Перечень тем практических занятий
1. Понятие и природа историографического источника (2 ч.) – практикум
2. Структура и методология историографического исследования (2 ч.) – практикум
3. Концепции общественного развития в философско-исторической мысли Античности (2 ч.)
4. Исторические сочинения византийских авторов (2 ч.) – семинар
5. Историческая концепция Никколо Макиавелли (1469-1527) (2 ч.) – семинар
6. Развитие исторической мысли в Русском государстве во второй половине XVII в. (2 ч.) – семинар
7. Историческая концепция В.Н. Татищева (1686-1750) (2 ч.) – семинар
8. Дискуссия М.В. Ломоносова и немецких историков Г.З. Байера и Г.Ф. Миллера по варяго-русскому вопросу (2 ч.) – диспут
9. Историческая концепция Николая Михайловича Карамзина (1766-1826) (2 ч.) – семинар
10. Исторические взгляды славянофилов (2 ч.) – семинар
11. Формирование демократического направления в отечественной историографии XIX в. (2 ч.) – семинар
12. Историческая концепция С. М. Соловьева (1820-1879) (4 ч.) – семинар
13. Историческая концепция В. О. Ключевского (1841-1911) (4 ч.) – семинар
14. Петербургская и Московская школы российских историков в конце XIX – начале XX вв. (8 ч.) – конференция
15. Зарубежная историческая наука в первой половине XX в. (12 ч.) – круглый стол
16. Становление и развитие советской исторической науки в 1920 – начале 1950-х гг. (4 ч.) – круглый стол
17. Зарубежная историография во второй половине XX – начале XXI вв. (12 ч.) – круглый стол
18. Отечественная историческая наука во второй половине XX – начале XXI вв. (6 ч.) – круглый стол
Примерные вопросы для контроля и самоконтроля
1. Историография как специальная историческая дисциплина, предмет и задачи курса. Периодизация развития отечественной и зарубежной историографии. Особенности историографического исследования. Методика анализа историографического источника.
2. Историографический факт и историографический источник. Виды историографических источников.
3. Историческая мысль периода античности.
4. Историописание в эпоху средневековья: общая характеристика.
5. Историческая мысль в эпоху Возрождения. Историки-эрудиты.
6. Западноевропейская и русская историческая мысль XVII в.
7. Русская историография первой четверти XVIII в. Влияние петровских преобразований на развитие исторической мысли. Историки петровского времени и их труды. Исторические взгляды В.Н. Татищева (1686-1750).
8. Исторические взгляды немецких ученых XVIII в.: Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер, А.Л. Шлецер. Полемика Г.Ф. Миллера и М.В. Ломоносова по проблеме образования Древнерусского государства.
9. Русская историография последней четверти XVIII в. М.М. Щербатов. И.Н. Болтин. Влияние идей Просвещения.
10. Историческая концепция Н.М. Карамзина.
11. Критическое направление в русской историографии XIX в. И.Ф. Эверс. М.Т. Каченовский.
12. Государственная школа историков. К.Д. Кавелин. С.М. Соловьев. Б.Н. Чичерин.
13. В.О. Ключевский и его вклад в развитие исторической науки в России.
14. Петербургская историческая школа и ее представители.
15. Московская историческая школа и ее представители.
16. Становление и развитие советской исторической науки в 1920-1930-е гг.
17. Советская историческая наука в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и в послевоенный период.
18. Историческая наука в СССР в середине 1950-х – первой половине 1980-х гг.
19. «Новое направление» в советской историографии: представители и проблематика исследований.
20. Отечественная историческая наука на современном этапе: проблемы, новые подходы и направления исторических исследований.
21. М.Н. Покровский и его роль в развитии отечественной исторической науки.
22. Исторические взгляды и научная деятельность акад. Б.Д. Грекова.
23. Творческое наследие и исторические взгляды акад. Б.А. Рыбакова.
24. Историческая наука Великобритании в XX в. Р.Дж. Коллингвуд. А.Дж. Тойнби. Э.Х. Карр. Британская школа историков-марксистов.
25. Французская историография XX в. Школа «Анналов». М. Блок. Л. Февр.
26. Историческая концепция Ф. Броделя (1902-1985).
27. «Третье и четвертое поколения» школы «Анналов». Ж. Ле Гофф. Э. Ле Руа Ладюри. П. Нора.
28. Германская историография в первой половине XX в.: направления и школы. О. Шпенглер. Ф. Мейнеке. Развитие исторической науки в Германии в условиях фашизма. Историческая наука ФРГ.
29. Итальянская историография XX в. Влияние фашизма на развитие исторической науки. Б. Кроче. Итальянская микроистория. К. Гинзбург.
30. Историческая наука США в XX в.: основные направления и школы. Клиометрия.
4. перечень учебно-методического обеспечения
для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Антипов В.С. Практикум по историографии истории Нового времени стран зарубежной Европы: Учеб. пособие. Ч. 1. Псков, 2004. (twirpx.com)
Астафьев В.В. История исторической науки. Историография: Учебно-методическое пособие / Под ред. А.Л. Литвина. Казань, 2009. (twirpx.com)
Биск И.Я. Методология истории: Курс лекций. Иваново, 2007. (twirpx.com)
Бобкова М.С. Западноевропейское историописание «эпохи катастроф»: учебное пособие. М., 2008. (twirpx.com)
Бобкова М.С. У истоков формирования исторического сознания западноевропейского общества Нового времени // Новая и новейшая история. 2008. № 6.
Игнатченко И.В. Адольф Тьер в годы Июльской монархии во Франции (1830-1848 гг.) // Вопросы истории. 2010. № 5.
История и историки в пространстве национальной и мировой культуры XVIII-XXI веков: Сб. ст. / Под ред. Н.Н. Алеврас, Н.В. Гришиной, Ю.В. Красновой. Челябинск, 2011. (twirpx.com)
История и память: Историческая культура Европы до начала нового времени / Под ред. Л.П. Репиной. М., 2006. (twirpx.com)
Прохорова Л.Д. История исторической науки: Учеб. пособие. Омск, 2010. (twirpx.com)
Репина Л.П. История исторического знания: Пособие для вузов / Л.П. Репина, В.В. Зверева, М.Ю. Парамонова. М., 2004. (библиотека УрГПУ, 5 экз.)
Савельева И.М., Полетаев А.В. История и интуиция: наследие романтиков. М., 2003. (twirpx.com)
Савельева И.М., Полетаев А.В. Теория исторического знания: Учеб. пособие. СПб., 2007. (twirpx.com)
Цветков И.А. Американские историки: Учеб. пособие. СПб., 2008. (twirpx.com)
Перечень тем для самостоятельного изучения
1. Возникновение и развитие исторических знаний в Древней Руси (IX-XV вв.)
2. Марксизм и материалистическое понимание истории.
Виды самостоятельной работы
· Анализ историографических источников и научно-исследовательской литературы по изучаемым проблемам (конспектирование, аннотирование);
· Поиск историографических источников и научных публикаций, в том числе в сети «Интернет»;
· Работа с вопросами для контроля и самоконтроля;
· Подготовка докладов и мультимедийных презентаций по проблемным вопросам к практическим занятиям.