Природа и население древней Италии. Предания об основании Рима.
1. Природа и население.
Первоначально под Италией понимался лишь юг полуострова, изобилующий богатыми пастбищами. Это название возникло от слова «Vitulus» — теленок, бычок. Отсюда название Vitalia, или Italia,— дословно «Страна телят». Естественная северная граница Италии — Альпийские горы. С востока Италия омывается Адриатическим, с юга — Ионическим, а с запада — Тирренским и Лигурийским морями. Береговая линия мало изрезана, но на Тирренском и Ионийском побережьях достаточно глубоких бухт, что способствовало развитию мореплавания. Площадь свыше 300 000 кв. км.
В первой половине I тысячелетия до н. э. климат Италии был более влажным и прохладным. Северные районы находились в зоне умеренного климата. На остальной части Италии, лежащей в субтропиках, преобладал теплый, мягкий климат. На засушливом теперь юге выпадали осадки. Ненастье было редкостью, небо почти всегда было голубым и ясным, а море — теплым. Условия для развития цивилизации были одними из лучших не территории средиземья.
Древняя Италия обладала значительными водными ресурсами. Крупнейшей водной артерией была река Падуе, имевшая ряд судоходных притоков: Большая и Малая Дурия, Тицин — слева, а справа Требия и Парма. Падуе впадает в Адриатическое море, разветвляясь на рукава. В Адриатику несли свои воды и другие реки Восточного побережья — Рубикон, Метавр, Ауфид. На запад, впадая в Тирренское море, текли Арно, Тибр, Лирис и Вольтурн. При таянии снегов в горах даже небольшие речки широко разливались, заболачивая местность. Тосканские (близ устья Арно) и Помптинские болота в низовье Тибра в древности считались непроходимыми. В Северной и Средней Италии много озер: в Альпах — Вербан (совр. Лаго Маджоре), Бенак (Гарда), в Этрурии — Тразименское, в Лации — Регильское, Альбанское, в Сам-нии — Фуцинское.
Полезных ископаемых в древней Италии было известно немного; в Альпах — медь и золото, в Этрурии — железо, медь, олово и сланцы, на острове Ильва — железо, в Брут-тии — железо, медь и серебро, в Апеннинах — строительный камень и мрамор. Богатством была соль, которая издревле добывалась в устье Тибра. В разных местах имелась глина, особенно высокого качества — в Кампании.
Разнообразно и богато была представлена растительность в древней Италии. Крутые Альпийские горы на высоте до 1700 м покрывали хвойные деревья — сосна, пихта, ель. Ниже их сменяли широколиственные породы — бук, дуб, благородный каштай. В Средней Италии они смешивались с вечнозелеными кипарисами, пиниями, олеандрами, а на склонах Апеннин росли мирты и лавры. Для Южной Италии характерна вечнозеленая растительность. С глубокой древности в Италии произрастали яблони, грушевые деревья, виноград; в средней и южной части полуострова щедро плодоносили оливковые и гранатовые деревья, миндаль. Из злаков культивировали ячмень, пшенипу, полбу, просо. Древние римляне сеяли лен, выращивали бобовые и огородные культуры.
В разных частях Апеннинского полуострова обнаружены следы палеолита: в Южной Италии в гроте Романелли найден набор орудий из камня — топоры, кремневые наконечники стрел, скребла; в Лации — каменные скребла и лезвия, а также черепа неандертальского типа; в горах Лигурии — пещеры с живописью древнекаменного века. Основным занятием человека в то время были собирательство, охота и рыболовство. Повсеместно в Италии и на островах сохранились памятники неолита, свидетельствующие о том, что люди с течением времени покинули пещеры и перешли к жизни в хижинах и к занятию скотоводством.
С III тысячелетия до н. э. в Италии известна медь, которая применялась наряду с камнем. Этот период халколита, или энеолита, характеризуется значительным развитием скотоводства и связями с центрами Эгейской Греции и с Испанией.
Во II тысячелетии до н. э. в Италии началось распространение бронзы. На севере бронзовые предметы находят в остатках окруженных частоколами поселений, так называемых террамар. Обитатели этих поселений жили в хижинах, иногда поставленных на сваях в заводях рек и озер. На месте этих поселений сохранились холмы с остатками пищи, утвари и орудий труда.
