Специальные историографические методы исследования

1.

Специально-исторические методы исследования основаны на философских, общенаучных методах и являются ос­новой методов конкретно-проблемных. Основными специально-историческими методами исторического познания (по концепции И.Д. Ковальченко) являются следующие.

Историко-генетический. Он наиболее распространен. Его суть — последовательное раскрытие свойств, функций и изменений изучаемой реальности в процессе ее исторического движения. Этот метод, будучи аналитическим, индуктивным, по форме выражения информации является описа­тельным. Он направлен на выявление причинно-следственных связей, на анализ возникновения (генезиса) тех или иных яв­лений и процессов. Исторические события показываются и в их индивидуальности, конкретности.

Ретроспективный метод — от настоящего к прошлому, от следствия к причине. По элементам сохранившегося про­шлого можно реконструировать это прошлое. Идя в прошлое, можно уточнить этапы становления, формирования того яв­ления, которые мы имеем в настоящем. То что при генетиче­ском подходе может показаться случайным, при ретроспек­тивном методе покажется предпосылкой более поздних событий.

Историко-сравнительный. Собирая фактический материал, осмысливая, и системати­зируя факты, историк видит, что многие явления могут иметь сходное содержание, но разные формы проявления во време­ни и пространстве и, наоборот, иметь разное содержание, но быть сходными по форме. Познавательное значение метода заключается в возможностях, открываемых им для понима­ния сущности явлений. Понять сущность можно по сходству и различию присущих явлениям характеристик. Логической основой метода является аналогия, когда на основе сходства одних признаков объекта делается вывод о сходстве других.

Историко-типологический . Типология — разделение объектов или явлений на различные типы на основе сущест­венных признаков, выявление однородных совокупностей объектов. Типологический метод — ме­тод сущностного анализа. Такого результата не дает формальная описательная классификация, предлагавшаяся по­зитивистами. Субъективный подход привел к идее конструи­рования типов только в мышлении историка. Выявление того единого, которое было присуще многообразию, тех или иных сочетании индивидуального (единичного) — важная задача познания исторических явлении, раскрытия их сущности. Ведь прошлое во всех его проявлениях как непрерывный динамический процесс, представляет собой не простое последовательное течение событий, а смену одних качественных состоянии другими, имеющее свои существенно отличные стадии. Выделение этих стадий — важная задача в изучении исторического развития.

Историко-системный. Он был разрабо­тан И.Д. Ковальченко в связи с применением математических методов, моделирования в исторической науке. Метод исходит из того, что существуют общественно-исторические системы разного уровня. Основные компоненты реальности: индивиду­альные и неповторимые явления, события, исторические си­туации и процессы, рассматриваются как общественные систе­мы. Повышение значимости историко-системного метода происходит в связи с углублением исторических исследовании как с точки зрения целостного охвата изучаемой реальности, так и с точки зрения раскрытия внутренних механизмов функционирования общественных систем.

Хронологический метод.Его применяет каждый историк. Это — изучение последовательности исторических событий во времени (хронологии). Нельзя пропускать существенные факты. Часто допускаются искажения истории, когда исто­рики замалчивают факты, не укладывающиеся в схему.

Синхронный метод ориентирован на изучение различных собы­тий, происходивших в одно и то же время. Все явления в об­ществе взаимосвязаны, и этот метод, особенно часто применяемый при системном подходе, помогает эту связь раскрыть. И это позволит уточнить объяснение исторических событий, происходящих в том или ином регионе, проследить влияние экономических, политических, международных свя­зей разных стран. ». Суть: выделиить (фиксации или конструировании) структуры изучаемого предмета (объекта), взятого в конкретный момент (или определенный промежуток) реального исторического времени его существования с помощью вертикального временного сечения эволюции объекта

Диахронный метод(или метод периодизации). Выделяются качественные особенности процессов во времени, моменты об­разования новых этапов, периодов, сравнивается состояние в начале и в конце периода, определяется общее направление развития. Чтобы выявлять качественные особенности перио­дов, нужно четко определить критерии периодизации, учесть объективные условия и сам процесс. Подменять один крите­рий другим нельзя. Иногда нельзя точно назвать год или ме­сяц начала нового этапа — все грани в обществе подвижны и условны. Нельзя все уложить в строгие рамки, имеет место асинхронность событий и процессов, и историк должен это учитывать. Когда существует несколько критериев и различ­ных схем, глубже познается исторический процесс. Суть: произвести горизонтальное временное сечение и выявить определенные закономерности, тенденции в эволюции предмета познания.

Нарративные и дискрептивные методы исторического исследования. Нарративный (описательный) метод — основа гуманитарного знания. Это связный рассказ об исторических событиях. Дискрептивный (отдельный, раздельный) метод основан на представление о существовании самозамкнутых единиц, на которые распадается исторический процесс.

Использование проблемно-хронологического метода способствует расчленению избранной темы на ряд более узких проблем, разработка каждой из которых рассматривается в хронологической последовательности.

Метод периодизации позволяет выделить этапы и периоды в развитии историографии темы, отличающиеся, прежде всего в содержательном отношении друг от друга.

Историко-сравнительный метод дает возможность провести сравнение достигнутых результатов в пределах каждого из выделенных этапов в разработке рассматриваемой проблемы.

Методы логического и конкретного анализа обусловливают изучение историографических фактов и источников с учетом условий их возникновения и взаимовлияния, взаимосвязи теоретического и фактического, поиска конкретных причин, породивших определенные историографические явления.

Применение метода актуализации выражается в определении ценности тех или иных исторических знаний по рассматриваемой проблеме.

Лекция 7

Наши рекомендации