Вопрос № 38 Методика работы с исторической картой
Карту нужно понимать – значит усвоить главные функции и свойства карты.
Читать карту – уметь распознавать историческую действительность по условным обозначениям карты. Чтение может осуществляться в форме уяснения представленного материала, может выражаться как в устной, так и в письменной форме. Глубина чтения карт – может быть элементарной и сложное чтение карт. Заключается в выявлении взаимосвязи с другими условными обозначениями.
Знать карту – значит помнить и ясно представлять себе по памяти расположение нужного объекта.
Приемы работы обучения учащихся пониманию исторической карты.
- Знакомство со свойствами и особенностями исторической карты с масштабом, условными обозначениями и т. д. Данное знакомство происходит в 5 классе на 3-м уроке «Историческая карта»
- Рассматривание исторической карты , данный прием позволяет детям познакомиться с особенностями исторической карты.
- Поиск необходимого условного обозначения.
- Сопоставление различных видов карт.
- Вычерчивание условных обозначений в тетради и на доске.
- Показ условного обозначения на исторической карте.
- Приемы обучения учащихся чтению карты:
- Представление карты
- Последовательное описание исторического объекта на карте
- Характеристика исторического объекта на карте
- Путешествие по карте
Карта - своеобразное наглядное пособие. Задача учителя заключается в том, что он должен способствовать развитию пространственных представлений ребят через постоянную работу с ней.
Впервые с картой учащиеся сталкиваются ещё в начальной школе на уроках природоведения. Они получают начальное представление об условных обозначениях рек, морей, гор, рельефа местности, они учатся показывать населённые пункты и границы государства и т.д.
В средней школе эти знания укрепляются и расширяются. Учащиеся с трудом осознают, что историческая карта--условное, графическое, построенное на географической основе изображение исторических событий. Они ещё плохо знают физическую карту, поэтому приходится одновременно с изучением исторических событий развивать и пространственные представления учеников. Учитель определяет, умеют ли ребята работать с легендой карты, ориентироваться в различных объектах. В процессе обучения чтению исторической карты учитель привлекает настенную карту и её уменьшенные копии в виде раздаточного материала. Он также восстанавливает знания ребят о масштабе (соотношение длины линии на карте к длине соответствующей линии в действительности), который обозначается в виде дроби, числитель которой равен единице, а знаменатель--числу, отражающему степень уменьшения длин линий.
При переходе от одной карты к другой необходимо обеспечить преемственность. Если на картах обозначены разные регионы, то определяются пространственные взаимоотношения между ними, затем выявляются временные отношения между картами - разновременность или синхронность изображаемых событий. Для установления межкурсовых связей на уроках разумно применять синхронные карты по истории Беларуси и всемирной истории. Это помогает ученикам находить нужные историко-географические объекты независимо от размера карты, её масштаба и охвата территории .
Чтобы создать представление о пространстве и местоположении изучаемой страны, одновременно применяют историческую и географическую карты или общую и тематическую. На них помещён один и тот же объект, но в различном масштабе. При этом обучение может идти как от единичного к общему, так и от общего к единичному. В первом случае учитель обращается к исторической карте (единичное), потом по конфигурации суши и морей, контурам береговой линии, направлениям рек учащиеся находят эту же территорию на физической карте (общее). Они приходят к выводу, что на исторической карте изображена меньшая часть земной поверхности.
Во втором случае учитель демонстрирует, к примеру, карту «Древние государства мира» (общее), затем выделяет на ней местоположение Древнего Египта в виде треугольника (частное).
Развитию пространственных представлений ребят способствует и применение карты и учебной картины в комплексе. Картина в этом случае как бы раскрывает условные обозначения карты, создавая представление о реальной местности и пространстве.
М.Т. Студеникин перечисляет следующие правила работы с картой:
1. Если для изучаемой темы нет соответствующей карты, то её нельзя заменять картой другого исторического периода, иначе у ребят будут формироваться ошибочные исторические представления.
2.Перед показом по исторической карте учитель даёт словесное описание географического местоположения пункта, места события, опираясь на известные ребятам ориентиры. При описании границ он называет не только физико-географические ориентиры, но и соседние государства и народы [12, с.37].