Жители террамар пользовались бронзовыми топорами, шильями и копьями, разводили рогатый скот и свиней. Находки зерен пшеницы и бобов, а также изображения плуга, обнаруженные на альпийских скалах, свидетельствуют о возникновении здесь земледелия.
Для культуры террамар характерен погребальный обряд сожжения. Пепел умерших хоронили в глиняных урнах. Некрополи находились рядом с поселениями. Захоронения однообразны, с бедным заупокойным инвентарем, что соответствует имущественному и социальному равенству эпохи родового строя.
В Средней и Южной Италии одновременно с культурой террамар развилась другая культура бронзового века — так называемая Апеннинская, тесно связанная с Эгеидой. Влияние эгейского мира прослеживается в Лации, где обнаружены осушительные сооружения и циклопические постройки, и в других районах, богатых остатками расписной керамики, подобной микенской. У носителей Апеннинской культуры преобладал обряд трупоположения.
С конца II — начала I тысячелетия до н. э. Италия вступает в железный век. Несмотря на распространение железа по всему Апеннинскому полуострову в начале I тысячелетия до н. э., интенсивность его применения в разных районах Италии была различной. Быстрее развивались те области, которые находились близ месторождений железа (Этрурия, Умбрия, Бруттий). Распространение железных орудий имело громадное значение. .Плуг с железным лемехом позволил расширить пашню и увеличить площадь лугов, что способствовало развитию не только земледелия, но и скотоводства. Рост производства обусловил расширение обмена. В Этрурии и Умбрии найдены изделия из прибалтийского янтаря. Южная Италия и Сицилия были связаны со странами Восточного Средиземноморья. Об этом свидетельствуют остатки привозной и местной керамики, подражающей микенским образцам. Поселения постепенно превращаются в города. Согласно традиции, в Нации их насчитывалось 30, включая Рим. Входили в союз во главе с Альбой-Лонгой. Усложняется социальная жизнь. Рвутся родовые связи. В некрополях Болоньи, Вей, Цере, Эсте, Та-рента обнаружены ритуальные захоронения рабов; в Эсте найден бронзовый сосуд с изображением воинов и пленников со связанными руками.
Основную массу населения Италии в I тысячелетии до н. э. составляли различные племена, говорившие на индоевропейских языках (италики). Позже расселяются иллирийцы и греки. В середине I тысячелетия до н. э. в Падан-ской равнине обосновались кельты (галлы). С IX в. до н. э. финикийцы стали проникать на остров Сардинию. В VI в. до н. э. западная часть Сицилии подверглась финикийской колонизации; фактории карфагенян стали появляться на Тирренском побережье Италии. Почти одновременно с греками на Апеннинском полуострове расселяются этруски. От этрусков сохранилось много памятников материальной культуры: некрополи, остатки городов, строений, утвари, произведений изобразительного искусства, а также около 10 000 надписей.
Этническая карта Италии середины I тысячелетия до н. э. чрезвычайно пестра, но к этому времени уже обозначились племенные территории. На крайнем северо-западе обитали лигуры, в долине По с V в. до н. э. обосновались кельты, которых римляне называли галлами; этот район получил название Галлии Цизальпинской. В Средней Италии выделилась область этрусков — Этрурия, умбры занимали Умбрию, пицены — Пицен. Лаций был заселен латинами; его окружали земли сабинов, эквов, герников и вольсков, говоривших на италийских языках. Самний заселяли самниты и близкие им сабелльские племена марсов, марруцинов. Население Кампании произошло от смешения осков с остатками родственных латинам авзонов. В Южной Италии — Лукании и Бруттии — кроме греков жили племена оскского корня; в Апулии и Калабрии — япиги, родственные иллирийцам.
Племена древней Италии стояли на разных уровнях социально-экономического, политического и культурного развития. К I в. до н. э. в результате завоевания Италии Римом и ее романизации из всех разнородных компонентов сложилась единая италийская народность. Господствующим языком сделался латинский, вытеснивший все другие языки и диалекты настолько, что этрусский и лигу-рийский языки были забыты полностью. 3. Колонизация Италии и Сицилии греками в VIII—VI вв. В становлении и развитии рабовладельческой цивилизации на территории Италии большую роль сыграли колонизовавшие Южную Италию и Сицилию греки. Первые поселения греков в Сицилии, на Липарских островах и, возможно, в Кампании относятся еще к микенскому периоду (вторая половина II тысячелетия), однако особой интенсивности освоение благодатных мест достигло ко времени так называемой Великой греческой колонизации VIII—VI вв. до н. э.
