Исторические понятия, их виды, формы работы по их формированию.
Исторические понятия различной широты обобщения относятся к теоретическому компоненту содержания учебного исторического материала. Процесс их формирования всегда являлся важной частью школьного обучения, поскольку в понятиях историки видели и видят «стержень» системы научных знаний. Под понятием понимаем логически оформленную общую мысль о предмете, идею чего-нибудь. Овладение историческими понятиями означает усвоение учащимися наиболее важных, характерных признаков исторических фактов, отражение в их сознании событий, явлений и процессов прошлого и настоящего в наиболее существенных связях и отношениях. Это - основа осмысления огромного множества исторических фактов, с которыми школьники встречаются в курсах истории, их систематизации и обобщения. В свою очередь, это ведет к формированию ведущих мировоззренческих идей, предопределенных целями и содержанием школьного исторического образования. Отбору, характеристике и формированию понятий в школьных курсах истории помогают их классификации, осуществленные по нескольким основаниям. По содержанию исторического материала понятия делят на: экономические, социально-политические, историко-культурные, идеологические. С учетом возрастных познавательных возможностей учащихся, при отборе этой группы понятий и их определении применяются критерии: 1) достаточность для характеристики качественного своеобразия изучаемых фактов данной эпохи; 2) необходимость для элементарного понимания учащимися сути исторических событий и явлений; 3) полезность при познании новых фактов этого же порядка. Для целенаправленной работы с понятиями необходимо, во-первых, четко представлять себе их структуру. Условно ее можно изобразить формулой: понятие = термин + определение, где под термином понимается слово или сочетание слов, обозначающее понятие, а под определением - краткое или развернутое перечисление признаков в их иерархической последовательности: родовые, видовые и дополнительные.
Процесс формирования понятий протекает эффективно, если выделенные учителем типические черты создаваемых образов осмысливаются учениками как признаки понятий. Подростки легче усваивают признаки тех понятий, которые можно представить наглядно. Лишь в дальнейшем они передают их содержание в более обобщенной форме.
Понятия в школьных курсах истории делятся на частные исторические (триера, мушкет, пагода, боярин, хоромы), общеисторические (раб, натуральное хозяйство, христианская церковь, крепостное право), социологические(цивилизация, монархия, религия, война, экономика…).
Пути формирования исторических понятий.
Можно отметить два варианта (путя) формирования понятий – индуктивный и дедуктивный. Индуктивный – от 1. изучения фактов, формирования представления к 2. выделению существенных признаков понятий и 3. определению понятий и 4. применению понятий. Дедуктивный путь формирования понятий начинается в обратной последовательности – с 4 пункта и постепенно доходит до 1-го.
21. Исторический портрет, формы работы по характеристике исторической личности. Без знания личности изучение истории не может быть полным. Исторические личности – это люди, оставившие значительный след в истории. При изучении личностей недопустима категоричность в оценках: применение лишь одного из оценочных цветов – черного или белого, деление на «наших» или «ненаших». В своей работе мы все чаще и чаще обращаемся к историческому портрету.
Что такое исторический портрет? Портрет от фр. portrait, от старо-франц. portraire – воспроизводить что-либо черта в черту, устар. парсуна (от лат. persona – личность особа) – изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности, в том числе художественными средствами живописи, графики, гравюры, скульптуры, фотографии, полиграфии, а также в истории исторический портрет, литературе и криминалистике словесный портрет.
Выяснив, что же такое портрет вообще, обратимся к его разновидности. Исторический портрет, историческая личность – воплощение истории России. Исторические личности – это вместилище душевной и физической энергии, неожиданные открытия, вклад в отечественную и мировую историю. Преобразования, происходившие в эпоху их правления, их деятельность, личность, роль в судьбе России – вопросы, интересу-ющие и привлекающие внимание исследователей нашего времени не менее чем в прошлые века. Рассматривая их жизнь и деятельность, нельзя забывать о том, что каждый из них творил в условиях внутренней и внешней борьбы. Различные историки по-разному оценивают их деятельность. Одни, восхищаясь, отодвигают на второй план недостатки и неудачи, другие, наоборот, стремятся выставить на первое место все пороки, обвинить в неправильном выборе и преступных деяниях.
Изучение личностей является одним из приоритетных направлений деятельности учащихся. Важно оптимально организовать и методически разнообразить варианты этой работы.
При подготовке докладов и сообщений на семинарских занятиях используется такая форма как описание исторического портрета личности.
Исторический портрет –это комплекс взаимосвязанных психологических и политических характеристик исторической личности.
При составлении исторического портрета студенту следует обратить внимание на следующие моменты:
- Характеристика исторической эпохи и окружения деятеля.Указать годы жизни (годы правления) исторического деятеля, охарактеризовать исторические условия, в которых формировалась личность и протекала жизнь данного деятеля (процессы политической, экономической, социальной и духовной жизни). Опишсать среду (семья, ближайшее окружение), в которой протекали детство и юность деятеля, процесс воспитания и образования.
- Психологический портрет.Охарактеризовать особенности психоэмоционального склада, темперамента, стиля мышления и др. Дать характеристику личностным качествам, наиболее ярко проявившимся в период правления или деятельности на благо Российского государства.
- Политический портрет. Описать цели, средства и результаты политической деятельности. Осветить общественно-политические, философские взгляды на политическое устройство, развитие России и её место в мировой политике. Проследить изменения в политических взглядах и деятельности личности.
- Собственная оценка вклада личности в историю России.Дать характеристику результатов деятельности исторической фигуры.