Периодизация развития личности в теориях З. Фрейда и Э. Эриксона
Название | Возраст | Основные проблемы | Достижения по Фрейду | Новообразования по Эриксону |
1) Оральная стадия. | 0-1 год | Зона сос-редоточения либидо – рот 2 периода: 1) сосание – от 0 до 6 месяцев; Кусание (после 6 месяцев). Кон-фликты возникают после отлучения от груди. | Отделение себя от материнского тела. | Базальное доверие - базальное недоверие, Надежда. (В зависимости от материнского по- ведения и удовлет- ворения потреб- ностей ребенка формируется либо базовое доверие, либо недоверие). |
2) Анальная стадия | 1-3 года | Зона сосредоточения либидо – анус. Конфликты возникают в процессе приучения ребенка к опрятности. | Приучение к туалету (самоконтроль). | В зависимости от родительского по- ведения при при- учении ребенка к опрятности фор- мируется либо ав- тономность, либо стыд (сомнение) |
3)Фаллическая стадия. | 3-5 лет | Зона сосредоточения либидо – половые органы. | Идентификация со взрослыми того же пола, выступающими в роли образца для подражания. | Инициативность. Развитие самосознания приводит к становлению способности самостоя- тельно определять цели собственной деятельности. В зависимости от ро- дительского отношения к волеизъявлению ребенка формируется либо инициа- тива, либо чувство вины. |
4) Латентная стадия. | 5-12 лет | Зона сосредоточения либидо отсутствует. | Расширение социальных контактов со сверстниками. | Трудолюбие – неполноценность, Компетентность. В зависимости от отношения родителей к успехам и неудачам ребенка в учебе формируется либо трудолюбие, либо чувство неполноценности |
5)Генитальная стадия | 12- I8 лет. | Зона сосредоточения либидо – половые органы. Включают в себя 2 периода: 1) гомо-сексуальный (под-ростковый), 2) ге-теросексуальный (юношеский). | Установление интимных отношений или влюбленность; внесение своего трудового вклада в общество. | Становление индивидуальности - ролевое смешение, Верность. Расширение сферы социальных взаимодействий и способность интегри- ровать знания о себе при- водит к формированию «Эго-идентичности». Если таких предпосылок нет – возможна диффузия иден- тичности. |
Фрейд и Эриксон своими выводами как бы дополняют друг друга. Фрейд говоря, что на оральной стадии новообразованием является отделение малыша от материнского тела , а Эриксон как бы дополняя его говорит, что ребенок зависит от поведения матери , при этом у ребенка формируется базовое доверие либо недоверие. На анальной стадии по Фрейду у детей формируется самоконтроль, а по Эриксону у детей формируется автономность либо стыд (сомнение). На фаллической стадии по Эриксону формируется либо инициатива либо чувство вины, а по Фрейду достижением этой стадии является идентификация со взрослым того же пола и выступающего как образец для подражания. Во время учебы на латентной стадии у ребенка по Фрейду происходит расширение контактов со сверстниками, а по Эриксону в зависимости от отношения родителей к успехам и неудачам ребенка в учебе формируется либо трудолюбие, либо чувство неполноценности. По Фрейду на генитальной стадии у дети устанавливаются интимные отношения , а так же они привносят вклад в общество – то есть приобретают функции взрослых. Эриксон так же считает, что в этот период происходит расширение сфер соц. Взаимодействий, а так же формируется «Эго-идентичность».
Периодизация психического развития в учении Ж. Пиаже
Стадия | Возраст | Характеристика |
Сенсомоторная стадия | От рождения до 18-24 месяцев. | Ребенок понимает мир через восприятие и действие. Расширяются моторные способности, и к двум годам ребенок может целенаправленно строить и комбинировать свои действия. |
Дооперационная стадия | От 1,5–2 до 7 лет | Дети формируют умственные представления объектов и образ возможных действий с ними. |
Стадия конкретных операций | От 7 до 12 лет | Мысль отличается эгоцентричностью. Дети становятся способными к логическому мышлению. Воображение сдерживается реальностью, дите могут применять логические операции к действиям с конкретными объектами. |
Стадия формальных операций | От 12 до 17 лет | Дети приобретают способность к абстрактному рассуждению. |
Пиаже предложил 4 стадии периодизации психического развития. На первой стадии ребенок взаимодействуя с миром через восприятие и действия, расширяет свои моторные способности; на второй стадии дети формируют умственные представления объектов и образ возможных действий, на третьей стадии – отличительной характеристикой мысли становиться – эгоцентричность, так же происходит применение логических операций к действиям с конкретными объектами. На последней стадии дети начинают абстрактно рассуждать.