Семинар 10. Советский период Отечественной истории. Революция и гражданская война 1917 -1921гг. Социалистическое строительство в СССР.
Основные проблемы:
1. Альтернативы развития России в 1917 г. Основные этапы развития революции от февраля к октябрю 1917г. Становление советской государственности.
2. Гражданская война и иностранная военная интервенция в России : 1918-1921гг причины , итоги и уроки.
3. Образование СССР и его значение.
4. Социалистическая модернизация России 1921-1939гг - «советская модель»
Основные направления и поиски моделей экономического строительства социализма (военный коммунизм, нэп, индустриализация и коллективизация). 5.Складывание командно-административной политической и экономической модели советского государства и общества. Борьба за власть в Компартии . Становление основ тоталитаризма и культа личности И.В. Сталина . Репрессии 30-х годов и их последствия
6. Внешняя политика СССР 1920-30-х гг.
Темы докладов и рефератов:
1. Октябрь 1917 г.: была ли альтернатива?
2. Гражданская война: причины поражения белого движения.
3. История возникновения и сущность термина «тоталитаризм».
4. Форсированная индустриализация и коллективизация
сельского хозяйства : «за» и «против».
5. И.В. Сталин - «великий вождь» иди «красный диктатор»?
6. Политические процессы 1930-х гг.
7. Мюнхенский сговор и пакт Молотова - Рибентропа:
предтече Второй мировой войны.
Определите и выпишите в глоссарий понятия: автономия, «военный коммунизм», новая экономическая политика (нэп), «форсированная индустриализация», коллективизация сельского хозяйства, индустриализация, административно-командная система, тоталитаризм, «шахтинское дело», репрессии, ГУЛАГ.
Какую роль в событиях изучаемого периода сыграли перечисленные исторические деятели: А.Ф. Керенский, Л. Г. Корнилов, А. И. Деникин, А. В. Колчак, П. Н. Врангель, В. И. Ленин, И. В. Сталин, Ф. Э. Дзержинский, Я. М. Свердлов, Л. Д. Троцкий, С. М. Буденный, К. Е. Ворошилов.
Литература [основная – 1 – 15; дополнительная – 15, 16, 29]
Приступая к изучению первого необходимо вспомнить что такое «альтернативы истории». Русская революция 1917 г. явилась следствием переплетения двух кризисов – общемирового и российского. Обратите внимание на те политические события, которые определили содержание и ход революционного процесса от февраля к октябрю. Самыми важными событиями были: отречение Николая II от престола 2 марта 1917 г., образование двоевластия в стране, раскол общества на сторонников буржуазного пути развития и приверженцев радикально-революционных действий. Альтернативы, стоявшие перед Россией в 1917 г.: эволюционное буржуазное развитие (сторонники кадеты, эсеры, меньшевики), военная диктатура (попытка Корнилова Л.Г. совершить государственный переворот), диктатура пролетариата (большевики).
При изучении второго вопроса необходимо сосредоточить внимание на уяснении термина «гражданская война». Затем необходимо выяснить ее периодизацию, учитывая то, что на этот счет у исследователей нет единого мнения, и существуют разные точки зрения. Затем необходимо понять причины, проанализировать основные военные действия, и уяснить итоги и последствия для дальнейшего развития страны.
При подготовке третьего вопроса следует определить понятия «военный коммунизм», «новая экономическая политика», «индустриализация», «коллективизация», «командно-административная система управления», «сталинизм», «тоталитаризм». Затем необходимо уяснить периодизацию этого этапа отечественной истории: 1. политика военного коммунизма – 1918 – 1920 гг., 2. новая экономическая политика – март 1921 – 1927 (1929) гг., 3. индустриализация и коллективизация – 1928/1929 – 1937 гг. Подводя итоги следует понимать, что если в экономике сталинская модернизация привела к определенным успехам, то в социально-политической сфере она вылилась в тоталитаризм и обернулась репрессиями.
При изучении четвертого вопроса необходимо раскрыть понятие и сущность СССР. Затем необходимо сосредоточить внимание на предпосылках образования Союза Советских Социалистических республик. Следует учитывать, что у большевистских лидеров были различные проекты образования союзного государства:
- автономия (И.В. Сталин),
- конфедерация (Х.Г.Раковский),
- социалистическая федерация (В.И.Ленин).
В итоге был реализован проект, предложенный В.И. Лениным. 30 декабря 1922 г. I Всесоюзный съезд Советов СССР принял Декларацию и Договор об образовании СССР.
Приступая к изучению пятого вопроса, следует вспомнить какие проблемы стояли перед новой властью. Особенностью внешней политики 1920-х гг. стала борьба за преодоление международной изоляции и признание СССР на международной арене. 1924 г. вошел в историю под названием «полоса признаний». В 1930-е гг. СССР оказался перед проблемой поиска союзников в связи с нарастанием напряженности в Европе и приходом к власти в Германии Гитлера. Попытки создания системы коллективной безопасности в Европе потерпели неудачу, следствием этого стало сближение СССР и Германии.
