М. М. Аджиев. М. А. Муртазов
АБАЗА
В КАБАРДЕ
Содержание:
ПРЕДИСЛОВИЕ
РАЗДЕЛ 1. ИССЛЕДОВАТЕЛИ ОБ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ СВЯЗЯХ КАБАРДИНЦЕВ И АБАЗИН
1. М. М. Аджиев. М. А. Муртазов. История союза родства и разногласий в абазино-кабардинских отношениях.
2. А. Алоев. Историческая справка о присутствии и интеграции абазин в Кабарде.
3. Н.Г. Волкова. Абазины и Убыхи.
4. Е.Н. Данилова. Общие исторические сведения об абазинском народе и его расселении в ХIХ в.
5. А. А. Максидов. Р. К. Кармов. О Кабардинской ветке Абазинского рода Аджиевых
6. Е. Д. Налоева. Взаимоотношения кабардинских удельных княжеств с соседними народами
7. В. А. Пшеноков. А.С. Кизилов. Убыхи Сочи - мореходы и корабелы или, где жили дворяне рода Чизмаа
8. Р. Х. Темтирова. Несколько слов о роде Тамби
9. А. В. Савойский. История образования аула Ашабовых (с. Малка)
10. В.А. Фоменко. Из истории Адыгского и Абазинского населения Пятигорья
11. М.В. Янова. Р.К. Кармов. Обзор источников по истории происхождения аула Кармово. (1793-1825 гг.)
12. Аул Уляп.
РАЗДЕЛ 2. АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ О АБАЗО-КАБАРДИНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
ПРИЛОЖЕНИЯ:
1. Список абхазо-абазинских фамилий, живущих в Кабарде
2. Список первых добровольцев, выехавших из Нальчика на "Икарусе" в первый день войны в Абхазии, и прибывших на второй день, 15 августа 1992 года в Гудауту
3. Списки кабардинских добровольцев, получивших государственные награды Республики Абхазия
ПРЕДИСЛОВИЕ.
Абазо-Адыгские родственные связи имеют огромную историю, которая до сих пор совершенно не изучена и именно поэтому дает возможность некоторым недобросовестным деятелям «спекулировать» на этой теме внося раздор в отношения братских народов. Публикуемые ниже архивные материалы являются попыткой внести, что-то новое, положительное в развитие этих отношений и показать на основе источников, что не все сложившиеся стереотипы являются истинной.
Надеемся, что изучение данных материалов поможет многим в понимании тех глубинных мотивов, которыми руководствовались кабардинцы, выступив первыми в помощь Абхазам, в войне новейшего времени.
Уверены, что появятся новые исследователи, которые отойдут от анализа уже опубликованных материалов, которые формируют существующие стереотипы и перейдут к выявлению новых. Это даст новый, позитивный толчок к осознанию объединяющей роли истории, написанной нашими, не политизированными ученными.
Данная книга состоит из двух разделов: Исследователи об общественно-политических связях Кабардинцев и Абазин; Архивные документы о Абазо-Кабардинских отношениях. В первой разделе мы представили работы, как маститых ученных, так и совсем неизвестных исследователей, которые возможно помогут увидеть заинтересованным читателям новые грани данной темы. Во втором разделе представлены в основном документы, которые до сих пор не публиковались, эти документы из архивов Грузии, Турции, Москвы, Санкт-Петербурга, Кабардино-Балкарии, Осетии и других источников. Еще раз повторимся, что все эти материалы являются маленькой частичкой, которая не может объективно отразить все грани Абазо-Кабардинских отношений, но является еще одним кирпичиком в понимании нашей истории.
Попытаемся коротко обозначить основные, менее спорные моменты в Абазино-Кабардинских отношениях.
1.По нашему предвзятому и недостаточно проработанному исследованию сложилось мнение о том, что первое известное, крупное взаимопроникновение народов произошло в 738 году. Тогда арабские войска взяли штурмом так называемую «железную крепость» принадлежащую Апсилам. После этого Апсилия перестала существовать, остатки народа разошлись, но основная часть переселилась через перевал к касогам, (предкам кабардинцев), с которыми до этого у них сложились добрососедские отношения. Об их связях свидетельствуют археологические данные.
2.Начало названия Кабарды, по сохранившимся фольклорным данным связано с Кабардом Тамбиевым. Именно он является основоположником Кабарды и его имя стало названием народа Кабардинцев. И никто не отрицает, что фамилия Тамби с большой вероятностью имеет отношение к народу Там, которая в свою очередь является Абазинским народом.
3.У первого князя Кабарды Инала, одна из трех жен была дочерью Абазинского князя, и этот факт, тоже никем не опровергается. Известно, что при таких династических браках, по обычаям того времени с невестой в стан жениха уходило большое количество дворян, соответственно их подвластных.
