Глава 6. разгул космизма. дамоклов меч
Важен для нас факт, что идеалы нашей демократии идут в унисон со стихийным геологическим процессом, с законами природы, отвечают ноосфере.
В.И.Вернадский «Несколько слов о ноосфере»
Давно чаемая «прогрессивной общественностью» русская революция начавшись, протекала как-то странно, всё больше по окраинам: в Риге, Варшаве, Одессе. Ну и в Питере бастовали несколько крупных заводов. Во всей остальной гигантской Империи сохранялось спокойствие. Тем не менее и того, что случилось, было достаточно для развёртывания кампании давления на Николая II с целью принудить его пойти на уступки либералам и ограничить, наконец, собственную власть, поделиться ей с «общественностью». За созыв «народных представителей» высказывались и многие министры, и общеземский съезд (направивший даже к Царю депутацию во главе с гласным московской городской Думы А.И. Гучковым, занимавшим не последнее место в российской масонской иерархии). Однако неожиданно против всех этих поползновений выступил Витте. Он объявил начала самодержавия в России незыблемыми (явно стараясь втереться в доверие к Николаю), а главной задачей момента — прекращение войны с Японией, ибо продолжение войны, мол, приведёт лишь к обострению революции.
Царь поначалу о прекращении войны и слушать не хотел, но вскоре последовали поражение под Мукденом, а затем и Цусима.[9] Тут и западные кредиторы в один голос заговорили о том, что никаких кредитов России больше не видать, пока она войну не закончит. Этих ударов Николай не выдержал, и мирные переговоры с японцами начались. Чем они закончились, мы уже писали в 4 главе: позорным Портсмутским миром. Ну а события шли своим чередом. В страну постепенно подтягивались из франций-америк революционные элементы. Приехавший в апреле 1905 г. профессор П.Н. Милюков, будущий лидер партии кадетов (т.е. конституционных демократов), обнаружил, что «Революционное движение далеко не успело проникнуть в массы; его роль заменяла «симуляция революции» интеллигентами...».[10] Интеллигенты, конечно, старались, как могли: в Москве, например, эсер Каляев рванул бомбой великого князя Сергея Николаевича, но это не особенно всколыхнуло народ. Гораздо большее впечатление на массы производили военные поражения России. Ведь и забастовки-то в Петербурге, закончившиеся Кровавым воскресеньем, начались через пару недель после капитуляции Порт-Артура. Ровно через месяц после разгрома русского флота в Цусимском проливе вспыхнуло восстание на броненосце «Потёмкин». Но особенно грозные тучи стали сгущаться осенью 1905 г. после подписания Витте «почётного» мира.
Забастовки постепенно начали разрастаться, о них всё чаще говорили, как о «всеобщих», хотя и в самый пик забастовок в них участвовало не более нескольких сот тысяч человек из десятков миллионов работающих (сейчас, в годы реформ, число одновременно бастующих достигает иногда миллионов, но никто наверху даже и не почешется, разве что долги по зарплате в очередной раз пообещают вернуть). Чаще всего бастовала интеллигенция: юристы, преподаватели, студенты и т.п. Правительство для этого авангарда революции сделало прекрасный подарок — в июле 1905 г. объявило автономию университетов, теперь полиция не могла войти на территорию университета без разрешения совета профессоров. Естественно, университеты тот час же превратились в базы революционной подготовки. Ну а сам центр выступлений осенью 1905 г. переместился в Москву, в сердце России. Готовился решающий удар, правительство же пребывало в странном параличе. Даже войска были выведены из городов, им запретили «вмешиваться в политическую жизнь».
Тут-то и начался разгул «русского космизма». Напомню, что космизмом называют течение российской научно-философской мысли, виднейшими представителями которого были В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский, К.Э. Циолковский. Течение это, хотя и облечённое в наукообразные одежды, было похоже скорее на некую мистическую средневековую или даже древневосточную доктрину, вроде тех, что исповедовали гностики александрийской школы, а позднее — розенкрейцеры. Центральной для космистов была идея о тотальной связи всех явлений: на Земле и в Космосе («что вверху, то и внизу», — говорили когда-то гностики), в живой и неживой природе, а также в природе и обществе. Протекающие во всех этих сферах процессы имеют, согласно космистам, общее направление, все дружно работают на прогресс, и в конце-концов неминуемо должны привести и природу, и человечество к некоему возвышенно-просветлённому состоянию, называемому Вернадским «ноосферой» или сферой разума. Ну а долг каждого истинного космиста — неустанно работать над приближением этого блаженного состояния, как в науке, так и на ниве общественного служения. Поэтому Владимир Иванович Вернадский, например, был не только членом кадетской партии, но, как отметила Нина Берберова в своей книге «Люди и ложи», и масоном. А о том, что первая «русская» ложа Великого Востока в Париже называлась «Космос», мы уже упоминали (похоже, весь космизм-то из этого «Космоса» и выполз).