3. Реки нужно показывать по течению от истока до устья, города--точкой, границы государства--непрерывной линией. Показ объекта сопровождается указанием сторон горизонта, названием географических ориентиров и признаков.
4.Необходимо одновременно работать с настенной и настольной картами. Работая с настольной картой, ученики сначала воспроизводят действия учителя, затем по словесному описанию находят объект на настольной, а потом и на настенной карте.
Постепенно ученики приобретают умение читать историческую карту, т.е. видеть за её условными обозначениями явления общественной жизни, устанавливать синхронные связи тех или иных процессов, выявлять результаты их развития.
Роль карты как источника знаний ещё больше возрастает в старших классах. Так, зная территорию восстания, ребята могут определить состав восставших; сравнивая карты различных периодов, могут установить основные территориальные изменения и т.д.
Ряд авторов высказывают мнение о том, что мало только научить школьников читать историческую карту, надо ещё воспитать в них прочную привычку, настоящую потребность обращаться к карте, если в этом есть необходимость. Достичь этого можно только в том случае, если школьник с первых уроков в 5 классе и до выпуска из школы будет самостоятельно решать сначала простейшие, а затем всё более сложные историко-географические задачи при умелом руководстве учителя.
Д.Н.Никифоров считает, что огромную роль в повышении активности учащихся на уроке, мобилизации их внимания, организации их самостоятельной работы играет также педагогический рисунок, который создаётся на глазах ребят и делает их непосредственными участниками рассказа, зафиксированного на доске.
В результате работы с исторической картой учащиеся должны приобрести следующие знания и умения:
- они должны знать, что название карты отражает тему и её основное содержание;
что историческая карта отражает действительность в определённый хронологический период;
- понимать, что на ней могут быть показаны разновременные события;
- карты имеют масштаб;
- условные обозначения расшифровываются по легенде карты;
ребята должны уметь узнавать и называть изображённое на карте географическое пространство;
определять последовательность и время отображённых на карте событий;
- сопоставлять обозначенные на карте явления;
- сравнивать размеры территорий;
- выделять изменения в территории, новые черты в хозяйстве;
- применять карту при анализе причин и следствий событий;
- анализировать социально-экономическое и политическое развитие народов мира;
- сопоставлять и систематизировать данные нескольких исторических карт;
- сопоставлять разномасштабные карты и планы;
- читать карты и картосхемы.
Таким образом, чтобы научиться читать историческую карту, необходимо проделать огромную работу, направленную на усвоение учащимися понимания того, что без карты невозможно не только осознать, но и проанализировать ход исторических событий. Поэтому умение пользоваться исторической картой является не самоцелью, а средством для более осознанного восприятия событий и явлений истории.
№41 Методика и формы работы с обучающимися в процессе подготовки к ГИА и ЕГЭ.
Сегодня, в связи с введением ЕГЭ, перед учителем истории и обществознания стоит проблема: как организовать обучение, чтобы достичь цели и решить задачи, поставленные в образовательном стандарте по истории и обществознанию и подготовить выпускников к ЕГЭ? Главным условием для успешной сдачи ЕГЭ является интерес ученика. Дело в том, что ЕГЭ проводится в форме тестов. Чтобы эти тесты выполнить, нужно владеть определёнными навыками. Человек, никогда не решавший тестов в том виде, в каком они предложены в заданиях ЕГЭ, можно сказать, не «набивший руку» на их решении, может получить низкий балл. Поэтому каждый учитель просто обязан помочь детям овладеть навыками, необходимыми для выполнения тестов ЕГЭ. Человек достигнет результата, только делая что-то сам... (Александр Пятигорский, русский философ).
Эти слова можно отнести как к деятельности ученика, так и к деятельности учителя. Начинать педагогу необходимо с планомерной целенаправленной работы по подготовке к итоговой аттестации.
Основными принципами, ведущими к успешной сдаче ЕГЭ, можно считать следующие:
1. Важнейшим моментом подготовки к ЕГЭ является работа над пониманием учащимися формулировки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос.В процессе этой работы рекомендуется использовать различные упражнения, сутью которых является анализ формулировки вопроса и подбор правильного ответа, т.е. соответствующего данной формулировке.
