Тема: «Индивидуально-психологические свойства личности.

Тема: «Индивидуально-психологические свойства личности.

Темперамент как динамические проявления психики человека»

Цель:рассмотретьсущность темперамента как врождённых, индивидуально-природных свойств психики человека, проанализировать его типы и свойства, а также помочь студентам определить собственный тип темперамента.

Задачи:

· образовательная: раскрыть понятие «темперамент», его исторический аспект, взаимосвязь темперамента и индивидуального стиля деятельности; изучить типы и свойства темперамента с учётом типологий И.П. Павлова и В.М. Русалова;

· развивающая: развивать умение анализировать и ориентироваться в основных понятиях по теме; формировать произвольное внимание, адекватную самооценку;

· воспитательная: воспитывать пытливость ума, любознательность, активность, целеустремлённость в познании самих себя; формировать научное мировоззрение, объективность, толерантность, развивать рефлексию.

Оборудование:конспект лекции, пояснительные примеры, презентация по теме, раздаточный материал:

1) рисунок-иллюстрация для определения типа темперамента;

2) таблица достоинств и недостатков различных типов темперамента;

3) схема: «Отображение свойств темперамента по В.М. Русалову».

Литература:

1. Введение в психологию. / Под общ. ред. проф. А. В. Петровского. —

М.:Академия, 1997. — С.371-385.

2. Немов Р.С.Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:

В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- Кн. 1:

Общие основы психологии. — С.394-402.

3. http://licey43.ru/psiholog/temperament.htm

План

1. Понятие, исторический аспект, физиологические основы темперамента.

2. Типология темперамента.

3. Свойства темперамента по М.В. Русалову.

4. Связь темперамента и деятельности.

Ход занятия:

I.Организационный момент

II.Постановка цели и задач.

III.Изучение нового материала (изложение лекционного материала).

Понятие, исторический аспект, физиологические основы темперамента.

Нельзя найти двух людей, одинаковых по своим психическим свойствам. Все люди отличаются от других многими особенностями: одни подвижны, энергичны, эмоциональны, другие медлительны, спокойны, невозмутимы, одного отличают резкие жесты, выразительная мимика, другого - сдержанность движений, очень малая подвижность лица.

Эти индивидуальные особенности проявляются еще в годы детства, отличаются особым постоянством, обнаруживаются в самых разных сферах поведения и деятельности, т.е. они не являются только в чем-то внешнем. Многими экспериментальными исследованиями доказано, что в основе такого рода динамических проявлений лежат индивидуально-природные, врожденные свойства человека. Эти индивидуально-природные, врожденные свойства человека и называют темпераментом.

Темперамент — это индивидуальные особенности человека, которые определяют динамику его психической деятельности и поведения (Р.С. Немов).

Психологи выделяют два основных показателя динамики психических процессов и поведения: активность и эмоциональность. Активность — это особенности темпа, ритма деятельности, скорость и сила протекания психических процессов, степень подвижности, быстрота или замедленность реакций.

Сангвиник — сильный, уравновешенный, подвижный.

Флегматик — сильный, уравновешенный, малоподвижный (инертный.)

Холерик — сильный, но неуравновешенный, со слабым по сравнению с возбуждением тормозными процессами.

Свойства темперамента по М.В. Русалову.

Советский психофизиолог В.М. Русалов предложил современную трактовку свойств темперамента. Русалов выделил четыре свойства темперамента: эргичность (выносливость), пластичность, скорость (активность) и эмоциональность (чувствительность). Все эти компоненты темперамента, по мнению В.М.Русалова, биологически и генетически обусловлены.

В соответствии с двумя основными видами человеческой деятельности — предметной деятельностью и общением — каждое из выделенных свойств темперамента должно рассматриваться отдельно, поскольку предполагается, что в деятельности и общении они проявляются по-разному.

Рассмотрим свойства темперамента в сфере предметной деятельности.

Под эргичностью Русалов понимал уровень нужды в освоении предметного мира (человек завоёвывает предметы).

Эмоциональная чувствительность — чувствительность к неудачам в работе с предметами.

Индивидуальный стиль деятельности не сводится к темпераменту, он определяется и другими причинами, включает умения и навыки, сформировавшиеся под влиянием жизненного опыта. Индивидуальный стиль деятельности можно рассматривать как результат приспособления врожденных свойств нервной системы и особенностей организма человека к условиям выполняемой деятельности.

Как известно, среди выдающихся людей в каждой области творчества - в науке, технике, искусстве, в самых различных видах труда - можно встретить представителей разных типов темперамента. Так вот, для творческой личности характерна индивидуализация приемов работы, когда сознательно, а отчасти и непроизвольно применяются именно такой режим и такие индивидуальные способы выполнения деятельности, которые соответствуют индивидуальному темпераменту.

