Сферы (области) психического развития
ü психофизическая – включает внешние и внутренние изменения тела человека (рост, вес, кости, мышцы, мозг, органы чувств, нейро и психодинамика, психомоторика)
ü психосоциальная – изменения в эмоциональной и личностной сферах, становление Я-концепции, самосознания личности
ü когнитивная – включает все аспекты познавательного развития, развитие способностей
********************************************************************************
Факторы психического развития – это _____________________________________________
_______________________________________________________________.
Биологизаторский подход
или теории преформизма
(Г. Спенсер, С. Холл, Д. Болдуин, К. Бюлер)
Развитие изначально предопределено ________________________________________ и рассматривается как постепенное развертывание врожденных свойств.
Среда выступает лишь как _____________________________________, способный либо _______________________, либо ____________________________ процесс выявления природно обусловленных качеств.
Социогенетический подход
или теории «чистой доски»
(Э. Дюркгейм, Г. Тард, Ш. Блондель, П. Жане)
Результат и содержание развития определены _____________________________________________________________________.
Ребенок в момент рождения является «чистой доской» - tabula rasa.
Под влиянием ___________________________
_____________________ в нем постепенно возникают все психические качества, свойственные человеку.
Теория конвергенции двух факторов
процесс психического развития определяется __________________________________________
_____________________________________________________________________________. Психическое развитие, по Штерну, результат схождения внутренних данных с внешними условиями развития.
Условия психического развития – внутренние и внешние _____________________________
________________________________________________________, влияющие на психическое развитие, направляя его ход, формируя динамику и определяя конечные результаты.
Движущие силы психического развития –факторы, которые определяют собой _______________________________________________________ ребенка, являются его ___________________________, содержат в себе энергетические, побудительные ________________________развития, направляют его в нужное русло.
Движущие силы психического развития
ü
ü
ü
ü
ü
v Главной движущей силой психического развития выступает обучение (Л.С. Выготский).
********************************************************************************
А.Г. Асмолов, анализируя возможные подходы к развитию психики выделяет три основных, в которые укладываются множество отдельных теорий и концепций.
Отечественные психологи
О закономерностях возрастного развития
********************************************************************************
Лев Семенович ВЫГОТСКИЙ
Исторический принцип детского развития.
Периодизация детства и содержание каждого периода зависят от _____________________________________________________________________________ и _________________________________________________, которые через _________________ и ____________________________, организованное обществом, влияют на развитие ребенка.
Таким образом, изменения, происходящие в жизни общества, влияют на развитие детей, ускоряя его, и соответственно изменяют возрастные границы.
Развитие (по Л.С. Выготскому) – процесс формирования человека как _________________, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, ____________________________________________________________, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но _______________________________________________
___________________________________________ на более ранних ступенях.