Принципы и методы исследования.

Примеры

В дипломе «Повседневная жизнь детей Кургана и Курганского округа в 1920-е гг.: проблемы источниковедческого изучения»:

«Теоретико-методологическая база (принципы и методы исследования). Данная дипломная работа опирается на принципы историзма и научной объективности, которые позволяют изучить предмет исследования без отрыва от современной ему исторической реальности, а также избежать политизации и односторонних оценок в процессе выявления информации.

В данной работе использован источниковедческий метод, позволяющий грамотно выявить и обработать исторические источники по заявленной теме; описательный метод, позволяющий дать характеристику исследуемым документам; историко-сравнительный метод, позволяющий выделить общие и повторяющиеся явления в повседневной жизни детей и оценить их; метод герменевтики, позволяющий истолковать текст с учетом реалий изучаемого временного отрезка, разглядеть за словами мысли и чувства людей, увидеть особенности их мышления; историко-системный метод, позволяющий систематизировать источники по истории детской повседневности указанного периода, проблемы и методы их источниковедческого изучения».

В дипломе «Газетная реклама в изучении повседневной жизни г. Кургана начала ХХ века»:

«Теоретико-методологическая база (принципы и методы исследования). Традиционно базовыми являлись принципы объективности и историзма.

Методика изучения рекламы, предлагаемая в данной работе, основана на методических принципах исследования письменных источников, разработанных в источниковедении. Мы исследовали рекламу, проходя через все этапы источниковедческого анализа и синтеза (проблемы происхождения, интерпретация, анализ достоверности и другое).

В дипломной работе также использовался историко-сравнительный метод, позволивший сравнить между собой рекламу разных газет, выявить общее и особенное разных рекламных объявлений, степень их значимости как источника в изучении повседневности.

Одним из основных методов изучения рекламы стал историко-генетический метод (необходимый для прослеживания эволюции рекламы)».

В дипломе «История усадьбы Шишкиных-Смолиных в Кургане: археологические и архивные источники»:

«Теоретико-методологическая база (принципы и методы исследования). При написании работы мы придерживались принципов объективности, историзма, и всесторонности. Нами были использованы следующие исторические методы. Описательный, с помощью которого был произведен сбор, первичный анализ и изложение данных по изучаемой теме; историко-генетический, суть которого в изучении генезиса конкретных исторических явлений и анализ причинности изменений; историко-типологический, на основании которого мы провели работу по типологизации русской керамики».

В дипломе «Проектная деятельность учащихся в старших классах при изучении отечественной истории (на примере школ города Кургана)»:

«Теоретико-методологическая база (принципы и методы исследования). Одним из главных принципов исторического исследования является принцип объективности. Ученые под принципом объективности понимают воспроизведение объекта таким, каким он существует сам по себе, независимо от человека и его сознания. Это условие полностью не реализуемо, поскольку мир всегда отражается через познающий субъект и всегда отражается с разной, но неизбежной степенью искажений и упущений. Немаловажен и принцип системности. Он характеризуется, прежде всего, тем, что нужно изучать объекты исследования с разных сторон, с точки зрения разных теорий, рассматривать взаимодействия изучаемого явления с другими явлениями в разных сферах социальной жизни и окружающего материального мира.

Так как дипломная работа связана со сферой педагогики, то для более точного исследования мы применили методологические принципы педагогических исследований:

а) диалектический метод изучения социальных процессов деятельности, общения;

б) структурный подход – описание педагогических процессов и объектов деятельности в их функциях, устойчивых связях и отношениях элементов организации;

в) ценностно-смысловой и личностно-временной подход – рассмотрение педагогических явлений и процессов, ценностных ориентаций, мотивов, интересов, уровня притязаний личности конкретного человека (раскрытие смысла, перспектив, значимой пользы для воспитанников);

г) системный анализ педагогических процессов и явлений – целостное построение (формулировка конечной и промежуточной цели, программы деятельности, обеспечивающей достижение целевых результатов в конкретной ситуации)».

Наши рекомендации