2. Для успешного выполнения заданий ЕГЭ нужна постоянная тренировка в решении этих заданий. Чем больше учащиеся прорешают заданий ЕГЭ прошлых лет, тестов из всевозможных учебных пособий, заданий, придуманных самим учителем, тем больше у них будет опыта, и тем меньше возможных неприятных неожиданностей их будет ожидать во время экзамена.
3. Большое внимание должно быть уделено разбору заданий, вызвавших наибольшее затруднение. Для этого учитель, по-возможности, должен анализировать все работы, написанные учащимися и выделять наиболее трудные задания, разбирать их на уроке вместе с учениками, находить аналогичные задания (по теме и типу) и отрабатывать с детьми их решение.
4. Очень важно, чтобы дети усвоили одну простую истину: подготовка к ЕГЭ - это тяжёлый труд, результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену (т. е. на такую подготовку, когда практически устранены все отвлекающие факторы и всё внимание уделено только подготовке). Истина эта кажется банальной. Но, поверьте опыту, для успешной подготовки к ЕГЭ учащиеся должны очень хорошо понять, всю сложность и важность подготовки к этому экзамену.
5. За 2-3 месяца перед экзаменом напряжённость подготовки должна, по-видимому, достигать своего пика. В это время дети должны написать несколько контрольных работ на основе ЕГЭ, нужно заниматься с ними активным повторением наиболее сложных тем. За месяц до экзамена такая напряжённая работа должна прекратиться - учащимся нужно дать время для того, чтобы психологически подготовиться к экзамену.
6. При решении тестов (в I части) не нужно пренебрегать интуицией, если недостаточно знаний. Очень часто именно интуитивно полученный ответ, а не тот, который основан на нечётких знаниях, оказывается верным. Интуиция, как привило, подсказывает правильный ответ сразу, как только человек прочитал задание, поэтому изменять ответ нужно только в том случае, если ученик вспомнил материал и совершенно уверен, что его первоначальный ответ был неправильным.
Существует также ещё одна особенность ЕГЭ и ГИАпо обществознанию - необходимость написания эссе. Методика написания эссе есть во многих методических пособиях. Мне больше нравится технология ПОПС, при которой ученик имеет готовый алгоритм учебных действий, выраженных первыми буквами сокращения ПОПС:
П-позицию (объясняет, в чем заключена его точка зрения, предположим, “Я считаю, что смертная казнь не нужна…”);
О-обоснование (не просто объясняет свою позицию, но и доказывает, начиная фразой типа: “Потому что увеличивается количество тяжких преступлений, изнасилований, убийств…”);
П-пример (при разъяснении сути своей позиции пользуется конкретными примерами, используя обороты типа: “Я могу подтвердить это тем, что рост преступности наблюдается за последние годы…”;
С-следствие (делает вывод в результате обсуждения определенной проблемы, например, “В связи с этим (сохранением смертной казни, мы не наблюдаем уменьшения роста преступности…”).
Самое главное, что дает применение данной технологии, ученики высказывают свою точку зрения, отношение к предложенной проблеме.
Такова общая схема подготовки к ЕГЭ и ГИА.
В 2015-2016 гг. 5 уч-ся 11 класса будут сдавать ЕГЭ по обществознанию, 1 уч-ся 11 класса - сдает ЕГЭ по истории. Целенаправленная подготовка ведется в течение года. Имеется положительная динамика. Тревогу вызывает Кобец Юлия, которая не проходит порог по истории. В 9 классе 8 уч-ся будут сдавать обществознание. Здесь ситуация более сложная. Связано это с ОЧЕНЬ поздним выбором предмета (февраль 2016г.), отсутствием печатных версий ГИА у уч-ся, систематическим невыполнением домашних заданий, низкой мотивацией, нехваткой времени на подготовку на уроках (1 час в неделю).
Система действий учителя истории и обществознания при подготовке выпускников
Системно-деятельностный подход в подготовке выпускников к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Внедрение УМК нового поколения Цель: накопление опыта и создание условий для перехода к новым образовательным стандартам
Мониторинг знаний учащихся – по графику школы и района. Цель: анализ уровня компетентности обучающихся в вопросах истории и обществознания
Организация работы по подготовке обучающихся 9-11-х классов к ЕГЭ.
