Теоретико-методологическая база
(ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ)
Достигнуть цели исследования и решить поставленные в дипломной работе задачи позволяет методология исторической науки. Использованные в дипломе принципы и методы исследования являются показателем профессионализма и исследовательской культуры студента.
Теоретико-методологическую базу составляют основополагающие принципы исторического исследования – историзма и научной объективности. Эти принципы обязательно указываются и кратко характеризуются в дипломной работе независимо от темы и/или дисциплинарной специфики работы.
Научная работа опирается на следующие методы:
· общенаучные (анализ и синтез, дедукция и индукция, структурный, статистический, логический и др.);
· исторические (историко-генетический, историко-сравнительный, историко-типологический, историко-системный, источниковедческий, диахронического анализа и др.).
В отдельных случаях используются специальные методы исследования, в том числе междисциплинарные. Например, для изучения актовых материалов используется формулярный метод; для эго-документов – метод герменевтики; массовые источники анализируются на основе количественных методов исследования; к изучению материалов периодической печати можно применить метод контент-анализа.
Выбор методов исследования определяется предметом, целью и задачами исследования. При разработке методологии дипломного исследования, выборе конкретных методов следует обращаться к научным работам по методологии исторического исследования.
Во введении дипломной работы указываются и характеризуются только те методы, которые реально применялись в исследовании.
На раздел «Теоретико-методологическая база (принципы и методы исследования)» выделяется минимум 0,5-1 страницы введения.
Образцы приведены в Приложении 4.7.
ИСТОЧНИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исторические источники – основа любого научного исследования исторической тематики, без источников исследование не представляется возможным.
В разделе введения «Источники исследования» указываются типы и виды использованных источников в соответствии с общепринятой классификацией источников, даётся их источниковедческий анализ и оценка. Для характеристики источников рекомендуется использовать следующие фразы:
· «настоящее исследование основано на изучении следующих типов источников…»;
· «среди письменных источников к исследованию были привлечены такие-то разновидности…»;
· «подлинность перечисленных источников не вызывает сомнений»;
· «большое значение в раскрытии заявленной проблематики сыграли такие-то комплексы источников…»;
· «данный вид источников даёт лишь фрагментарные сведения об изучаемой проблеме…»;
· «более достоверные сведения сообщают такие-то документы…»;
· «такие-то источники из-за проблем с достоверностью позволяют охарактеризовать лишь некоторые аспекты поставленной проблематики»;
· «при использовании таких-то источников возникли проблемы интерпретации».
При заполнении данного раздела необходимо опираться на типовую классификацию источников И.Д. Ковальченко. На основании способа кодирования информации он выделил следующие основные типы источников:
1. Письменные.
2. Вещественные.
3. Визуальные (изобразительные).
4. Фонетические.
Целесообразно придерживаться следующей видовой классификации письменных источников:
1. Летописи (только для отечественных источников).
2. Законодательные документы.
3. Актовые (договорные) источники.
4. Делопроизводственные документы.
5. Статистические документы.
6. Периодическая печать.
7. Публицистические произведения.
8. Литературные памятники.
9. Художественная литература.
10. Научные труды.
Следует учитывать, что видовая классификация не универсальна: некоторые виды и разновидности связаны между собой по характеру, поэтому не поддаются чёткой классификации; разнообразие источников зависит от времени (эпохи) и места (территории, государства) возникновения. Например, в зарубежном источниковедении выделяют в качестве самостоятельных видов письменных источников парламентские документы, документы политических партий и общественных движений и пр.; международные договоры Киевской Руси, приговоры Земских Соборов относят одновременно к законодательным и к актовым источникам. Таким образом, классификация конкретных текстов, использованных в дипломе, может представлять научную проблему.
Формирование источниковой базы для диплома, включая количество источников, зависит, в первую очередь, от проблематики исследования. Дисциплинарная проблематика также определяет специфику выбора источников для дипломного исследования, а именно:
· основой научных работ по археологии являются вещественные источники;
· в историографических исследованиях источниками выступают труды учёных, исторические взгляды которых непосредственно изучаются;
· основой исследований по истории могут быть источники всех типов, а не только письменные;
· в работах по педагогике допускается использование источников современного происхождения.
В дипломных работах по источниковедению раздел «Источники исследования» не заполняется! В работах по историографии допускается исключение данного раздела по согласованию с научным руководителем.