Перечень вопросов по методике обучения истории и обществознанию

ЧАСТЬ I.

Структура вопросов по методике обучения истории и обществознанию.

1. Теоретическая часть, демонстрирующая знания выпускником знаний, необходимых для осуществления общепедагогических функций (обучение, воспитательная деятельность, развивающая деятельность) в рамках педагогической деятельности по проектированию и реализации образовательного процесса по истории и обществознанию в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования. Теоретическая содержит один вопрос.

2. Практическая часть, отражающая методическую квалификацию выпускника как разработчика учебных материалов, «конструирующих» учебную деятельность при обучении истории.

Теоретическая часть включает один вопрос, требующий развернутого устного ответа. Практическая часть представляет собой презентацию выпускником методических разработок, разработанных в ходе изучения курса «Методика обучения истории» и «Методика преподавания обществознания», а также подготовленных и использованных во время педагогических практик на 4 и 5 курсах в образовательных учреждениях основного общего и среднего общего образования.

ЧАСТЬ 2

Часть 3.

Рекомендации студентам по подготовке в госэкзамену

План анализа политического плаката

1. Назовите и датируйте событие, которому посвящен данный плакат.

2. В какой период истории и с какой целью мог быть создан этот плакат.

3. Какой аудитории он предназначен?

4. Кто из персонажей здесь представлен и с какой целью?

5. Какая другая символика использована на плакате?

6. Чье это "послание"? Легко ли "прочитать" его?

7. Какова главная идея плаката? Какие символы использованы художниками для выражения главной идеи плаката.

8. Прокомментируйте надписи на плакате. Какую роль они выполняют на изображении: а) поясняют идею рисунка; б) усиливают агитационный характер плаката; в) что-то другое

План анализа карикатуры (1):

1. Какова главная идея данной карикатуры?

2. Что именно высмеивает данная карикатура (внешность политического деятеля, его поведение, политическое событие или явление)?

3. Если на карикатуре изображен политик или группа людей, подумайте, унижает ли его (их) достоинство данная карикатура?

4. Определите, сторонником какой политической идеологии является автор данной карикатуры? Свой ответ аргументируйте.

5. Определите, на какую социальную группу рассчитана данная карикатура? Ответ аргументируйте.

6. Выразите свое отношение к главной идее данной карикатуры.

7. Подумайте, с какой целью была создана эта карикатура (обидеть изображенного на ней политика, указать на его существенные ошибки, возбудить общественное недовольство, высмеять негативное политическое явление и т.п.). Аргументируйте свою точку зрения.

План анализа карикатуры (2):

1. Определите тему изображения.

2. Определите исторических персонажей. По каким признакам вы установили личности людей, изображенных на карикатуре?

3. Выясните точку зрения автора карикатуры. Какую идею она внушает? Совпадает ли точка зрения автора карикатуры с официальным мнением?

4. Объясните аллюзию данной карикатуры. Аллюзия(лат. Allusio- шутка, намек), стилистическая фигура, намек, посредством сходнозвучащегог слова или упоминания общеизвестного реального факта, исторического события, литературного произведения («слава» Герострата)

5. Карикатура не датирована. По каким косвенным признакам вы можете установить приблизительное время ее создания?

Обратите внимание на дидактические принципы использования карикатуры на уроке истории:

Карикатура не содержит никакой информации о фактической стороне рассматриваемого вопроса и заключает в себе только оценочные суждения современников о нем. Из этого вытекает ее специфическая ценность как источника, при использовании которого на уроке надо соблюдать четыре принципа:

1) Карикатура непригодна для того, чтобы быть поставщиком информации на этапе разработки вопроса на уроке, поскольку она не дает по этому вопросу дополнительных фактических знаний.

2) Она пригодна для использования на этапе мотивации, когда речь идет о том, чтобы ознакомить обучающихся с темой или проблемой и вызвать их интерес, то есть в начале урока по определенной теме или определенному разделу. Но необходимым условием этого использования является то, что карикатура содержит небольшое количество легко раскрываемых иконографических аспектов. Если выбранная карикатура лишком сложна, обучаемые не справятся с ее анализом и цель этого этапа занятия не будет достигнута.

