Атилла в Зосте — Нифлунги в «Саге о Дитрихе»
В конце XIII столетия в Норвегии увидела свет огромная поэма о герое Дитрихе Бернском (старонорвежское — Тхидрек аф Ёерн). Среди прочих историй рассказывалось и о героических деяниях Зигфрида и гибели Нифлунгов. Правда, в центре повествования находится все же биография самого Дитриха и его предков, того самого блистательного героя средневековой литературы, прототипом которого был король остготов Теодерик. Но поскольку упоминаются и гибель Нифлунгов, заговор против Зигфрида, Брунгильда и Атилла, нам стоит более внимательно отнестись к «Саге о Дитрихе».
Этот огромный сказ начинается с описания предков богоподобного властителя. Его дед Самсон служил юным рыцарем у графа Роджеро Салернского. Славу себе он снискал своей огромной физической силой и рыцарским поведением.
Драматические события начались лишь тогда, когда Самсон встретил прекрасную Хильдисвид, юную дочь графа. Подобно Тристану и Изольде, влюбленные бежали из замка отца. Дочь при этом весьма практично прихватила и свои собственные драгоценности, и все сокровища графа. Когда же за ними была направлена погоня, Самсон расправился со всеми своими противниками, включая и графа Роджеро. Надо заметить, как ни печально, что гибель отца совершенно не смутила влюбленную в рыцаря девушку.
А вот для брата погибшего графа, короля Брунштайна, мысли о мести сделались сущим кошмаром, они преследовали его и днем и ночью. Однако непокорный рыцарь опередил мстительного графа: он осадил его крепость, убил хозяина ударом меча. Так рыцарь с супругой прибрали к рукам все царство Роджеро и Брунпггайна, где рыцаря стали звать королем Салернским.
В браке с прекрасной Хильдисвид родилось два сына: Эрманрих и Дитмар. И пока сам Самсон завоевывал все новые города и королевства, его старший сын Эрманрих правил в Испании.
А вот младший чувствовал себя обделенным и потому плел заговоры против отца, призвав в союзники графа Эльзунга Бернского, в чью дочь Отильду был влюблен. В войне между Самсоном и Эльзунгом король Салернский одерживает победу, несмотря на ранение. А его враг погибает на поле боя; воины же Эльзунга сдаются.
Дитмар начинает править в Берне. С Отильдой они произвели на свет двух сыновей, Дитриха и Тетера, а также дочь по имени Изольда.
Действие саги разворачивается в Скандинавии, на Руси и на востоке Европы. Рассказывается о войнах, новых союзах и взлете гуннов. Путь Атиллы к власти и владычеству над Европой находится в центре повествования. Рюдигер Бешеларский возникает в саге в роли «дипломата» на службе у могущественного гунна.
До встречи с Атиллой молодой Дитрих переживает немало приключений при дворе своего отца. Верным его спутником становится оружейник Хильдебранд. Во время охоты в лесу они вылавливают гнома по имени Альфрек. В виде откупного гном предлагает им волшебный меч и огромные сокровища (!), хранители которых зовутся Хильдой и Гримом. Опять они, сокровища…
Больше всего о «Песне о Нибелунгах» нам напоминает эпизод борьбы Дитриха и Хильдебранда с хранительницей сокровищ Хильдой. Что это нам напоминает? Все верно — «дуэль» Брунгильды с Гунтером и Зигфридом. Когда Дитрих разрубает свою противницу надвое волшебным мечом, она… вновь вступает в бой. И только с третьей попытки героям удается одолеть «слабую» женщину.
Все возрастающая слава Дитриха приносит ему сплошные беды. В городе Зеегарде царствует знаменитая Брунгильда. Один из ее подданных по имени Дракон Хеймир отправляется на подвиги и вызывает на поединок Дитриха. А затем, проиграв, становится спутником Дитриха и другом (довольно редкий случай, кстати).
И вот объявляется он, Зигурд. Здесь его родителей зовут Зигмундом и Сисибой. Отец Сисибы — король Ни душ Испанский. Обманутый одним из своих вассалов, Зигмунд подозревает в неверности свою беременную жену, которую в наказание желает казнить в лесу. Пока два палача ссорятся меж собой, Сисиба у реки рожает сына Зигурда.