То, что мы, наблюдая за человеком, воспринимаем как признаки его темперамента (разнообразные движения, реакции, формы поведения), часто является отражением не столько темперамента, сколько индивидуального стиля деятельности, особенности которого могут совпадать и расходиться с темпераментом.

Темперамент в целом может влиять на характер и индивидуальный стиль деятельности человека. Это необходимо учитывать при выборе профессии и организации своего рабочего пространства.

Например, если сангвиник выберет профессию, связанную с монотонным трудом, требующим усидчивости, постоянной сконцентрированности внимания на чем-то одном, терпения, то он, скорее всего, не заслужит похвалы начальства. Такими неуспешными выборами для сангвиника могут стать профессии делопроизводителя, бухгалтера, мастера-часовщика, радиомонтажника, библиографа, архивиста, реставратора. Но если работа требует энергичности и общения с людьми – сангвинику не будет равных, особенно если он разовьет свои природные способности. Это позволит, например, успешно координировать действия других людей и внушать им оптимизм. Поэтому сангвиники бывают хорошими руководителями, коммерческими агентами, продавцами, инженерами, водителями, врачами и медсестрами, педагогами и психологами, журналистами, закройщиками, фотографами, социальными работниками, администраторами и т.п.

Холерики часто бывают успешными в тех профессиях, которые требуют способности к повышенной концентрации внимания и энергичности, а также особого запаса прочности нервной системы, возможности переносить повышенные нагрузки без потери работоспособности и быстро восстанавливать свои силы. На работе холерику желательно выплескивать свою кипучую энергию в мирное русло, тем более, что целеустремленность – одна из характеристик этого типа темперамента. Холерик может стать хорошим хирургом, летчиком, диспетчером, тренером, менеджером, предпринимателем, строителем, электриком, поваром, следователем, водителем, геологом, телерепортером, режиссером и т.п.Но заставлять себя выполнять монотонную и однообразную работу, требующую тщательности и усидчивости, ежедневно и по нескольку часов в день – со стороны холерика жестоко по отношению к самому себе. Хроническая усталость может накопиться не из-за объема работ, а из-за постоянной необходимости сдерживать свою кипучую энергию. Холерику не стоит в качестве профессии выбирать цветоводство, библиотекарское дело или бухучет. В этом холерики и сангвиники во многом похожи.

Флегматики не выносят суеты и постоянно меняющихся условий, это может привести к сбою в работе, а иногда и к депрессии. Зато они способны длительное время заниматься делом, требующим сконцентрированности внимания, усидчивости и скурпулезности. Это терпеливые люди, способные до мелочей продумать какое-либо решение и до идеала довести какое-либо дело. Если их не торопить. Флегматики становятся хорошими экономистами, бухгалтерами, операторами ЭВМ и программистами, зубными техниками, поварами, делопроизводителями, портными, слесарями, механиками, часовщиками, библиографами, переводчиками и т.п. Но артистом дирижером, телерепортером, коммерсантом и продавцом флегматику становится не стоит.

Меланхолик вряд ли будет успешен в профессиях, требующих повышенной сосредоточенности, риска и энергичности. Напряженная работа врача, особенно хирурга, спасателя, летчика, водителя, монтажника, диспетчера скорее приведут меланхолика к истощению нервной системы и ухудшению здоровья. Но в силу таких особенностей, как чувствительность и отзывчивость, эмоциональность и умение сопереживать меланхолик ярко раскрывается в профессиях актера, художника, писателя, цветовода. Он имеет все шансы стать успешным делопроизводителем, оператором ЭВМ, биологом, библиотекарем, дизайнером.

Ядро индивидуального стиля деятельности определяет комплекс имеющихся у человека свойств нервной системы. Среди тех особенностей, которые относятся к самому индивидуальному стилю деятельности, можно выделить две группы:

1. Приобретаемые в опыте и носящие компенсирующий характер по отношению к недостаткам индивидуальных свойств нервной системы человека.

2. Способствующие максимальному использованию имеющихся у человека задатков и способностей, в том числе полезных свойств нервной системы.

IV.Подведение итогов занятия.

¾ Дайте определение понятию «темперамент».

¾ Перечислите учёных, которые внесли вклад в разработку проблемы темперамента?

¾ Назовите основные типы темперамента.

¾ Перечислите свойства темперамента.

¾ Как связаны темперамент и индивидуальный стиль деятельности?

V.Домашние задание: изобразить свой тип темперамента в виде образной картинке на листе А4.

Тема: «Индивидуально-психологические свойства личности.

Наши рекомендации