Для зачета по отечественной историографии (ч. 1).

1. Предмет и задачи курса отечественной историографии

2. Историографические источники и историографическая литература по отечественной историографии

3. Возникновение исторических знаний на Руси. Былины, повести, сказания - древнейшая историографическая традиция

4. «Повесть Временных лет» - памятник отечественной историографии Древней Руси

5. Исторические знания в Киевской Руси Х-ХII в.

6. «Слово о полку Игореве» - памятник отечественной историографии периода феодальной раздробленности на Руси

7. Теоретические и методологические основы исторического познания в эпоху феодализма. Провиденциализм.

8. Исторические знания в период феодальной раздробленности на Руси в XII-XIV вв.

9. Исторические знания в период образования Российского централизованного государства в XIV-XVI вв.

10. Исторические знания в Российском централизованном государстве в конце XVI - начале XVII вв. Исторические повести и сказания.

11. Развитие исторических знаний в Российском централизованном государстве в середине и во второй половине XVII в. А.И. Лызлов. Скифская история.

12. Новые черты и особенности развития исторических знаний в Российском централизованном государстве в середине и во второй половине XVII в. И. Гизелла. «Синопсис». Ф. Грибоедов. «История».

13. Новые черты европейской исторической науки в конце XVI – XVII вв. Теория естественного права и общественного договора.

14. Исторические знания в Российском государстве в конце XVII – начале XVIII вв. Петровские преобразования и развитие исторических знаний.

15. Превращение исторических знаний в науку. Прагматизм и рационализм.

16. Историческая наука в России в середине XVIII в. Исторические взгляды В.Н. Татищева.

17. Создание Российской Академии наук и ее деятельность в области истории в середине XVIII в. Г.Ф. Миллер и Л. Шлецер.

18. Деятельность Российской Академии наук в области истории. Исторические взгляды М.В. Ломоносова.

19. Возникновение буржуазно-просветительской историографии в России в середине XVIIII в.

20. Историческая наука в России во второй половине XVIII в. М.М. Щербатов и И.Н. Болтин.

21. Формирование буржуазного направления в российской историографии в конце XVIII – XIX вв. Исторические взгляды Г. Эверса.

22. Скептическая (критическая) школа в отечественной историографии. М.Т. Каченовский, исторические взгляды.

23. Историческая наука в России в начале XIX в. Н.М. Карамзин. Историческая концепция России.

24. Исторические взгляды А.Н. Радищева и декабристов.

25. Теоретические и исторические основы развития европейской и российской исторической науки в конце XVIII – первой половине XIX вв. И.Г. Гердер. И. Кант. Г.В.Ф. - Гегель, Ф.В. Шеллинг.

26. Историческая наука в России в начале XIX в. Н.А. Полевой. «История русского народа».

27. Дворянская историческая наука в первой половине XIX в. М.А. Корф. Н.Г. Устрялов. Исторические взгляды.

28. Славянофилы и их роль в развитии отечественной исторической науки.

29. Государственная школа в российской историографии. К.Д. Кавелин. Б.Н. Чичерин. Исторические взгляды.

30. С.М. Соловьев. Теоретические и методологические взгляды. Историческая концепция России.

31. Российская историческая наука в середине XIX в. М.П. Погодин. Исторические взгляды.

32. Теоретические и методологические основы развития европейской и российской исторической науки в середине и во второй половине XIX – начале XX вв. Позитивизм и неокантианство.

33. Исторические взгляды А.П. Щапова.

34. Историческая наука в середине и во второй половине XIX в. Д.И. Иловайский. Н.К. Шильдер.

35. Либерально-буржуазная историческая наука в середине и во второй половине ХIX в. Н.И. Костомаров. Исторические взгляды.

36. «Историческая школа» в российской историографии во второй половине XIX - начале ХХ вв. М.М. Ковалевский.

37. Разработка истории России в народнической историографии в середине и во второй половине XIX в.

38. В.О. Ключевский. Теоретические и методологические взгляды, историческая концепция России.

39. Возникновение марксистского направления в отечественной историографии. Г.В. Плеханов. Исторические взгляды.

40. Проблемы истории России в трудах В.И. Ленина.

41. Историческая наука в России в конце XIX – начале ХХ вв. П.Н. Милюков. Исторические взгляды.

42. Теоретические и методологические проблемы исторической науки в трудах А.С. Лаппо-Данилевского.

43. Российская историческая наука в начале ХХ в. Н.А. Рожков. Н.П. Павлов-Сильванский. Исторические взгляды.

44. Проблемы истории России в трудах эсеров и меньшевиков.

Примерные тесты по отечественной историографии (ч.1).

1. Что означает определение историография?