Семинар 11. Великая Отечественная война 1941―1945 гг.Основные этапы , итоги и уроки. СССР в послевоенный период 1945 -1953гг.
Основные проблемы:
1. СССР накануне войны. Периодизация Великой Отечественный войны.
2. Начало Великой Отечественной войны: причины военной катастрофы в начальный период войны.
3. Коренной перелом в войне. Победа под Сталинградом.
4. Победа Красной Армии в 1944―45 гг. Итоги и уроки Великой Отечественной войны.
5. Послевоенное развитие СССР (1946-1953 гг.). Геополитические изменения и «Холодная война».
Определите и выпишите в глоссарий понятия:: блицкриг, фронт, тыл, национал-социализм, фашизм, мобилизация, «Ни шагу назад!», ленд-лиз, космополитизм, «дело врачей», культ личности, «антипартийная группа».
Какую роль в событиях изучаемого периода сыграли перечисленные исторические деятели: И. В. Сталин, В. М. Молотов, Г. М. Маленков, Г. К. Жуков, К. К. Рокоссовский, И.С. Конев, З.А. Космодемьянская, А. М. Матросов, Н. Гастелло.
Литература [основная 1 – 15; дополнительная 16]
При изучении данной темы следует учитывать, что одной из проблем, связанных с изучением история Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, требующих научно обоснованного решения, является создание правильной периодизации войны:
1. Начало Великой Отечественной войны и расширение масштабов Второй мировой войны (лето 1941 — осень 1942 г.): нападение Германии на СССР и Японии на США, образование Антигитлеровской коалиции.
2.Коренной перелом в ходе войны (конец 1942—1943 г.): крушение наступательной стратегии Германии и ее сателлитов, укрепление Антигитлеровской коалиции, усиление движения Сопротивления на оккупированных территориях. Разгром немецких войск под Сталинградом (19 ноября – 2 февраля 1943 г.); Курская битва (5 июля – 23 августа 1943 г.); битва за Днепр (сентябрь – ноябрь 1943 г.), освобождение Кавказа (январь – февраль 1943 г.). начало ознаменовано контрнаступлением Красной Армии под Сталинградом. Битва на Волге явилась решающим этапом в достижении коренного перелома в войне. Летом 1943 г. немецкое командование предприняло крупное наступление в районе Курского выступа. Разгром немецких войск в Курском сражении завершил коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.
3.Завершение Великой Отечественной и Второй мировой войны (1944—1945 гг.): освобождение Европы и Юго-Восточной Азии от захватчиков, их окончательный разгром. Этот период характеризовался упрочением положения СССР и США на мировой арене, их борьбой за обеспечение своих позиций в послевоенном мире. Период включает изгнание немецких войск за пределы СССР, освобождение от оккупации стран Европы, полный крах Германии и ее безоговорочную капитуляцию, которая была подписана 8 мая 1945 г.
Изучать пятый вопрос темы необходимо в соответствии со следующим планом:
1. Социально-экономическое развитие.
А) переход к мирному строительству,
Б) восстановление и развитие промышленности,
В) трудности развития сельского хозяйства,
Г) социально-экономическое положение в начале 1950-х годов.
2. Общественно-политическая жизнь страны.
А) укрепление административно-командной системы управления,
Б) репрессии.
3. Внешняя политика.
А) изменения на международной арене после Второй мировой войны,
Б) начало «холодной войны»,
В) СССР и страны Восточной Европы.
Семинар 12. СССР в 1953―1991 гг. Основные тенденции и противоречия развития. Нарастание кризиса и распад СССР.
Основные проблемы:
1. Социально-экономические преобразования сер.1950 - сер.60-х гг. «Оттепель» и деятельность Н.С. Хрущева.
2. Попытки реформ «сверху» и стагнация в обществе 1965 – 1985 гг. Эпоха Л.И.Брежнева. Конституция 1977г . и кризис «развитого социализма»
3. Реформы М.С. Горбачева. Перестройка - попытка эволюционного преобразования советского общества. Внешние и внутренние причины краха СССР.
4. Внешняя политика СССР в 1953-1985 гг. Новое мышление и новая внешняя политика 1987- 1991
5. Культура советской эпохи 1953-1991гг. Консервация и новации. Диссидентское движение.
Определите и выпишите в глоссарий понятия: совнархоз, хартия, диссидент, права человека, перестройка, гласность, ускорение, социалистический лагерь.
Какую роль в событиях изучаемого периода сыграли перечисленные исторические деятели: Н.С. Хрущев, Л. П. Берия, Е.А. Фурцева, М. А. Суслов, Л. И. Брежнев, Н. А. Косыгин, Ю. В. Андропов, К. У. Черненко, М. С. Горбачев, М.А. Шолохов, А.М. Горький, Ю.А. Гагарин, С.П. Королев, А.Д. Сахаров, В.С. Высоцкий.
Темы докладов и рефератов:
1. Освоение космоса: победы и поражения.