Проведение консультаций.
Цель: создание системы подготовки к сдаче ЕГЭ и ГИА по истории и обществознанию
Участие в общешкольных и районных мероприятиях.
Цель: актуализация знаний, повышение уровня мотивации.
Организация занятий с мотивированными и слабоуспевающими обучающимися.
Цель: осуществление индивидуального подхода.
Организация работы с использованием новых технологий и ИКТ на уроках и внеурочной деятельности.
Цель: совершенствование педагогического мастерства, совершенствование методики работы в новых педагогических условиях.
Алгоритм действий самостоятельной подготовки для выпускников при подготовке к итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ГИА по истории и обществознания.
1.Познакомься с демоверсией (www. ege.edu.ru ). Каждый год демоверсия обновляется, поэтому знакомься с документом последнего года на указанном сайте и получи верное представление об экзаменационной работе.
2. Выполни задания демоверсии, сверяя собственные ответы с ответами, представленными в демоверсии. Подсчитай баллы, определи, хватило ли времени на выполнение работы.
Это позволит получить представление о трудности работы.
3. Выяви пробелы в своих знаниях – это могут быть разделы, темы, отдельные вопросы. Это поможет ответить на вопрос: «могу ли я успешно сдать экзамен, есть ли у меня достаточные знания по предмету, какие темы являются проблемными?».
4.Начни подготовку к экзамену. Подготовка должна быть систематической, а не фрагментарной и требует достаточного количества времени. Она проходит на уроках, дополнительных занятиях: например выбрав элективный курс для дополнительной подготовки к экзамену, или в режиме самостоятельной работе. Немаловажное значение имеет и общая эрудиция ученика, гораздо легче сдать успешно экзамен тому, кто много читает, интересуется современными проблемами общественной жизни, анализирует информацию различных СМИ.
5.Познакомься со спецификацией экзаменационной работы (www. ege.edu.ru ). Она определяет структуру и содержание работы, в ней виден формат работы: количество частей, заданий, уровень сложности заданий, проверяемые умения, общее количество баллов, время, отводимое на выполнение работы и т.д. Из этого документа можно узнать, сколько и каких заданий составляют экзаменационную работу.
6.Подбери литературу: учебники - один основной, два дополнительных; Пособия – варианты типовых тестовых заданий (разработанные специалистами ФИПИ), справочники.
7. Проанализируй кодификатор (www. ege.edu.ru ). Повторяй основное содержание курса, ключевые понятия, ориентируясь на элементы содержания, представленные в кодификаторе.
8. Используй опорные конспекты, схемы, таблицы. Они помогут привести твои знания в систему и повторить содержание курса.
9. Обрати особое внимание на разделы, где ты выявил пробелы в собственных знаниях. Если испытываешь трудности, обратись к учителям за советом.
10. Заведи тетрадь-словарик, где записывай определения наиболее сложных терминов, понятий, теоретических положений.
11. Повторив материал, познакомься сначала с примерами заданий части А и В. Используй пособия, разработанные специалистами ФИПИ (Федерального института педагогических измерений).
12. Потренируйся, выполнив несколько вариантов заданий. Так ты сможешь еще раз проверить свои знания по предмету.
13. Обнаружив ошибки в своих ответах, вернись к опорным конспектам, схемам, таблицам, словарю.
14. Повторив содержание, исправь свои ошибки, пробелы.
15. Выполни еще несколько вариантов заданий, останавливаясь только на заданиях I части. Это позволит приобрести уверенность в том, что ключевые вопросы содержания освоены.
16. Перейди к самой сложной части работы –II части. Познакомься с примерами заданий второй части работы и приступай к их выполнению.
17. Используй памятки, которые помогут понять назначение каждого задания, выявить модели условий, выработать алгоритм решения.
18. Перед экзаменом еще раз просмотри свои записи, опорные конспекты, схемы, таблицы, повтори термины. Если есть необходимость, дополнительно потренируйся в решении заданий всех частей работы.
19. Если встречаешь трудные задания, незнакомые понятия и термины, обращайся за советом к преподавателю.