4.Нельзя не отметить, что могила великого кабардинского князя Инала Великого находится на территории современной Абхазии и является для Абхазцев безусловной святыней, и это не может быть случайностью
5.К XIII-XV веках появилось государственное образование Кабарда, немалую основу которого составляли апсило-абазинские народы. Правители Кабарды начали процесс добровольно-принудительного присоединения соседних народов. В первую очередь, в эти действия по объединению подпали соседи и родственники составляющие народы Абазин-тапанта.
6.К XVII-XVIII веку этот процесс практически завершился и надо сказать, что не всегда это происходило мирным путем, но исторический факт заключается в том, что это не воспринималось, как подчинение чужих народов, а только, как соединение родственных.
7.Под влиянием экспансии Российской империи произошел разрыв родственных и союзных связей на Северном Кавказе, которое привело к ослаблению и падению могущества Кабарды. В конечном итоге население Кабарды (по некоторым данным) к началу XIX века сократилось на 90 процентов. Вместе с кабардинским населением сократилось и количество Абазин-тапанта, которые приняли весь груз противостояния внешней экспансии.
8.Последние этапы формирования этнического состава Кабардинцев произошли в период с 1820-х по 1870 годы. Тогда абазинское население Кавказских Минеральных вод, вытеснялось из мест своего исторического проживания, и они переселялись либо за границу, либо в Кабарду. Основная часть переселилась к своим родственникам в Кабарду и единственной причиной этих миграционных процессов явилась Кавказская война.
На сегодняшний день территория Кабардино-Балкарской республики составляет 11 районов включая и город Нальчик. Из десяти районов два в основном балкарские, два русские, из оставшихся шести (в основном кабардинских) один Зольский практически весь состоит из переселившихся в XIX веке абазинских аулов. Часть этих аулов, переселившихся в XIX веке вошла и в Баксанский район. Нельзя не отметить, что эти два района являются наиболее густонаселенными среди кабардинских районов. Надо обратить внимание и на то, абазинское население не расселялось не только в населенных пунктах Зольского и Баксанского районов, но и по всем другим аулам. Кроме этого известно, что и в других районах республики существуют села, имеющие в своем составе доминирующий абазинский состав населения. Например, в Урванском районе самое крупное селение Кабардино-Балкарии - Нартан, раньше назывался Клишбиево, что явно показывает чисто абазинские корни.
Естественно, что сразу разобрать все загадки истории нам не получится и все, что сказано выше может навлечь на себя массу критики. Мы перед собой не ставили цель доказать всем безусловную истинность данных предположений. Эта книга скорее попытка не доказать, а громко заявить о том, что немалая часть населения Кабарды имеет абазинские корни и они об этом знают. Книга о том, что возможно подавляющая часть кабардинцев имеет глубинные абазинские корни и они об этом не помнят. В книге читатель найдет немало фактов, когда в тяжелое время Абазины и Адыги становились рядом и помогали последним куском хлеба своим братьям. После окончания Кавказской войны абазины – мухаджиры покинули места исконного проживания в районе Кавказских Минеральных вод и вошли в состав нынешней Кабардино-Балкарской Республики и их приняли и обеспечили всем необходимым их братья.
Книга создана для того, чтобы обратить внимание ученых Абазо-Абхазо-Адыгского мира на еще неисследованные материалы, проливающие свет на корни Абаза не только среди Кабардинцев и Адыгов, но и корни Адыгов среди Абхазов и Абазин, которые безусловно имеются. Мы пытаемся показать людям то, что Абхазо-Адыги имеют не только доказанные общие корни, уходящие вглубь тысячелетий, но и то, что во все этапы истории происходили родственные взаимопроникновение представителей народа друг в друга. На сегодня существует очень много представителей Адыгов в среде Абхазов и Абазин и наоборот, и то, что историческая память не сохранила подробностей этого не дает нам право отрицать это.
РАЗДЕЛ 1. ИССЛЕДОВАТЕЛИ ОБ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ СВЯЗЯХ КАБАРДИНЦЕВ И АБАЗИН
А. Алоев.
Историческая справка о присутствии и интеграции абазин в Кабарде.
Формирование феодальной Кабарды как доминирующего государственного образования на Северном Кавказе в позднее Средневековье и Новое время неотторжимо связано с фактором глубокой интеграции в ее социально-политическую систему абазинского этнического массива. В этом плане, несомненно, речь идет о мощной и стабильной кабардино-абазинской военно-политической синергии как базиса становления и упрочения сначала единого восточночеркесского княжества, а с XVII века Большой Кабарды.
Существенным аспектом абазинского присутствия в Кабарде на протяжении веков выступал мощный демографический потенциал басхагских (а в отдельные периоды и (а)шхарауских) вассалов кабардинских князей. Сведения исторических источников показывают, что речь идет, по меньшей мере о пятой части мобилизационного ресурса Кабарды относительно первой половины XVIII века.