Греческие города, как правило, располагались на морском побережье, с удобной гаванью в плодородной местности и с момента основания были самостоятельными полисами со своей администрацией, собственным экономическим бытом, политическими интересами, своей судьбой. Вместе с тем они находились в тесных экономических и культурных связях с метрополией, получая оттуда военную помощь, новые партии колонистов, ремесленную продукцию. Колонии обычно копировали политический строй своей метрополии, поддерживали постоянные культурные контакты. Южные области Италии с начала 1 тысячелетия до н. э. населяли жившие в условиях примитивного быта воинственные племена осков, луканов, япигов и бруттиев, Сицилию — племена сиканов, элимов и сику-лов. Характер отношений греков с местным населением менялся с течением времени. В VIII—VII вв. до н. э. греческие колонии и местные племена находились в натянутых отношениях, сосуществовали, не устанавливая еще постоянных контактов. Однако по мере укрепления греческих городов греки начинают проникать во внутренние области, подчиняют своему экономическому и культурному влиянию некоторые местные племена, которые, в свою очередь, начинают перенимать эллинские производственные навыки и формы жизни. Известная стабилизация отношений с местным населением и его некоторая эллинизация наряду с благоприятной общей социально-экономической и политической ситуацией в Центральном Средиземноморье способствовали бурному социально-экономическому и культурному развитию города.
В основанных на новых местах полисах Великой Греции, естественно, не могло быть прочных родовых традиций, сильных родовых учреждений, тем не менее формирование социальной и классовой структуры проходило в напряженной внутренней борьбе различных прослоек. Организация интенсивного производства, сельского хозяйства требовала рабочих рук, которые обеспечивались ростом -числа рабов, привлечением к труду местного. порабощенного или зависимого населения. Наличие в социальной структуре порабощенного местного населения придавало общественным отношениям в греческих полисах особый характер. Свободные граждане, в свою очередь, принадлежали к нескольким прослойкам: аристократия, восходящая к знати метрополии, крупные землевладельцы, собственники ремесленных мастерских, торговых кораблей из предприимчивых колонистов, которые составили господствующий класс рабовладельцев. Основная масса свободных граждан, однако, трудилась на мелких парцеллах, в ремесленных мастерских, была занята в розничной торговле и составляла особый класс населения. Между аристократией, демократически настроенными свободными бедняками и порабощенным местным населением шла постоянная социально-политическая борьба. В первый период существования греческих колоний в VIII—VII- зв. до н. э. во многих из них установилось господство олигархии, представлявшей интересы знати и новой аристократии рабовладельцев и землевладельцев. Стоявшая у власти олигархия в своих интересах провела запись действующих правовых норм. Сохранились свидетельства об именах законодателей Залевка в Локрах и Харонда в Кампании, которые произвели кодификацию действующего права и законы которых отличались большой суровостью по охране возникающей частной собственности. Кодификация действующего права — показатель довольно высокого уровня социально-политического развития , формирования в полисах Великой Греции классового общества и государственного аппарата.
Экономическое укрепление полисов привело к возрастанию влияния демократически настроенных прослоек населения, к росту социальной напряженности. В результате острых социальных столкновений во многих городах Великой Греции олигархический строй уничтожается, а власть захватывают тираны, выступающие в качестве представителей более широких демократических кругов. Их режимы оказались недолговечными и на смену им при слабости демократических группировок, как правило, вновь приходила олигархия.
Одним из крупнейших, если не самым крупным государственным образованием Южной Италии был Тарент. Расположенный в глубине обширного залива с прекрасной, хорошо защищенной гаванью, Тарент располагал большой и плодородной территорией, захваченной у местных племен мессапов. Для Тарента характерно комплексное развитие его экономики: сельского хозяйства, ремесла и торговли. Тарентинцы хорошо освоили плодородные земли окрестностей. В городе процветало хлебопашество, особенно культура пшеницы; широкая популярность тарентинских вин — свидетельство хорошо организованного виноградарства; одной из важных отраслей было оливководство. В Таренте довольно устойчивыми были демократические традиции, а демократическое правление, сменившее олигархический режим VII—VI вв., с небольшими перерывами держалось вплоть до римского завоевания (III в. до н. э.). Как и в других греческих городах, в Таренте велась напряженная социально-политическая борьба, в процессе которой к власти приходили тираны. Наиболее известным из тарентских тиранов был философ Архит (IV р. до н. э.), покровительствующий ремеслу и торговле, при нем Тарент достиг наибольшего расцвета.
