Специфика цивилизаций Древнего Востока и античности.

У термина цивилизация несколько значений. Под цивилизацией понимают: 1) единство исторического процесса и совокупность материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса; 2) стадию всемирного исторического процесса, связанную с достижением определённого уровня социальности, например, формирование государственности; 3) локализованное во времени и пространстве общество с относительно самобытной культурой, представляющее собой целостную систему экономической, политической, социальной и духовной жизни. Когда речь заходит о специфике восточных и античных цивилизаций, то подразумевается как раз последнее значение этого термина с учетом различных исторических эпох, а подобным образом понимаемые цивилизации связываются с теми или иными государствами Древнего мира.

Одной из главных причин ускорения социокультурного развития древнего человека, а заодно и предпосылок старта процессов политогенеза стала неолитическая революция. Понятие «неолитическая революция» впервые предложено австралийско-британским археологом-марксистом Гордоном Чайлдом в 1923 году и подразумевало, в первую очередь, переход человеческих общин от примитивной экономики охотников и собирателей к сельскому хозяйству, основанному на земледелии и животноводстве. Кроме появления производящего хозяйства эта революция включает в себя ряд последствий, важных для всего образа жизни человека эпохи неолита. Маленькие мобильные группы охотников и собирателей, господствовавшие в предшествующей эпохе мезолита, осели в городах и поселках возле своих полей, радикально изменяя окружающую среду путём культивирования (в том числе ирригации) и хранения собранного урожая в специально возведенных зданиях и сооружениях. Подобные процессы протекали во всех регионах формирования первичных цивилизаций.

Сколь бы ни были существенны различия в становлении цивилизаций Древнего Востока и античности общие закономерности политогенеза выделить возможно. Связаны они с вызванным неолитической революцией ослаблением и разрушением родоплеменных отношений, вызванные совершенствованием орудий труда и интенсификацией земледелия, утверждением патриархата, появлением прибавочного продукта и становлением товарных отношений, вооружёнными столкновениями, имущественным/социальным расслоением. В конечном итоге, это оборачивалось переходом от кровнородственных коллективов родового типа к территориальным общинам, которые, в свою очередь, закладывали первичные ячейки будущей государственности. Они могли разрастаться до отдельного небольшого государства, как в случае с городами – государствами шумер в IV тыс. до н.э, на территории Месопотамии (природная и историческая область в бассейне рек Тигр и Евфрат;) или же много позже древнегреческими полисами в I тыс. до н.э., которые по сути так и остались общинами землевладельцев. В иных случаях происходило объединение сельскохозяйственных общин и формирование более крупных социально-политических образований, где государственная власть надстраивалась над энным количеством сельскохозяйственных общин, выступая той силой, что объединяла их для достижения каких-либо целей – экономических, военно-политических и т.д. Ярким примером может служить вариант древневосточных деспотий (Древний Египет, Вавилон, Ассирия, Иран, Финикия, Урарту, Древний Китай, Древняя Индия и Хеттское государство), что стали первыми вариантами государственного строя и основной формой управления общества на Древнем Востоке.

Внимание к столь удаленным во времени периодам развития социально-политических структур Древнего мира обусловлено не только необходимостью понимания самих механизмов политогенеза или специфики древних цивилизаций. Собственно, те оригинальные черты цивилизаций Древнего Востока и античности, что так контрастно проступают в их изучении, отнюдь не остаются лишь достоянием ветхого прошлого, но отчетливо проступают в современных реалиях, что позволяет по-прежнему говорить о различиях Западных и Восточных культур.

Культуру Востока отличает от Запада многое. К древневосточным относят цивилизации, сложившиеся в конце V — II тысячелетиях до н.э. в Северной Африке и Азии. Эти цивилизации, развивавшиеся, как правило, изолированно друг от друга, называют речными, так как их зарождение и существование были связаны с ирригационными системами, создаваемыми на великих реках - Ниле, Тигре и Евфрате, Инде и Ганге, Хуанхэ и Янцзы. Древневосточные цивилизации возникли независимо друг от друга, также независимо они вырабатывали первые системы письменности и принципы государственности.

Социальной основой древневосточных цивилизаций выступала община, а экономической – натуральное сельское хозяйство экстенсивного типа, определяемое природно-климатическими особенностями и спецификой природных ресурсов. Своего рода базой развития общества оказывался коллективизм и традиционализм, предопределявшие включенность человека в социальное, религиозное сообщество, призванное сохранить существующий порядок вещей. При этом интересы сообщества стояли над интересами отдельного человека, а его собственностью распоряжалась община, государственные институты, в конце концов, само государство.

