Религия древнего Египта. Важнейшие мифы и культы.

Существовала на протяжении приблизительно трех с половиной тысячелетий.

Очень важен вопрос ее возникновения, имеющий два аспекта. Первый, чисто теоретический, требующий подхода с позиций исторического материализма: возникновение и развитие египетской религии как явления надстроечного определяется теми же закономерностями, что и возникновение, и развитие других религий (близких ей типологически) в обществах, переходящих из доклассовой формации в первую классовую формацию. Нет никаких оснований считать, что египетская религия возникла и развивалась каким-то особым, только ей свойственным путем. Второй аспект - конкретные формы возникновения и развития египетской религии - представляет огромные трудности, которые объясняются состоянием источников. Религиозные воззрения египтян возникли и развивались задолго до объединения Египта. Но письменных источников от тех времен не сохранилось, поскольку письменность в Египте возникла позже, приблизительно в одно время с начавшимся процессом объединения. Однако, в "Текстах пирамид", впервые записанных во времена V и VI династий, содержатся отдельные места, восходящие к глубочайшей древности, хотя это лишь отрывочные и несвязные свидетельства о древнейших формах религиозного мышления египтян, не позволяющие, к сожалению, составить четкое представление о возникновении и становлении египетской религии. Таким образом, описание религии Египта начинается с информации, зафиксированной письменно во времена Древнего царства. Уже тогда она приобрела в основном все те характерные черты, которые были ей свойственны на дальнейшем протяжении ее существования. Изменения, происходившие позже, не носили такого характера, который мог бы привести к качественно иному состоянию.

Государственной религии, в нашем понимании, в Египте никогда не было, как не было и единой церковной организации. В связи с этим не существовало обязательных для всей страны религиозных догматов, не наблюдалась унификация религиозных воззрений. Египетская религия представляет собой очень сложный феномен, соединение часто противоречивых, а порой и взаимоисключающих верований, возникших в разные времена и в разных частях страны. Было бы несправедливо утверждать, что древние египтяне не ощущали этих противоречий. Наука располагает безусловными доказательствами того, что жреческие коллегия крупных религиозных центров, таких, как Гелиополь, Гермополь, Мемфис, Фивы и др., стремились как-то упорядочить исторически возникшее хаотическое нагромождение религиозных верований и воззрений. Но осуществить это им так и не удалось. По-видимому, отсутствие последовательности, психологическая невозможность отказаться от древних религиозных взглядов, даже если они противоречат новым плодам теологического творчества, глубокая приверженность традициям в высшей степени характерны для египетской религии.

Только малая часть египетского пантеона может выступать главными его представителями, т.к. существовали многочисленные местные божества, а также домашние боги, что-то вроде славянских домовых, леших, водяных. Это такие божества, как Аха, Хит, Патэки, Бес. Часто они изображались в виде карликов, кривых, бородатых человечков, которые защищают дом и проживающих в нем людей и животных от зла, болезней, опасных животных.

К главным богам и относящимся к ним же главным мифам египетской культуры можно отнести:

Миф о появлении всего живого и божественного, родоначальником которого является бог Атум. Согласно легенде он появился из хаоса. Затем он создал первую божественную пару бога Шу и богиню Тефнут. Шу - бог, олицетворяющий пространство между небом и землей, разделяющий небо и землю. Тефнут - женское дополнение Шу. Эта пара родила бога Геба (бог земли) и богиню Нут (богиня неба). По представлению древних египтян вверху находится Нут, внизу Геб, а между ними Шу и Тефнут. От Геба и Нут произошли две пары - Осирис и Исида, Сетх и Нефтида. Осирис и его жена Исида являются самыми важными фигурами египетского пантеона. Осирис являлся богом растительности. По легенде он родился первым из пяти божеств, за ним родились Хор Старший, Сетх, Исида и Нефтида. Еще в утробе своей матери Нут Осирис и Исида полюбили друг друга. Когда Осирис подрос, то он стал справедливо править своим народом, заботился о его культуре. Он много странствовал, а во время его отсутствия страной правила его жена Исида. Его брат Сетх завидовал Осирису, и он решил убить своего брата. Он обманом заманил Осириса в сундук и забив его гвоздями, выбросил его в море. После Сетх разбросал куски тела Осириса по всему Египту. Исида нашла все эти куски и похоронила. Вскоре он родила сына Осириса - Хора, который начал войну против убийцы отца Сетха и победил его. Осирис стал символом умирающей и воскресающей природы. Исида - великая богиня - мать, символ материнства, супружеской верности. Сетх - это бог зла. Когда на плодородные земли у реки Нил налетал сухой, песчаный ветер из пустыни, то считалось, что это злобствует Сетх.

