Тема дипломного исследования
КУРСОВАЯ И ДИПЛОМНАЯ РАБОТЫ
Методические рекомендации по подготовке и оформлению курсовых работ и выпускной квалификационной (дипломной, бакалаврской) работы для студентов направлений 46.03.01 «История» (направленность «История Сибири»), 44.03.01 «Педагогическое образование» (профиль «История»), 44.03.05 «Педагогическое образование» (профиль «История и обществознание»)
Курган 2017
Кафедры: Всемирная история и историография
Отечественная история и документоведение
Составитель: канд.ист.наук, доцент Т.В. Козельчук (разделы 1-4)
канд.ист.наук, доцент С.В. Путилин (раздел 5)
Утверждены на заседании кафедры Всемирной истории и историографии
«23» марта 2017 г.
Рекомендовано методическим советом университета
« __ » _______ 2017 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка……………………………………………………………...4
2.Общие требования к курсовым работам……………………………………………5
3.Выпускная квалификационная (дипломная/бакалаврская) работа……………….8
3.1 Общие требования………………………………………………………………8
3.2. Тема дипломного исследования……………………………………………….9
3.3 Структура дипломной работы………………………………………………...10
3.4. Порядок защиты дипломной работы………………………………………...20
4.Приложения…………………………………………………………………………22
4.1. Образцы тем (названий) курсовых и дипломных работ с учётом дисциплинарной специфики …………………………………………...22
4.2. Бланк титульного листа и образец заполнения титульного листа…………24
4.3. Примеры структурирования дипломной работы и оформления оглавления.…………………………………………………………………………26
4.4. Примеры обоснования актуальности………………………………………...27
4.5. Примеры формулирования цели, задач и предмета исследования………...32
4.6. Обоснование территориальных и хронологических рамок………………...35
4.7. Принципы и методы исследования. Примеры………………………………37
4.8. Новизна и практическая значимость. Примеры……………………………..39
4.9. Пример оформления списка источников и литературы…………………….41
4.10. Образцы библиографического оформления ссылок……………………….42
4.11. Образец оформления таблицы в приложении……………………………...44
4.12. Образцы оформления иллюстраций.………………………………………..45
4.13. Образцы оформления архивных документов в приложении……………...47
5.Методическое приложение………………………………………………………...48
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с действующими федеральными государственными образовательными стандартами направлений 46.03.01 «История» (направленность «История Сибири») и 44.03.05 «Педагогическое образование» (профиль «История и обществознание») Государственная итоговая аттестация бакалавров предусматривает защиту выпускной квалификационной работы (ВКР).
Студенты указанных направлений согласно Основным профессиональным образовательным программам пишут ВКР в виде дипломной (бакалаврской) работы.
Учебными планами данных направлений предусмотрено также написание нескольких курсовых работ в течение срока обучения.
Настоящие методические рекомендации предназначены для бакалавров очной, очно-заочной и заочной форм обучения направлений 46.03.01 «История» (направленность «История Сибири»), 44.03.01 «Педагогическое образование» (профиль «История»), 44.03.05 «Педагогическое образование» (профиль «История и обществознание») и призваны дать практические советы по подготовке и оформлению курсовых и дипломных работ с учётом дисциплинарной специфики.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КУРСОВЫМ РАБОТАМ
Курсовая работа – это один из видов обязательной учебной деятельности студентов и одновременно первая самостоятельная научно-исследовательская работа. Эта работа предполагает более углублённое изучение определённой проблемы/темы той дисциплины, в рамках которой она предусмотрена учебным планом.
В процессе выполнения курсовых работ студенты приобретают и отрабатывают умения и навыки, необходимые для подготовки выпускной квалификационной работы, а именно:
· формулирование научно-исследовательской проблемы;
· обоснование её актуальности и значимости;
· выявление и анализ научной литературы по теме;
· выявление и характеристика исторических источников;
· формулирование промежуточных результатов и выводов проведённого исследования;
· оформление научной работы.
Курсовые работы могут стать основой будущей дипломной работы студента.
Тему курсовой работы студент предлагает самостоятельно и согласовывает с преподавателем соответствующей дисциплины или выбирает из списка примерных тем, рекомендованного преподавателем.
