Указать источники и литературу(3-5 наименований) по которой подготовлен доклад-сообщение
При подготовке к практическим занятиям необходимо большое внимание уделять усвоению базовых понятий и терминов курса. Для этого рекомендуется вести глоссарий. При этом стараться не заучивать понятие, а вырабатывать умение самостоятельно его объяснять. Например, одно из определений просвещенного абсолютизма - «это политика, основанная на идеях философов Просвещения и направленная на укрепление основ абсолютной монархии с помощью реформ по ликвидации устаревших форм зависимости государства от церкви и по распространению образования и культуры» можно изложить так: «Просвещенный абсолютизм – это абсолютизм, прикрывавшийся идеями Просвещения, и выразившийся в реформе образования и секуляризации».
Основное место в структуре практических занятий отводится докладам и сообщениям студентов. Дискуссиям по спорным вопросам. При подготовке доклада необходимо понять и творчески проработать: текст учебника, научных статей и иных исторических источников( например сборников исторических документов, хрестоматий, работ выдающихся российских историков , Н. Карамзина, С.Соловьёва, В. Ключевского, А.Костомарова, В.Платонова и других) . Для доклада так же необходимо использовать схему ответа, предложенную выше.
Темы практических занятий и методические рекомендации к ним.
Приступая к изучению истории в Вузе, необходимо понимать, что всемирно-исторический процесс охватывает всю историю человечества, начиная от первых шагов наших обезьяноподобных предков и кончая сложными зигзагами цивилизации начала XXI в. Поэтому необходимо ответить на вопросы: что собой представляет история человечества? Происходит ли развитие человеческого общества хаотично или же по определенным законам? Развивается ли каждая страна (народ) независимо, изолированно от других стран, народов или у них существует и нечто общее?
Следует учитывать, что история как процесс и история как наука – не одно и то же. Исторический процесс объективен, он включает в себя гигантское разнообразие самых разнородных явлений, которые происходят с людьми (войны и мирное строительство, географические открытия и изобретения, реформы и революции и т.д.). Единый всемирно-исторический процесс начинается с момента возникновения человеческого общества.
Необходимо определить понятия: предмет науки, исторические источники, научный метод, концепции. Исто́рия (др.-греч. ἱστορία — расспрашивание, исследование) — область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и так далее) в прошлом.
В более узком смысле история — это наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий. Основная задача истории - сформировать историческое сознание, т.е. совокупность представлений человека и общества в целом о своём прошлом, прошлом своей страны и всего человечества.
Историческое сознание – это часть общественного сознания, без которого человек не может существовать как сознательный индивид. В той или иной степени историческим сознанием обладает каждый. Различны только его уровни: 1 уровень - обыденное сознание, основанное на накоплении жизненного опыта, 2 уровень - формируется художественной литературой, радио, кино, театром, живописью, отличается яркостью, эмоциональностью, в то же время, отрывочностью, часто недостоверностью, 3 уровень - формируется на основе собственно исторических знаний, изучения истории на любительском уровне или на уровне школьных уроков, 4 уровень - высший. Формирование исторического сознания на базе всестороннего теоретического осмысления прошлого, складывание научного исторического мировоззрения. На этом этапе мало знания одной истории - конкретной науки, состоящей из исторических фактов. Необходимы познания в философии истории (историографии), являющейся теорией исторической науки, ибо именно теория является наиболее существенным компонентом любой науки.
История как наука имеет свой предмет изучения - это исторический процесс, то есть общественное развитие - в его конкретно-историческом проявлении.
Метод- способ изучения и познания предмета данной науки. Метод - сложное понятие. Его изучает специальная вспомогательная дисциплина - методология истории. В структуру метода входят: - принципы, - подходы, - конкретные методы исследования. Методы исследования: хронологический, синхронный (метод исторических параллелей), диахронный (сравнительно-исторический), статистический, проблемный, метод экстраполяции и другие.
Принципы: историзма, объективности. История многовариантна истории, альтернативность.
Термин и понятие «историография». Термин историография особо важен и имеет несколько значений. Во-первых, это наука о том, как пишется история, насколько правильно применяется исторический метод, и как он развивается. Во-вторых, тем же термином обозначают совокупность исторических трудов, часто тематически или иным способом отобранных из общей совокупности (например, историография 1960-х годов о средних веках). В-третьих, термином историография обозначают причины создания исторических сочинений, выявляемые в ходе их анализа, по выбору тематики, способу интерпретации событий, личным убеждениям автора и аудитории, к которой он обращается, по использованию доказательств или методу ссылок на других историков.
Этногенез - момент зарождения и последующий процесс развития какого-либо народа, приведший к определенному состоянию, виду, явлению. Включает как начальные этапы возникновения какого-либо народа, так и дальнейшее формирование его этнографических, лингвистических и антропологических особенностей.
Данный вопрос необходимо изучать по плану: 1) источники, сообщающие о происхождении славян, 2) Теории происхождения славян, 3) Современная наука о происхождении славян.
Приступая к изучению темы, определите термины и понятия «государство», община-вервь, союз племён, князь, дружина, « великое княжение», вотчина. Выделяют три пути образования государства: 1) завоевание одной общности другой, 2)восточный путь – трансформация «вождеств», 3)западный – имущественное расслоение общества и возникновение частной собственности на землю. Для определения предпосылок образования древнерусского государства необходимо рассмотреть экономическое, политическое, социальное развитие восточных славян в середине IX в.