2. Правление Л. И. Брежнева: «золотой век» или подготовка катастрофы?
3. «Почему исчез Советский Союз?».
4. Реформы Ю. В. Андропова и В. В. Путина: общее и особенное.
Литература [основная – 1 – 15; дополнительная – 1, 6, 11, 13, 19, 29, 30]
Приступая к изучению первого вопроса темы необходимо определиться с понятием «оттепель». Затем следует рассмотреть борьбу за власть после смерти Сталина. ЦК КПСС возглавил Н. С. Хрущёв, правительство— Г.М.Маленков, в 1955-1957 гг. — Н. А Булганин. Основное внимание необходимо сосредоточить на XX съезде КПСС, где прозвучал доклад Хрущёва о культе личности Сталина. В 1961 г. XXII съезд КПСС объявил курс на построение коммунизма к концу XX в. Необходимо подумать о причинах того, что в октябре 1964г. он был смещен с поста Первого секретаря ЦК КПСС и председателя Совета Министров СССР.
Приступая к изучению второго вопроса необходимо разобраться с понятием «застой». После смещения Н. С. Хрущева страной последовательно руководили: в 1964-1982 гг. Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев, в 1982-1984 гг. — Ю. В. Андропов, 1984-1985 гг. — К. У. Черненко. Главы правительства (Совета Министров) — A. Н. Косыгин (1964-1980) и Н. А. Тихонов (1980-1985). Это время позже стали называть периодом «застоя» В 1977 г. принята новая Конституция, закреплявшая главенство КПСС (партия по 6-й статье считалась руководящей и направляющей силой общества) при формальной демократии. Критика сталинизма была свернута. В 1965 г. под руководством Косыгина началась экономическая реформа (ликвидированы совнархозы и восстановлены отраслевые министерства с широкими полномочиями, расширение самостоятельности предприятий; отчет по проданной, а не выпущенной продукции; материальное поощрение передовиков и др.). Подумайте, почему эта реформа не имела успеха. Основным источником доходов СССР стал экспорт сырья (рост жизненного уровня в 1960-1970-х гг. был обусловлен во многом мировым ростом цен на нефть). Уровень жизни населения (особенно городского) вырос. К концу 1970-х гг. проявилось отставание в экономике. Попытки улучшить командно-административную систему без использования принципов рыночной экономики были обречены на провал.
Приступая к изучению третьего вопроса необходимо определиться с понятием «перестройка». К середине 80-х гг. отставание СССР от Запада становилось всё более очевидным. Стране требовались реформы. В апреле 1985 г. новый Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачёв объявил о начале «перестройки и ускорения». Расширилась самостоятельность предприятий, но ослабление централизации в системе, которая без нее не работала, и в таких условиях промедление с созданием рыночной системы привело в 1990-1991 гг. к развалу экономики.
Появилась гласность, т.е. свобода слова. Возобновилась реабилитация жертв сталинского режима. Пробуждение надежд и гласность породили новый подъём культуры, стали издаваться прежде запрещенные произведения.
В 1989 г. начал работу I съезд народных депутатов СССР, избранный на альтернативной основе (прежде выдвигался лишь один кандидат). В ходе выборов возникло антикоммунистическое движение «Демократическая Россия», объединившее сторонников переустройства страны по западному образцу. На съезде они организовали фракцию «Межрегиональная депутатская группа». Её деятели возглавили с 1990 г. столичные города: Г. X. Попов — Москву, А. А Собчак — Ленинград (Санкт-Петербург).
В 1990 г. из Конституции под давлением оппозиции убрали фразу о руководящей роли КПСС. В 1990 г. введены должности президента СССР (им стал Горбачёв) и РСФСР (член «Демократической России» Б. Н. Ельцин). Сторонники сохранения прежней системы (вице-президент СССР Г. И. Янаев, премьер-министр В. С. Павлов, министр обороны СССР Д. Т. Язов и др.) попытались устроить переворот, ввели 19 августа 1991 г. в Москву войска и объявили чрезвычайное положение, но уже 21 августа потерпели провал и были арестованы.
В 1991 г. лидеры ряда союзных республик добились от Горбачёва согласия на новый союзный договор, расширявший их власть. Переговоры прервал августовский путч 1991 г. В декабре 1991 г. руководители РСФСР (Б. Ельцин), Украины (Л. Кравчук) и Белоруссии (С. Шушкевич), заключили Беловежские соглашения, прекратившие существование СССР.
Четвертый вопрос следует изучать по отдельным периодам: 1. середина 1950-х – середина 1960-х гг., 2. середина 1960-х – 1980-х гг., 3. 1985 – 1991 гг.
Изучение пятого вопроса темы необходимо начинать с изучения понятий: «соцреализм», «сталинский ампир», «новый человек», «ликбез», «рабфаки», «диссидент». Целесообразно структурировать материал в соответствии со следующей периодизацией: 1. середина 1950-х – середина 1960-х гг., 2. середина 1960-х – 1980-х гг., 3. 1985 – 1991 гг.