Шаг восьмой – защита курсового проекта
Законченная и оформленная в соответствии с указанными выше требованиями выпускная квалификационная работа представляется научному руководителю, который дает письменный отзыв на работу и подписывает ее. Полностью оформленная выпускная квалификационная работа направляется на рецензию. В рецензии должен быть дан квалифицированный анализ и основных положений рецензируемой работы, оценка актуальности избранной темы, самостоятельности подхода к её раскрытию, наличия собственной точки зрения автора, степени обоснованности выводов и рекомендаций. Наряду с положительными сторонами работы отмечаются недостатки, в частности, указываются отступления от логичности и грамотности изложения материала, выявляются фактические ошибки. Объём рецензии должен составлять от одной до трех страниц.
Защита курсовой работы состоит из представления чистовика курсовой работы кафедральной комиссии, краткого выступления студента (7-10 минут) по теме курсовой работы. В выступлении должна быть охарактеризована тема, указаны цели и задачи, поставленные и решаемые в рамках данной работы, рассказано об источниках, охарактеризована историография, рассказана структура работы, показаны основные результаты и выводы, к которым пришел студент, подчеркнута их оригинальность и новизна (если имеется).
Оценку по курсовой работе выставляет кафедральная комиссия, которая оценивает представленную курсовую работу, отзыв рецензента (если имеется), устный отзыв научного Критерии оценки следующие:
- «отлично»: тема полностью раскрыта, использовано оптимальное количество источников и литературы, автор продемонстрировал высокий уровень источниковедческого и историографического анализа, владения исследовательскими методиками. Курсовая работа правильно оформлена. Защита прошла успешно, автор содержательно выступил и ответил на поставленные вопросы. График представления работы соблюден;
- «хорошо»: тема в целом раскрыта, однако работа имеет недостатки в области источниковедческого и историографического анализа, в проведенном исследовании. Защита прошла неубедительно, автор не сумел ответить на ряд вопросов. Есть ошибки в оформлении работы. Нарушен график представления работы;
- «удовлетворительно»: работа несамостоятельная, носит откровенно реферативный характер, то есть переписана из нескольких книг с минимальной авторской работой с источниками или вообще без оной. Число источников, статей и книг, к которым обратился автор, явно недостаточно для качественного раскрытия темы. Работа является «подражательной». Неубедительная защита. Отсутствие ответов на большинство вопросов комиссии. Ошибки в оформлении работы. Допущены нарушения графика представления курсовой работы.
Оценка «неудовлетворительно» на защите, как правило, не ставится: столь слабые работы просто не выпускаются на защиту научным руководителем, который обязывает студента в рамках дополнительной сессии довести уровень работы хотя бы до «удовлетворительно».
Однако выставление оценки «неудовлетворительно» на защите возможно, если будут установлены грубые нарушения, например, факт прямого плагиата, когда курсовая полностью списана с курсовой «старших товарищей», с какой-либо книги (с копированием ссылок на издания, которые студент на самом деле и не видел), когда курсовая взята из Интернета или установлен факт ее заказа для написания стороннему лицу. Иными словами, оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент на защите пытается выдать чужую работу за свою.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Образец оформления титульного листа дипломной работы
Министерство образования и науки РФ
Ульяновский государственный университет
Кафедра истории Отечества
НАЗВАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Курсовая работа
Выполнил(а) студент(ка) _ курса
Фамилия Имя отчество (именительный падеж)
Научный руководитель:
канд. ист. наук, доцент
Иванов И.И.
Работа защищена
«___»_____2012г.
Оценка___________
Научный руководитель
___________подпись___________
Ульяновск 2012
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Образец оформления оглавления
ОГЛАВЛЕНИЕ.
Введение. …………………………………………………………….………………..С. 3- 18
Глава I.
§1. …………………………………………………………… …………………..С.19-32
§2.……………..………………………………………………………….…….. С. 32-47
§3……………… .…………………………………………..……………..…… С. 47-6.
Глава II.
§1. ……………………………………………………………………………......С. 63-72
§3………………………………………………………………...…….…...........С. 72-85
Заключение………………………………………………………………….….…….С.86-89
Список источников и литературы.………………………………………..С.89-95
Приложения………………………………………………………………….…… …С.95-105
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Список глаголов, употребляющихся при аннотировании, реферировании и рецензировании[5]
Глаголы, употребляемыедляперечисления основных вопросов:автор рассматривает, описывает, анализирует, называет, раскрывает, говорит, разбирает, показывает, излагает, освещает, останавливается, сообщает.
