Семинар 8. Культура России XIX – начале ХХ века
«Золотой» и «Серебренный» век российской культуры».
Основные проблемы:
1. Развитие образования и просвещения в России в XIX в.
2. Достижения российской науки и техники в XIX в.
3. Русское искусство XIX в.: основные стили и представители. в) Достижения в развитии науки и техники на рубеже XIX – XX вв. в России.
2. Литература «Серебряного века»
а) Критический реализм
б) Модернистские течения (символизм, акмеизм, футуризм)
3. Живопись
а) «Мир искусства»,
б) Основные направления авангардизма в изобразительном искусстве.
4. Театр и музыка
а) Новаторство в русском театральном искусстве на рубеже XIX – XX вв. в России.
б) «Русские сезоны» С.П. Дягилева.
в) Опера, симфоническая и камерная музыка на рубеже XIX – XX вв. в России.
5.Зарождение российского кинематографа.
Темы докладов и рефератов:
1. Мастера «Ампира» в России.
3. Девятнадцатый век - «золотой век» русской музыки.
4. Образы Петербурга в художественной культуре XIX века.
5. Научно-просветительские учреждения в России в XIX в.
6. Деятельность художников-передвижников.
Темы докладов и рефератов:
1. Учение В.И. Вернадского и философия «русского космизма».
2.Портрет русского ученого: К.Э. Циолковский, Н.Е. Жуковский, И.П. Павлов, И.И. Мечников (по выбору).
3. Сборники «Вехи» и «Из глубины».
Определите и выпишите в глоссарий понятия:: литература «Золотого века», изобразительное искусство, архитектура, классицизм, романтизм, реализм, ампир, эклектика.
Деятели культуры: Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.В. Лермонтов, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, И.Н. Крамской, М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, П.И. Чайковский, Н.И. Лобачевский, С.В. Ковалевская, Д.И. Менделеев, И.П. Павлов, И.И. Мечников, Ф.Ф. Беллинсгаузен, И.Ф. Крузенштерн, М.П. Лазарев.
Литература [ основная – 1 – 15; дополнительная 1, 6, 10 – 13, 19 – 22, 24 – 26, 28, 31].
Приступая к изучению темы «Культура России XIX в» необходимо вспомнить достижения и основные события истории культуры XVIII в.
Изучая первый вопрос необходимо учитывать, что общая тенденция этого периода – растущая демократизация культуры, охват просвещением все более широких слоев населения. Разночинные слои общества не только приобщаются к культуре, вырабатываемой русским дворянством, но и становятся творцами русской культуры, задавая ее новые мотивы и тенденции. При изучении второго вопроса необходимо помнить, что рост и развитие научных исследований обусловлен обширной деятельностью государства по институциализации науки при активной общественной инициативе, выражаемой в создании многочисленных научных обществ. Этот вопрос целесообразно освещать в соответствии со следующим планом: 1. естествознание, 2. географические исследования, 3. гуманитарное знание. 4. итоги развития науки в XIX в.
Третий вопрос следует изучать придерживаясь следующего плана: 1.литература, 2. живопись, 3. театр, 4. музыка. Русское искусство развивается в русле общей для Европы эволюции. Классицизм сменяется сентиментализмом, далее возникает романтизм, затем реализм. Художественные школы развиваются под влиянием Академии Художеств. Крепостные театры постепенно сменяются "вольными" – государственными и частными (однако практика продажи крепостных артистов по-прежнему в силе). Театры в СПб – Эрмитажный, Большой, Малый; труппы - драматическая, оперная, балетная, русские и приезжие: французская и итальянская. 1832 – Александринский театр. В Москве – построены Малый и Большой театры. Возникают отделы театральной критики в периодике. Артисты – балерина Истомина, драматический актер П.С.Мочалов (играет Шекспира, Шиллера), в стиле реализма славен М.С.Щепкин. Определите и выпишите в глоссарий понятия: «серебряный век», декаданс, символизм, модерн, фовизм, абстракционизм, сюрреализм, акмеизм, футуризм.
Деятели культуры: А.А. Блок, Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, М.И. Цветаева, О.Э. Мандельштам, И.А. Бунин, А.И. Куприн, И.С. Шмелев, Б.Л. Пастернак, В.В. Маяковский, А.М. Горький, К. Малевич, М. Шагал, В.В. Кандинский, М.А. Врубель, С.В. Рахманинов, А.А. Скрябин, С.П. Прокофьев, К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, В.Э. Мейерхольд.