Рекомендуется курсовые работы тематически связывать с будущей дипломной работой и согласовывать с научным руководителем диплома, если студент уже определился с примерной тематикой своего диплома и предварительно получил согласие преподавателя быть в дальнейшем его научным руководителем.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ:
· для набора текста используется шрифт Times New Roman, 14 кегль;
· цвет шрифта чёрный;
· интервал 1,5, отступ первой строки абзаца 1,25 см;
· текст обязательно выравнивается по ширине, не допускается расстояние между абзацами, превышающее расстояние между строками внутри абзаца;
· текст печатается на одной стороне листа;
· поля страницы: вверху и внизу по 2 см, слева 2,5 см, справа 1,5 см;
· не рекомендуется немотивированное использование курсива, полужирного шрифта, разнообразных подчёркиваний;
· ссылки автоматические постраничные, набираются арабскими цифрами, нумерация ссылок – сквозная;
· цитаты обязательно сопровождаются ссылками;
· используются французские кавычки (ёлочки) – «…»;
· страницы (кроме титульного листа) нумеруются арабскими цифрами внизу страницы в центре;
· основные структурные части квалификационной работы (оглавление, введение, главы, заключение, список источников и литературы, приложения) начинаются с новой страницы;
· названия глав набираются прописными буквами полужирным шрифтом, название параграфов – строчными буквами полужирным шрифтом;
· названия выравниваются по центру листа;
· точка в конце названия главы/параграфа не ставится;
· стиль текста должен быть строго научным;
· не рекомендуется вести повествование от первого лица («я считаю», «по моему мнению» и т.п.), следует использовать безличную форму («документы позволяют установить…», «следует подчеркнуть, что…», «можно сделать вывод…») или множественное лицо («по нашему мнению»);
· при упоминании фамилий в тексте инициалы ставятся перед фамилией («И.Д. Ковальченко отметил…»). Напомним, что в ссылках, наоборот, инициалы ставятся после фамилии (Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования…);
· объем каждой главы в тексте должен быть приблизительно одинаковым;
· минимальный объём курсовых работ – 25 страниц без учёта приложений;
· максимальный объём – 40 страниц;
· плагиат не допускается.
СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ:
· титульный лист
· оглавление
· введение
· основная часть (минимум 2 главы, деление на подглавы (параграфы) не обязательно)
· заключение
· список источников и литературы
· приложение (при необходимости)
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВВЕДЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ:
· актуальность;
· степень изученности темы (историография);
· цель и задачи исследования;
· предмет;
· территориальные и хронологические рамки;
· принципы и методы исследования (включаются с 3 курса!);
· источники исследования (кроме работ по источниковедению);
· структура работы.
Новизна, практическая значимость, апробация включаются во введение курсовой работы по согласованию с научным руководителем.
Подробно элементы введения описаны в разделе 3 «Выпускная квалификационная (дипломная) работа» настоящих методических рекомендаций.
При подготовке курсовой работы целесообразно просмотреть и использовать в качестве образца эталонные экземпляры курсовых работ, которые хранятся на кафедрах и/или которые могут быть предоставлены научным руководителем.
На проверку курсовая работа предоставляется в печатном виде в папке-скоросшивателе, листы без файлов. Порядок защиты и оценки курсовой работы определяется преподавателем соответствующей дисциплины. Кафедра вправе проводить процедуру публичной защиты курсовых работ. Студенты, занявшие призовые места по секциям в ежегодной научной студенческой конференции в КГУ, а также студенты, принявшие участие минимум в двух профильных научных конференциях могут быть освобождены от процедуры защиты курсовой.
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ
(ДИПЛОМНАЯ, БАКАЛАВРСКАЯ) РАБОТА
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
Выпускная квалификационная (дипломная, бакалаврская) работа (далее дипломная работа) призвана показать качество освоения обучающимся специальных теоретических знаний и практических умений в рамках реализуемой профессиональной образовательной программы, поэтому дипломная работа должна:
· представлять собой законченное самостоятельное исследование (разработку) научной проблемы на выбранную тему;
· быть логически выстроенной, доказательной;
· опираться на данные исторических источников и научную литературу;
· учитывать последние достижения исторической науки.