Существование греческих полисов на юге Италии и в Сицилии играло большую роль в общем социально-экономическом и политическом развитии Италии. Передовые формы экономики, рабовладельческих отношений, полисный строй способствовали процессу исторического развития местных италийских племен, приводили к более быстрому разложению родовых отношений и к формированию рабовладельческого общества и государственной организации.
2. Предание об основании Рима.
В Альба-Лонге царствовал некогда добродушный Нумитор; он был свергнут злым своим братом Амулием. Последний велел дочь Нумитора, Рею Сильвию, посвятить в весталки, чтобы от нее не было никакого потомства. Но Рея Сильвия от Марса, бога войны, родила двух близнецов, Ромула и Рема. Амулий велел Рею Сильвию похоронить живую, как это делали с провинившимися весталками, а детей ее бросить в Тибр. Разлившаяся река отнесла корзину с детьми к подошве Палатинского холма, где нашел их пастух и воспитал вместо своих сыновей. Когда мальчики выросли, они узнали о своем происхождении, убили Амулия и возвратили престол своему деду Нумитору. Но, полюбив беспокойный, воинственный образ жизни, братья не остались у деда; вместе с товарищами своими, молодыми пастухами, они удалились на Палатинский холм, где некогда нашел их пастух, и решили построить здесь собственный город. Тут они заспорили, чьим именем его назвать; во время спора Ромул убил Рема и назвал город своим именем,— Рим по-латыни— Рома. При основании Ромул запряг в плуг белого вола и белую корову и провел четырехугольную борозду, которая обозначила место городских рва и вала; там, где предполагалось поставить ворота, он приподнимал плуг.
Чтоб увеличить свой город, Ромул охотно принимал к себе беглецов и изгнанников из латинских и этрусских городов и начал заселять ими прочие холмы. Рим сначала представлял только группы бедных хижин, сделанных из глины и покрытых камышом или соломой. Скоро он начал обогащаться удачными войнами и набегами на соседние народы, после которых римляне возвращались с награбленной добычей. Чтобы достать себе жен, они похищали у соседей девушек. Предание рассказывает, что однажды Ромул устроил военные игры и пригласил соседей с женами и дочерьми, но во время игр римляне бросились на гостей и отняли у них женщин. Большая часть гостей была из племени сабинян, и потому происшествие это известно под названием Похищение сабинянок. Оскорбленные мужья и отцы потом пришли с войском, но похищенные женщины уже привыкли к своим римским мужьям и убедили обе стороны помириться; после чего сабиняне, пришедшие под начальством своего царя Тита Тация, поселились подле римлян на холме Квиринал. Спустя несколько лет Тит Таций был убит и обе общины, римская и сабинская, соединились в одну под управлением Ромула; с того времени, по словам предания, граждане приняли название квиритов. (Это имя производят или от города Кур, из которого пришли сабинские переселенцы, или от сабинского quiris — копье.)
Ромул старался окружить себя знаками царского величия. Так, по примеру соседних этрусских царей, когда он являлся народу, то впереди него шли двенадцать ликторов, и каждый нес связку прутьев с вложенной в них секирой: по знаку царя они немедленно наказывали провинившихся. Далее Ромул учредил совет старейшин, или сенат, из ста членов и постоянную конницу из трехсот всадников (celeres); остальные римляне составляли пешее войско (pedites). О смерти Ромула рассказывают следующую легенду. Однажды он делал смотр войску. Вдруг поднялась сильная буря и произвела смятение, а когда буря улеглась, царя уже не было. Народ пришел в беспокойство, подозревая сенаторов в убийстве царя, тогда один из сенаторов объявил, что он видел Ромула восходящим на небо. Римляне причислили его к своим богам под именем Квирина.
38. Социально-экономическое и политическое развитие Италии в VI-III вв. до н.э. Плебеи и патриции.