Литература [основная – 1 – 15; дополнительная 1, 6, 11 – 14, 19, 20, 24 – 26, 29].
Приступая к изучению первого вопроса следует обратить внимание на то, что система образования включала в себя 3 ступени - начальную (церковноприходские, народные училища), среднюю (гимназии, реальные училища), высшую (университеты, институты). Растущая потребность в специалистах обусловила развитие высшего и технического образования, увеличилось количество высших учебных заведений. Получило распространение частное образование (университет Шанявского, 1908-1918 гг.), было открыто 30 высших учебных заведений для женщин. По количеству издаваемой литературы Россия вышла на ведущее место в мире. На рубеже веков развиваются традиционные, и новые области науки. В физике И.Е.Жуковский стал основоположником гидро- и аэродинамики, К.Э.Циолковский разработал теоретические основы воздухоплавания. В науке работали такие выдающиеся ученые, как физиологи И.П.Павлов, И.М.Сеченов, И.И.Мечников, ботаники К.А.Тимирязев, И.В.Мичурин, физик П.Н.Лебедев, изобретатель радиосвязи А.С.Попов, философы Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков. В.С.Соловьев П.А.Флоренский, историки В.О.Ключевский, П.Н.Милюков.
Изучая второй вопрос следует обратить внимание на то, что Господствующим в русской литературе было реалистическое направление. Продолжая драматические традиции своих предшественников, на рубеже веков творили выдающиеся писатели: Л.Н.Толстой, И.А.Бунин, В.В.Вересаев, А.И.Куприн, A.M.Горький, А.П.Чехов.
Этот период стал «серебряным веком» русской поэзии, которая приобрела новые формы и развивалась во многих направлениях (модерн, символизм, футуризм, эстетизм). Плеяда талантливых поэтов отразила в своих произведениях глубокий социальный кризис российского общества (В.Брюсов, К.Бальмонт, Ф.Сологуб, Д.Мережковский, A.Блок, А.Белый, Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам, И.Северянин, Н.Асеев, Б.Пастернак, B.Маяковский).
Изучая третий вопрос необходимо обратить внимание на творчество талантливых художников - И.Е.Репин, В.М.Суриков В.М.Васнецов продолжали развивать реалистические традиции. Плодотворно работали поздние «передвижники» C.А.Коровин, Н.А.Касаткин пейзажисты А.К.Куинджи, В.Д.Поленов, баталист В.В.Верещагин. Определить термин «авангард».
Изучая четвертый вопрос необходимо обратить внимание на творчесвто реформатора русского театра К.С.Станиславского, который вместе с В.И.Немировичем-Данченко в 1898 г. основали Московский Художественный театр, новаторскими приемами обогатили театральную сцену. Их деятельность ознаменовала начало нового этапа развития сценического реализма. В реалистическом стиле творили и на сцене петербургского Драматического театра, созданного в 1904 г. В.Ф.Комисаржевской. Музыкальные традиции на сцене Большого и Мариинского театров продолжали представители русской вокальной школы: Ф.И.Шаляпин, Л.В.Собинов, Н.В.Нежданова. Это было время создания русскими композиторами (С.В.Рахманинов, И.Ф.Стравинский, Н.А.Римский-Корсаков) выдающихся произведений.
Изучая пятый вопрос обратите внимание на то, что первые киносъемки и киносеансы в России прошли уже в 1896 году. Кино развивается первые годы как документальное и постановочное, с игровыми моментами - от видовых сюжетов, феерий до примитивных комедий. Пройдет десять лет, как выйдут на экраны повсюду открывающихся кинотеатров первые костюмные постановки: «Русская свадьба XVI столетия» (1908), «Ухарь-купец» (1909), «Эпизод из жизни Дмитрия Донского» (1909), «Княжна Тараканова» (1910) - по эстетике лубки, перенесенные на экран.
Определите и выпишите в глоссарий понятия: «серебряный век», декаданс, символизм, модерн, фовизм, абстракционизм, сюрреализм, акмеизм, футуризм.
