Неравенство и социальная стратификация

Следующая проверяемая единица содержания — «нера­венство и социальная стратификация». Приведем несколько примеров заданий:

Социальная стратификация — это

1) наличие в обществе различных сфер

2) разделение общества на социальные группы

3) поддержка малообеспеченных групп населения

4) повышение социального статуса Ответ: 2.

Политическую дифференциацию общества характеризует

1) различие доходов населения

2) различие уровня жизни населения

3) деление общества на управляющих и управляемых

4) выделение в обществе различных групп по роду их дея­тельности

Ответ: 3.

Как видно, условиями выполнения заданий, проверяю­щих знание этой дидактической единицы, являются: а) уяс­нение различия между социальной стратификацией (разде­лением общества на различные группы) и социальным нера­венством (различным доступом людей к социальным благам); б) усвоение критериев и видов социальной стратификации.

Традиционно трудными являются задания, требующие применить обществоведческие знания для анализа конкрет­ных исторических фактов.

Приведем пример такого задания:

В Средние века сын крестьянина не имел возможности полу­чить такое же образование, как сын дворянина. Это пример

1) социальных взглядов

2) социального неравенства

3) социальной адаптации

4) социальной мобильности Ответ: 2.

Это — задание-задача с выбором ответа. Рассмотрим на ее примере алгоритм решения подобных обществоведческих за-

СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

дач. Внимательно прочтем условие и уясним смысл вопроса. Для успешного решения необходимо проанализировать каж­дую из предложенных альтернатив и соотнести с историче­ским фактом, предложенным в условии. Правильный от­вет — 2. Еще раз прочтем оставшиеся варианты ответов, со­отнесем их с условием, чтобы убедиться, что выбран правиль­ный ответ.

Выполним несколько аналогичных заданий:

15. Экономическая дифференциация проявляется в

1) сращивании политической власти и крупного капитала

2) выделении богатых, бедных и средних слоев общества

3) появлении у отдельных групп новых источников дохода

4) создании новых производств

16. Тот факт, что представители разных социальных слоев получа­
ют неодинаковые доходы, отражает дифференциацию

1) экономическую

2) политическую

3) профессиональную

4) демографическую

17. Социальные условия, при которых у людей различный доступ к
социальными благам, называются

1) социальной мобильностью

2) социальным статусом

3) социальным неравенством

4) социальными отношениями

18. Одно из проявлений социального неравенства — различие в

1) доходах

2) способностях

3) темпераменте

4) духовных запросах

Социальная мобильность

Определенные затруднения вызывают задания, связан­ные с дидактической единицей «социальная мобильность». Напомним, что под ней принято понимать перемещение чело-

ЕГЭ 2009. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. СБОРНИК ЗАДАНИЙ

века в «социальном пространстве», т.е. переход из одной со­циальной группы в другую. Социологи выделяют несколько видов социальной мобильности. Во-первых, существуют два основных вида социальной мобильности — горизонтальная (переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне) и вертикальная (перемещение из одной страты в другую). В зависимости от направления перемещений различают восходящую мобиль­ность (социальный подъем, движение вверх) и нисходящую мобильность (социальный спуск, движение вниз). Во-вто­рых, социальная мобильность может быть групповой и инди­видуальной.

При групповой мобильности перемещения внутри социу­ма происходят коллективно, при индивидуальной — индивид опускается или поднимается по социальной лестнице незави­симо от других.

Именно знание различных подходов к классификации ви­дов социальной мобильности и умение распознавать призна­ки, проявления отдельных видов были залогом успешного выполнения большинства заданий по данной теме.

Приведем пример:

Переход человека из одной социальной группы в другую назы­вается

1) социальным неравенством

2) социальной мобильностью

3) социализацией

4) социальной адаптацией Ответ: 2.

Выполним следующие задания:

Возвышение А. Д. Меншикова, сподвижника Петра I, от денщи­ка до генералиссимуса — это пример

1) социальной стратификации

2) социальной адаптации

3) социальной мобильности

4) социализации




СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

20. Выберите из перечня пример восходящей вертикальной социа­
льной мобильности.

1) актер перешел из одного провинциального театра в другой

2) футбольный тренер перешел из одной команды высше­го дивизиона в другую

3) помощник режиссера получил приглашение занять должность главного режиссера-постановщика

4) офицер был разжалован в рядовые

21. Вертикальная социальная мобильность проявляется в

1) разделении общества на группы

2) наличии у человека определенного статуса

3) переходе человека в группу того же уровня

4) перемещении по социальной лестнице

22. Что является примером горизонтальной социальной мобиль­
ности?

1) повышение по служебной лестнице

2) разжалование офицера в солдаты

3) получение второй рабочей специальности

4) понижение в должности

23. Среди богатых людей Древнего Рима (II—I вв. до н.э.) часто
встречались бывшие рабы. Это пример проявления

1) горизонтальной социальной мобильности

2) вертикальной социальной мобильности

3) социальной стратификации

4) социальной адаптации .

24. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?

А) Получение образования является средством социаль­ной мобильности.

