Путешествие в Московию (Адам Олеарий)
Как мы прибыли в Нарву. Путешествие оттуда, через крепости Ям и Копорье, до Нотебурга 3-го января 1634 года мы прибыли в Нарву и остановились у Якоба фон Кёллена, видного местного торговца и трактирщика. Здесь мы, из-за долгого неприбытия шведских господ послов, которые, ради известных причин, желали с нами вместе подняться в Москву, прождали в большой досаде до 22 недель. Впрочем, нельзя сказать, чтобы у нас тут недоставало увеселений для препровождения времени. Мы не только ежедневно устраивали княжеский стол с хорошим угощением и порядочною музыкою, причем многие знатные господа, зачастую посещавшие господ послов, вели приятные беседы, — но мы и ездили на различные важные пиршества, а также приглашались и уводились в поездки верхом и на охоту. Однако страстное желание ехать дальше не давало нам оценить все это веселье. К тому же много хлопот было нашим господам послам из-за нашего простого люду, столь долго остававшегося в праздности и часто вступавшего в ссоры и драки с нарвскими солдатами; постоянно поэтому приходилось им, вместе с господином губернатором, судить и мирить.
Так как мы, однако, предполагали, что до весны нам отсюда не выбраться, а в это время между Нарвою и Новгородом по большой дороге очень трудно пробираться, то магистр Пауль Флеминг 1 кое с каким людом, с лошадьми, веденными под уздцы, и с тяжелым скарбом 28 февраля, при хорошей санной дороге, был отправлен вперед в Новгород. Одновременно поехал вперед и д-р Венделин со своими людьми, вскоре за тем собравшийся и дальше в путь до Москвы…
«Правоведа в истории прежде всего интересуют государственно-правовые формы, факты и явления. Курс разделен на несколько периодов:
Древняя Русь (IX—XII вв.); период самостоятельных феодальных государств Древней Руси
(XII-XIVBB.);
-Русское (Московское) государство (XV—XVII вв.);
-Российская империя периода абсолютизма (XVIII — середина XIX в.);
-Российская империя периода перехода к буржуазной монархии (середина XIX — начало XX в.);
-Россия в период буржуазно-демократической республики (февраль — октябрь 1917 г.);
-период социалистической революции и создание советского государства (1918-1920);
-переходный период, или период нэпа (1921—1930);
-период государственно-партийного социализма (1930 — начало 1960-х гг.);
-период кризиса социализма (1960—1990-е гг.).
Данная периодизация курса в значительной степени условна. Тем не менее в ее рамках удается рассмотреть основные государственные и правовые изменения и тенденции. Особая дробность периодов на последних этапах истории государства и права России объясняется исключительной значимостью исторического материала для анализа современных проблем и его объемом».И.А. ИСАЕВ
Вся его жизнь протекала в Москве. Здесь он учился (в Коммерческом училище, 1-ой гимназии и Университете), служил и работал. Семья (отец - священник Михаил Васильевич Соловьёв (1791 - 1861)) воспитала в Соловьёве глубокое религиозное чувство, сказавшееся позже в том значении, какое он придавал в исторической жизни народов религии вообще и, в применении к России, православию в частности.
Уже в детстве Соловьёв любил историческое чтение: до 13 лет он перечитал «Историю» Карамзина не менее 12 раз; увлекался также описаниями путешествий, сохранив интерес к ним до конца жизни. Университетские годы (1838—1842) на I отделении философского факультета прошли под сильным влиянием не М.П. Погодина, читавшего излюбленный Соловьёвым предмет — русскую историю, - а Т.Н. Грановского. Преподаванием первого синтетический ум Соловьёва не удовлетворился: оно не вскрывало внутренней связи явлений. Красоту описаний Карамзина, на что Погодин особенно обращал внимание слушателей, Соловьёв уже перерос; фактическая сторона курса давала мало нового, и Соловьёв на лекциях нередко подсказывал Погодину, дополняя его указания своими. Курс Грановского внушил Соловьёву сознание необходимости изучать русскую историю в тесной связи с судьбой других народностей и в широкой рамке духовной жизни вообще: интерес к вопросам религии, права, политики, этнографии и литературы руководил Соловьёвым в течение всей его научной деятельности. В университете Соловьёв одно время сильно увлекался Гегелем и «на несколько месяцев стал протестантом»; «но, - говорит он, - отвлечённость была не по мне, я родился историком».
Серге́й Миха́йлович Соловьёв (5 (17) мая 1820 года, Москва — 4 (16) октября 1879 года, там же) — российский историк; профессор Московского университета (с 1848), ректор Московского университета (1871—1877), ординарный академик Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук по Отделению Русского языка и словесности (1872), тайный советник
Приложение Опорный лист № 4. Место России в мировой цивилизации.
. Человеческое общество представляет собой разнообразные союзы людей, родовые, племенные, государственные образования, нации и народности, которые возникают, растут, перемещаются, взаимодействуют, влияют друг на друга, наконец разрушаются. Возникновение, рост, развитие, общность исторических судеб людских союзов мы называем историческим процессом.
.
Успехилюдского общежития, приобретение культурных ценностей не являются результатом деятельности одного народа, а созданы совместными усилиями всех народов, постоянно взаимодействующих друг с другом.
История человечества развивается последовательно, один этап сменяет другой: первобытность. Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время. Человеческое общество в своём развитии также прошло определённые этапы: от первобытного стада к родовым общинам, которые объединялись в соседские общины; далее образовывались роды, племена. Из племён складывались союзы племён, которые становились основой той или иной народности. В свою очередь народы создавали государства, в которых чувство национального единства получает выражение в политических связях, вверховной власти и законе. В государстве народ становится историческим феноменом с выраженным национальнымхарактером и сознанием своего значения в составе мировогосообщества. Все народы прошли схожий исторический путь развитияот первобытного стада к государству.
Следовательно, мировое сообщество представляет собой совокупность народов, живущих на различных уровняхразвития культуры, даже в рамках одного государства.
Какому же ?
Россия, расположенная между Востоком и Западом,включает народы, развивающиеся и по восточному и западномуварианту. Это определило самобытность её истории в системемировых цивилизаций, которая проявилась в следующих факторах:
—география;
—колонизации;
—гипертрофированная роль государства;
—особенности российских реформ:
—значимость сословного строя и др.