На протяжении всех столетий совместного строительства единого социокультурного и политического пространства прочность кабардино-абазинского содружества неизменно позволяла адекватно реагировать на все возникавшие исторические вызовы (неоднократный разгром крымских войск, ликвидация ойратской-калмыцкой угрозы и т. д.).
Ретроспективный взгляд на динамику инкорпорации абазин в социокультурную и политическую ткань Кабарды позволяет говорить условно о двух волнах этого процесса. Источники показывают, что уже к первой половине XVIII века в Кабарде наблюдается целый пласт изначально абазинской по происхождению, но успевшей ассимилироваться среди черкесов, знати. В первую очередь это относится к таким родам как Карма, Клишбий, Ашаба, Агзаг, Хауд и т. д.
Вторая волна интенсивной инфильтрации и последующей ассимиляции абазинского населения в черкесской этнической среде относится к периоду Кавказской войны и его катастрофического завершения для абазин и черкесов. Можно не подчеркивать, что в течение столетнего противостояния имперскому натиску устоявшийся за века модус абазино-черкесского этнического взаимодействия был кардинально деформирован. Весь спектр последствий Кавказской войны; ликвидация независимости, более чем десятикратное сокращения ареала расселения, демографический коллапс в результате Геноцида черкесского народа на завершающем этапе военных действий поставившие адыгское и абазинское население Северо-Западного и Центрального Кавказа на грань этнического небытия предопределили форсирование процессов абазино-черкесского этнического симбиоза направленного на совместное выживание в условиях всеобъемлющей катастрофы. Несомненно подобному сценарию этнических процессов способствовали этногенетическое родство, социокультурная близость и идентичность ментального кода абазин и черкесов.
Для полноценного понимания конкретных путей через которые реализовалась окончательная интеграция абазин-тапанта с черкесами Кабарды в середине – второй половине XIX века приведем несколько выдержек из работ выдающегося кавказоведа Л.И. Лаврова опирающихся на широкую источниковую базу. Он, в частности, писал: «Очевидно, теперь джантемировцев (ответвление абазин-тапанта -Авт.) следует искать среди абазин, смешавшихся с кабардинцами в Большой Кабарде». «Тогда же жители его (селения амыстаду Абуковых- Авт.) выселились в кабардинские селения Верхний и Нижний Куркужин. В настоящее время абуковцы смешались с кабардинцами и потеряли свой язык». «Остается сказать о сел. Бабуковском, образовавшемся... из абазин и кабардинцев...» «В настоящее время в Кабарде проживают многие из потомков различных тапантовских племен, слившихся с кабардинцами (например в сел. Малка)». «Так, тапантовские амыстаду Абуковы своих подвластных, проживавших в начале 60-х гг. возле станицы Незлобной переселили в Большую Кабарду» - Абазины (историко-этнографический очерк) // Избранные труды по культуре абазин, адыгов, карачаевцев, балкарцев. Нальчик, 2009. С. 141-142, 152. Примечателен и следующий эпизод из другого труда автора: «М.А. Нипа сообщил, что в сел. Чегем-II (в Кабарде есть квартал, носящий название Абазинского, так как в нем живут окабардинившиеся абазины» - Этнография Кавказа. Ленинград, 1982. С.65.
В целом на данном этапе можно утверждать, что население таких черкесских населенных пунктов как Залукокоаже, Каменномостское, Сармаково, Малка, Псыхурей, Верхний и Нижний Куркужины (не считая ряда небольших сел) преимущественно состоит из потомков ассимилировавшихся в адыгской среде абазин.
Н.Г.Волкова
Абазины и Убыхи.
А.Н. Генко в связи с исследованиями абазинского языка писал: «Термин абадзе или абаза очень давнего происхождения… и имеет собирательное значение: так назывались представителями черкесских племен все племена абхазские (в самом широком смысле, включая сюда и… убыхов), объединявшиеся общностью языка и культуры и жившие к югу от черкесов, главным образом в горных долинах Причерноморья… На основе этого-то черкесского термина абаза… с XVIII в. упрочился русский термин «абазин1»… Эта абхазская общность к началу XVIII столетия включала две большие территориально обособленные группы, по их местоположению условно называемые северокавказской и южной. Исторические судьбы этих групп различны. Абазинское население северных склонов хребта (тапанта и шкарауа), переселившись сюда до XVI в., рано вошло в орбиту политического и культурно-языкового влияния кабардинцев. Южные абазины, известные в кавказоведческой литературе как садзы и джигеты (от грузинского джики), разделялись на множество обществ, в ХIХ в. этнически более близких к абхазам и убыхам, с которыми имели также тесные политические связи.
