Россия в эпоху революций и реформ
Форма занятия: ролевая игра.
Цель: выявить альтернативы общественного развития России в начале XX в., и в ходе дискуссии выяснить причины их победы или поражения.
На семинаре формируются знания:
- основных фактов и событий социально-экономической, общественно-политической и духовной жизни России, внутренней и внешней политики
- о выдающихся государственных и общественно-политических деятелях, представителях культуры, науки России.
- о многовариантности исторического развития;
- о причинах краха различных альтернатив общественного развития в 1917 г. и победы леворадикальной альтернативы.
умения:
- устанавливать причины, предпосылки и выявлять закономерности развития исторических событий и процессов;
- анализировать события и процессы социально-экономической, общественно-политической и культурной истории России;
- определять значение важных исторических событий и процессов российской истории;
- вести дискуссию;
- работать в команде;
- анализировать исторический источник;
- устанавливать причинно-следственные связи.
компетенции:
ОК-1 – владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
ОК-2 – умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
ОК-10 – способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы;
ОК-11 – способность представить современную картину мира на основе естественнонаучных, математических знаний, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры.
Материально-техническое оборудование:
ноутбук, мультимедийный проектор.
Технология проведения
Студенты разбиваются на 4 группы в соответствии с альтернативами общественного развития (временное правительство, Петроградский Совет, генерал Л.Г. Корнилов, партия большевиков) и каждая группа получила задание разработать самостоятельно презентации, характеризующие определенную альтернативу. На семинарском занятии представители групп выступают с докладами. Затем проводится дискуссия, в результате которой студенты должны ответить на вопрос:
«Была ли альтернатива Октябрю 1917 г.?»
Функция преподавателя на занятии – консультирование, наблюдение за работой студентов, модерирование дискуссии.
Описание занятия
1. Подготовительный этап. Студенты разбиваются на 4 группы в соответствии с альтернативами общественного развития (временное правительство, Петроградский Совет, генерал Л.Г. Корнилов, партия большевиков). Каждая группа заранее готовит выступления по разработанной схеме (см. приложение 1.).
Основной.
Представители каждой группы представляют свою альтернативу, в ходе их выступлений заполняется таблица.
Таблица: Альтернативы общественного развития России в начале XX в.
Временное правительство | Петросовет | Ген. Л.Г. Корнилов | Большевики | |
Вопрос о власти | Отложен до Учредительного собрания; конституционная монархия или республика. | Поддержка Временного правительства до созыва Учредительного собрания; республика. | Военная диктатура | Республика Советов рабочих, солдатских, крестьянских и батрацких депутатов. |
Вопрос о земле | Отложен до созыва Учредительного собрания; предусматривалась частичная конфискация помещичьих земель за плату и передача их крестьянам за выкуп. | Отложен до созыва Учредительного собрания; предусматривалась конфискация всех помещичьих земель и передача их крестьянам по трудовой норме. | Отложен до созыва Учредительного собрания | Конфискация всех помещичьих земель и передача их крестьянам. |
Вопрос о мире. | Война до победного конца. Получение Черноморских проливов и ряда земель | Оборона Отечества, демократический мир без аннексий и контрибуций | Война до победного конца. | Мир любой ценой. |
3. «Круглый стол»:обсуждение предложенных альтернатив.
Экспертиза альтернатив.
Студенты совместно с преподавателем формулируют ответна вопрос: «Почему в итоге победила леворадикальная альтернатива?»
Выделенные причины записываются в тетрадь
5. Подведение итогов.Самооценка студентов. Выставление отметок.
Основная литература
1. Зуев М.Н. История России: учеб пособие / М.Н.Зуев. – М.: Юрайт – Издат, 2009. – С. 85 – 109, 218 – 249, 333 – 335, 452 – 468, 617 – 635.
2. История России: учебник / А.С.Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина; МГУ. Исторический ф-т. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Проспект, 2011. – С. 284 – 337.
Дополнительная литература
1. Афанасьев А.Д. Экономика и образование Курской губернии на рубеже XIX – начала XX века // Проблемы развития аграрного сектора региона. Ч. 3. – Курск: Изд-во Курск. гос. с.-х. ак, 2006. – С. 63 – 65.
2. Бокарев Ю.П. Еще раз о темпах роста промышленного производства в России в конце XIX – начале XX века // Отечественная история. – 2006. – № 1. – С. 131 – 141.
3. Верт Н. История Советского государства. 1900 – 1991. – М.: Прогресс – Академия, 1992. – С. 7 – 105.
4. Евплова Т. Культура «серебряного века» // История культуры России. Курс лекций для негуманитарных специальностей. – М.: Об-во «Знание» РФ, 1993. – С. 140 – 155.
5. Кропоткин Г.М. Правящая бюрократия и «новый строй» российской государственности после манифеста 17 октября 1905 года // Отечественная история. – 2006. – № 1. – С. 24 – 42.
6. Лукьянов М.Н. «Россия – для русских» или «Россия – для русских подданных»? Консерваторы и национальный вопрос накануне Первой мировой войны // Отечественная история. – 2006. – № 2. – С . 36 – 46.
7. Поликарпов В.В. 22 – 23 февраля 1917 года в Петрограде // Вопросы истории. – 2005. – № 10. – С. 10 – 24.
8. Сахнин А.В. Борьба за лидерство в руководстве РСДРП (б) в 1917 году: резервы и пределы внутрипартийной демократии // Отечественная история. – 2005. – № 5. – С. 102 – 118.
9. Туманова А.С. Первая русская революция и провозглашение свободы союзов и собраний // Отечественная история. – 2005. – № 5. – С. 33 – 47.
10. Урилов И.Х. Судьбы российской социал-демократии // Вопросы истории. – 2006. – № 3. – С. 122 – 149.
11. Цветков В.Ж. Лавр Георгиевич Корнилов // Вопросы истории. – 2006. – № 1. – С. 55 – 84.
12. Чиняков М.К. Переговоры союзников с Россией об отправке русских войск на Западный фронт и на Балканы (1914 – 1916 гг.) // Вопросы истории. – 2005. – № 11. – С. 38 – 53.
Тема 10.