Пути трансформации европейского абсолютизма в XVIII в. и революции XVIII–XIX вв.
В самом названии раздела обозначены два пути политической модернизации, на первый взгляд столь различных, но в реалиях тесно взаимосвязанных между собой. Для XVIII столетия характерна ситуация, когда ради сохранения базовых традиций общества и устоев монархического строя, монархи, часть их окружения, выступают инициаторами перемен в общественной и государственной сфере, в известной степени способствуя развитию модернизации. Ярким примером подобного «консервативного реформизма» и политики реформ «сверху» становится просвещённый абсолютизм, охвативший все страны Европы, кроме Англии, Польши и Франции. Просвещенный абсолютизм как политика достижения в государстве «общего блага», проводимая во второй половине XVIII века рядом европейских абсолютных монархов, была тесно связана с идеями философии «эпохи Просвещения». Нередко эта политика выражалась в преобразовании наиболее устаревших социальных институтов (упразднение некоторых сословных привилегий, подчинение церкви государству, реформы - крестьянская, судебная, школьного обучения, смягчение цензуры и др.), но главной целью оставалась сохранение и максимальная централизация монархической власти. Представители просвещенного абсолютизма (императрица Мария-Терезия (1740–1780 гг.) и император Иосиф II (1780–1790 гг.) в Австрии, короли Фридрих II (1740–1786 гг.) в Пруссии и Густав III (1771–1792 гг.) в Швеции, Карл III (1759–1788 гг.) в Испании), используя популярность идей французского Просвещения, изображая свою деятельность как «союз философов и государей», создавали новую светскую идеологию монархического строя.
Россия в XVIII столетии также переживала качественные изменения монархического строя. Уже в начале века, во время правления Петра I, происходила перестройка всех отраслей жизни страны, а также осуществлялись реформы системы государственного управления и политической системы - власть царя приобретала неограниченный, абсолютный характер. В 1721 году царь принял титул императора Всероссийского. Таким образом, Россия становилась империей, а ее правитель - императором государства, ставшего в один ряд с великими мировыми державами того времени.
Создание новых властных структур началось с изменения образа самого монарха и основ его власти и авторитета. В 1702 г. на смену Боярской думе пришла «Консилия министров», а с 1711 г. верховным учреждением в стране стал Сенат. Создание этого органа власти породило и сложную бюрократическую структуру с канцеляриями, отделами и многочисленными штатами сотрудников. Именно со времен Петра I в России сформировался своеобразный культ бюрократических учреждений и административных инстанций.
В 1717-1718 гг. вместо примитивной и давно уже изжившей себя системы приказов были созданы коллегии — прообраз будущих министерств. Высшая светская власть стремилась к подчинению всех сфер управления государственной жизни и в 1721 г. учреждение Синода во главе со светским чиновником полностью поставило церковь в зависимость и на службу государству. Тем самым отныне институт патриаршества в России был отменен. Венцом оформления бюрократической структуры абсолютистского государства стала «Табель о рангах», принятая в 1722 г. Согласно ей военные, гражданские и придворные звания были разбиты на четырнадцать рангов — ступеней. Общество не просто упорядочивалось, но и оказывалось под контролем императора и высшей аристократии.
Сложность и противоречивость развития России в этот период определили и противоречивость деятельности Петра I в осуществлении реформ. С одной стороны, многие проводимые тогда реформы шли навстречу общенациональным интересам и потребностям страны, способствовали ее прогрессивному развитию, будучи нацелены на ликвидацию ее отсталости, но с другой стороны - реформы осуществлялись теми же крепостническими методами и способствовали тем самым укреплению феодально-крепостнической системы. Прогрессивные преобразования петровского времени с самого начала несли в себе консервативные черты, которые в ходе развития страны выступали все сильнее и не могли обеспечить ликвидацию ее отсталости в полной мере.
Мало что изменила в общем направлении преобразований и эпоха «просвещённого абсолютизма» в правление Екатерины II (1762 – 1796). Как и во многих других государствах Европы, для России в период правления Екатерины II была характерна политика «просвещенного абсолютизма», которая предполагала правителя мудрого, покровительствовавшего искусству, благодетеля всей науки. Екатерина старалась соответствовать этому образцу и даже состояла в переписке с французскими просветителями, отдавая предпочтение Вольтеру и Дидро. Однако это не мешало ей проводить политику усиления самодержавия и феодально-крепостнической системы, а также успешно продолжать территориальное расширение империи (были присоединены земли Польши, Западной Украины и Белоруссии, Крым).