Расширение власти Рима, вводя в него все новые элементы, создавало в населении два слоя — господствующий и подвластный. Такой дуализм представляется нам уже в древнейшем, доисторическом Риме, проявляясь в антагонизме между патрициями и плебеями. Главный признак патрициата — его родовой строй Было время, когда плебеи стояли и вне политической организации патрициев, то есть не были полноправными Р. гражданами. Что плебеи сначала не допускались в сенат, это можно заключить из формулы обращения председательствующего магистрата к сенаторам — patres conscripti, то есть собственно patres et conscripti или «патриции и внесенные в список». Не участвовали плебеи и в избрании интеррекса. Плебеи стояли вне экономической организации древнего Рима, так как были лишены права пользоваться общественной землей — ager publicus (см. далее). Патриции - коренных обитателей древнейшего Рима, плебеи — плод первого расширения Рима, то есть землевладельцев соседних с Римом общин, силой оружия к нему присоединённых или добровольно туда переселившихся. Как бы то ни было, борьба плебеев с патрициями на политической, юридической и экономической почве составляет внутреннюю историю Рима. Критическим моментом борьбы является относимый к 493 г. уход плебеев на священную гору (mons sacer) в окрестностях Рима, с намерением там поселиться; последним звеном борьбы является сецессия, по счету третья, улаженная законом диктатора Гортензия в 287 г. до н. э. Её результатом является политическая равноправность плебеев, выразившаяся в уравнении плебисцита с законом, т. е, в праве плебейского народного собрания издавать постановления, имеющие силу общего закона и обязательные, поэтому, и для патрициев. Ещё раньше плебеям было предоставлено право занимать все магистратуры, а также и жреческие должности, кроме некоторых, не имевших политического значения. Экономическая борьба рано утрачивает в Риме чисто сословный характер, вследствие возникновения плебейской аристократии, солидарной с патрициями. Закон Гортензия, заключая собой борьбу плебеев с патрициями, совпадает с окончанием завоевания Италии Римом, вызывающим новый дуализм, а именно римских граждан и союзников. Этот дуализм сначала не был сопряжен с какой-либо рознью: союзники не искали более тесного сближения, довольствуясь выгодами, которые им предоставлял союз с Римом; купцы их теперь могли, под охраной Рима, свободно торговать во всем мире, а воины — приобретать в войнах Рима земли и добычу. Но это постепенно изменялось. При единодержавии Р. его власть давала себя все тяжелее чувствовать союзникам, а когда, со времени Гракхов, в Р. наступила эпоха раздачи земель и хлеба, и народных увеселений (panem et circenses), право римского гражданства стало приманкой для союзников. После того как попытки римских трибунов (К. Гракха и Ливия Друза) удовлетворить их желание оказались тщетны, союзники взялись в 88 г. за оружие. Видя опасность, римляне поспешили, законом Юлия, разделить союзников и дать гражданство тем из них кто ещё не восстал (этруски); но самнитяне и горцы южной Италии успели вооружиться и в двухлетней кровопролитной войне бились с Римом уже не за право гражданства, а за свою независимость. Рим был принужден призвать под знамена все свои силы, поставить во главе их лучших своих полководцев, Мария и Суллу — и все-таки окончить уступкой. Законом Плаутия и Папирия было предоставлено римское гражданство всем, кто положит оружие в течете 60 дней. Италики — за исключением части самнитян, продолжавших сопротивляться до их истребления — вошли в состав Рима, но с этого же времени начинается падение опустошенной Италии. Процесс сближения происходил двумя путями: императоры давали право гражданства отдельным лицам или категориям лиц (так, Цезарь дал гражданство всем врачам и преподавателям наук в Риме; декретами последующих императоров право гражданства давалось как привилегия для поощрения постройки домов и кораблей, для богатых детьми браков и т. п.), или же гражданство предоставлялось целым городам и областям. Важную роль при этом играло (фиктивное) латинство. Когда италийские латиняне слились с римлянами, последние стали предоставлять в Галлии некоторым городам право бывших латинских колоний. Латинство стало, таким образом, переходной ступенью к римскому гражданству. Наконец, Каракалла дал всем свободным людям империи право римского гражданства; in orbe romano qui sunt, cives romani effecti sunt. Не следует, однако, преувеличивать политическое значение этой меры: когда провинция поднималась до уровня Рима, Италия обращалась в провинцию. Её привилегии — свобода от поземельной подати и от воинской повинности — исчезли; самоуправление её городов было подчинено, как и в провинции, императорской бюрократии. Верховная власть римских граждан перешла к римскому императору, римский гражданин из господина стад подданным, подобно провинциалу. В римской империи сохранился лишь один дуализм, но не исключительно римский — между господином и рабом. |