По сравнению с «Эддой» («Песня о Регине»), где королева находит дружеский прием при дворе короля Хьялпрека, в «Саге о Дитрихе» все исключительно драматично. Младенца уносит река, а Сисиба умирает от шока и ужаса.
Впоследствии Зигурда найдет кузнец Мимир и вырастит, словно родного сына; а вот брат Ми- мира, по имени Регин, в облике дракона сеет страх и ужас по всей земле. В более древних сказаниях, как мы помним, дракон этот звался Фафниром.
Мимир же становится учителем подрастающего Зигурда. И когда он понимает, что Зигурд и не думает становиться кузнецом, а собирается, Стать рыцарем, он подговаривает своего брата-дракона убить приемного сына. Добряк, нечего сказать…
Тем не менее Зигурду удается уцелеть. Он сам побеждает дракона горящим поленом и, искупавшись в крови дракона, становится неуязвим. Мимир же теперь пытается добиться дружбы приемного сына, создав для героя меч Грамр и подарив жеребца Грани.
Но поскольку все средневековые герои, как правило, злопамятны и малотерпимы к подлости, Мимир все же прощается с жизнью. А владелец чудо-оружия Зигурд отправляется навстречу великим приключениям, в том числе и в крепость валькирии Брунгильды. Перед вратами ему сначала приходится одолеть семь стражей, после чего героя все же пропускают к госпоже. Она знает о его небывалых способностях и давно ожидает Зигурда. Герои обмениваются клятвой верности, и вот Зигурд уже вновь погоняет жеребца навстречу приключениям. Дорога его лежит ко двору короля Изунга, где он как раз и встречает героя Дитриха со свитой.
Добавим к этой компании короля Нифлунгов Гуннара и его сводного брата Хегни. К семейству также относятся королева-мать Ода (в «Песне о Нибелунгах» — Уте), младшие братья Герноз (Гернот) и Гизлер (Гизельхер), а также сестра Грим- хильда (она же, как вы сами понимаете, Кримхильда). Примечательно то, что имена женщин Нифлунгов в норвежской «Саге о Дитрихе» полностью совпадают с именами «Песни о Нибелунгах» (Уте и Кримхильда), а не с более древними скандинавскими источниками, в которых мать звалась Гримхильдой, а дочь — Гудрун.
При дворе короля Изунга каждому из героев предстоит поединок с одиннадцатью сыновьями властителя. Мотив серийной дуэли известен еще из «Вальтария», латинского источниках века. Король Нифлунгов после турнира приглашает всех героев в свои земли. Здесь события разворачиваются по уже известному сценарию: Зигурд знакомится с сестрой короля Гримхильдой и влюбляется. И великодушно предлагает Гуннару просить руки валькирии Брунгильды. Та чувствует себя вдвойне преданной и оскорбленной Зигурдом. И не только потому, что он нарушил клятву, нет, с помощью своих волшебных сил он вынуждает Брунгильду на брак с Гунна- ром. Дурное настроение валькирия в день свадьбы, как водится, срывает на короле Нифлунгов, победив его в постельном поединке и повесив на крюк на стене — совсем как в «Песне о Нибелунгах».
Трижды терпит Гуннар позорное поражение, а затем обращается за помощью к Зигурду. Он же герой, он все может! Тот и в самом деле знает тайну Брунгильды: девственность придает ей магические силы. В четвертую ночь Зигурд под прикрытием тьмы проникает в спальню валькирии и после впечатляющей схватки с Брунгильдой уносит ее драгоценное золотое кольцо. Чары нарушены, отныне Брунгильда лишь тень себя прежней. Но отчего-то гнев ее обращается не на мужчин, а на соперницу — Гримхильду.
«Сага о Дитрихе», рассказывая историю главного героя, повествует также и о разъедающих душу ненависти и зависти, царящих при дворе Нифлунгов. Но сбежим-ка мы ненадолго от этого семейства..