Другим, более радикальным вариантом социально-политической модернизации, получавшим все более широкое распространение уже в XIX столетии, оказался революционный путь преобразований. Социально-политическая революция - это радикальное (и соответственно коренное, глубокое, качественное), относительно быстрое (в рамках исторического времени), как правило, насильственное изменение политической и социально-экономической структур, что влечёт за собой переоценку основ тех систем ценностей, что функционировали в обществе. Всё-аки социальные и политические революции привычно разграничивают, понимая под первыми смену одного социально-экономического строя другим, а в политической революции – смену политического режима.
Революции немыслимы в условиях господства патриархально-феодальной традиции и вряд ли возможны в тех обществах, что достигли высокого уровня модернизации. Поэтому, как правило, просвещённый абсолютизм предшествовал революционным потрясениям, что оказывались сопряжены с переломными моментами развития общества и его социокультурного обновления. Поэтому на XVI—XVII вв. приходится лишь две революции – в Голландии и Англии. В XVIII столетии произошло уже две революции: в североамериканских колониях (1775—1783), а затем Великая французская революция (1789-1794). В XIX веке географические рамки процесса модернизации стали расширяться, захватив в первую очередь периферию западной и центральной Европы, одновременно участились революции и расширился ареал их распространения. Со временем всё радикальней оказывались как выдвигавшиеся в ходе революции требования, так и степень их реализации.
Если революции в Голландии и в Англии были довольно умеренными, то в результате американской революции впервые на столь обширной территории был установлен республиканский способ правления - для своего времени наиболее прогрессивный из основывавшихся на частной собственности. Как в конституциях отдельных штатов, так и в «Статьях конфедерации» и позднее в конституции Соединённых Штатов был воплощён ряд принципов, гарантирующих значительную степень народного суверенитета. В свою очередь Великая французская революция предстала крупнейшей трансформацией социальной и политической системы Франции, приведшая к уничтожению в стране Старого порядка с абсолютной монархией и провозглашению Первой французской республики (сентябрь 1792) де-юре свободных и равных граждан под девизом «Свобода, равенство, братство». Одним из важнейших документов Великой французской революции, закреплявшим принципы нового политического устройства стала «Декларация прав человека и гражданина». Кроме того, первая французская революция послужила прологом широкомасштабной революционной борьбы в следующем, XIX столетии.
Правда, революция во Франции вряд ли оказала бы такое влияние, если бы не наполеоновские войны и не та империя, что под началом Франции, пусть и на короткое время, объединила большую часть Европы – наполеоновская «Первая империя» просуществовала с 1804 по 1815 годы. Ведь продвижение наполеоновской армии сопровождалось отменой феодальных порядков и попытками воплощения завоеваний Французской революции. Расширение географических границ модернизационных процессов в XIX веке привели к тому, что революции буквально захлестнули всю Европу. Они превратились чуть ли не в норму западноевропейской жизни. Одна только Франция после Великой буржуазной революции пережила еще три - в 1830, 1848 и 1871 годах. Причем только последняя революция положила конец монархическому строю. Ведь эволюция социально-политических структур отнюдь не равномерна и однозначна. Революции не решали всех противоречий в развитии общества и подчас повторялись, перемежаясь с очередными этапами трансформаций европейских монархий. В 1820—1821 и 1848 годы революции произошли в Италии. Целая серия революционных взрывов вплоть до 1870-х годов сотрясали Испанию, однако страна по-прежнему оставалась полуфеодальной. В XIX столетии проявилась и еще одна любопытная черта революций - их синхронность. В 1830 году почти одновременно с французской вспыхнула и бельгийская революция, начались восстания в русской Польше, Италии и некоторых государствах Германии. Революция 1848 года вслед за Францией охватила Германию, Италию, Австрийскую империю, что вошло в историю под названием «весны народов» 1848-1849 годов.
Такой размах революционного движения был бы немыслим, если бы сознание людей не было бы в достаточной степени модернизированным, чтобы они поверили в возможность и желательность изменения государственного строя. А это происходит, только если разрушаются традиционные представления о незыблемости политического порядка и о Божественном происхождении власти. И в том существенную роль сыграла научная революция XVI-XVIII веков, коренным образом изменившая взгляды на природу и общество благодаря идеям и открытиям Николая Коперника, Галилео Галилея, Исаака Ньютона, Томаса Гоббса, Готфрида Лейбница, Блез Паскаля и других выдающихся деятелей науки того времени. Не меньшую роль в утверждении новых мировоззренческих принципов и изменениях общественного сознания сыграло европейское просвещение и, прежде всего, французские философы-просветители Франсуа-Мари Вольтер (1694–1778 гг.), Дени Дидро (1713–1784 гг.), Шарль Монтескье (1689–1755 гг.), Жак-Жак Руссо (1712–1778 гг.) и др.