Миф о боге солнца Ра. Каждый день он подымался по небу на свой лодке, освещая всю землю. Вечером же он опускался в подземный мир, где вел борьбу с силами тьмы. Всегда побеждал и вновь каждое утро подымался на небесный свод. Боролся с силами хаоса. Символом его неизменного возрождения являлся знак анх. Идеалом высшей мудрости и правды, олицетворением лучших сторон человеческой природы, воплощением ума у египтян являлся бог Тот. Он помогал богу Ра в его борьбе с силами тьмы. Его символом была Луна.

Миф о боге истины и справедливости Пта. О Пта говорят, что он - это солнце и луна одновременно. Он считался покровителем ремесел. Иногда он считался верховным богом, творцом всех богов и мира.

Миф о Хоре и его борьбе с Сетхом. Сын Осириса - бог Хор (или Гор) также входил в состав главных египетских богов. Его олицетворением являлся божественный орел. Он борется с убийцей отца - Сетхом, а также является спутником Ра и Тота. Иногда его символом был солнечный диск. Хор считался родоначальником всех египетских фараонов. В имени почти каждого фараона присутствовало имя Хора.

Мифы о загробном мире. Бог потустороннего мира - Анубис. Изображался в виде человека с головой шакала. К нему обращались родственники умершего с просьбой о покровительстве в потустороннем мире.

Мифы об Амоне (божественный отец). Считался вездесущим божеством воздуха и ветра, наполняющего весь видимый мир, дает жизнь всему живущему. Амон считался божественным отцом египетских фараонов. Его называют великой живой душой, которая стоит над всеми богами. Как воздух и ветер душа невидима. Амон считался также духом оживляющим. Кроме того, Амон был защитником угнетенных и обездоленных.

Египтяне представляли себе своих богов в зооморфном или антропоморфном виде, что создавало необходимость для божества иметь свой земной дом. Таким "домом" являлся египетский храм, где хранились изображения богов, предметы культа. Служение культу состояло в основном в аккуратном выполнении разных обрядов, угодных и, как полагали египтяне, необходимых божеству (удовлетворение их потребностей, разного рода жертвоприношения) , но вовсе не в следовании каким-либо этическим нормам. Под благочестием подразумевалось в первую очередь соблюдение внешнего ритуала. Нельзя сказать, чтобы этика совсем отвергалась, но в отношении человека к божеству она отодвигалась на второй план. На ежедневных богослужениях в храмах народ не присутствовал. Каждый храм имел свой религиозный календарь, т. е. расписание многочисленных празднеств в честь своего божества, в которых принимали участие жрецы и значительная масса населения. Праздники были двух видов: процессии и мистерии. Дальние путешествия божества по воде совершались на специально предназначенных для этого судах. В памятниках упоминаются путешествия богов одних городов и храмов в другие города и храмы: мемфисского Пта, ассиутского Анубиса, абидосского Осириса, дендерской Хатхор, фиванских Амона, Мут и Хонсу, армаитского Монту, аполинопольского Хора, асуанской Анукет.

Культ Амона. Одним из праздников был "Прекрасный Праздник Долины", во время которого фиванский бог Амон отправлялся по каналам к западной кромке фиванского некрополя и затем возвращался обратно в Карнак. Это путешествие Амон совершал на судне из ливанского кедра, которое называлось Усер-хат. Религиозное значение праздника заключалось в приобщении покоящихся в фиванском некрополе к таинствам и благодати бога Амона. Это был далеко не единственный праздник Амона Карнакского. Следует также упомянуть о многочисленных празднествах Мина Коптосского. Во время путешествий богов совершалось немало разных обрядов, и обрядовая сторона празднеств была строго регламентирована. Большую роль в отправлении культа играло хоровое пение гимнов как во время ежедневных богослужений внутри храмов, так и во время празднеств. Пение нередко сопровождалось игрой на систрах, в некоторых случаях - на плетре. Особое значение имело воскурение мирры, преследовавшее цель ритуального очищения статуи бога, помещений храма, жрецов и т. д. Культовым инвентарем, в первую очередь, являлись сосуды. Так же с культом были связаны известные предписания и запреты чисто ритуального характера, особенно для жрецов: обязательное удаление волос с тела, разного рода пищевые табу и т. д. Физическая чистота была абсолютным требованием культа. Тесно была связана с культом и символика (анх как символ бессмертия и т.д.)