Нечего и говорить, что и Православная Вера, и Самодержавный Царь представлялись нашим космистам не более, чем досадными препятствиями на пути прогресса. В 1905 г. «геологический процесс», вырвавшийся на поверхность русской жизни, создал благоприятные условия для устранения этих препятствий. Но поскольку народная масса оставалась слишком «косной», приходилось прибегать к помощи активных элементов, каковыми во все времена были бандиты. По России катилась волна уголовно-политического террора: нападения, убийства, «экспроприации» всё множились и множились. Наконец, настал момент для решающего удара.
В Москве 6 октября (ст. стиль) 1905 г. начались забастовки в железнодорожных мастерских. По странному совпадению в этот же день С.Ю. Витте обратился к Царю с письмом, прося принять его с докладом «об общем неустройстве» и путях выхода из него. 9 октября Витте получил аудиенцию и высказал Николаю II свои соображения. По его мнению, имелось только два варианта действий: либо военная диктатура, либо уступка общественности, переход на конституционный путь. Сам Витте считал приемлемым только второй вариант и предлагал свои услуги в его реализации. Царь не дал ему окончательного ответа, и тогда на следующий день, 10 октября, в стране, как по мановению волшебной палочки, вспыхнула всеобщая политическая стачка. Луна в этот день проходила через созвездие Льва, так что намерения у организаторов стачки были серьёзные. В действительности, и в этот раз забастовка не была всеобщей, но она охватила железные дороги, что привело к параличу хозяйство России. Между прочим, Витте, ещё до того, как он стал министром финансов, занимал должность министра путей сообщения и конечно сохранил связи с железнодорожным начальством.
Увидев, что дело принимает серьёзный оборот, Николай II стал склоняться к введению военной диктатуры. И вдруг выяснилось, что возглавить подавление смуты в стране некому. Все, кому Царь пытался поручить это дело, отказывались под любыми предлогами. Одновременно Николая усиленно склоняли пойти на соглашение с «общественностью». Витте вместе с группой соратников уже подготовил проект манифеста. Задача заключалась в том, чтобы заставить Царя подписать его не позднее 17 октября. Но Николай не спешил, рассчитывая всё же найти человека, на которого он мог бы опереться. Особые надежды он возлагал на своего дядю, великого князя Николая Николаевича. Последний, кстати, давно уже состоял в оккультно-масонской ложе мартинистов. Ночь на 17 октября Витте провёл в переговорах с министром двора В.Б. Фредериксом и петербургским генерал-губернатором Д.Ф. Треповым. Утром Фредерикс доложил Царю о ночной беседе с Витте и попросил срочно принять последнего. Николай вызвал Витте и, одновременно, Николая Николаевича. Но тот категорически отказался от роли военного диктатора и даже разыграл истерику, угрожая немедленно застрелиться, если Царь не подпишет манифест. И Император отступил: манифест 17 октября о «даровании политических свобод», включающий пункт об учреждении выборного законодательного органа — Государственной Думы, был подписан. В тот же день Витте передал его в «Правительственный вестник» для немедленного опубликования. Главная цель революции была достигнута — власть в России перестала быть самодержавной.
Нам, уже привыкшим ко всевозможным думам, президентам, верховным советам и парламентам, очень трудно понять значение этого акта. Мы знаем, что верховная власть в нашей стране — это то неизбежное зло, которое нужно терпеливо переносить, как плохую погоду, лишь рассказывая про неё анекдоты себе в утешение. Время от времени нам дают возможность поучаствовать в спектакле под названием «выбирай или проиграешь», когда «главное не как проголосуют, а как подсчитают». Бойцы идеологического фронта с важным видом рассуждают по «ящику» и в газетах о системе сдержек и противовесов, правовом государстве и политических технологиях. Одним из элементов этих технологий являются периодически появляющиеся чемоданы, корзины и коробки компромата, которым представители власти щедро одаривают друг друга. Власть, таким образом, стала чем-то средним между машиной по выкачиванию налогов и блатной «малиной».