А) История исторической науки

Б) История социально-экономического и политического развития общества

В) История Отечества

Г) другие версии

2. Дополните

А) Историография отечественной истории имеет следующие аспекты исследования: выяснение социальной основы исторического познания…

Б) Изучение теоретико-методологических принципов, присущих каждому направлению исторической мысли…

В) Анализ источниковой базы исторических работ, характера использования источников…

Г) другие версии

3.Назовите основные этапы развития отечественной исторической науки дореволюционного периода

А) VI – XIX – начало ХХ вв.

Б) IX- 1725 г. – 1917 гг.

В) XII – 1861г. – начало XX в.

Г) другие версии

4.Дайте определение предмета историографии отечественной истории

А) в изложении М.В. Нечкиной

Б) в изложении Л.В. Черепнина и А.М. Сахарова

В) в изложении С.О. Шмидта

Г) другие версии

5. Назовите основные историографические источники

А) российское законодательство

Б) археологические памятники и памятники материальной культуры

В) исторические исследования, статьи, рецензии, и т.д.

Г) другие версии

6. С какого времени начинается русская историография

А) с формирования устного народного творчества

Б) с первых походов русских князей на Царьград

В) с возникновением русского летописания

Г) другие версии

7. В состав «Повести Временных лет» входят:

А) Ветхий завет, устное народное творчество, летописный протограф, договоры Руси с Византией

Б) Троицкая летопись

В) «Слово о полку Игореве»

Г) другие версии

8.Философской основой исторического познания в XI – XVII вв. являлись?

А) гегельянство

Б) провиденциализм

В) марксизм

Г) другие версии

9. Дайте определение основных форм фиксаций исторических знаний в XI – XVII вв.

А) летописи

Б) исторические повести

В) агиографическая литература

Г) другие версии

10. Что особенного в развитии исторических знаний в период феодальной раздробленности и образования Московского государства?

А) в формах фиксации исторических знаний

Б) в идеологии

В) в содержании

Г) другие версии

11. Превращение Московского летописания в общерусское связано с деятельностью

А) церкви и духовенства

Б) образование централизованного государства

В) с победой Дмитрия Донского на Куликовом поле

Г) другие версии

12. Назовите основные историографические памятники XV-XVII вв.

А) церковной исторической литературы

Б) светской государственной исторической литературы

В) частные сочинения

Г) другие версии

13. В каких исторических сочинениях формируется новая историческая концепция Российского государства?

А) Степенная книга

Б) Никоновская летопись и Хронограф

В) А. Курбский «История о великом князе Московском» и «История о Казанском ханстве».

Г) другие версии

14. Превращение исторических знаний в науку связано с

А) деятельностью Записного приказа

Б) развитием европейской исторической и философской мысли

В) Смутой в начале XVII в.

Г) другие версии

16. Какие новые тенденции складываются в российской исторической мысли XVII в.?

А) развивается летописание

Б) складывается концепция образования и развития Российского государства

В) происходит религиозный раскол

Г) другие версии

17. Каким образом решались задачи развития исторических знаний в XVII в.

А) создается Записной приказ

Б) написаны сочинений дьяками приказов и частными лицами

В) привлечением иностранных ученых

Г) другие версии

1. На расширение источников базы исторических сочинений развитие методики исторического исследования оказали влияние

А) деятельность российских царей

Б) Воссоединение Украины с Россией

В) деятельность церкви и духовенства

Г) другие версии

1. Философские основы новой европейской исторической науки:

А) рационалистическая теория естественного права и общественного договора Г. Гроция и Т. Гобса

Б) богословские споры XVI-XVII вв.

В) теория «Москва-Третий Рим».

Г) другие версии

2. Превращению исторических знаний в науку в начале XVIII в. способствовали:

А) восстание К. Булавина

Б) Северная война

В) работы Ф. Поликарпова, А. Манкиева и деятельность Академии наук

Г) другие версии

3. Заслуга В.Н. Татищева состоит в том, что он:

А) повторил летопись, добавив в нее свои взгляды

Б) являлся сподвижником царя Петра I

В) создал светскую историю Российского государства

Г) другие версии

4. В XVIII в. у истоков научной концепции происхождения и развития Российского государства стояли:

А) М.В. Ломоносов.

Б) немецкие ученые Российской академии наук Г.З. Байер и Г.Ф. Миллер

В) В.Н. Татищев.

Г) другие версии

5. Значение сочинений М.М. Щербатова и И.Н. Болтина состоит:

А) в критике политического строя в России второй половины XVIII в.