Текст дипломной работы проверяется на объём заимствований (плагиат). Требуемый минимальный процент оригинальности текста устанавливается соответствующим регламентом Курганского госуниверситета
При выполнении дипломной работы выпускник должен продемонстрировать:
· умение формулировать научно значимые цели и задачи;
· способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории;
· умение квалифицированно характеризовать источники и критически оценивать состояние изученности темы;
· способность к критическому восприятию концепций различных историографических школ;
· способность использовать в исторических исследованиях полученные знания в области теории и методологии исторической науки;
· способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования;
· умение самостоятельно формулировать выводы по теме исследования.
Дипломная работа может выполняться как одним обучающимся, так и несколькими обучающимися совместно.
Подготовку дипломной работы обучающийся осуществляет под руководством официально назначенного преподавателя – научного руководителя. Научный руководитель определяет план исследования и график работы, консультирует студента по всем возникающим вопросам, содействует в выборе методики исследования, контролирует выполнение им всех этапов и заданий, информирует заведующего кафедрой в случае невыполнения графика.
Научный руководитель разрабатывает задание на дипломную работу, которое определяет сроки выполнения, структуру, содержание и объём работы.
Требования к оформлению дипломных работ полностью совпадают с требованиями к курсовым работам (см. выше) кроме объёмов, а именно:
· минимальный объём дипломных работ – 50 страниц без учёта приложений;
· максимальный объём – 80-90 страниц без учёта приложений.
СТРУКТУРА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
· Титульный лист
· Оглавление
· Введение
· Главы основной части (минимум 2 главы, разделённые при необходимости на подглавы)
· Заключение
· Список источников и литературы
· Приложение (при необходимости)
· Методическое приложение (только для студентов направления «Педагогическое образование»)
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
Титульный лист – первая страница дипломной работы, она оформляется строго в соответствии с определенными правилами (приложение 4.2).
Название дипломной работы должно полностью совпадать с темой, утвержденной в приказе ректором университета. Если тема, указанная на титульном листе, не будет дословно совпадать с темой, утвержденной приказом ректора, студент не допускается к защите.
ОГЛАВЛЕНИЕ
· оглавление отражает структуру работы и помещается после титульного листа;
· деление на главы может быть проблемным, хронологическим или комбинированным;
· в оглавлении указываются все заголовки глав и параграфов дипломной работы и страницы, с которых они начинаются;
· заголовки должны точно повторять заголовки в тексте, сокращать или давать их в иной формулировке и последовательности нельзя;
· названия глав и параграфов необходимо размещать друг под другом. Все названия начинаются с заглавной буквы;
· номера проставленных страниц должны совпадать с реальными страницами в тексте работы;
· введение, заключение, список источников и литературы, приложение не нумеруются.
Примеры оформления оглавления приведены в Приложении 4.3.
ВВЕДЕНИЕ
Введение – одна из важнейших частей дипломной работы. Введение должно занимать минимум 5-6 страниц текста дипломной работы.
СТРУКТУРА ВВЕДЕНИЯ
· актуальность исследования;
· степень изученности (историография проблемы);
· цель и задачи;
· предмет исследования;
· территориальные и хронологические рамки;
· теоретико-методологическая база (принципы и методы исследования);
· источники исследования (кроме работ по источниковедению);
· новизна и практическая значимость;
· апробация (при наличии таковой);
· структура работы.
АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Основным требованием к любому научному исследованию, будь то курсовая или дипломная работа, является обоснование актуальности темы исследования. Актуальность показывает, что поставленные в дипломном исследовании цель и задачи имеют существенное значение для исторической науки. В актуальности студент должен привести аргументы необходимости проведения исследования выбранной тематики, обосновать свой научный интерес к данной проблеме и одновременно показать, почему эта проблема должна заинтересовать других историков.
Для обоснования актуальности рекомендуется выделить минимум 1-2 страницы.
Примеры обоснования актуальности приведены в Приложении 4.4.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель исследования – это тот результат, который должен быть достигнут в итоге написания дипломной работы. В цели воплощается проблематика (предмет) исследования, непосредственно в формулировке цели лежит название дипломной работы. Цель исследования может быть только одна, она формулируется одним предложением!