Огромную роль в отправлении культа играли жертвоприношения - быки, антилопы, козы, гуси, плоды, различные изделия, в том числе из муки и даже из цветов, а также пиво и молоко. Жертвоприношения всегда сопровождались формулой: "Жертва, которую дарует царь".

В культе Нила практиковался обычай во время подъема воды в Ниле направлять к ниломерам судно, на борту которого находилась одна из египетских "богинь" - Исида, Хатхор или Нейт. Делалось это с целью ускорить разлив. Существующие версии о человеческих жертвоприношениях Нилу в целях спасения Египта от засухи в неурожайные годы письменного подтверждения не находят, а потому необоснованны. Ритуал этот был отменен арабами, однако пережитки древнеегипетского языческого культа Нила продолжали существовать в разных формах и во времена христианства. В связи с разливом пели особые тропари, местами напоминавшие слова из египетского гимна богу Нила. С распространением же в Египте ислама и строгого монотеизма разлив реки стали рассматривать исключительно как проявление воли Аллаха.

Важнейшим обрядом египетского культа богов и культа умерших был обряд "отверзания уст", имевший целью оживить для будущей вечной жизни мумию умершего (не случайно обряд совершался в день похорон) или только что изготовленную статую божества. Обряд "отверзания уст" как бы создавал возможность для вселения в статую невидимого божества. Состоял обряд в следующем: статую божества окуривали и опрыскивали водой, затем специальными жертвенными инструментами прикасались к ее губам, что и означало "отверзание уст", а также к глазам, произнося при этом священные формулы, губы смачивали молоком. Все это, вместе взятое, должно было превратить изваяние в "живого" носителя бога. Таким же было "отверзание уст" и у мумии. Интересно отметить, что подобный обряд играл важную роль и в религии древнего Вавилона.

К сфере культа относится и деятельность оракулов - одна из форм общения человека с божеством. Человек задает божеству волнующие его вопросы; божество, если хочет, "отвечает" человеку. Явление оракула возможно было лишь в том случае, если человек в чем-то сомневался и искал разрешения своих сомнений в "ответе" божества. Однако "волеизъявление" божества происходило иногда и без запроса человека.

Мистерии - театральные представления из жизни богов, разыгрывавшиеся в храмах или при них.

Геродот (II, 59) подчеркивает, что "всенародные празднества египтяне справляют не один раз в году, а весьма часто. Чаще же всего и с наибольшей охотой египтяне собираются в городе Бубастисе на праздник в честь Артемиды и затем в Бусирисе в честь Исиды. Ведь в этом городе находится самый большой храм Исиды. Расположен же этот город в середине египетской Дельты (Исида - это египетское имя Деметры). Третье празднество бывает в городе Саисе в честь Афины, четвертое - в Гелиополе в честь Гелиоса, пятое - в городе Буто в честь Латоны, шестое - в Папремисе в честь Ареса".

Сведения о египетских мистериях говорят об их ритуальном содержании. Элемент нравственности в них отсутствует, что соответствует основной и характерной черте египетской религии. Но ритуальная структура египетской религии вовсе не абсолютна. Постепенно мистерии Осириса приобретают некую нравственную окраску. Осирис, Исида и Хор становятся образцами высоконравственного поведения и именно поэтому завоевывают все большую популярность. До появления нравственного аспекта в египетских мистериях отсутствуют молитвы индивидуума, обращенные к богу. Единственным исключением являются молитвы рабочих фиванского некрополя, адресованные Амону. В некоторых из этих молитв впервые в истории религии Египта появляются элементы раскаяния. Как правильно подметил Б. Ганн, "египтянин не был склонен становиться в положение "жалкого грешника" перед своим божеством, столь типичное для христианства и других семитских религий".

18. Основные этапы развития древних цивилизаций Месопотамии. Древний Вавилон и Ассирия.

Месопотамия – страна, где возникла древнейшая в мире цивилизация, просуществовавшая ок. 25 веков, начиная с времени создания письменности и кончая завоеванием Вавилона персами в 539 до н.э

«Месопотамия» – значит «Земля между реками» (между Евфратом и Тигром).

