Практической части отдельных вопросов
При разработке практической части вопроса студентам следует:
1. Соотносить предлагаемые темы с учебным планом, Примерной основной образовательной программой основного общего образования, Примерными программами по учебным предметам. Это поможет определить, какое количество часов может быть отведено на изучение конкретной темы.
2. Соотносить выбранное историческое содержание с дидактическими единицами ГОС и ФГОС.
3. Соотносить свой конспект с требованиями к современному уроку, основанному на системно-деятельностном подходе.
Практическое задание № 1направлено на проверку умениябудущего учителя истории формулировать воспитательные задачи уроков истории и находить пути их решения. Для выполнения задания выберите один из школьных исторических курсов (История России, Всеобщая история), исторический период, темы 2-3 уроков. Для каждого из них сформулируйте воспитательные задачи. Используйте ГОС или ФГОС (в зависимости от выбранного исторического периода), Концепцию нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории, Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы, Тематическое планирование изучения истории в основной школе. На основе структурно-функционального анализа содержания исторического материала разработайте вариант решения каждой из воспитательных задач. Сделайте вывод о воспитательной роли истории.
В соответствии с практическим заданием № 2 студентам необходимо разработать либо пример использования «метода Гартвига» - метод драматизации, либо «реального метода» Стасюлевича – использование исторических документов в обучении истории.
Для выполнения задания о следует определить, в каком классе, при изучении какого курса – история России или Всеобщая история – будет использован один из этих методов. Выделить в тематическом планировании вопросы, при изучении которых возможно или необходимо их использовать. Разработать фрагмент 1-2 уроков с использованием выбранного метода, указав, какие планируемые результаты должны быть достигнуты (чему ученик научится, получит возможность научиться), охарактеризовать основные виды деятельности учащихся (на уровне учебных действий).
3. Практическое задание. Сравните стандарты школьного исторического образования в России и других странах (на выбор). Критерии для сравнения определите самостоятельно.
Ø Практическое задание № 4. Практическое задание. На примере изучения темы «Конституция Российской Федерации» или «Избирательное право» покажите особенности использования нормативно-правовых документов в курсе «Обществознание» (определите цели, отбор содержания, формирование источниковой базы для изучения темы, , приемы и формы преподавания).
С целью подготовки практического задания № 5 проанализируйте линейный и концентрический варианты построения школьного курса истории - используйте ФГОС и ГОС, Концепцию нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории, Историко-культурный стандарт как составную часть нового УМК.
Выполнение практических заданий №№ 6, 7, 10, 12 требует обязательного использования следующих документов:
· Примерная основная образовательная программа основного общего образования, в которой определены планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования (п. 1.2, в том числе по Всеобщей истории и истории России п.1.2.5.5, по Обществознанию п.1.2.5.6),
· Примерные программы по учебным предметам (История, Обществознание), утвержденные Министерством образования и науки РФ. В программах определены требования к результатам обучения и освоения содержания курсов по истории и обществознанию (личностные, метапредметные и предметные);
· Тематическое планирование изучения истории в основной школе
В соответствии с вышеназванными документами необходимо указать: количество часов, отводимых на изучение темы или конкретного урока в рамках темы, цель урока, планируемые результаты обучения, основные виды деятельности учащихся (на уровне учебных действий)
Практическое задание № 6. На примере изучения темы «Первая мировая война» покажите приемы установления межкурсовых связей на уроках истории, объясните, какую роль играют межпредметные и межкурсовые связи в обучении.
Практическое задание № 7. Сформулируйте три варианта целевой установки урока по теме «Россия при Петре I» (8 кл.) Объясните, каким образом целевая установка определяет методический вариант урока.
Практическое задание № 10. Предложите вариант урока для 5 кл. «Счет лет в истории», включающий познавательные задачи на понимание прямого и обратного счета лет.
Практическое задание № 12. Показать фрагмент урока по истории России для 7 кл. «Государственный строй России в XVII в.», где формируется понятие «сословно-представительная монархия» (индуктивным и дедуктивным способами).