Цель дипломной работы конкретизируется, раскрывается в задачах исследования. Количество задач должно соответствовать количеству глав дипломной работы. Непосредственно при формулировании задач рекомендуется добавлять к названиям глав глаголы «выявить», «охарактеризовать», «проследить», «установить», «обосновать», «дать анализ». Следует избегать следующих слов и словосочетаний: «изучить», «провести исследование», «попытаться проанализировать», «попробовать изучить» и т.п.
Задача не может дословно повторять формулировку цели.
Предмет исследования – это то, что непосредственно исследуется в дипломной работе. Предмет соотносится с темой (названием) дипломной работы.
Примеры приведены в Приложении 4.5.
ИСТОЧНИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исторические источники – основа любого научного исследования исторической тематики, без источников исследование не представляется возможным.
В разделе введения «Источники исследования» указываются типы и виды использованных источников в соответствии с общепринятой классификацией источников, даётся их источниковедческий анализ и оценка. Для характеристики источников рекомендуется использовать следующие фразы:
· «настоящее исследование основано на изучении следующих типов источников…»;
· «среди письменных источников к исследованию были привлечены такие-то разновидности…»;
· «подлинность перечисленных источников не вызывает сомнений»;
· «большое значение в раскрытии заявленной проблематики сыграли такие-то комплексы источников…»;
· «данный вид источников даёт лишь фрагментарные сведения об изучаемой проблеме…»;
· «более достоверные сведения сообщают такие-то документы…»;
· «такие-то источники из-за проблем с достоверностью позволяют охарактеризовать лишь некоторые аспекты поставленной проблематики»;
· «при использовании таких-то источников возникли проблемы интерпретации».
При заполнении данного раздела необходимо опираться на типовую классификацию источников И.Д. Ковальченко. На основании способа кодирования информации он выделил следующие основные типы источников:
1. Письменные.
2. Вещественные.
3. Визуальные (изобразительные).
4. Фонетические.
Целесообразно придерживаться следующей видовой классификации письменных источников:
1. Летописи (только для отечественных источников).
2. Законодательные документы.
3. Актовые (договорные) источники.
4. Делопроизводственные документы.
5. Статистические документы.
6. Периодическая печать.
7. Публицистические произведения.
8. Литературные памятники.
9. Художественная литература.
10. Научные труды.
Следует учитывать, что видовая классификация не универсальна: некоторые виды и разновидности связаны между собой по характеру, поэтому не поддаются чёткой классификации; разнообразие источников зависит от времени (эпохи) и места (территории, государства) возникновения. Например, в зарубежном источниковедении выделяют в качестве самостоятельных видов письменных источников парламентские документы, документы политических партий и общественных движений и пр.; международные договоры Киевской Руси, приговоры Земских Соборов относят одновременно к законодательным и к актовым источникам. Таким образом, классификация конкретных текстов, использованных в дипломе, может представлять научную проблему.
Формирование источниковой базы для диплома, включая количество источников, зависит, в первую очередь, от проблематики исследования. Дисциплинарная проблематика также определяет специфику выбора источников для дипломного исследования, а именно:
· основой научных работ по археологии являются вещественные источники;
· в историографических исследованиях источниками выступают труды учёных, исторические взгляды которых непосредственно изучаются;
· основой исследований по истории могут быть источники всех типов, а не только письменные;
· в работах по педагогике допускается использование источников современного происхождения.
В дипломных работах по источниковедению раздел «Источники исследования» не заполняется! В работах по историографии допускается исключение данного раздела по согласованию с научным руководителем.
АПРОБАЦИЯ
Если по теме дипломной работы имеются научные публикации и/или выступления на конференциях, то их следует указать в этом разделе:
· «отдельные результаты данного исследования были представлены (прошли апробацию) на конференциях….»;
· «по теме диплома были опубликованы следующие работы…».
СТРУКТУРА РАБОТЫ
Данная часть введения – это буквально одно предложение, где просто перечислены все структурные элементы дипломной работы. Например: «Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, а также приложений».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Особое место в дипломной работе занимает заключение, оно является логическим завершением дипломного исследования, где в сжатой форме излагаются результаты проведённого исследования. На заключение рекомендуется отводить 3-5 страниц.