Большинство известных нам по более поздним источникам локальных групп абазин тапанта в пределах Северного Кавказа упоминаются русскими и турецкими источниками середины XVII в. Это дударуковцы, джантемировцы, бибердовцы и ловцы, из которых бибердовцы в это время жили по берегам Кубани и Зеленчука, судя по описанию Эвлия Челеби, в равнинно-предгорных районах2. В отношении дударуковцев Л.И.Лавров приводит сведения 70-х годов XVI в.3. Эти же источники еще не называют на Северном Кавказе другие группы тапанта: клычевцев, кячевцев и трамовцев. Имя последних соответствует фамилии амыстаду Лоовых – Трамраа, выделившихся, видимо, позднее, не ранее XVII в. В 20-е годы XVIII в. трамовцы известны по труду Главани4. Кячевцев в 40-х годах XVII в. Эвлия Челеби отмечает среди абазских племен Черноморского побережья5. Упоминаемое Главани абазинское племя кимлик Л.И. Лавровым связывается с клычевцами6. В связи с этим напомню, что встречаемое в источниках XVIII в. название одного из рукавов р. Кубани, омывающего полуостров Ачу, было Кимли- или Кумли-Кубань7. Турецкий источник, датируемый до 1711 г., сообщает о постройке в этих местах крепости Ачу, предназначавшейся против «абазских разбойников»8. В документах первой половины XVIII в. остров Кумли-Кубань или Кара-Кубань был известен также под именем Абаза-Инпаги9. Приведенные факты дают возможность предположить, что именем кимлик Главани назвал одну из групп абазы, жившей по р.Кара-Кубани10. Последние, видимо, были адыгами.
Западноевропейские источники первой половины XVIII в. (Главани, Пейсонель), называющие локальные группы северокавказских абазин, ничего не сообщают о их местоположении. Несколько полнее сведения русских документов того же времени. Так, Магомет Атажукин, бывший в Петербурге в 1732 г. в качестве кабардинского посла и опрошенный в Коллегии иностранных дел, утверждал, что «абазинский народ из древних лет еще у предков их, кабардинцев, во владении были»11. В качестве давнего местожительства им была названа луговая сторона р. Баксан, где находились 800 дворов этого племени. «А в тех дворах военных людей конных и пехотных з 2000 человек»12. Около 9 лет тому назад, сообщается в том же документе, Дели-Султан с Саадат-Гирай султаном с крымским и кубанским войском приходили на Большую Кабарду13 и «оные султаны тогда этот абазинский народ от кабардинцев силой взяли и перевезли за Кубань» и там поселили на расстоянии двух дней пути от Большой Кабарды14. Однако в 1738 г. кабардинские владельцы Магомет Кургокин и Кара-Мурза Алев, бывшие с калмыцким ханом Дондук-Омбою в закубанском походе, вновь перевели в Кабарду шесть абазинских селений, о которых сообщалось в 1732 г. Магомет Атажукин на этот раз поселил их в верховьях р. Кумы15. Через два года, т.е. в 1740 г., Росламбек Кайтукин, «согласясь с кубанским салтаном, ис тех абазинских деревень, именуемых Леп и Терам (т.е. Лоовых и Трамовых. – Н.В.), половину перевел на Кубань»16. Наконец, в 1754 г. кубанский сераскер Крым-Гирай-султан в очередном походе на Кабарду увел часть этих абазин, «за что у кабардинцев с ними и драка была»17. Таким образом, даже эти несколько документов дают представление, насколько часто менялось местоположение абазинских поселений, неоднократно переводившихся то кабардинскими феодалами, то крымцами.
Подобные передвижения в первой половине XVIII в. были характерны не только для трамовцев и лоовцев, но и для других групп абазин. Абазины-бабуковцы, которыми владел Арслан-бек Кайтукин и жившие до 1743 г. в горах, в том же году перешли на р. Малку, в период 1743-1753 гг. уходили в верховья р. Кумы, но к 1753 г. вновь вернулись на р. Малку18. Такого же рода переселения претерпели в 1746 г. и дударуковцы19. Факты многочисленных передвижений абазин тапанта в короткие сроки неоднократно менявших свое местоположение, отразились во многих документах первой половины XVIII в. «Абазинцы, шесть частей или родов, - сообщалось в одном из них, датируемом 1747 г., - кочуюсчия по Кубану, их, кабардинских владельцов, издревле подданныя, с которых они и доднесь всякия подати берут, и есть ли потребно от них войска, то и на войну с ними ходят, и жили прежде вместе с ними, с кабардинцами, по Малку, Баксану и Куме. И назад де тому года с три по ссоре Арасланбек Кайтукин отогнал их с Кумы к Кубану… И в том же де году кубанский сераскер отогнал конские табуны и скот и их сильно перегнал за Кубань…»20.