3) Более сложные карикатуры предлагаются учащимся, чтобы проверить их уровень знаний после проблемноориентированного этапа работы. В результате быстро станет ясно, насколько выучены и поняты разобранные на уроке или в течение изучения целой темы факты и проблемы. Карикатуры могут использоваться и на уроках, посвященных обучению методам работы с визуальными источниками.

4) Карикатуры очень хорошо подходят для тех этапов урока, когда происходит формирование оценок, например, при заключительном обсуждении той или иной проблемы. Так как карикатуры оказывают сильное влияние на мнения, они требуют от учащихся приятия или неприятия, а, следовательно, формирования собственного мнения и его аргументации.

Обучаемым должны быть известны важнейшие стилистические средства, применяемые в карикатурах:

1) Сравнение: хищный волк, трусливый заяц, хитрая лиса, глупая или заблудшая овца, упрямый осел или бык. Смерть часто изображается как скелет с косой, косарь или песочные часы. При этом поведение или качества этих животных переносятся на этих людей или сами люди изображаются в виде данных животных.

2) Метафора: переносный смысл понятия на изображении, который указывает на действительно существовавшие обстоятельства: государственный корабль как символ правительства, зима как символ упадка или кризиса

3) Пародия: искажение изображений реально существовавших личностей.

4) Литотес (Преуменьшение): некоторые элементы изображения или текста выглядят непропорционально маленькими

5) Преувеличение (гипербола): некоторые элементы изображения или текста выглядят непропорционально большими

6) Парадоксальность: изображаются очевидные, удивительные противоречия.

Практическое задание № 15. . Покажите фрагмент урока с использованием мелового рисунка, схемы, графика, диаграммы. Объясните, какие знания формируются у школьников с помощью условно-графических средств обучения, какие познавательные УУД развиваются.

Для выявления того, какие познавательные УУД развивают у школьников ролевые игры, используйте:

· Примерную основную образовательную программу основного общего образования, в которой определены планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования (п. 1.2, в том числе по Всеобщей истории и истории России п.1.2.5.5, по Обществознанию п.1.2.5.6),

· Примерные программы по учебным предметам (История, Обществознание), утвержденные Министерством образования и науки РФ. В программах определены требования к результатам обучения и освоения содержания курсов по истории и обществознанию (личностные, метапредметные и предметные);

16. Практическое задание. Покажите фрагменты урока с использованием картины В.И. Сурикова «Утро стрелецкой казни» - в качестве «завязки» урока, иллюстрации изложения учителя, исторического источника.

Для выполнения практического задания № 17 на основе схемы анализа учебника истории, которая представлена в практическом пособии для учителей «Методика преподавания истории в школе», авторы Е.Е.Вяземский, О.Ю. Стрелова (с. 75-78). проанализируйте и сравните текст и методический аппарат учебников – Ф. Михайловского «История древнего мира» и А. Вигасина «История древнего мира». Какой из учебников Вы выбрали бы для работы и почему?

Практическое задание № 18. Приведите фрагмент урока для II концентра, когда работа с историческими источниками будет основана на принципе «мультиперспективности». Объясните, какие цели обучения истории при этом реализуются.

Для выполнения задания используйте следующий план:

ЧАСТЬ I.

Структура вопросов по методике обучения истории и обществознанию.

1. Теоретическая часть, демонстрирующая знания выпускником знаний, необходимых для осуществления общепедагогических функций (обучение, воспитательная деятельность, развивающая деятельность) в рамках педагогической деятельности по проектированию и реализации образовательного процесса по истории и обществознанию в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования. Теоретическая содержит один вопрос.

2. Практическая часть, отражающая методическую квалификацию выпускника как разработчика учебных материалов, «конструирующих» учебную деятельность при обучении истории.

Теоретическая часть включает один вопрос, требующий развернутого устного ответа. Практическая часть представляет собой презентацию выпускником методических разработок, разработанных в ходе изучения курса «Методика обучения истории» и «Методика преподавания обществознания», а также подготовленных и использованных во время педагогических практик на 4 и 5 курсах в образовательных учреждениях основного общего и среднего общего образования.

ЧАСТЬ 2

Перечень вопросов по методике обучения истории и обществознанию

1.Методика преподавания истории и дидактика истории. Актуальные проблемы современной МПИ. Связь с другими учебными дисциплинами.