Подавляющая часть населения была занята сельским хозяйством, города оказывались центрами ремесла и торговли, но доля городского населения оставалась незначительной. Политическую и культурную жизнь в древневосточных цивилизациях организовывали традиции и обычаи, считавшиеся священными и неприкосновенными. На страже традиционных социальных норм стояла верховная власть, которая была связана с владением землей и предельно централизована. Будучи неотъемлемой частью неизменных традиций, власть верховного правителя официально полагалась ничем не ограниченной властью живого бога или главного жреца. Правитель оказывался верховным собственником земли, верховным главнокомандующим, высшей инстанцией в суде, а реализация власти осуществлялась с опорой на разветвленный многочисленный бюрократический аппарат, управлявший от имени правителя. Именно такой тип власти назвали деспотическим (от греческого слова деспот — повелитель). Древневосточное общество было жестко иерархичным. На вершине иерархии стояли царь и высший слой знати, состоявшей из родовой, управленческой и военной аристократии и жречества. К средним слоям принадлежали чиновники, бюрократический аппарат контролировал все сферы жизни. Низ общественной иерархии составляли ремесленники и свободные общинники-земледельцы. В ряде стран Древнего Востока население делилось на касты, отличавшиеся от сословий полной изолированностью друг от друга.

Если постараться вкратце наметить главные специфические черты древневосточных цивилизаций, то перечень будет приблизительно таким: 1) Высокая степень зависимости человека от природы; 2) Господство религиозно-мифологических представлений и канонизированных стилей мышления; 3) Традиционализм и стабильность развития; 4) Коллективизм общественной жизни; 5) Восточная деспотия как форма политического устройства (правитель государства в развитой деспотии обладал всей полнотой власти, считался богом или, в крайнем случае, потомком богов, абсолютное преобладание государства над обществом, политика принуждения и давления, цель которой нагнетание страха перед властью, общественно-государственная собственность (прежде всего на землю); 6) Жесткий иерархизм социальной структуры; 7) Абсолютное господство аппарата государственной власти при одновременном существовании на низовом уровне автономных и большей частью самоуправляемых коллективов (сельские общины, цеховые организации, касты, секты и другие корпорации)

Несколько иные параметры социальной организации и культуры связывают с античной цивилизацией. К ней принято относить историю и культуру Древней Греции и Древнего Рима. Античная цивилизация базировалась на качественно иных основаниях, и в экономическом, политическом и социальном отношениях была более динамична по сравнению с древневосточными обществами. Античная цивилизация, если исчислять ее от гомеровской Греции (XI-IX вв. до н.э.) до позднего Рима (III-V вв. н.э.), многими достижениями обязана еще более древней крито-микенской (эгейской) культуре, которая существовала одновременно с древневосточными культурами в восточном Средиземноморье и некоторых областях материковой Греции в III-II тыс. до н.э.

В историческом развитии Древней Греции принято выделять следующие периоды: гомеровский (XI-IX вв. до н.э.); архаический (VIII-VI вв. до н.э.); классический (V-IV вв. до н.э.); эллинистический (конец IV–I вв. до н.э.). История Древнего Рима делится всего на три основных этапа: ранний, или царский Рим (VIII–VI вв. до н.э.); римская республика (V–I вв. до н.э.); римская империя (I–V вв. н.э.). Римская цивилизация считается эпохой наивысшего расцвета античной культуры. В формировании римской культуры приняли участие многие народы, подчинявшиеся римской власти, в том числе и население древневосточных государств, в частности, Египта. Особая роль в становлении римской государственности и культуры принадлежала грекам. У греков римляне заимствовали более совершенные методы земледелия, полисную систему государственного устройства, алфавит, на основе которого была создана латинская письменность, и, конечно же, велико было влияние греческого искусства. Именно синтез греческой и римской культур сформировал античную культуру, ставшую основанием европейской цивилизации, европейского пути развития.

Несмотря на различия в развитии двух крупнейших очагов античной цивилизации – Греции и Рима, можно говорить о некоторых общих чертах, определивших своеобразие античного типа культуры. Поскольку Греция раньше Рима вступила на арену мировой истории, то именно в Греции в архаический период сформировались специфические особенности цивилизации античного типа. Эти особенности были связаны с социально-экономическими и политическими изменениями, получившими название архаической революции, культурного переворота. Важную роль в архаической революции сыграла греческая колонизация, выведшая греческий мир из состояния изоляции и вызвавшая стремительный расцвет греческого общества, в рамках которого и оформились ключевые специфические черты античного мира: 1) Религиозно-мифологическое мировоззрение; 2) Космологичность мировоззрения; 3) Рациональность и антропоцентризм культуры; 4) Земледелие без существенной роли искусственного орошения; 5) Динамичное развитие общества; 5) Высокая роль частнособственнических отношений; 6) Господство частного товарного производства, ориентированного преимущественно на рынок; 7) Политическое устройство – демократия (представительная власть широких слоев населения, за исключением женщин, свободных иноземцев, рабов), олигархия (форма правления, при которой государственная власть принадлежит небольшой группе людей, как правило, наиболее экономически могущественных); 8) Основы гражданского общества и равенство всех граждан как принцип равных возможностей; 9) Относительная свобода слова, выборность органов власти

Наши рекомендации