И вместе с Дитрихом появимся уже при дворе Атиллы в Зузате (Зосте), где нашего героя по-дружески принимают и Атилла, и его жена Хельхе. Вместе с Атиллой Дитрих участвует в походах против викингов и русичей. Здесь подробно описывается и город Новгород, в котором, как и в Зосте, с XIII века постоянно бывали ганзейские купцы.
И вот еще что прелюбопытно — умирает в саге жена Атиллы Хельхе, и Атилла решает взять себе новую спутницу жизни — прекрасную Гримхильду из страны Нифлунгов. Ох, забывает Атилла о предостережениях умирающей Хельхе, которая предрекает гибель гуннам из-за прекрасной вдовы Зигурда. Послы Атиллы направляются в Вернику (Вормс?), и Гуннар дает согласие на свадьбу сестры.
Через семь лет брака Гримхильда начинает свою страшную игру: она нашептывает Атилле о сокровищах Нифлунгов. И король гуннов решается на предательство: приглашает королей Нифлунгов на праздник в Зост. Несмотря на мольбы своей матери Оды и предостережения мудрого Хегни, король Гуннар соглашается. Там, где Рейн встречается с Дуну, могущественное войско Нифлунгов переправляется через реку.
Все остальные события полностью совпадают со сценарием «Песни о Нибелунгах». Вот только первым погибает король Гуннар, в самом начале битвы плененный гуннами и брошенный Атиллой в яму со змеями. Как видите, создатель саги внезапно вспомнил о популярном в Скандинавии сюжете из «Старшей песни об Атли».
Отчаявшиеся Нифлунги изо всех сил сопротивляются гуннам. И только благодаря вмешательству Дитриха — не забывайте, что это он — главный герой саги, — Атилла одерживает победу. Тут-то наступает жутковатый триумф Гримхильды. Чтобы наверняка убедиться, что оба ее младших брата действительно погибли, она приказывает затолкать им в рот по горящему полену. Такое поведение королевы — нерыцарское, скажем уж прямо, — возмущает Дитриха, и он получает от своего друга Атиллы разрешение казнить Гримхильду. Та умирает от меча Дитриха, а вот Хегни встречает смерть, весь израненный, на ложе в доме героя. При этом еще до своей гибели успевает зачать сына. То есть род Нифлунгов будет продолжен.
Вот, собственно, и все о Нифлунгах-Нибелунгах в «Саге о Дитрихе». Любопытно другое. Создатель саги поясняет, что написал сагу «по рассказам немецких мужей, по песням их и беседам великих господ». Чуть позже он уточнит, что «немецкие мужи» были выходцами из Зоста. Надо сказать, что именно в Зосте проходили важнейшие торговые пути между Западом и Востоком.
Но каким образом в захолустный (пардон, конечно) Зост попадает великий Атилла? Гунны не оставили на территории Нижнего Рейна никаких исторических и археологических «отметин». Думаю, здесь важно иное — сходство названия «гунны» и старого, используемого еще англосакским летописцем Бедой наименования «земли Гунов» для данной же территории.
Именно в «Песнях о Зигурде» из «Старшей Эдды» слово «хунский» относят к месторождению Зигурда, а согласно «Песне о Нибелунгах», он родился в Ксантене.
А еще есть археологическая находка — брошь, найденная в женском захоронении в Зосте и датируемая VI веком. По рунной надписи можно расшифровать имя — Аттала. Атала (или Аттала) был сыном фризского князя VI века.
Ксантен — родина Зигфрида
Как уже выяснили, по данным «Песни о Нибелунгах», Зигфрид был родом из Ксантена с Нижнего Рейна. Там правил его отец. Оттуда юный королевский сын и отправился на поиски славы и приключений. Бывший военный лагерь римских легионеров, Ксантен еще сегодня считается образцом древнеримской архитектуры. В эпоху Арминия здесь были расквартированы целых два римских легиона.
Название города Ксантен происходит от латинского ad Sanctos — «у святых». Основан он был по приказу императора Августа в 12 году до н. э.