Основные этапы развития древних цивилизаций Месопотамии.

1. Урукский период 41-32 вв. до н.э.

2. Шумерские города государства 31-24 вв. до н.э.

3. Аккадская империя 24-23 вв. до н.э.

4. Гутейский период 22 в. до н.э.

5. Период третьей династии Ура (Шумерский ренессанс) 22-20 вв. до н. э.

6. Раннеассирийское государство 20-18 вв. до н.э.

7. Первая вавилонская династия 18-17 вв. до н.э.

8. Династия Касситов (Среднеассирийский период) 16-12 вв. до н. э.

9. Тёмные века 12-10 вв. до н.э.

10. Новоассирийская империя 10-7 вв. до н.э.

11. Нововавилонская империя 7-6 вв. до н.э.

Древний Вавилон.

на рубеже XIX–XVIII вв. до н. э. стала выделяться Вавилония. Новый центр Двуречья Вавилон, со временем превратившийся в величайший город мира, стал возвышаться с начала правления шестого представителя вавилонской династии, Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.). За долгие годы успешного правления Хаммурапи сумел поочередно разгромить соседей‑соперников, объединив под своей властью всю Месопотамию.

Заново на развалинах далекого прошлого правитель Вавилонии создал могущественное и процветающее централизованное государство. И хотя оно просуществовало не слишком долго и уже при преемниках Хаммурапи появилась тенденция к некоторому упадку, следствием чего были вторжения эламитов, а затем и завоевавших Вавилонию в XVI в. касситов, именно Вавилонию царя Хаммурапи можно считать первым в Западной Азии развитым государством в полной смысле этого слова.

В государстве Хаммурапи свойственные ранним структурам клановые и родственные связи уже были заметно оттеснены связями административно‑территориальными, а вассально‑иерархическая пирамида власти превратилась в централизованный бюрократический аппарат, эффективно действовавший через своих чиновников. Соответственно укрепился и институционализировался влиятельный и достаточно многочисленный слой специалистов‑профессионалов, занятых в сфере управления и примыкающих к ней сферах обслуживания, – администраторы, воины, ремесленники, торговцы, слуги и др. Возник и весьма многочисленный слой неполноправных выходцев из числа пленных иноплеменников или потомков разорившихся полноправных общинников

Государство Хаммурапи обладало монополией силы, твердо опираясь на фиксированный закон и связанные с ним формы принуждения. Выдвижение на передний план кодифицированного законодательства с достаточно строгой системой наказаний было связано с тем, что развитие частнособственнических отношений, товарно‑денежных связей и особенно ростовщичества с его внушительными процентами (20–30% годовых) вело к быстрому разорению общинников и обогащению за их счет частных собственников.

. Централизованная власть, которая здесь была нормой, диктовала свои условия развития. Применительно к общинной деревне это означало, что государство принимало энергичные меры для предотвращения деструктивного процесса гибели традиционной общины. Вот почему, хотя некоторое количество беднейших общинников, несмотря на все ухищрения противодействовавших этому властей, все‑таки разорялось и продавало свои земли соседям, этот процесс обычно ограничивался лишь небольшой частью общины и был к тому же обратимым. В результате подавляющее большинство общинников, пусть с трудом сводя концы с концами, продолжало вести свое по преимуществу натуральное хозяйство, и это было нормой, переходящей из поколения в поколение. Отсюда и результат: сфера действия нового частнособственнического сектора в пределах социально‑экономической структуры в целом была не столь значительна, чтобы поколебать и тем более преобразовать по своему образу и подобию всю структуру.

Ассирия

Чуть южнее государства хеттов и к востоку от него, в районе среднего течения Тигра, в начале II тысячелетия до н. э. формировалась одна из крупнейших держав ближневосточной древности – Ассирия. Здесь издавна проходили важные торговые пути, причем транзитная торговля способствовала развитию города Ашшура, будущей столицы ассирийского государства. Усилившийся в XVI в. до н. э. правитель этого города присоединил к себе ряд соседних территорий и постепенно подчинил прежде имевшие довольно много прав (в частности, право ежегодного выбора нового правителя) органы общинно‑городского самоуправления. Правда, вскоре Ашшур попал под власть Вавилонии, но с ослаблением ее вновь обрел независимость. Войны с Митанни в XVI в. до н. э. снова привели к поражению формировавшегося государства с центром в Ашшуре, так что только с XIV в. до н. э. Ассирия, подчинившая Митанни, стала могущественным государством.