Определить границы расселения абазин тапанта в XVIII в. не всегда легко: во-первых, ввиду большой подвижности абазинских поселений, во-вторых, в связи с территориальным разделением каждой локальной группы тапанта на несколько частей, нередко занимавших территории, весьма удаленные друг от друга. Наиболее детальные сведения о расположении абазин тапанта сообщают источники середины XVIII в., и, прежде всего, карта Кабарды 1744 г. В составе Большой Кабарды эта карта называет пять групп абазы – нижние, или танбиюкаи, средние, экепцацкие, верхние и деревня Бабукова. Нижние абазины в количестве 15 селений жили в 1753 г. по р. Куме. Приводимые кабардинскими узденями имена старшин этой группы – Али Лиова и Алпыгирея Бибердова показывают, что в состав нижних или танбиюкаевских абазин входили ловцы и бибердовцы. Число селений средней абазы указывается «в два раза более, чем в нижней», т.е. около тридцати. По данным карты 1744 г., средняя абаза располагалась в верховьях р. Кумы, однако незадолго до 1753 г. была переведена «за вершину Кубани на речки Инжики (т.е. на Зеленчуки. – Н.В.)»21. Имена старшин этой группы абазин – Арсланбека Лиова, Тударука, Кяча и Клыча показывают, что в ее составе были ловцы, дударуковцы, кячевцы и клычевцы. Экепцацкие22абазины к 1753 г. также были переселены кабардинскими князьями на р. Инжик (Зеленчук). Верхняя абаза, в 1744 г. находившаяся в верховьях р. Кумы, в 1753 г., как и средняя, была переведена на р. Инжик. Абазинское сел. Бабуково, в 1753 г. принадлежавшее сыну кашкатавского владельца Арсланбека Кайтукина – Хамурзе, в это время находилось по правому берегу р. Малки, а до 1743 г. – в горах23.
1769 год застает абазин тапанта, или алтыкесек, в верховьях р. Кубани, видимо, по ее левым притокам Большому и Малому Зеленчуку, куда абазины были переведены кабардинскими владельцами к 1753 г.
Но уже в 1785 г. часть этих абазин перешла в пределы только что созданной Кавказской губернии на р. Подкумок, поселившись по течению реки несколько выше Георгиевска24. Переселения абазин в пределы Кавказской губернии происходили и в дальнейшем. В 1811 г. абазинские владельцы Калы-Гирай, Темрю- и Мурад-Гирай Ловы обратились к царской администрации с просьбой позволить им переселиться с их узденями и подвластными на р. Подкумок к Ессентукскому посту, «где они могут удобно производить хлебопашество», что и было разрешено ген. Тормасовым25. Непостоянным в эти годы было местоположение абазинских селений Трамовых, Тамбукаевых и Лоовых, отдельные группы которых численностью в 740 дворов то переходили внутрь кордонной линии и поселялись в верховьях Кумы, Танлыка и Подкумка, то уходили с этих мест26. Трамовцы жили также в Пятигорье, где их сел. Трама-аул, имевшее 500 дворов, в 1772 г. упоминает Гюльденштедт27. Это селение существовало в Пятигорье и в первой четверти прошлого столетия. Трам-кабак, находившийся в 20 верстах от Подкумка, с населением в 500 семей, описывают Киммель и Глен28. В 1800 г. Адиль-Гирай Атажукин пытался увести за Кубань 200 семей абазин из числа живших в пределах Пятигорья около Константиногорской крепости29.
В первом десятилетии ХIХ в. абазины, жившие в пределах Кавказской губернии, обитали в небольших селениях по рекам Куме и Подкумку. Это были группы лоовцев, бибердовцев, клычевцев, джантемировцев30. Как уже отмечалось, в те же годы в Пятигорье жили трамовцы. Кроме того, в 5-6 верстах от Георгиевска в первой четверти ХIХ в. находилось сел. Бабуково, в котором, по свидетельству побывавшего там в 1819 г. Глена, жили абазины и кабардинцы31.
Кроме этой части абазин, жившей в русских пределах, 2 тыс. дворов лоовцев, кячевцев и трамовцев в 80-х годах XVIII в. находились за Кубанью. Об этих абазинах в своем рапорте сообщает И.Горич, в 1787 г. возглавлявший один из отрядов в совместном русско-кабардинском походе в Закубанье. «Перешед за Кубань, - сообщается в документе, - во-первых, покорили злодейских бабсхерских владельцов с их подвластными народами 2000 дворов: 1-го Иетшу Кячова 2-го Хамурзу, 3-го Сулеймана Ловых и 4-го их узденей Трамовых, и, взяв от них аманатов 8 человек, отдал кабардинцам и, отобрав от них пленных наших мужеска и женскаго полу людей, лошадей и рогатого скота, и дал им на алкаране присягу, с тем, дабы российскому двору, также и кабардинцам всегда быть вернопослушными; и половинную часть оных дворов переселили по Сю сторону Кубани х кабардинцам и остальныя далжны по весне к ним же переселиться»32. Таким образом, текст источника показывает изменения в местороложении части абазин (кячевцев, лоовцев, трамовцев), до 1787 г. живших по левобережью верховьев р. Кубани (видимо, по Зеленчукам), а в 1787 г. частично переселенных ближе к Кабарде на правый берег той же реки. С этим же походом связан факт переселения в Кавказскую губернию 200 семей абазин-бибердовцев33.