Ø Практическое задание. Приведите примеры постановки и решения воспитательных задач на уроках истории. Сделайте вывод о воспитательной роли истории.

2.Развитие историко-методической мысли в России. Использование прошлого опыта в современной школе.

Ø Практическое задание. Приведите примеры использования «метода Гартвига» или «реального метода» Стасюлевича в обучении истории.

3.Цели и задачи современного исторического образования. Содержание и структура школьного исторического образования. Моделирование учебного процесса на основе ГОС и ФГОС, Концепции нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории ( авторских вариативных программ по истории).

Ø Практическое задание. Сравните стандарты школьного исторического образования в России и других странах (на выбор). Критерии для сравнения определите самостоятельно.

4. . Цели и задачи школьного обществоведческого образования. Содержание и структура курса «Обществознание в школе»

Ø Практическое задание. На примере изучения темы «Конституция Российской Федерации» или «Избирательное право» покажите особенности использования нормативно-правовых документов в курсе «Обществознание» (определите цели, отбор содержания, формирование источниковой базы для изучения темы, , приемы и формы преподавания).

5.Основные проблемы преподавания школьного курса Отечественной истории: цели, содержание, структура курса, варианты программ, учебники.

Ø Практическое задание. Проанализируйте линейный и концентрический варианты построения школьного курса истории, определите их достоинства и недостатки. Сторонником какой системы Вы являетесь и почему?

6.Основные проблемы преподавания курса Всеобщей истории в школе: цели, содержание, структура курса, варианты программ, учебники.

Ø Практическое задание. На примере изучения темы «Первая мировая война» покажите приемы установления межкурсовых связей на уроках истории, объясните, какую роль играют межпредметные и межкурсовые связи в обучении.

7.Система подготовки учителя к преподаванию истории и к уроку. Целевая установка урока.

Ø Практическое задание. Сформулируйте три варианта целевой установки урока по теме «Россия при Петре I» (8 кл.) Объясните, каким образом целевая установка определяет методический вариант урока.

8.Дидактическая система методов, приемов, средств обучения истории. Классификация методов обучения. Критерии выбора методов обучения.

Ø Практическое задание. Проанализируйте предложенный вам конспект урока. Какие методы и приемы обучения использует автор? Оцените их результативность, соответствие целям и содержанию урока.

9.Роль исторических фактов и представлений в обучении истории. Методика создания исторических представлений у школьников.

Ø Практическое задание. На примере фрагмента урока по теме «Россия в царствование Екатерины II» (10 кл.), покажите, как на основе текста учебника можно учить школьников различать факты и их интерпретации. Объясните, как это умение способствует развитию критического мышления учащихся.

10.Развитие у учащихся представлений об историческом времени. Приемы формирования хронологических умений учащихся 5-9 кл.

Ø Практическое задание. Предложите вариант урока для 5 кл. «Счет лет в истории», включающий познавательные задачи на понимание прямого и обратного счета лет.

11.Развитие пространственных представлений у учащихся. Приемы работы с историческими картами.

Ø Практическое задание. Предложите варианты заданий для школьников, рассчитанных на умение локализовать историческое событие по карте, сопровождать показ по карте словесным описанием, анализировать содержание исторической карты, решать проблемные задачи по карте, сравнивать содержание 2-х карт.

12.Роль исторических понятий в обучении истории. Классификация исторических понятий. Методические приемы и средства изучения понятий.

Ø Практическое задание. Показать фрагмент урока по истории России для 7 кл. «Государственный строй России в XVII в.», где формируется понятие «сословно-представительная монархия» (индуктивным и дедуктивным способами).

13.Функции и значение устной речи в процессе обучения истории. Классификация приемов устного обучения. Требования к изложению материала и речи учителя на уроке.

Ø Практическое задание. Составьте различные варианты рассказа о восстании древлян и мети княгини Ольги древлянам: рассказ, содержащий одобрение действий Ольги, осуждение ее действий и рассказ, не содержащий оценочных суждений. Должен ли учитель высказывать собственное отношение к изучаемым проблемам? Каким образом это следует делать?

14.Функции и значение наглядного обучения истории. Классификация наглядных средств обучения. Критерии отбора наглядных средств к уроку.

Ø Практическое задание. Покажите фрагмент урока для II концентра с использованием карикатур и плакатов как исторического источника. В чем специфика работы с данными видами источников на уроках? Какие умения у школьников развиваются при этом?