Практическое задание № 8. На основе схемы анализа урока проанализируйте предложенный вам конспект урока. Какие методы и приемы обучения использует автор? Оцените их результативность, соответствие целям и содержанию урока. Для обоснования оценки используйте нормативные документы: Примерные программы по учебным предметам (История . 5-9 классы) и Тематическое планирование.
Практическое задание № 9. На примере фрагмента урока по теме «Россия в царствование Екатерины II» (10 кл.), покажите, как на основе текста учебника можно учить школьников различать факты и их интерпретации. Объясните, как это умение способствует развитию критического мышления учащихся.
Нижеприведенные задание направлены на проверку умения будущих учителей истории развивать у школьников хронологические и картографические умения, имеющие важное значение при обучении истории.
Практическое задание № 11. Предложите варианты заданий для школьников, рассчитанных на умение локализовать историческое событие по карте, сопровождать показ по карте словесным описанием, анализировать содержание исторической карты, решать проблемные задачи по карте, сравнивать содержание 2-х карт.
При подготовке данного задания требуется составить вопросы
.
Практическое задание № 13. Составьте различные варианты рассказа о восстании древлян и мести княгини Ольги древлянам: рассказ, содержащий одобрение действий Ольги, осуждение ее действий и рассказ, не содержащий оценочных суждений. Должен ли учитель высказывать собственное отношение к изучаемым проблемам? Каким образом это следует делать?
Практическое задание № 14. . Покажите фрагмент урока для II концентра с использованием карикатур и плакатов как исторического источника. В чем специфика работы с данными видами источников на уроках? Какие умения у школьников развиваются при этом?
Для выполнения задания используйте следующие материалы:
План анализа политического плаката
1. Назовите и датируйте событие, которому посвящен данный плакат.
2. В какой период истории и с какой целью мог быть создан этот плакат.
3. Какой аудитории он предназначен?
4. Кто из персонажей здесь представлен и с какой целью?
5. Какая другая символика использована на плакате?
6. Чье это "послание"? Легко ли "прочитать" его?
7. Какова главная идея плаката? Какие символы использованы художниками для выражения главной идеи плаката.
8. Прокомментируйте надписи на плакате. Какую роль они выполняют на изображении: а) поясняют идею рисунка; б) усиливают агитационный характер плаката; в) что-то другое
План анализа карикатуры (1):
1. Какова главная идея данной карикатуры?
2. Что именно высмеивает данная карикатура (внешность политического деятеля, его поведение, политическое событие или явление)?
3. Если на карикатуре изображен политик или группа людей, подумайте, унижает ли его (их) достоинство данная карикатура?
4. Определите, сторонником какой политической идеологии является автор данной карикатуры? Свой ответ аргументируйте.
5. Определите, на какую социальную группу рассчитана данная карикатура? Ответ аргументируйте.
6. Выразите свое отношение к главной идее данной карикатуры.
7. Подумайте, с какой целью была создана эта карикатура (обидеть изображенного на ней политика, указать на его существенные ошибки, возбудить общественное недовольство, высмеять негативное политическое явление и т.п.). Аргументируйте свою точку зрения.
План анализа карикатуры (2):
1. Определите тему изображения.
2. Определите исторических персонажей. По каким признакам вы установили личности людей, изображенных на карикатуре?
3. Выясните точку зрения автора карикатуры. Какую идею она внушает? Совпадает ли точка зрения автора карикатуры с официальным мнением?
4. Объясните аллюзию данной карикатуры. Аллюзия(лат. Allusio- шутка, намек), стилистическая фигура, намек, посредством сходнозвучащегог слова или упоминания общеизвестного реального факта, исторического события, литературного произведения («слава» Герострата)
5. Карикатура не датирована. По каким косвенным признакам вы можете установить приблизительное время ее создания?