Сведения, приводимые Палласом, показывают, что в 90-х годах XVIII в. часть абазин алтыкесек жила в верховьях р. Кубани, по ее притокам и по притокам р. Малого Зеленчука; другая группа обитала в пределах Кавказской губернии по Куме и Подкумку34. В состав этой группы входили джантемировцы (1,7 тыс.), бибердовцы (1,6 тыс.), ловцы (1,5 тыс.), клычевцы (0,6 тыс.), дударуковцы и кячевцы, численности которых Паллас не указывает35. Он не называет также трамовцев, в те годы уже живших в Пятигорье и которых он, видимо, учитывал вместе с ловцами. Общая численность абазин в Кавказской губ., судя по этим данным, составляла 5,4 тыс. (без дударуковцев и кячевцев). Статистические сведения по абазинам, приводимые И.Дебу и относящиеся к 1794 г., в большинстве расходятся с данными Палласа36. Это обстоятельство, видимо, связано с тем, что «Ведомость 1794 г.» учитывала не только прикумских абазин, но и частично закубанских.
В составе закубанских абазин, по свидетельству того же Палласа, были клычевцы, обитавшие по правому притоку Малого Зеленчука – р. Кардонике, Асланкыт37, располагавшиеся по р. Хасауту (приток р. Кардоник), трамовцы, жившие по р. Теберде, бибердовцы, занимавшие земли по р. Мараух, левому притоку Малого Зеленчука, дударуковцы по р. Малый Зеленчук38. В верховьях правобережья Кубани было сел. Кечега, принадлежавшее клычевцам39.
Примерно та же картина расселения закубанских абазин в начале ХIХ в. зафиксирована Клапротом. Помимо 250 фамилий дударуковцев, живших по Малому Зеленчуку, он называет еще одну группу этого же племени, находившуюся в 20 верстах от первой группы в районе Большого Зеленчука40. В 30 верстах ниже местности Каменный мост по правым притокам Кубани находились поселения клычевцев. Они же населяли деревню Кечега, располагавшуюся недалеко от клычевских поселений по правому берегу Кубани41. Деревня Кечега – это кячевцы, которых, таким образом, следует считать ветвью клычевцев. Трамовцы обитали по р. Теберде и ручью Шона, т.е. по левым притокам Кубани42. По р. Малый Кардоник жили 200 фамилий лоовцев, помимо которых Клапрот называет лоовцев асланкыт или аслангирей, живших по р. Хасаут. Селения бибердовцев, по данным того же автора, располагались по р. Мараух43. Таким образом, судя по материалам Палласа и Клапрота, закубанские абазины занимали левобережье верховьев Кубани и территории по правым притокам этой же реки.
В 1804 г. численность закубанских абазин значительно увеличилась за счет абазин Кавказской губернии, ушедших в Закубанье во время восстания 1804 г. Из района Пятигорья ушло 900 семей абазин, в основном трамовцев, в 1805 г. частично вернувшихся обратно, а позднее переселившихся на р. Малку44. С р. Кумы ушли бибердовцы, дударуковцы, клычевцы и кячевцы, часть которых в 1805 г. вернулась на прежние места жительства. Однако вскоре все бибердовцы переселились на р. Мараух, значительная группа дударуковцев и 88 семей кячевцев перешли на левый берег Малого Зеленчука, а клычевцы – на р. Большой Зеленчук. Лишь джантемировцы, жившие, как и трамовцы, до 1804 г. в Пятигорье, после побега вернулись и оставались в прежних районах обитания45. Причины ухода абазин с р. Кумы после 1805 г. объясняет И.Дебу. «В 1808 г., - пишет он, - когда царской администрацией стали предприниматься попытки к переселению абазин внутрь кордонной линии, последние вновь ушли за Кубань, поселившись там между башилбаевцами и в лесах»46. Из числа таких переселенцев именно в эти годы возникли абазинские кварталы в кубанских селениях (например, в кабардинском сел. Кошехабль)47. Лишь небольшая часть абазин, как уже отмечалось, к 1808 г. осталась в Пятигорье и в верховьях р. Кумы, где в 30-х годах прошлого столетия находился аул Лова, население которого после чумы 1834 г. составляло 980 душ м.п.48. В те же годы на левом берегу Кубани против станицы Баталпашинской был поселен Дударуков аул (870 душ м.п.)49. В 40-х годах, как сообщает Сталь, в верховьях Кумы и Подкумка находились четыре абазинских селения с 2,6 тыс. жителей фамилии Абуко, Жантемир, Трам и Лоов50. Кубанские абазины (3,9 тыс.) состояли из фамилий Лоов, Дударуко, Клыч, Биберд, Исмаил и Трам. Кроме того, 1,5-1,8 тыс. абазин жили по Большому и Малому Зеленцуку51.