С падением Хеттского царства ассирийский правитель Тиглатпаласар I (1115–1077 гг. до н. э.) в ходе успешных походов раздвинул границы своей державы от Вавилона до Египта. Однако нашествие арамеев из Аравии в начале XI в. до н. э. привело Ассирию после Тиглатпаласара I в состояние упадка, длившегося около полутора веков. И лишь на рубеже Х – IX вв. до н. э. это государство вновь вступило в полосу стабилизации и роста своего могущества – начался так называемый новоассирийский период его истории.

Первые правители этого периода и особенно Салманасар III (859–824 гг. до н. э.) укрепили восточные границы страны, потеснив Вавилон, добились ряда успехов на севере в войнах с Урарту, но основной удар направили на запад, в сторону богатых и процветающих районов восточносредиземноморского побережья. Эти войны были удачными, покоренные государства одно за другим признавали свою зависимость от Ассирии и становились ее вассалами и данниками. Военная добыча, пленники, сокровища текли в расцветавший и украшавшийся все новыми дворцами и крепостными сооружениями Ашшур. После Салманасара III Ассирия вновь вступила в полосу стагнации, вызванной ожесточенной внутренней борьбой, и лишь с воцарением Тиглатпаласара III (745–727 гг. до н. э.) ситуация стала резко меняться.

Новый царь царей провел ряд важных реформ, направленных на усиление власти центра. Жители подвластных окраин массами перемещались на новые земли, руководителями вновь создававшихся областей назначались ответственные перед троном сановники. Была создана крепкая регулярная армия, включавшая в себя конницу и саперные части, а также систему арсеналов с искусными мастерами‑оружейниками. Хорошо организованная рекрутская армия с подразделениями в 10, 50, 100 и 1000 человек, с разведкой и переводчиками, жрецами и музыкантами насчитывала, по некоторым данным, до 120 тыс. воинов. Именно она обеспечила Тиглатпаласару III победы: на востоке был разгромлен Вавилон (в 729 г. до н. э. ассирийский царь был коронован царем Вавилона), на севере потеснено Урарту, на западе – Мидия. Границы империи достигли средиземноморского побережья.

Стремясь упрочить власть в рамках растянувшейся и населенной многими народами империи, Тиглатпаласар III отказался от прежней системы вассально‑даннических отношений и перешел к практике наместничеств: завоеванные районы превращались в провинции. Его преемники продолжали эту политику. Были, в частности, ограничены привилегии и иммунитеты некоторых городов, включая Вавилон, хотя жестокие ассирийские цари, массами уничтожавшие сопротивлявшихся, предававшие их мучительным казням и издевательствам, города обычно щадили. При Саргоне II ассирийцы нанесли сокрушительное поражение Урарту, разгромили Израиль, вновь потеснили Мидию и достигли Египта. При внуке Саргона Асархаддоне был покорен и Египет, но ненадолго.

В середине VII в. до н. э. при Ашшурбанапале Ассирия достигла зенита своего могущества. Границы ее простирались от Египта до Мидии и от Средиземноморья до Персидского залива. Богато отстроенная новая столица Ниневия поражала своим великолепием: в одной только ее библиотеке хранилось свыше 20 тыс. табличек с текстами[1]. По всей стране строились и реставрировались дворцы и храмы. Но со смертью Ашшурбанапала начался период смут и упадка, который закончился в конце VII в. до н. э. гибелью империи, павшей под ударами соединенных сил Мидии и восставшего Вавилона.

За тысячелетие с небольшим Ассирия проделала большой путь от раннего протогосударства до «мировой» империи. Интересна динамика ее внутренней структуры, неплохо отраженная в источниках. В общине раннего Ашшура, как говорилось, не было даже наследственной власти правителя – он был выборным и распоряжался царско‑храмовым хозяйством, налогами и повинностями населения. Приток пленных создавал базу для появления слоя неполноправных работников, обрабатывавших отделявшиеся от общины земли государственно‑храмовых хозяйств. За свой труд неполноправные получали в этих хозяйствах наделы. Некоторый доход общество имело за счет транзитной торговли, причем этот доход, как и право редистрибуции налогов, усиливал административные верхи, добившиеся наследственной власти не только для правителя, но и для иных должностных лиц. Чиновники и воины получали за службу наделы, обрабатывавшиеся чаще всего теми же неполноправными работникам царско‑храмовых хозяйств.

К рабам ассирийцы относились различно: квалифицированных охотно использовали в сфере ремесла в царско‑храмовых хозяйствах, остальные были заняты обработкой земель. Статус рабов существенно отличался от статуса полноправных. Ассирийские законы, например, строго запрещали рабыням носить такой же платок, что носили полноправные женщины; существовали различавшиеся по вавилонской схеме системы штрафов для полноправных и рабов. Однако рабы обладали определенными имущественными и социальными правами, вплоть до права жениться, иметь семью и хозяйство. Это вело к постепенному повышению их статуса, особенно статуса их потомков, до уровня неполноправных.

Ассирийская семья отличалась тенденцией к сильному отцовскому праву с приниженным и почти бесправным положением женщины, столь отличным, скажем, от положения хеттской женщины. Главой семьи, распоряжавшимся ее имуществом и полученным от общины наделом, был отец‑патриарх, обычно имевший несколько жен и наложниц. Его старший сын имел преимущественные права на наследство, включая двойную долю при разделе.

Развитие Ассирии на рубеже II–I тысячелетий до н. э. вело к появлению и упрочению частнособственнических отношений. Возникали залог, долговое рабство и даже продажа имущества – вначале через институт «усыновления». Появлялась практика отработки зависимыми повинностей их патронов из числа разбогатевших. Расширение границ Ассирии, приток дани и иных богатств, в том числе и доходов от транзитной торговли, способствовали укреплению государственного хозяйства, в которое вливались десятки тысяч иноплеменников, – только из Сирии при Тиглатпаласаре III были переселены 73 тыс. человек. И хотя параллельно усиливались влияние и роль частного сектора, выступления представителей которого за свои права побуждали некоторых правителей, как, например, Саргона II, идти на уступки, в целом государственное хозяйство в экономике страны преобладало. Особенно это видно на примере той его части, которая работала на войну и обслуживание армии.

Развитие товарно‑денежных отношений и ростовщичества в начале I тысячелетия до н. э. вело к сближению разорявшихся полноправных с неполноправными и переселенцами в единое сословие подневольных производителей, плативших ренту‑налог и несших повинности. В то же время высшая прослойка полноправных и прежде всего причастные к власти получали от разбогатевшего правительства привилегии и иммунитеты, особенно налоговые. Впрочем, это не касалось разбогатевших представителей частного сектора, торговцев и ростовщиков. Кое в чем уступая им иногда, государство тем не менее активно им противостояло, всячески ограничивая их реальные возможности.

19.Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.(19)

Свод законовХаммурапи (или Кодекс Хаммурапи), созданный приблизительно в 1780 г. до н. э., является одним из древнейших законодательных памятников. Найден французскими археологами в ходе раскопок в 1901-1902годах в Сузах (территория древней Месопотамии). Этот свод из 282 законов представляет собой чёрный базальтовый столб.

Законы выбиты клинописью на обеих сторонах столба на классическом вавилонском диалекте аккадского языка. В верхней части столба изображен сам Хаммурапи, получающий законы из рук бога солнца Шамаша. Часть текста законов была сбита и может быть частично восстановлена по другим источникам (например, цитатам законов на глиняных табличках).

Месопотамия в виду политических переворотов к концу XIX в. до н. э. стало раздробленным, она оказалась разделена между несколькими крупными царствами с аморейскими (в Эшнунне – аккадской) династиями во главе.

Царская власть имела характер патриархального абсолютизма. Царь был ограничен сверху — он лишь наместник и служитель божества. Он стеснен и снизу сильным духовенством и богатыми торговыми и священными городами.

Законы Хаммурапи представляют из себя судебник, содержащий в себе главным образом гражданские и уголовные законы, а если точнее, то перечень случаев из судебной практики, взятых из уголовного и гражданского права и расположенных в достаточно произвольном порядке. Начиная с преступлений против судопроизводства — клеветы, лжесвидетельства, подкупа судей, свидетелей, неправого суда, — кодекс переходит к различного рода преступлениям против собственности, затем следуют постановления из области аграрных отношений и торгового права (42 — 126), законы, относящиеся к семейному праву (127 — 194), наказания за причинение личного ущерба, гонорары врачам, архитекторам, постановления о судостроительстве, найме судов и т. п., законы о животных (найме их, о вреде, причиняемом ими, и др.), наконец, о рабах. Но законы не стоят на религиозной основе, не смотря на то, что автор постоянно оперирует именами всевозможных богов, ссылается на них для устрашения граждан, в случае неповиновения. Хотя данный свод и выдается как откровение Бога Шамаша и спорные и затруднительные случаи решает клятва «перед богом», но в составлении законов нет теократических элементов. Все построено исключительно на гражданских и уголовных правах и законах. Некоторые исследователи отмечают, что из Кодекса Хаммурапи фактически вытекает современный принцип презумпции невиновности («невиновен, пока не доказано обратное»).

