефератов.

Перечень заданий для самостоятельной работы студента

Темы рефератов

1. Роль высшего образования в современной цивилизации.

2. Место университета в российском образовательном пространстве. Болонская система и Российская высшая школа.

3. Проектирование образовательного процесса. Проектирование содержания учебных предметов по истории.

4. Лекция как форма организации учебного процесса в высшей школе. Семинарские занятия в высшей школе.

5. Самостоятельная работа студентов (СРС) как развитие и самоорганизация личности обу-чаемых.

6. Познавательная и исследовательская деятельность студентов. Основы педагогического контроля в высшей школе.

7. Основы коммуникативной культуры педагога. Психология высшей школы.

8. Инновационные технологии реализации учебного процесса. Информационные технологии обучения (ИТО). Информационно-предметное обеспечение технологий обучения. Технология проблемного обучения (проблемная лекция).

9. Технология модульного обучения (лекция-беседа, диалогическая деятельность на практи-ческих занятиях).

10. Технология дифференцированного обучения (лекция-пресс-конференция). Какую роль играет высшее образование в современной цивилизации?

11. Как вы оцениваете место университета на российском образовательном пространстве? Как вы оцениваете возможности, которые дает информатизация образовательного процесса?

Какие проблемы перед российской высшей школой ставит присоединение к Болонской системе?

1. Перечислите и охарактеризуйте основные этапы педагогического проектирования. Перечислите и охарактеризуйте основные формы педагогического проектирования. Какую роль в проектировании целей обучения играют диагностические подходы? Зачем необходимо проектирование содержания обучения?

2. В чем специфика проектирования содержания учебных предметов по истории? Какое место занимает лекция в вузовском образовании?

3. Назовите и охарактеризуйте основные лекционные формы?

4. Назовите психологические особенности деятельности преподавателя при подготовке лек-ции?

5. Охарактеризуйте особенности психологии ораторского труда?

6. чем специфика коммуникативной культуры педагога на лекции? Какова цель использования практических занятий в высшей школе? Охарактеризуйте основные типы семинаров по истории?

7. Что такое просеминар?

8. Чем отличается спецсеминар от семинара? Охарактеризуйте основные новые семинарские формы. Что такое информационные технологии обучения? Охарактеризуйте основные типы ПМК.

9. чем специфика технологии дистанционного обучения на базе компьютерных телеком-муникаций?

10. Что такое электронные учебники?

11. Какое место в вузовском образовании занимает самостоятельная работа студентов? Сравните внеаудиторную и аудиторную формы СРС - в чем их сходство и отличие? Назовите основные пути дальнейшего совершенствования СРС.

12. Какую роль играют научные исследования студентов в вузовском историческом образова-нии?

13. Назовите основные способы получения и переработки научной информации. Охарактеризуйте кратко основные этапы работы над научными исследованиями. Каковы функции педагогического контроля?

14. Что такое рейтинговая система оценки качества усвоения учебного материала?

15. Как вы оцениваете тестирование как психолого-педагогическое средство оценки академи-ческих способностей студентов?

16. Охарактеризуйте основные формы тестовых заданий. Охарактеризуйте основные методы оценки критериев качества тестов.

17. чем особенности развития личности студента?

18. Охарактеризуйте кратко психологические особенности обучения студентов. Какое место в современной общественной мысли занимает философия истории? Назовите психологические особенности формирования системного мышления.

Наши рекомендации