Значительно скупее в письменных источниках сведения об абазинах шкарауа (башилбай, баракай, баг, кызылбек, чаграй и там)52. Первые известия о них не уходят глубже середины XVII в., когда Эвлия Челеби упоминает башилбаевцев, баракаевцев и баговцев53. Сравнительно редко шкарауа упоминаются и в источниках XVIII в. В значительной мере это обстоятельство связано с двумя моментами: еще большей по сравнению с тапантой географической изолированностью и более слабыми по сравнению с теми же тапантовцами политическими связями с Кабардой. Именно этот факт нередко был причиной более частого упоминания в русских документах XVIII в. абазин тапанта. Сообщение Гюльденштедта об абазинах шкарауа, к которым относились, по его свидетельству, кызылбековцы, тамовцы, чаграй, баракай, баг и группа сабар [?], мало что дает для определения локализации этих племен54. Этот пробел частично восполняют скупые свидетельства других источников 70-х годов XVIII в., называющие 800 дворов башилбаевцев в верховьях Кубани55. Документ 1788 г. несколько уточняет местоположение башилбаевских поселений, располагая их в верховьях Урупа, левого притока Кубани56. В тех же местах помещает 600 семей башилбаевцев и Я.Нейнеггс57. По его свидетельству, 120 семей племени Сите, т.е. княжеской фамилии башилбаевцев Сидовых, жили в верховьях р. Мараух. Баракаевцы в 90-х годах находились по р. Малой Лабе58, башилбаевцы занимали земли по Урупу и по его левым притокам, по рекам Малому и Большому Тегеням59. В верховьях р. Ямансу находился «малый народ баракан»60.
Более подробные данные о расселении абазин шкарауа в начале ХIХ в. приведены в труде Клапрота. Башилбаевские селения, по его сведениям, располагались в трех местах: в лесистых горах правых притоков Большого Зеленчука, в горах у истоков р. Уруп и по Большому и Малому Тегеням, т.е. левым притокам Урупа. Однако сведения, сообщаемые Клапротом, отражали картину расселения башилбаевцев для более раннего времени. «Башилбаевцы, - замечает он, - более не живут на р. Большой Зеленчук, поскольку они ушли из этих мест из-за чумы и поселились по р. Уруху»61. Тем самым передвижение абазин шкарауа с Большого Зеленчука произошло до 1807-1808 гг. – времени путешествия Клапрота и, видимо, было связано с эпидемией чумы, бывшей на Северном Кавказе с короткими промежутками в 1804-1812 гг. Таким образом, к 1807 г. башилбааевцы жили в двух местах: по Урупу и Тегеням. Баракаевцы, по сведениям того же Клапрота, находились в 30 верстах от бесленеевцев, вдоль р. Ходзи и на впадавших в нее ручьях, причем большая часть этого племени жила по р. Хут (приток р. Ходзи)62. Чаграй и баговцы, которых, по сведениям того же Клапрота, было 100 семей, жили в высоких горах на левом берегу Лабы и по ее притокам64.
Сведения Клапрота подтверждаются данными других источников того же времени. Так, например, описание народов Северного Кавказа, составленное в самом начале ХIХ в., помещает абазин шкарауа по Большому Зеленчуку, Лабе, Урупу, Ходзи, Фарсу и Губсу65. Башилбаевцы жили не только в верховьях Урупа, но и Большого Зеленчука, откуда они несколько позднее передвинулись на Уруп к остальным башилбаевцам66. Кызылбековцы занимали область неприступных гор между истоками Большой и Малой Лабы, но более – по Большой Лабе; баракаи жили в лесистых горах по рекам Ходзи, Фарсу и Губсу, чаграи – около верховьев Малой Лабы, по ее левобережью, баговцы обитали в верховьях той же реки67.