Чтобы грамотно написать заключение, нужно обратиться к вводной части, а именно, к цели и задачам исследования, от которых и следует отталкиваться при формулировании итоговых выводов. При этом следует избегать механического повторения выводов по главам. В заключении можно ещё раз подчеркнуть значимость и актуальность исследования выбранной проблематики, наметить перспективы дальнейшего изучения темы.
При формулировании заключения рекомендуется использовать следующие фразы:
· «В результате проведенного исследования можно утверждать, что…»;
· «Таким образом, было установлено, что…»;
· «Анализ источников позволяет говорить о…»;
· «В качестве перспектив исследования следует указать…».
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
· В качестве источников в списке указываются не только письменные, но и все другие типы источников (изобразительные и фонетические) при условии их использования;
· список источников может включать, как неопубликованные (архивные), так и опубликованные источники: сборники документов, хрестоматии, Интернет-публикации источников и др.;
· опубликованные источники из хрестоматий и сборников документов в данном списке не расписываются, указывается сборник документов или хрестоматия как отдельное издание;
· в списке не конкретизируются использованные архивные документы, достаточно указать архив, фонд и дело (дела);
· в качестве источников дипломных работ историографической тематики выступают труды историков.
Образец оформления списка источников приведён в Приложениях 4.9, 4.10.
Количество привлечённых источников определяется целью, задачами и дисциплинарной спецификой дипломной работы.Так, дипломные работы по источниковедению могут быть написаны на основе анализа одного исторического источника; дипломные работы по истории основываются, как правило, на комплексе источников. Главное требование – количество источников должно быть достаточным для раскрытия темы дипломной работы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
· список литературы оформляется сплошной нумерацией и является продолжением списка источников;
· в списке литературы должны быть указаны только те экземпляры, на которые реально использовались при исследовании, на которые студент ссылается в тексте;
· требуемый минимум – это 20 пунктов в списке литературы независимо от того, монография или научная статья; статья, опубликованная в сборнике научных статей или на Интернет-сайте.
Образец оформления списка литературы и образцы библиографического оформления приведены в Приложениях 4.9, 4.10.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Большинство тем дипломных работ целесообразно проиллюстрировать репродукциями, фотодокументами, схемами, диаграммами, рисунками, картами, таблицами, текстами документов, и т.п.
В таких случаях структура работы дополняется разделом «Приложение», что обозначается в содержании.
· раздел «Приложение» является продолжением дипломной работы, но в общий объём работы не включается;
· страницы приложения не нумеруются;
· раздел «Приложение» располагают с новой страницы, на которой вверху посередине размещается слово «Приложение»;
· если приложений несколько, каждое нумеруется, например, Приложение А, Приложение Б или Приложение 1, Приложение 2;
· Приложение могут быть разделены по тематике или видам иллюстраций, в таком случае целесообразно дать название каждому приложению;
· все размещаемые в приложении иллюстрации атрибутируются;
· на все приложения должны быть сделаны отсылки в тексте, например, «Наиболее распространённым видом рекламы в местных газетах начала ХХ века были объявления (Приложение 1. Рисунок 1.1)».
Образцы оформления приведены в Приложениях 4.11-4.13.
ПРИЛОЖЕНИЯ
4.1. Образцы тем (названий) курсовых и дипломных работ с учётом дисциплинарной специфики
ИСТОРИЯ
· Борьба Рима с Карфагеном за господство в западном Средиземноморье.
· Альфред Великий как историческая личность.
· Роль городов столичного значения в истории Японии VIII – XIX веках.
· Становление династии Тюдоров в Англии.
· Чернокнижничество в Священной Римской империи XVI века.
· Традиции питания Западной Европы позднего средневековья.
· Реформационные проекты Мартина Лютера и Жана Кальвина.
· Строительство и функционирование Исетской оборонительной линии крепостей в XVII веке.
· «Социальные низы» в Великой французской революции.
· Религиозное движение «Пляска духов» как форма этнического самоопределения индейцев США последней трети XIX века.
· Девиантное поведение русских крестьян второй половины XIX – начала XX века.
· Волостные суды в Южном Зауралье во второй половине XIX – начале XX века.
· Этнический образ джентльмена XIX – первой половине XX века
· Иностранные военнопленные на территории Курганского уезда (1914-1923 гг.).
· Борьба с эпидемиями тифа и холеры (на материалах Курганского уезда 1919-1923 гг.)
· Деятельность милиции Курганского и Шадринского округов 1919-1930 гг. (на материалах ГАОПДКО).
· Социальная политика Третьего рейха 1933-1939 гг.
ИСТОРИОГРАФИЯ
· Людовик XIV в историографии.
· Исторические взгляды И.С. Аксакова и К.С. Аксакова.
· Исторические взгляды Томаса Карлейля.
· Восточный вопрос в британской историографии.
· Оценки исторических взглядов Н. М. Карамзина (как историографическая проблема).
· Проблема исторической личности в русской историографии XIX века.
· Историография сплошной коллективизации сельского хозяйства.
· Уинстон Черчилль как военный лидер в отечественной и зарубежной историографии.
ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ
· «Боливийский дневник» Эрнесто Че Гевара как исторический источник
· Живопись как исторический источник (на примере творчества Эдуарда Мане).
· Делопроизводственная документация как источник изучения эвакуации в Южное Зауралье в годы Великой Отечественной войны
· Источники по истории Гражданской войны в России
· Великая депрессия в США в эпистолярных источниках
· Информационные возможности мемуаров участников польских восстаний XIX века
· Купеческое сословие Южного Зауралья: характеристика источников
· Журнал «Нива» в историческом и источниковедческом аспектах.
· Повседневная жизнь детей Кургана и Курганского округа в 1920-е гг.: проблемы источниковедческого изучения.
· Оборона Порт-Артура в эго-документах.
· Газетная реклама в изучении повседневности г. Кургана начала XX века.
· Устные источники в реконструкции истории деревни Угловка Петуховского района (советский период).
АРХЕОЛОГИЯ
· Новониколаевка-1 поселение периода поздней бронзы в Южном Зауралье.
· Погребальный обряд могильника позднего бронзового века Озёрный-1.
· Металлургия и металлообработка эпохи средней бронзы на территории Южного Урала и Южного Зауралья.
· Предметы звериного стиля из могильника Усть-Терсюк-3 в Нижнем Приисетье.
· Поясные наборы кочевого мира VIII- XII веков.
· История усадьбы Шишкиных-Смолиных в Кургане: археологические и архивные источники.
ПЕДАГОГИКА
· Формирование интереса к изучению истории в школе как педагогическая проблема.
· Проектная деятельность учащихся в старших классах при изучении отечественной истории (на примере школ города Кургана).
· Процесс формирования гражданской идентичности учащихся при изучении отечественной истории в современной российской школе.
· Педагогические произведения Яна Амоса Коменского в контексте модернизации средневекового образования.
· Активизация учебной деятельности школьников как педагогическая проблема.
Бланк титульного листа
Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Курганский государственный университет»
(КГУ)
Кафедра «………………………………»
Допускаю к защите
Заведующий кафедрой__________ / …………………/
(подпись) (фамилия, инициалы)
………………………………………………………
(указать тему выпускной квалификационной работы)
……………………………………………………….
………………………………………………………...