Глаголы, употребляемые дляобозначения исследовательского или экспериментального материала:автор исследует, высказывает, разрабатывает предположение, доказывает, выдвигает, выясняет, считает, утверждает, полагает.
Глаголы, употребляемые дляпередачи определений и градаций, классификации конкретных проблем, вопросов: автор определяет (дает определение), перечисляет (признаки, черты, свойства), характеризует, сравнивает, формулирует, сопоставляет, констатирует.
Глаголы, употребляемые для перечисления вопросов, рассматриваемых в первоисточнике попутно:автор касается, замечает, затрагивает, намечает, упоминает.
Глаголы, передающие слова и мысли, которые автор первоисточника выделяет особо:автор выделяет, отмечает, подчеркивает, утверждает, повторяет, специально останавливается, неоднократно возвращается, обращает внимание, уделяет внимание, концентрирует внимание, заостряет внимание, акцентирует внимание, сосредоточивает внимание.
Глаголы, используемые для обобщений, подведения итогов:автор делает вывод, подытоживает, приходит к выводу, обобщает, подводит итоги, суммирует
Глаголы,фиксирующие, отмечающие аргументацию автора первоисточника с использованием примеров, цитат, иллюстраций, цифр, всевозможных данных:
автор приводит примеры(цифры, таблицы), ссылается, опирается, аргументирует, обосновывает, иллюстрирует, подтверждает, доказывает, сравнивает, сопоставляет, соотносит, исходит, противопоставляет, цитирует
Глаголы,используемые для выражения позиции автора:
автор соглашается (согласен), возражает, противоречит, спорит, опровергает, полемизирует, критикует, расходится во взглядах, выдвигает (приводит) возражения, аргументы доказательства
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Список определений оценочного характера[6]
Проблема - научная, фундаментальная, актуальная, насущная, важная, ключевая, ведущая, острая, частная, глобальная, надуманная, неразрешимая.
Вопрос - актуальный, принципиальный, теоретический, практический, общий, конкретный, важный, коренной, сложный, спорный, правомерный.
Цель - важная, главная, основная, научная, практическая, конкретная, реальная, поставленная, указанная.
Задача - первоочередная, ближайшая, конечная, поставленная, намеченная, коренная, узловая, особая, конкретная, определенная.
Направление - ведущее, главное, решающее, основное, генеральное, важнейшее, правильное, ошибочное, избранное, намеченное, указанное, следующее.
Изучение - объективное, экспериментальное, теоретическое, практическое, сравнительное, опытное, непосредственное, специальное, длительное, постоянное, систематическое, дальнейшее, углубленное, интенсивное, глубокое, всестороннее, детальное, тщательное, внимательное.
Исследование - научное, объективное, теоретическое, экспериментальное, опытное, общее, конкретное, классическое, фундаментальное, всестороннее, систематическое, обширное, углубленное, глубокое, детальное, подробное, актуальное, серьезное, сложное, ценное.
Путь (изучения) - простой, сложный, неправильный, верный, рациональный, оптимальный; опытным путем; путем тщательного анализа, длительного изучения, всестороннего наблюдения.
Наблюдения - научные, объективные, специальные, визуальные, точные, тщательные, многочисленные, многократные, постоянные, регулярные, важные, глубокие, дальнейшие, непосредственные, простые, сложные, данные, указанные, проведенные
Эксперимент - аналогичный, подобный, проверочный, новый, важный, интересный, блестящий, убедительный, уникальный, успешный, намеченный, задуманный, проведенный.
Анализ- научный, объективный, конкретный, проведенный, всесторонний, обстоятельный, полный, исчерпывающий, детальный, сравнительный, тщательный, точный, глубокий.
Материал - научный, экспериментальный, справочный, статистический, фактический, собранный, систематизированный, полученный, имеющийся, использованный, большой, богатый, обширный, разнообразный, достаточный, достоверный, неподходящий.
Данные - опытные, косвенные, конкретные, расчетные, цифровые, современные, последние, прежние, точные, проверенные, исчерпывающие, полные, дополнительные, полученные, исходные, ценные, надежные, убедительные.
Факт- реальный, конкретный, общеизвестный, достоверный, неопровержимый, несомненный, бесспорный, очевидный, убедительный.
Информация- точная, исчерпывающая, полная, подробная, накопленная, существенная, важная, ценная, необходимая, получаемая, оперативная, достаточная, новая, текущая.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Список оценочных конструкций[7]