Наряду с Кельном и Триром Ксантен считался одним из самых значительных римских городов на границе римско-германских владений и даже был столицей провинции Нижняя Германия. Наличие в городе амфитеатра, акведука, форума, городских укреплений, ворот и храмов позволяет судить о том, что здесь вплоть до III века пышно процветала яркая городская жизнь по римскому образцу. В IV веке римский император приказывает соорудить в Ксантене первую христианскую церковь, так называемый cella memoriae для римских легионеров-христиан.
При более внимательном изучении распространения христианства в поле зрения вновь и вновь попадают римские легионеры. Среди первых мучеников христианской конфессии всегда было большое количество воинов, самыми известными из которых считались трибун Маврикий и его феванский легион. По церковным данным, легион Маврикия стационировался в Агаунуме (сегодня Санкт-Мориц в Швейцарии). По приказу императора Максимиана в конце III века почти все были казнены. Вернее, каждому десятому солдату отрубали голову за приверженность христианской вере. Легенда середины V века рассказывает о том, что легион стал жертвой кровавого культа императора.
Уцелевшие же легионеры, согласно более поздним сказаниям, основали первую христианскую общину в прирейнской Германии: святой Кассий и святой Флорентий в Бонне, святой Гереон в Кельне и святой Виктор в Ксантене.
Ксантенская легенда рассказывает о казни Виктора и 330 его спутников во время преследования христиан в эпоху императора Диоклетиана. Возможно, рассказ франкского летописца Григория Турского (539–590) как раз и опирается на ксантенскую легенду, когда летописец рассказывает, что кельнский епископ Эверигисил велел в честь этого святого воздвигнуть церковь при Бертуне (Биртене?).
Первые же свидетельства о культе св. Виктора в Ксантене относятся к эпохе Каролингов, когда была выстроена церковь в честь этого святого. В названии города ad Sanctos (а так он называется с 840 года) отразилось почитание Виктора и его спутников. Что, собственно, уже не просто легенда: в окрестностях Ксантена есть христианское поле захоронений IV–VIII веков, разросшееся подле могил святых мучеников — ad Sanctos.
В эпоху «Песни о Нибелунгах» Ксантен был «среднестатистическим» городским и церковным центром на Нижнем Рейне, находясь в тени славы таких городов, как Кельн и Майнц.
Тогда почему создатель «Песни о Нибелунгах» именно Ксантен определил на роль родины Зигфрида?
Ну, во-первых, ранние приключения юного героя разворачивались на скандинавских просторах. А область Нижнего Рейна была традиционно связана торговыми отношениями с северными центрами на Балтийском и Северном морях. Купцы доставляли не только товары, но и культурные сведения. Вполне возможно, что южно-немецкий автор Нибелунгов по крайней мере отчасти был знаком со старинными песнями «Эдды».
А может, оказала свое влияние традиция и святого Виктора. Имя Виктор в переводе с латыни «победитель». Средневековые его изображения представляют святого молодым рыцарем с мечом и копьем, а в целом ряде случаев даже драконоборцем. В XIII веке популярный культ Виктора мог повлиять на творчество автора «Нибелунгов».
И вот еще что. Среди нижнерейнских городов именно Ксантен был наделен одной мифической особенностью. В VI и VII веках именно развалины Ulpia Traiana (так изначально назывался Ксантен) были упомянуты историками как «франкская Троя». Рейнские франки в V веке покончили с римским владычеством на Нижнем
Рейне и завладели римскими городами. Отчего- то они считали, что их город был воздвигнут семьями уцелевших когда-то троянцев.
Играли на аналогичности названий: Троя — Трайан. Еще в X столетии в местных документах и на монетах можно было обнаружить следующую надпись: «Troia sive Xantum». Также в старонемецкой «Песне лет», бытовавшей в кельнских землях, Ксантен известен как «маленькая Троя». Так что эта связь с мифическими персонажами «Илиады» вполне могла послужить основанием для того, чтобы образованный автор «Песни о Нибелунгах» местом рождения своего героя избрал Ксантен. Ссылки на античную Трою при этом, на ее славу в средневековом мире служат указателем еще на одного из главных персонажей «Нибелунгов» — Хагена.