Обратите внимание на дидактические принципы использования карикатуры на уроке истории:
Карикатура не содержит никакой информации о фактической стороне рассматриваемого вопроса и заключает в себе только оценочные суждения современников о нем. Из этого вытекает ее специфическая ценность как источника, при использовании которого на уроке надо соблюдать четыре принципа:
1) Карикатура непригодна для того, чтобы быть поставщиком информации на этапе разработки вопроса на уроке, поскольку она не дает по этому вопросу дополнительных фактических знаний.
2) Она пригодна для использования на этапе мотивации, когда речь идет о том, чтобы ознакомить обучающихся с темой или проблемой и вызвать их интерес, то есть в начале урока по определенной теме или определенному разделу. Но необходимым условием этого использования является то, что карикатура содержит небольшое количество легко раскрываемых иконографических аспектов. Если выбранная карикатура лишком сложна, обучаемые не справятся с ее анализом и цель этого этапа занятия не будет достигнута.
3) Более сложные карикатуры предлагаются учащимся, чтобы проверить их уровень знаний после проблемноориентированного этапа работы. В результате быстро станет ясно, насколько выучены и поняты разобранные на уроке или в течение изучения целой темы факты и проблемы. Карикатуры могут использоваться и на уроках, посвященных обучению методам работы с визуальными источниками.
4) Карикатуры очень хорошо подходят для тех этапов урока, когда происходит формирование оценок, например, при заключительном обсуждении той или иной проблемы. Так как карикатуры оказывают сильное влияние на мнения, они требуют от учащихся приятия или неприятия, а, следовательно, формирования собственного мнения и его аргументации.
Обучаемым должны быть известны важнейшие стилистические средства, применяемые в карикатурах:
1) Сравнение: хищный волк, трусливый заяц, хитрая лиса, глупая или заблудшая овца, упрямый осел или бык. Смерть часто изображается как скелет с косой, косарь или песочные часы. При этом поведение или качества этих животных переносятся на этих людей или сами люди изображаются в виде данных животных.
2) Метафора: переносный смысл понятия на изображении, который указывает на действительно существовавшие обстоятельства: государственный корабль как символ правительства, зима как символ упадка или кризиса
3) Пародия: искажение изображений реально существовавших личностей.
4) Литотес (Преуменьшение): некоторые элементы изображения или текста выглядят непропорционально маленькими
5) Преувеличение (гипербола): некоторые элементы изображения или текста выглядят непропорционально большими
6) Парадоксальность: изображаются очевидные, удивительные противоречия.
Практическое задание № 15. . Покажите фрагмент урока с использованием мелового рисунка, схемы, графика, диаграммы. Объясните, какие знания формируются у школьников с помощью условно-графических средств обучения, какие познавательные УУД развиваются.
Для выявления того, какие познавательные УУД развивают у школьников ролевые игры, используйте:
· Примерную основную образовательную программу основного общего образования, в которой определены планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования (п. 1.2, в том числе по Всеобщей истории и истории России п.1.2.5.5, по Обществознанию п.1.2.5.6),
· Примерные программы по учебным предметам (История, Обществознание), утвержденные Министерством образования и науки РФ. В программах определены требования к результатам обучения и освоения содержания курсов по истории и обществознанию (личностные, метапредметные и предметные);
16. Практическое задание. Покажите фрагменты урока с использованием картины В.И. Сурикова «Утро стрелецкой казни» - в качестве «завязки» урока, иллюстрации изложения учителя, исторического источника.
Для выполнения практического задания № 17 на основе схемы анализа учебника истории, которая представлена в практическом пособии для учителей «Методика преподавания истории в школе», авторы Е.Е.Вяземский, О.Ю. Стрелова (с. 75-78). проанализируйте и сравните текст и методический аппарат учебников – Ф. Михайловского «История древнего мира» и А. Вигасина «История древнего мира». Какой из учебников Вы выбрали бы для работы и почему?
Практическое задание № 18. Приведите фрагмент урока для II концентра, когда работа с историческими источниками будет основана на принципе «мультиперспективности». Объясните, какие цели обучения истории при этом реализуются.
Для выполнения задания используйте следующий план: