Богодухновенность. Непрерывная связь: от апостолов к современному ч-ку.
Богодухновенность – это когда содержание, понятие, смысл, мысль дает Бог, а ч-к излагает это своими словами. Т.е. ч-к пропускает через себя (напр. Евангелие), это сотрудничество Бога и ч-ка. Это книги Библии.
Для понимания Св.Писания нужна богодухновенность читателя.
Боговдохновенность – это когда ч-к, достигший духовного состояния, пишет эти книги сам (напр., притчи Соломона). Это писания Св.отцов.
Приемственность: Христос – Апостолы – организовали церкви – рукоположили епископов – епископы теперь священников рукополагают. Это непрерывная связь.
Понятие метаистории. Понятие о Шестодневе. 8-ой день.
«Мета» с греч. означ. «вне, за пределами»
Шестоднев – это метаистория (дописьменная история, период).
Мир сотворен поэтапно за 6 дней. 7 день – живем мы. По воскресении мертвых настанет вечный 8-ой день, т.е. вечная будущая жизнь.
Творит из ничего.
1 день: отделил свет от тьмы (свет – принцип состояния материи)
2 день: твердь (отделил воды низшие от высших, назвал твердь небом. Твердь – состояние пространства). Т.е. творение ангельского мира.
3 день: сушу, моря, растения. Вода – оформление в-ва.
4 день: солнце, луна, звезды (т.е. планета Земля оформилась).
5 день: пресмыкающиеся, рыбы, птицы
6 день: животные (душа живая), ч-к
7 день: Бог почил от дел своих, благословил и освятил 7 день. Мы в нем живем.
Антропоцентризм Библии. Начало истории. Еврейское слово «шуву»?
Вселенная была создана для того, чтобы в центре стоял ч-к. Ч-к – центр мироздания, он в центре вселенной, для него все и творится. Вся Библия сконцентрирована на ч-ке.
Вначале сотворил Бог небо и землю. Это и есть начало, до этого была только вечность. Сотворил из ничего, явил из небытия. Небо – ангельский мир, земля – физический, вещественный мир. И дальше Господь занимается только вещественным миром.
«Шуву» - покаяние – «повернись, обернись». Ч-к отворачивается от Бога, от гласа Божьего в грехопадении и в дальнейшем возможно только движение вспять, повернувшись опять идти к Богу, встретиться с ним лицом к лицу. «Ты нас создал для себя, Господи, и метется сердце наше доколе не успокоиться в тебе».
Понятие о дне творения (евр. Иом)
Дни творения – это условное название, это периоды, в течении которых Бог создает мир. В Библии они названы днями. Но это не наши 24-часа с сутки. В первые 3 дня не было еще и самого солнца, значит не м.б. и теперешних дней (солнце создается на 4-ый день). Первые книги Библии – 5-книжие Моисея – написаны на древнееврейском языке, а на этом языке и день, и период времени назывались одним словом – «иом». Но точно знать, какие это были дни, мы не можем, тем более, что нам известно, что у Господа один день, как тысяча лет и тысяча лет, как один день.
Значение слов (евр.): берешит, бара (моменты употребления), укон.
«Берешит» – в начале, т.е. сперва, в начале времени. Вначале сотворил Бог небо и землю. Это и есть начало, до этого была только вечность. Сотворил из ничего, явил из небытия.
Укон – абсолютное ничто. Это и представлял собой мир, если можно сказать, что он представлял собой что-то. Не было вообще ничего, представления никакого не было.
«Бара» - сотворить, сделать из ничего. 3 раза употребляется в описании творения мира:
1) сотворил небо и землю, в начале
2) при сотворении «души живой» - первых животных
3) при сотворении ч-ка
Первые 3 дня творения: свет, твердь (пространство), вещество.
Первые 3 дня творения: свет, твердь, воды. Становление Вселенной во временном и пространственном отношении.
1 день: отделил свет от тьмы (свет – принцип состояния материи)
2 день: твердь (отделил воды низшие от высших, назвал твердь небом. Твердь – состояние пространства). Т.е. творение ангельского мира.
3 день: сушу, моря, растения. Вода – оформление в-ва.
Ый день эволюции неживой природы.
4 день: солнце, луна, звезды
Эта суммация всех процессов, эволюция неживой природы. Земля сформировалась как планета Земля для того, чтобы быть домом для ч-ка. Принцип антропоцентризма – основной принцип Библии – устремленность на ч-ка.
Земля в 4-ый день формируется как планета, как Дом. Все это приводит к тому, что с Земли видна вся Вселенная. Земля долгое время была окутана оболочкой газовой, водной, туманной, облачность была сильная и эта облачность разрядилась.
Мы видим проявление прозябания растительного мира, которое необходимо для появления кислородной оболочки – все необходимое для появления ч-ка. Все кончается совершенностью.