Специальные историографические методы исследования
1.
Специально-исторические методы исследования основаны на философских, общенаучных методах и являются основой методов конкретно-проблемных. Основными специально-историческими методами исторического познания (по концепции И.Д. Ковальченко) являются следующие.
Историко-генетический. Он наиболее распространен. Его суть — последовательное раскрытие свойств, функций и изменений изучаемой реальности в процессе ее исторического движения. Этот метод, будучи аналитическим, индуктивным, по форме выражения информации является описательным. Он направлен на выявление причинно-следственных связей, на анализ возникновения (генезиса) тех или иных явлений и процессов. Исторические события показываются и в их индивидуальности, конкретности.
Ретроспективный метод — от настоящего к прошлому, от следствия к причине. По элементам сохранившегося прошлого можно реконструировать это прошлое. Идя в прошлое, можно уточнить этапы становления, формирования того явления, которые мы имеем в настоящем. То что при генетическом подходе может показаться случайным, при ретроспективном методе покажется предпосылкой более поздних событий.
Историко-сравнительный. Собирая фактический материал, осмысливая, и систематизируя факты, историк видит, что многие явления могут иметь сходное содержание, но разные формы проявления во времени и пространстве и, наоборот, иметь разное содержание, но быть сходными по форме. Познавательное значение метода заключается в возможностях, открываемых им для понимания сущности явлений. Понять сущность можно по сходству и различию присущих явлениям характеристик. Логической основой метода является аналогия, когда на основе сходства одних признаков объекта делается вывод о сходстве других.
Историко-типологический . Типология — разделение объектов или явлений на различные типы на основе существенных признаков, выявление однородных совокупностей объектов. Типологический метод — метод сущностного анализа. Такого результата не дает формальная описательная классификация, предлагавшаяся позитивистами. Субъективный подход привел к идее конструирования типов только в мышлении историка. Выявление того единого, которое было присуще многообразию, тех или иных сочетании индивидуального (единичного) — важная задача познания исторических явлении, раскрытия их сущности. Ведь прошлое во всех его проявлениях как непрерывный динамический процесс, представляет собой не простое последовательное течение событий, а смену одних качественных состоянии другими, имеющее свои существенно отличные стадии. Выделение этих стадий — важная задача в изучении исторического развития.
Историко-системный. Он был разработан И.Д. Ковальченко в связи с применением математических методов, моделирования в исторической науке. Метод исходит из того, что существуют общественно-исторические системы разного уровня. Основные компоненты реальности: индивидуальные и неповторимые явления, события, исторические ситуации и процессы, рассматриваются как общественные системы. Повышение значимости историко-системного метода происходит в связи с углублением исторических исследовании как с точки зрения целостного охвата изучаемой реальности, так и с точки зрения раскрытия внутренних механизмов функционирования общественных систем.
Хронологический метод.Его применяет каждый историк. Это — изучение последовательности исторических событий во времени (хронологии). Нельзя пропускать существенные факты. Часто допускаются искажения истории, когда историки замалчивают факты, не укладывающиеся в схему.
Синхронный метод ориентирован на изучение различных событий, происходивших в одно и то же время. Все явления в обществе взаимосвязаны, и этот метод, особенно часто применяемый при системном подходе, помогает эту связь раскрыть. И это позволит уточнить объяснение исторических событий, происходящих в том или ином регионе, проследить влияние экономических, политических, международных связей разных стран. ». Суть: выделиить (фиксации или конструировании) структуры изучаемого предмета (объекта), взятого в конкретный момент (или определенный промежуток) реального исторического времени его существования с помощью вертикального временного сечения эволюции объекта
Диахронный метод(или метод периодизации). Выделяются качественные особенности процессов во времени, моменты образования новых этапов, периодов, сравнивается состояние в начале и в конце периода, определяется общее направление развития. Чтобы выявлять качественные особенности периодов, нужно четко определить критерии периодизации, учесть объективные условия и сам процесс. Подменять один критерий другим нельзя. Иногда нельзя точно назвать год или месяц начала нового этапа — все грани в обществе подвижны и условны. Нельзя все уложить в строгие рамки, имеет место асинхронность событий и процессов, и историк должен это учитывать. Когда существует несколько критериев и различных схем, глубже познается исторический процесс. Суть: произвести горизонтальное временное сечение и выявить определенные закономерности, тенденции в эволюции предмета познания.
Нарративные и дискрептивные методы исторического исследования. Нарративный (описательный) метод — основа гуманитарного знания. Это связный рассказ об исторических событиях. Дискрептивный (отдельный, раздельный) метод основан на представление о существовании самозамкнутых единиц, на которые распадается исторический процесс.
Использование проблемно-хронологического метода способствует расчленению избранной темы на ряд более узких проблем, разработка каждой из которых рассматривается в хронологической последовательности.
Метод периодизации позволяет выделить этапы и периоды в развитии историографии темы, отличающиеся, прежде всего в содержательном отношении друг от друга.
Историко-сравнительный метод дает возможность провести сравнение достигнутых результатов в пределах каждого из выделенных этапов в разработке рассматриваемой проблемы.
Методы логического и конкретного анализа обусловливают изучение историографических фактов и источников с учетом условий их возникновения и взаимовлияния, взаимосвязи теоретического и фактического, поиска конкретных причин, породивших определенные историографические явления.
Применение метода актуализации выражается в определении ценности тех или иных исторических знаний по рассматриваемой проблеме.
Лекция 7