Страны Европы и США в межвоенный период.

На первый взгляд, это относительно спокойный период развития мирового сообщества. Но только на первый взгляд. Двадцать лет, прошедшие от окончания одной мировой войны до начала другой – срок по историческим меркам небольшой. Однако они вместили множество ключевых для всей новейшей эпохи явлений и процессов. Послевоенные годы ознаменовались второй в истории ХХ века революционной волной в странах Центральной и Восточной Европы. За событиями 1917 года в России последовали революции в Германии и обширных владениях Австро-Венгрии, в 1918-1919 годах советские правительства и советские республики провозглашались в Венгрии, Латвии, Литве, Эстонии.

Сложившаяся к началу 1920-х годов новая, Версальско-Вашингтонская, система международных отношений в Европе и мире, на поверку оказалась крайне неоднозначной, впрочем, как и деятельность созданной тогда международной организации – Лиги Наций. Определенная устойчивость международных отношений 20-х годов, получивших название «эра пацифизма», стала следствием, скорее, общей истощённости послевоенного мира, нежели эффективности нового мирового порядка, который был далек от сглаживания реваншистских настроений в Германии, Италии, Венгрии, укрепления отношений с Советской Россией и адекватного разрешения взаимных территориальных претензий «молодых» государств Европы.

К середине 20-х годов социально-экономическая и политическая ситуация в мире более или менее стабилизировалась, но опять же стабилизация была отнюдь не всеобъемлющей. Для США это действительно были годы «процветания», когда страна окончательно превратилась в новый мировой экономический центр. Однако в ряде стран, даже принадлежавших к числу победителей в войне, например, в Великобритании, не говоря уже о проигравших, положение оставалось сложным. И все же то были годы подъема промышленности, особенно, в новых отраслях – автомобильной, авиационной, химической, радио- и электротехнической. Снизилось число социальных конфликтов, а уровень и характер производства и потребления, роль средств сообщения, изменения образа жизни и отчасти образа мысли людей позволяют делать выводы о начале нового, массового общества.

Полоса стабильного развития была прервана крахом на Нью-Йоркской бирже и началом нового мирового экономического кризиса 1929-1933 годов. Последовавшее десятилетие - последний период в межвоенных десятилетиях - стало временем обострения экономических и социальных противоречий, политического противостояния во внутреннем развитии многих стран, возраставшей международной напряженности и, в конце концов, осознания угрозы новой войны.

В поисках выхода из кризиса наметилось два пути - либерально-демократический социальный компромисс, либо попытки радикального разрешения противоречий, сопряженных зачастую с утверждением диктаторских режимов. В ряде стран, например, США, Франции, Великобритании компромиссный выход найти удалось. В большинстве же стран континентальной Европы сложилась иная ситуация. Здесь стоит остановиться на двух принципиальных для того периода и сложных вопросах о сущности фашизма и тоталитаризма. В марте 1919 года в Италии была учреждена организация «Фашио ди комбаттименто», или «Боевой союз», который возглавил Бенито Муссолини. Тогда же зародилось национально-социалистическое движение в Германии. С приходом осенью 1919 года в малочисленную Немецкую рабочую партию Адольфа Гитлера началось превращение её в массовую Национально-Социалистическую немецкую рабочую партию или сокращённо НСДАП. Родство фашизма и национал- социализма было изначально, как в программных положениях, так и в политической практике. Общими чертами их стали антикоммунизм и антилиберализм, ксенофобия и элитаризм, реваншизм, этатизм с элементами мистического вождизма и милитаристский национализм.

Общие же черты политических режимов, установившихся в Италии в 1922 году, а через одиннадцать лет в Германии, дали основания для констатации появления нового феномена - тоталитарного режима. В Италии подобный режим утвердился в результате марша на Рим лидеров фашистской партии и чернорубашечников, насильственно сменивших власть в Королевстве, в результате правящей партией стала Национальная фашистская партия, а Бенито Муссолини был назначен премьер-министром. В Германии более последовательно осуществлялся переход власти к национал-социалистам во главе с Адольфом Гитлером и последовавшей за ним заменой демократического строя на диктатуру.