15.Условно-графическая наглядность в обучении истории, ее значение. Правила работы с условно-графическими средствами наглядного обучения.

Ø Практическое задание. Покажите фрагмент урока с использованием мелового рисунка, схемы, графика, диаграммы. Объясните, какие знания формируются у школьников с помощью условно-графических средств обучения, какие познавательные УУД развиваются.

16.Изобразительные средства наглядного обучения, их значение. Методические приемы работы с изобразительной наглядностью в обучении истории.

Ø Практическое задание. Покажите фрагменты урока с использованием картины В.И. Сурикова «Утро стрелецкой казни» - в качестве «завязки» урока, иллюстрации изложения учителя, исторического источника.

17.Школьные учебники истории, их функции. Требования к учебнику. Учебники «нового поколения». Мультимедийные учебники. Приемы работы с учебником на уроке.

Ø Практическое задание. Проанализируйте и сравните текст и методический аппарат учебников – Ф. Михайловского «История древнего мира» и А. Вигасина «История древнего мира». Какой из учебников Вы выбрали бы для работы и почему?

18.Использование исторических источников в обучении. Виды источников. Правила и приемы работы с различными видами источников (письменные, наглядные, вещественные источники, «устная» история).

Ø Практическое задание. Приведите фрагмент урока для II концентра, когда работа с историческими источниками будет основана на принципе «мультиперспективности». Объясните, какие цели обучения истории при этом реализуются.

19.Урок истории. Проблема типологии уроков истории. Современные требования к уроку. Общая методика урока.

Ø Практическое задание. Ролевая игра на уроке истории. «Встреча «большой тройки» в годы II мировой войны» в 11 кл. Объясните, какие социальные качества и познавательные УУД развивают у школьников ролевые игры?

20.Урок – школьная лекция по истории в 10-11 кл.

Ø Практическое задание. Разработайте развернутый план лекции по теме «Россия в царствование Николая I» для 10 кл.: цель, эпиграф, план, основное содержание каждого вопроса, приемы изложения, средства конкретизации материала, выводы по каждому вопросу, общий вывод по лекции.

21.Урок – семинар по истории в 10-11кл.

Ø Практическое задание. Разработайте план урока-семинара по теме «Великие реформы 60-70-х гг. XIX в. в России»: цель, эпиграф, план, задания для учащихся, проблемные вопросы, вопросы для дискуссии, приемы изучения каждого вопроса, выводы по теме семинара.

22.Урок – лабораторное занятие и урок – практикум по истории в 10-11кл.

Ø Практическое задание. Раскройте технологию дебатов в обучении истории. Приведите несколько тем для дебатов и собственную аргументацию выдвинутых тезисов. Сделайте вывод о значении использования данной технологии в обучении.

23. Организация повторения и проверки результатов обучения истории и обществознанию. Оценивание и учет результатов обучения. Подготовка школьников к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭЕ и ЕГЭ по истории и обществознанию.

Ø Практическое задание. Предложите примеры разноуровневых заданий для учащихся по теме «СССР во 2 пол. 60-х – н. 80-х гг. XX в. «Застой»» (история) или «Форма государства» (обществознание). Объясните систему оценивания выполненных заданий.

24.Проблемность в обучении истории.

Ø Практическое задание. Создайте варианты проблемных ситуаций на уроке истории различными способами. Объясните достоинства и недостатки проблемного обучения.

25.Понятие о педагогической технологии. Современные педагогические технологии в обучении истории (привести 2-3 примера).

Ø Практическое задание. Приведите пример использования проектной технологии в обучении истории: тема, цель, вид проекта, разработка проекта, презентация, оценка выполнения проекта. Сделайте вывод о роли проектной технологии в обучении истории.

26.Методы стимулирования и активизации познавательной деятельности учащихся в обучении истории. Развитие познавательных интересов учащихся.

Ø Практическое задание. Разработайте варианты использования художественной литературы на уроках истории. Определите, какое значение имеет художественная литература в обучении истории.

27.Учитель истории.

Ø Практическое задание. Приведите примеры использования «технологии сотрудничества» в обучении истории.

Часть 3.

Рекомендации студентам по подготовке в госэкзамену

Наши рекомендации