В начале 30-х годов ХIХ в. местоположение абазин шкарауа не изменилось, они занимали верховья Большой и Малой Лабы, Урупа, Андрюка, Ходзи и Губса68. Однако источники этого времени в отличие от источников первого десятилетия ХIХ в. не называют в составе территории абазин шкарауа земли в верховьях Большого Зеленчука и Фарса. Территория обитания отдельных групп шкарауа, по сведениям источников 30-х годов, очерчивалась следующим образом. Башилбаевцы в числе 860 душ м.п. жили только в верховьях Урупа, 270 душ м.п. тамовцев находились в верховьях Большой Лабы, кызылбековцы (220 душ м.п.) – у верховьев р. Андрюк, где располагалось поселение Кызилбека Маршаниа. Шахгиреевцы, по сведениям того же описания, в числе 330 душ м.п. занимали земли у истоков Малой Лабы; в верховьях р. Ходзи помещались три небольших селения баговцев с населением 330 душ м.п.; три селения баракаевцев (620 душ м.п.) имелись по правую сторону р. Губса69. Тот же источник сообщает, что башилбаевцы, шахгиреевцы, баговцы и баракаевцы были данниками бесленеевских князей Кануковых и Шолоховых; среди тамовцев главенствовала фамилия узденей Зарумовых, а кызылбаевцы платили подать трем владельцам из шапсугов и кабардинцев, жившим среди них в эти годы70. Кроме того, башилбаевцы признавали власть первостепенных узденей Маршаниев, а баракаевцы – первостепенных узденей Лах и Анчок71, вступивших в родство с Даурами, одной из влиятельных абазехских фамилий72. Часть абазин шкарауа, как отмечается в описании, были мусульманами73. Следует отметить, что автор этого описания (видимо, Г.Новицкий), как и Клапрот, сближает абазин шкарауа, в частности тамовцев, с медовеевцами. «Кроме верховий Большой Лабы, - пишет он, - главное местопребывание этого племени (т.е. медовеевцев. – Н.В.) – юго-западная покатость гор»74. Тесные связи других групп шкарауа, например, шахгиреевцев, с медовеевцами отмечали и другие источники того же времени75.
К сказанному, опираясь на материалы, приводимые Л.И.Лавровым, можно добавить еще некоторые факты изменений этнической территории шкарауа. В 1837 г. башилбаевцы с верховьев Урупа ушли вниз по течению той же реки, однако в 1842 г. это племя вернулось на прежние места в горы, а в конце 50-х годов их поселения занимали территории значительно западнее – верховья Малой и Большой Лабы76. В 1837 г. с верховьев Большой Лабы вниз по течению переселились тамовцы, в 1842 г. ушедшие в горы77. В 1834 г. также на равнину (видимо, по Малой Лабе) частично передвинулись чаграи, но к 1858 г. их селения были вновь на прежних местах в верховьях Малой Лабы78. В 30-х годах часть баракаевцев с верховьев Губса перешла в низовья той же реки, где в те годы находилось их селение Бзекезово, а два других помещались у истоков Губса79.
Как уже отмечалось, этническая принадлежность племен, составлявших южную абазу, не была одинаковой: источники прошлого относили к ней южных абазин, горные абхазские общества, некоторые группы прибрежных адыгов, а также убыхов, занимавших промежуточное положение между абхазами и абазинами, с одной стороны, и адыгами – с другой. Южные абазины, по свидетельству Эвлия Челеби, делились на прибрежных (Кечилер, Арт, Сучалер, Садша, Джамбе, Камыш, Ашегели, Усувиш, Сууксу) и горных (Псху, Ахчипсы, Чаграй, Мункеллебе, Ала-Корейш, Мача, Панчареш и др.)80. Большинство приводимых турецким путешественником названий сопоставляется с названиями южно-абазинских обществ первой половины ХIХ в.81. Эти абазские группы располагались с юго-востока на северо-запад, занимая территорию от общества Кеч и включая Туапсе, где абаза, по свидетельству Эвлия Челеби, граничила с адыгами жане82.
По данным источником первой половины XVIII в., область обитания этих племен, называемая Большой Абазой, находилась близ Черного моря и путь к ней лежал через Кубань83. Лишь в труде Гюльденштедта, в 70-х годах того же века, появляются названия южных абазин – садзы и аибга, однако местоположение этих племен не указывается84. Для начала ХIХ в. Клапрот приводит локализацию только одной южноабазинской группы – медовеевцев, живших в те годы в высоких горах верховьев Лабы85.
Лишь документальные материалы и описания 30-х годов ХIХ в. дают возможность представить картину расселения южных абазин достаточно детально. Абазинские общества, по свидетельству Торнау, составляли две группы: приморскую, известную под именем садзов, и горную. В состав первой входило семь вольных обществ: Хамыш, Артокуадж (ср. Артлер Эвлия Челеби), Хишха, Цандрипш, Геч (ср. Кеч Эвлия Челеби), Аредба и Багрипш – последнее садзское поселение по границу с Абхазией86. В состав горных абазин, по данным того же автора, входили Ахч