То​талитаризм — особое явление, присущее только XX веку и качественно отличное и от древних восточ​ных деспотий, и от диктаторских режимов (в том чис​ле и современных ему). У историков и политологов пока не сложилось еди​ного мнения по поводу природы и сущности тоталита​ризма. Это довольно сложный феномен, за кажущейся простотой которого кроется многообразие и опреде​ленная гибкость. Но считается, что тоталитарные режимы всегда стремятся к полному господству над личностью и обществом в целом. На практике это означает жесткое централизованное регулирование экономики и политики, средств мас​совой информации, системы образования и культу​ры; сращивание государственной власти и какой-ли​бо одной партии (как правило, единственной в стра​не); господство одной жестко сформулированной идеологии. Для тоталитарного диктата характерно стремление к полному подчинению личных интересов «обществен​ным» (фактически интересам государства); культ личности лидера («вождя»), жесткий контроль над обществом с помощью разветвленного репрессивного аппарата и подавления любой оппозиции в том числе и внутри правящей партии. Вспомнить только «ночь длинных ножей» 30 июня 1934 года - акция по уничтожению нелояльных к Гитлеру и его сторонникам штурмовых отрядов нацистов и других политических противников.

Позже представление о тоталитарном обществе был распространен и на другие государства, включая СССР. Почему и как возник тоталитаризм? Важнейшей задачей всех обществ, вставших на путь тоталитаризма, было ускоренное экономическое развитие, завершение или переход к модернизации в сфере экономики. Это было, по сути дела, единым и даже непременным признаком тоталитарных обществ. Италия и, особенно, Испания, Португалия в 20-30-е гг. оставались полумодернизированными странами и значительно отставали от передовых западноевропейских стран. Россия, Германия и Япония еще на рубеже XIX—XX вв. сумели войти в число наиболее сильных мировых держав, однако, их развитие уже тогда отличалось неравномерностью и несбалансированностью, типичными для стран «молодого» капитализма. А вот их политические цели были весьма различны, а порой и полярно противоположны, как, например, цели тоталитарных режимов Третьего Рейха и СССР.

Мировой кризис 1929-1933 годов резко обостривший внутреннюю экономическую и социальную обстановку во многих странах, сказался и на международных отношениях. Воспользовавшись тем, что западные державы были заняты преодолением последствий кризиса, в начале 1930-х годов на Дальнем Востоке перешла к активным действиям Япония. Осенью 1931 года её войска вторглись в являвшуюся частью Китая Маньчжурию. Попытки Лиги наций приостановить японскую агрессию и урегулировать конфликт успеха не имели. Весной 1933 года Япония вышла из Лиги наций. Летом 1937 года японская армия оккупировала восточные провинции Китая, началась затяжная японо-китайская война. В Европе ситуация также накалялась. В 1935 году Италия без объявления войны напала на Эфиопию, в следующем, 1936 году немецкие войска заняли демилитаризованную Рейнскую зону. Тогда же начинает складывается новый военно-политический блок агрессоров. В октябре 1936 года было подписано соглашение между Германией и Италией, создана «ось Берлин-Рим», в ноябре того же года Германия и Япония подписали Антикомминтерновский пакт, позже (за 1937-1939 годы) к нему присоединились Италия, Венгрия и фашистское правительство Испании. Завершило оформление нового военно-политического блока подписание тройственного пакта между Японией, Италией и Германией 27 сентября 1940 года.

Формирование военно-политических союзов только укрепило Германию и другие милитаристски настроенные государства в своих агрессивных планах. А западные державы не предпринимали сколько-нибудь решительных мер для того, чтобы остановить фашистскую и нацистскую агрессию. Они не протестовали против «аншлюса» (присоединения) Австрии Германией, наоборот, политика «умиротворения» агрессора в реалиях оказалась политикой поощрения агрессора с надеждами на её переориентацию в сторону востока и, прежде всего, СССР. Кульминацией такого отношения стало мюнхенское соглашение руководителей Германии, Италии, Великобритании и Франции о передаче Германии части чехословацких территорий. В марте 1939 года немецкие войска оккупировали всю Чехословакию и было очевидно, что на этом Германия не остановится. В сложившихся условиях свою роль в расширении германской агрессии сыграл и Советский Союз – 23 августа 1939 года между СССР и Германией был подписан договор о ненападении сроком на 10 лет дополненный секретным протоколом, в котором подразумевалось разграничение сфер интересов договаривающихся сторон в Восточной Европе. И не случайно август 39-го оказался последним мирным месяцем. События 1939 года показали, что ни великие державы, ни Лига наций не имели достаточно воли и силы, чтобы остановить агресссию и возраставшую угрозу войны.

Наши рекомендации