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Разработал студент гр. И/ИЗ-00000 ____________ / ___________________/
(подпись) (фамилия, инициалы)
Направление 00.00.00. полное название направления
Руководитель………………………………… ____________ / ______________/
(должность, ученая степень, звание) (подпись) (фамилия, инициалы)
Курган 2017
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………………….........................3
Глава 1. Детская повседневность как теоретическая проблема……………………………..17
Глава 2. Источники по истории повседневной жизни детей Кургана и округа в 1920-е гг.: особенности, проблемы и методы изучения…………………………………….……………34
Глава 3. Информационный потенциал как проблема источниковедческого исследования……………………………………………………………………………………53
Заключение……………………………………………………………………………………...79
Список источников и литературы……………………………………………………………..83
Приложение
Для темы диплома: «Предметы звериного стиля из могильника Усть-Терсюк-3 в Нижнем Приисетье»
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение........................................................................................................................................3
Глава 1. Описание материалов могильника Усть-Терсюк-3 и их культурная принадлежность...........................................................................................................................11
Глава 2. Зооморфные изображения на артефактах памятника Усть-Терсюк-3 и мифология угорских народов ........................................................................................................................24
Заключение...................................................................................................................................45
Список источников и литературы..............................................................................................49
Приложения
Для темы диплома: «Процесс формирования гражданской идентичности учащихся при изучении отечественной истории в современной российской школе»
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Проблема формирования гражданской идентичности в современном российском образовании………………………………………………………………………………………8
1.1. Понятие гражданской идентичности………………………………………………………8
1.2. Роль образования в становлении гражданской идентичности в современном российском обществе…………………………………………………………………………..16
Глава 2. Образовательные технологии формирования гражданской идентичности в современной школе…………………………………………………………………………….27
2.1. Роль истории в формировании гражданской идентичности школьников……………..27
2.2. Методика формирования гражданской идентичности на уроках истории в школе…………………………………………………………………………………………….35
Глава 3. Практические аспекты диагностики формирования гражданской идентичности на уроках истории………………………………………………………………………………….44
Заключение……………………………………………………………………………………...65
Список использованных источников и литературы……………………………………….....68
Методическое приложение
Для темы диплома: «Исторические взгляды Томаса Карлейля»
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Биография Т. Карлейля……………………………………………………………….11
Глава 2. Учение Т. Карлейля о героях в истории…………………………………………….26
Глава 3. Концепция Французской революции Т. Карлейля…………………………………51
Заключение……………………………………………………………………………………...69
Список источников и литературы……………………………………………………………..72
Приложение
Примеры обоснования актуальности темы
Тема «Повседневная жизнь детей Кургана и Курганского округа в 1920-е гг.: проблемы источниковедческого изучения»
Актуальность. История повседневности одно из актуальных направлений в современной исторической науке. Она обращается к человеку в истории, позволяет по-новому взглянуть на событийную историю, проследить ее влияние на жизнь простых людей, соотнести процессы, происходящие «внизу» и «наверху», оценить степень самостоятельности рядового человека. История повседневности обращается к региональным материалам, многие из которых ранее входили в сферу только краеведческих интересов, вводит в научный оборот источники, не привлекавшие внимания приверженцев событийной истории, предлагает новые методы исследования, в связи с чем часто вносит значительные коррективы в представления о макроисторических процессах. Методы истории повседневности открывают обширное поле для изучения советской действительности и отношения к ней советского человека, дают возможность изучить генезис нации «советского народа».
Это делает актуальным обращение к истории детства, которая занимается изучением периода становления человеческой личности. В силу своей молодости и открытости большинства вопросов, история детства также является одним из востребованных сегодня направлений в исторической науке, еще разрабатывающим собственную методологическую и источниковую базу.
Изучение детской повседневности двадцатых годов XX века дает возможность проследить становление советского человека на самом начальном этапе существования нового государства, а также процесс формирования людей, ставших основой индустриализации и коллективизации тридцатых годов, увидеть, какие меры принимало государство для воспитания и обучения детей, какое место занимало образование и просвещение в государственной политике, как на деле выполнялись государственные постановления в этой сфере, как взрослые того времени относились к детям, школе, государственной политике по этим проблемам. Кроме того, заявленная тема поднимает ряд источниковедческих и методологических проблем изучения детской повседневности указанного периода, связанных с практически полным отсутствием «детских источников», которые являются ключевым материалом в изучении истории детства.
Тема «Оборона Порт-Артура в эго-документах»
Актуальность. Оборона Порт-Артура была важнейшим и самым длительным сражением русско-японской войны, падение крепости во многом решило исход русско-японской войны в целом. Осада крепости показала военной науке новые, ранее не применявшиеся методы войны, широко применялись пулеметы, ограждения из колючей проволоки, ручные гранаты и многое другое.
Русско-японская война привлекла к себе пристальное внимание многих исследователей. Однако героическая оборона крепости не раскрывается полностью в официальной документации, необходимо использование иных документов. Такими документами являются частные записки и воспоминания активных участников обороны крепости, которые на протяжении одиннадцати месяцев жили вместе с солдатами и матросам<