Однако тогда, в начале века, отношение к власти у большинства населения было иным. «Простой» народ знал, что главная власть в стране — это Царь Православный, Помазанник Божий. Именно от Бога получал Царь свою власть и ни с кем не мог он ей делиться. В этом и состоял принцип Самодержавия. Чин же царский был чином церковным, и первой обязанностью Царя было блюсти «правоверие и всякое в церкви святое благочиние», как гласили Основные Законы Российской Империи. Конечно, со времён Петра I (и даже со времён его отца, Алексея Михайловича), верховная власть в России не раз уклонялась от этого идеала. Но сам идеал сохранялся и в народном сознании, и в российских законах. Подписание же манифеста 17 октября нанесло по этому идеалу смертельный удар: царская власть теряла свой священный характер и превращалась просто в элемент, деталь «политической машины». Ну а всякую деталь ведь можно заменить какой-нибудь другой, более совершенной, эффективной деталью.
Конечно, перечисленные соображения не сразу проникли в массовое сознание, но это был лишь вопрос времени. «Передовые» же слои общества встретили манифест ликованием. Некоторым даже показалось, что «прогнивший режим» можно сбросить уже сейчас, стоит только немного поднажать. Попытались поднажать, но столкнулись с неожиданным отпором, причём отпором не власти, а народа. Как писали и пишут в учебниках истории, «по всей стране вслед за публикацией манифеста 17 октября прокатилась волна черносотенных погромов». Дальше обычно пишут, что погромы были организованы властями, но это как раз ложь чистой воды. Власти, напротив, все силы употребили, чтобы спасти «прогрессивный элемент» от народного гнева. Не получилось сразу перейти от «дикости к цивилизации», не созрела ещё Россия. Космистам-прогрессистам предстояло ещё много работы. Условия для такой работы были созданы исключительно благоприятные: впервые в российской истории оппозиция получала трибуну для открытой пропаганды и центр консолидации сил в виде Государственной Думы. Ведь по принятому вскоре избирательному закону большие преимущества на выборах получали именно образованные и обеспеченные слои общества, а они-то и были самыми оппозиционными. Так что Царь, подписывая манифест и учреждая Думу, подвесил над своей головой дамоклов меч, который и обрушился на него менее чем через 12 лет, когда в Думе созрел заговор, приведший к Февралю и отречению Николая II от престола.
Тут нам самое время взглянуть на космограмму того исторического дня 17 (30 н.ст.) октября 1905 г. День-то, похоже, непростой, раз Витте и иже с ним так давили на Императора, чтобы он именно в этот день подписал манифест. Что им там великий Космос показал? Ага, Луна, конечно, в Змееносце. Опять знак наинизшего одобрения. Теперь интересно планетные аспекты и конфигурации посмотреть. Для несведущих поясню, что аспектами в астрологии называются взаимодействия между планетами, возникающие, когда разница их небесных координат точно или приблизительно (с определённым допуском) равна некоторым значениям. Так, если разность координат Солнца и Луны равна 90°, то говорят, что между Солнцем и Луной имеется аспект «Квадратура», а если разность равна 180°, то — «Оппозиция». А угол, например, в 49° никакого аспекта не образует. Если же в космограмме имеется группа небесных тел, связанных аспектами так, что все вместе они образуют определённую замкнутую фигуру, то эти небесные тела составляют конфигурацию. Различные конфигурации планет имеют, по учениям астрологов, разные символические значения и, соответственно, разное влияние на судьбу тех, в чьей космограмме они проявляются.
Если мы определим и начертим все аспекты между планетами в космограмме 17 (30) октября 1905 г., то нам в глаза сразу бросится некая замкнутая фигура, образованная аспектами в 45°, 90°, 135° и 180° между восходящим и нисходящим лунными узлами (обозначаемыми значками и ), Нептуном ( ) и Венерой ( ). Вид этой фигуры показан на рисунке. Не правда ли, очертания данной планетой конфигурации напоминают что-то довольно знакомое, хотя бы и из картинок к детским сказкам. Увы, мы имеем дело не со сказкой, а с суровой реальностью. Данная конфигурация хорошо известна астрологам и называется она... «Дамоклов меч». Встречается она не слишком часто и означает, по их представлениям, постоянно нависающую опасность, чреватую неожиданным смертельным ударом. Так что неспроста космисты-сатанисты именно этот день выбрали, чтобы над головой Царя дамоклов меч Думы подвесить.
О значении, которое они придавали Думе, говорит и то, что в день её открытия — 27 апреля (10 мая нов. ст.) 1906 г. — Луна опять-таки находилась в Змееносце. Излишне говорить, что большинство в Думе I созыва оказалось у кадетов и октябристов, а это были масоны почти поголовно.