Б) в распространении идей немецкой классической философии и английской политической экономии

В) в развитии теории исторической науки и источниковедения

Г) другие версии

6. Важнейшими итогами развития исторической науки в XVIII в. России явились:

А) становление системы народного образования

Б) возникновение и развитие различных школ и направлений исторической мысли

В) издание Н.И. Новиковым исторических источников и историко-публицистических журналов

Г) другие версии

7. Различие между концепциями российского исторического процесса в трудах В.Н. Татищева, М.М. Щербатова и Г. Эверса состоит:

А) в теоретико-методологических принципах исторического исследования

Б) в политических взглядах авторов

В) в предмете исторического исследования

Г) другие версии

8. Выдающийся русский историк Н. М. Карамзин:

А) «последний летописец», по выражению Н.Я. Эйдельмана

Б) историк, стоявший у истоков научной российской истории

В) историк, повторивший основные выводы и положения исторической науки XVIII в.

Г) другие версии

9. Что объединяет сочинения Н.А. Полевого, М.Т. Каченовского и декабристов?

А) критика исторической концепции Н.М. Карамзина

Б) теоретико-методологические принципы исследования

В) предмет исследования

Г) другие версии

10. Какие школы и направления российской исторической мысли не сформировались в первой воловине XIX в.?

А) скептическая школа

Б) марксистское направление

В) государственная (юридическая) школа

Г) другие версии

11. Какие мероприятия способствовали распространению и развитию исторической науки в России в начале XIX в.

А) открытие новых университетов, училищ и гимназий

Б) участие России в антинаполеоновских войнах

В) Создание российских императорских исторических и других научных обществ

Г) другие версии

12. Какие философские и исторические взгляды господствовали в российской исторической науки в первой половине XIX в.

А) декабристов и А.И. Герцена

Б) И. Канта, Г.В.Ф. - Гегеля, Ф.В. Шеллинга

В) Н. А. Бердяева, А.А. Кизеветтера, С.Ф. Платонова

Г) другие версии

13. Заслуги славянофилов в исторической науке заключаются

А) в разработке истории русского народа

Б) в формировании и подъеме национального самосознания

В) в борьбе против крепостного права

Г) другие версии

14. Что является предметом изучения государственной школы в российской историографии

А) крестьянская община

Б) государственно-правовые учреждения и законодательство

В) история классовой борьбы

Г) другие версии

15. Что объединяет взгляды С.М. Соловьева, К.Д. Кавелина, Б.Н. Чичерина

А) теоретико-методологические принципы исследования

Б) интерес к роли личности в историческом процессе

В) выяснение движущих сил и закономерностей исторического процесса

Г) другие версии

16. Значение сочинений С.М. Соловьева в российской исторической науке заключается

А) в создании новой концепции русского исторического процесса

Б) в критике сочинений славянофилов

В) разработке новых методов исторического исследования

Г) другие версии

17. К какому направлению русской исторической мысли принадлежали А.П. Щапов, П.Л. Лавров, М.И. и В.И. Семевские, Н.К. Михайловский

А) дворянскому

Б) народническому

В) марксистскому

Г) другие версии

18. Какую роль играли императорские и губернские музеи для развития исторической науки в России в XIX – начале XX вв.

А) формирование новой политической идеологии

Б) организация борьбы против крепостничества, самодержавия и буржуазии

В) собирание и хранение памятников материальной и духовной культуры российского народа

Г) другие версии

19. «Курс лекций по русской истории» В.О. Ключевского

А) результат обобщения достижений русской историографии XIX в.

Б) новая концепция русского исторического процесса

В) сочинение, созданное в противовес «Истории России с древнейших времен» С.М. Соловьева

Г) другие версии

20. У истоков формирования марксистского направления в российской историографии стояли

А) В.И. Ленин

Б) Г.В. Плеханов

В) М.Н. Покровский

Г) другие версии

21. К русской исторической школе принадлежали

А) В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов, А.С. Лаппо-Данилевский

Б) М.М. Ковалевский, Н.И. Кареев, П.Г. Виноградов

В) Н.К. Шильдер, А.А. Корнилов, М.И. Богданович

Г) другие версии

22. Кризис исторической науки в России в конце XIX - начале ХХ вв. был связан

А) вступление России в эпоху империализма

Б) кризисом методологии исторического познания и становлением и развитием марксистского направления общественной мысли

В) неспособностью российского самодержавия решить рабочий вопрос

Г) другие версии

23. Что объединяет сочинения П.Н. Милюкова, М.М. Ковалевского, В.О. Ключевского?

А) политические взгляды

Б) теоретико-методологические подходы и принципы исторического исследования

В) историческая концепция России

Г) другие версии

24. Какие школы и направления исторической мысли в России в начале ХХ в. прекратили существование?

А) государственная

Б) скептическая

В) Марксистская

Г) другие версии

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Южный Федеральный университет»

Наши рекомендации