Хаммурапи считал, что, поскольку Боги наградили его правом править Вавилонской империей, он должен был установить порядок на своей земле. Чтобы править справедливо, эти законы как бы посланы ему сверху, да бы править людьми в согласии с Богами.

В настоящее время столб с законами Хаммурапи хранится в парижском музее Лувр. Точную копию столба можно также увидеть в Москве, в Учебном художественном музее слепков им. И. В. Цветаева — филиале музея Изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и в Переднеазиатском музеев Берлине.

20. Ахеменидская держава

Около 646 г. до н.э. царем персов стал Кир 1, потомок Ахемена. Постепенно при Кире 1 и последующих царях персы завоевали большую часть иранское плато. Часть персов вела оседлую жизнь, а другая занималась кочевым скотоводством.

Приблизительно с 600 по 599 г. в Персиии правил Камбиза 1, который находился в вассальной зависимости от мидийских царей. В 588г. Кир 2 стал правителем оседлых персидских племён. Стоит отметить, что основной социальной ячейкой в Персии того времени была большая патриархальная семья, глава которой имел неограниченную власть над всеми своими родственниками. Это впоследствии и позволило создать создать родовую и сельскую общину. Когда Кир 2 стал царём Персии, на Ближнем Востоке оставалось 4 крупных державы: Египет, Вавилония, Мидия и Лидия.

В 553г. Кир поднял восстание в Мидии (т.о. была захвачено это царство) и принятие титула царя Мидии. С этого момента Персия вступает на политическую арену.

546г.- завоевание Лидии. К 539 г. Кир подчинил себе земли вплоть до Индии и начал подготовку к походу на Вавилонию. 10 октября539 г. Кир покорил Вавилон. После захвата Вавилона все страны к западу от нее и до границ Египта добровольно подчинились персам.

Однако в 530 г. Кир предпринял поход против массагетов, кочевых племён, обитавших на равнинах к северу от Гиркании и к Востоку от Каспийского моря. Эти племена неоднократно осуществляли набеги на Персию. В августе он выступает против них, проигрывает битву и теряет жизнь. После Кира2 на трон восходит его сын Камбиз2. Вскоре он выступает против Египта. Стоит отметить одну важнейшую битву (весна 525г., у г. Пелусий) персы с большими потерями побеждают. К концу августа 525г. Египет становится частью Персидского царства. Камбизом также предпринимаются шаги по захвату эфиопов, но из-за плохой подготовки у него не получается покорить эти племена.

После народных волнений место царя получает Дарий1-один из заговорщиков. После этого страну охватывают народные восстания. Однако Дарию удается, с помощью войска и казней, урезонить восставших. По своему укладу

Персидское царство было очень разнообразно. Все территории еще до объединения имели свои гос. Институты. После восстаний 522-521 гг. Дарий провел административно-финансовые реформы, которые позволили ввести систему фиксированного налогообложения, и четкую систему гос.управления.Дарий разделил страну на административно-податные округа, которые назывались сатрапиями. Управление на местах составлялось из числа персов. Армия подчинялась военачальникам, которыен подчинялись непосредственно царю. Центральное управление находилось в Сузах. Часть земель и некоторые каналы были в непосредственном подчинении царя. У персов не было долгового рабства. Около 519г. Дарий1 установил систему податей. Их число зависело от количества обрабатываемых земель. После 517 г до н.э. была введена универсальная денежная единица. Существование Ахеменидской державы целиком зависело от армии. При Дарии1 персы начинают играть господствующую роль на море. С ослаблением военной силы Ахеменидов их держава начала распадаться. Греко-персидские войны 500—449 до н. э. свидетельствовали о падении боеспособности персидской армии. В 330 до н. э. под ударами армии государство Ахеменидов прекратило существование.

Наши рекомендации