Б) Вертикальная мобильность может осуществляться во­преки желанию человека.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

ЕГЭ 2009. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. СБОРНИК ЗАДАНИЙ

Социальные нормы

Человек живет в обществе и не мол^ет от него не зависеть. Он выстраивает линию своего поведения в соответствии с ус­тановленными в обществе правилами, т.е. подчиняется опре­деленным социальным нормам. Нормы вырабатываются об­ществом и отражают господствующие в нем представления о допустимом и недопустимом, желательном и нежелатель­ном поведении людей. Какие виды социальных норм сущест­вуют? Что является объектом регулирования каждого из них? Какие нормы обеспечиваются силой государства, а ка­кие — только силой общественного мнения? Ряд заданий эк­заменационной работы направлен на выявление понимания выпускниками этих вопросы.

Выполним следующие задания:

25. Социальные нормы, отражающие представления людей о добре
и зле, называются

1) обычаями

2) моральными нормами

3) эстетическими нормами

4) традициями

26. Обычаи и традиции

1) закрепляют привычные образцы поведения

2) обеспечиваются силой государственного принуждения

3) имеют формальный характер

4) закрепляют представление о прекрасном и безобразном в поведении людей

27. Эстетические нормы

1) закрепляются в государственном законодательстве

2) обеспечиваются силой государственного принуждения

3) основаны на вере в сверхъестественные силы

4) закрепляют представления о прекрасном и безобразном

28. Силой государства обеспечиваются нормы

1) моральные

2) правовые

3) эстетические

4) религиозные

СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

29. Вера в сверхъестественные силы — основа

1) этических норм

2) религиозных норм

3) моральных норм

4) эстетических норм

30. Исторически сложившееся правило поведения, вошедшее в
привычку в результате его многократного повторения, — это

1) обычай

2) норматив

3) закон

4) норма права

31. Верны ли следующие суждения?

А. В социальных нормах люди видят эталоны, модели,

стандарты должного поведения. ( Б. Эстетические нормы находят отражение в законах, меж­дународных договорах, политических принципах, мо­ральных нормах.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

32. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А, Социальные нормы регулируют жизнь общества. Б. Социальные нормы определяют обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

33. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А. Социальные нормы — это общественные правила пове­дения.

Б. В социальных нормах отражаются ценности общества, социальных групп.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

ЕГЭ 2009. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. СБОРНИК ЗАДАНИЙ

34. Какие социальные нормы иллюстрирует следующее предписа­
ние: ходить по улице, придерживаясь правой стороны, умерен­
ным шагом, прямо и подтянуто, не размахивая руками?

1) нормы права

2) нормы этикета

3) правила этикета

4) традиции и обычаи

35. Найдите в приведенном ниже списке правовые нормы и обведи­
те цифры, под которыми они указаны.

1) В полном объеме дееспособность по общему правилу наступает в 18 лет.

2) К человеку следует относиться не как к средству, а как к цели.

3) Общество с осуждением относится к нарушителям тру­довой дисциплины.

4) Трудовой договор (контракт) устанавливает взаимные обязанности работника и работодателя.

5) Супруги могут заключить брачный договор.

6) Ближнего своего нужно любить как самого себя.

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

Отклоняющееся поведение

В задании на выбор двух суждений предлагалось обдумать следующие положения:

А. Отклоняющееся поведение нарушает только правовые нормы.

Б. Отклоняющееся поведение нарушает писаные и непи­саные нормы.

Большинство учащихся правильно выполняют задание, справедливо отмечая второе утверждение как верное. Часть учащихся допустили ошибку, признав в качестве такового первое суждение. В принципе ход их рассуждений ясен: на­рушение правовых норм является одним из самых серьезных и опасных видов социальных отклонений. Но понятие «от­клоняющееся поведение» употребляется в более широком значении, как поведение, не соответствующее социальным нормам. Как известно, правовые нормы представляют один из видов социальных норм.

СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Определенные трудности, как показали результаты экзаме­на, вызвали задания, связанные с определением возможных по­следствий отклоняющегося поведения. У многих школьников, судя по всему, слово «отклонения» вызывает устойчивую нега­тивную ассоциацию, поэтому они не могут даже допустить, что у такого явления могут быть весьма позитивные последствия.

Выполним следующие задания:

36. Отклоняющееся поведение всегда нарушает

1) правовые нормы

2) моральные нормы

3) социальные нормы

4) обычаи и традиции

37. Что из перечисленного можно считать проявлением отклоняю­
щегося поведения?

1) следование моде

2) конформизм

3) преступление

4) коллекционирование марок

38. Верны ли следующие суждения о характере отклоняющегося
поведения?

А. Отклоняющееся поведение всегда имеет противоправ­ный характер.

Б. Все формы отклоняющегося поведения обязательно влекут за собой уголовное наказание.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

39. Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?
А. Отклонения от норм могут иметь полезные для общест­
ва последствия.

Б. Проявления отклоняющегося поведения разнообразны.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

40. Укажите два признака отклоняющегося поведения.

ЕГЭ 2009. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. СБОРНИК ЗАДАНИЙ

Наши рекомендации