Деятели культуры: А.А. Блок, Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, М.И. Цветаева, О.Э. Мандельштам, И.А. Бунин, А.И. Куприн, И.С. Шмелев, Б.Л. Пастернак, В.В. Маяковский, А.М. Горький, К. Малевич, М. Шагал, В.В. Кандинский, М.А. Врубель, С.В. Рахманинов, А.А. Скрябин, С.П. Прокофьев, К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, В.Э. Мейерхольд.
Литература [основная – 1 – 15; дополнительная 1, 6, 11 – 14, 19, 20, 24 – 26, 29].
Приступая к изучению первого вопроса следует обратить внимание на то, что система образования включала в себя 3 ступени - начальную (церковноприходские, народные училища), среднюю (гимназии, реальные училища), высшую (университеты, институты). Растущая потребность в специалистах обусловила развитие высшего и технического образования, увеличилось количество высших учебных заведений. Получило распространение частное образование (университет Шанявского, 1908-1918 гг.), было открыто 30 высших учебных заведений для женщин. По количеству издаваемой литературы Россия вышла на ведущее место в мире. На рубеже веков развиваются традиционные, и новые области науки. В физике И.Е.Жуковский стал основоположником гидро- и аэродинамики, К.Э.Циолковский разработал теоретические основы воздухоплавания. В науке работали такие выдающиеся ученые, как физиологи И.П.Павлов, И.М.Сеченов, И.И.Мечников, ботаники К.А.Тимирязев, И.В.Мичурин, физик П.Н.Лебедев, изобретатель радиосвязи А.С.Попов, философы Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков. В.С.Соловьев П.А.Флоренский, историки В.О.Ключевский, П.Н.Милюков.
Изучая второй вопрос следует обратить внимание на то, что Господствующим в русской литературе было реалистическое направление. Продолжая драматические традиции своих предшественников, на рубеже веков творили выдающиеся писатели: Л.Н.Толстой, И.А.Бунин, В.В.Вересаев, А.И.Куприн, A.M.Горький, А.П.Чехов.
Этот период стал «серебряным веком» русской поэзии, которая приобрела новые формы и развивалась во многих направлениях (модерн, символизм, футуризм, эстетизм). Плеяда талантливых поэтов отразила в своих произведениях глубокий социальный кризис российского общества (В.Брюсов, К.Бальмонт, Ф.Сологуб, Д.Мережковский, A.Блок, А.Белый, Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам, И.Северянин, Н.Асеев, Б.Пастернак, B.Маяковский).
Изучая третий вопрос необходимо обратить внимание на творчество талантливых художников - И.Е.Репин, В.М.Суриков В.М.Васнецов продолжали развивать реалистические традиции. Плодотворно работали поздние «передвижники» C.А.Коровин, Н.А.Касаткин пейзажисты А.К.Куинджи, В.Д.Поленов, баталист В.В.Верещагин. Определить термин «авангард».
Изучая четвертый вопрос необходимо обратить внимание на творчесвто реформатора русского театра К.С.Станиславского, который вместе с В.И.Немировичем-Данченко в 1898 г. основали Московский Художественный театр, новаторскими приемами обогатили театральную сцену. Их деятельность ознаменовала начало нового этапа развития сценического реализма. В реалистическом стиле творили и на сцене петербургского Драматического театра, созданного в 1904 г. В.Ф.Комисаржевской. Музыкальные традиции на сцене Большого и Мариинского театров продолжали представители русской вокальной школы: Ф.И.Шаляпин, Л.В.Собинов, Н.В.Нежданова. Это было время создания русскими композиторами (С.В.Рахманинов, И.Ф.Стравинский, Н.А.Римский-Корсаков) выдающихся произведений.
Изучая пятый вопрос обратите внимание на то, что первые киносъемки и киносеансы в России прошли уже в 1896 году. Кино развивается первые годы как документальное и постановочное, с игровыми моментами - от видовых сюжетов, феерий до примитивных комедий. Пройдет десять лет, как выйдут на экраны повсюду открывающихся кинотеатров первые костюмные постановки: «Русская свадьба XVI столетия» (1908), «Ухарь-купец» (1909), «Эпизод из жизни Дмитрия Донского» (1909), «Княжна Тараканова» (1910) - по эстетике лубки, перенесенные на экран.