Колыбель человечества по представлениям аккадцев, ассирийцев и вавилонян
Мы видим здесь, вплоть до мельчайших подробностей, точное воспроизведение арийской концепции горы Меру, или Алборджа, со всем, к ней относящимся. Здесь прибежище небесной иерархии, находящееся на вершине горы Харсак, или священной горы, которая пронзает небо точно на месте Полярной звезды.
О. Д. Миллер
Мы уже видели, что доисторические обитатели бассейна Тигра и Евфрата, которых одни называют
аккадцами, другие — шумерами, третьи — аккадо-шумерами, знали, как и все другие азиатские народы,
свою Мировую гору, на вершине которой был небесный рай и вокруг которой вращались Солнце, Луна и
звезды. В нашу задачу теперь входит локализовать эту гору ещё более точно и обсудить её роль в нашей
гипотезе, касающейся местонахождения Эдема.
В настоящее время не возникает вопроса, что Земля — это сфера, как считали эти древние народы. С
их идеями никто не знаком ближе, чем Франсуа Ленорман, археолог, который сказал: «Халдеи, как говорил Диодор Сицилийский (кн. II, 31), имеют собственное мнение о форме Земли; они представляют ее себе
в форме перевернутой лодки, пустой изнутри». Такое мнение дожило до последних халдейских греческих
школ; их астрономы верили в это и пытались, судя по Диодору, поддержать его научными аргументами. Оно отличается очень древним происхождением, это остатки идей аккадского периода... Представим себе перевернутую лодку, причем не такую, к какой мы привыкли, а круглую, подобную той, какой и сейчас
пользуются, называя её «куфа», на берегах нижнего Тигра и Евфрата и какая во множестве представлена
на исторических скульптурах ассирийских дворцов; бока этой круглой лодки выгнуты наружу в точках её
наибольшей ширины, так что по форме она подобна пустой сфере, лишенной двух третей своей высоты (?)
и имеющей круглое отверстие в точке раздела. Такова была форма Земли по представлениям авторов аккадской магической формулы и халдейских астрологов. Мы должны бы выразить ту же идею в наше время,
сравнив её с апельсином, с которого срезана верхушка и сам апельсин опрокинут и опирается на срезанную часть. Верхняя и выпуклая поверхности образуют саму землю, обитаемую землю (ki), или поверхность,
состоящую из суши и воды (ki-a), которой также дано объединяющее название kalama, или «страны» (1).
Известно, что в мелких подробностях Диодору не всегда можно верить. Он не был критичным обозревателем. В то же время в том виде, в котором он донёс до нас одно из древних халдейских уподоблений (2) и с помощью которого разъяснял истинный вид Земли, нельзя не думать, что Земля снизу пуста, —
заключение, подсказанное пустой лодкой. Этот вывод грека надо оставить на его ответственности. Правда,
Ленорман в работе, из которой выше приведена цитата, старается приписать аккадской космологии идею
полой сферы, сказав: «Внутренняя пустота, открытая снизу, была земной бездной (ge), где мертвые находили свое прибежище (kur-nu-de, ki-gal, aralli). Центральным местом был низ, или, как его называли, «корень» — uru, основа всего мироустройства; это мрачное место обозначало ночные странствия солнца» (3). Но при рассмотрении этого становится ясно, что данная попытка вовлекла автора в несостоятельные суждения, и их по меньшей мере три. Во-первых, если солнце ночью бывает под землей, даже в её внутренней части, то его орбита не может проходить вокруг Мировой горы, что находится к северо-востоку от Вавилона, как об этом пишет автор. Во-вторых, если aralli — прибежище мертвых — находится внутри пустотелой Земли, оно не может быть к северу от Вавилона, как это предстает в тексте. В-третьих, если внутреннее пространство Земли заполнено пустотой, то как может её центральная часть называться «корнем (uru) и служить основанием всей структуры мира»? Вряд ли можно предположить, что основанием мира может служить пустота. Для тех, кто далек от специализации по этим вопросам, такое uru может, скорее всего, означать антарктическую гору Tap-en-to, в представлениях древних египтян, или Ку-Меру Древней Индии.
Но пришло время вернуться к аккадцам или аккадо-шумерам и их Горе богов. Снова цитируем Ленормана: «Над землей распростёрлось небо (аnа), усыпанное звездами (mul) и вращающееся вокруг Восточной горы (Kharsak Кurrа), колонны, которая соединяет небеса и землю и служит осью небесного свода. Наивысшей точкой неба, зенитом (nuzku) (4), не были ни эта ось, ни полюс, — наоборот, он находился непосредственно над страной Аккад, которая считалась центром обитаемых земель, а гора, которая была точкой опоры звездного неба, находилась к северо-востоку от этой страны. За горой и тоже к северо-востоку лежала земля aralli, чрезвычайно богатая золотом, и в ней обитали боги и святые духи» (5).
Здесь мы видим Восточную гору, которая находится не на востоке, а на северо-востоке. В другом месте текста автор полностью признает идентичность этой горы с горой Наr-Moed (Книга пророка Исаии, 14:14) и затрудняется в определении её места где-либо, кроме Северного полюса (6). Он не приводит свидетельства из клинописных текстов для её локализации, кроме северо-востока, и фиксация этого направления выглядит у него как компромисс с самим собой. «Мы должны заключить» — это его формулировка. Единственная причина его раздумий о другой локализации (помимо северной) — это клинописное выражение, которое, как кажется, стремится сделать гору Харсак Курра
(Kharsak Kurra) в то же время и «горой солнечного восхода» (7).
А это, безусловно, вместо того чтобы стать причиной поисков среди гор к востоку от Ассирии и Вавилона, должно быть правильно принято как точное указание на поиск в стороне севера (8).
Ещё одно утверждение в этом источнике требует пояснений. Автор как будто ожидал, что читатели
обязательно локализуют гору, описанную как «колонна, которая соединяет небо и землю и служит осью
небесного свода», под небесным полюсом; и, полагая, что с такой локализацией не согласуются клинописные тексты, которые помещают небесный полюс непосредственно над Аккадом (или Аккадией), «центром
обитаемых земель», он вводит замечание о том, что «высочайшая точка в небесах» была «не осью или
полюсом; напротив, она располагалась непосредственно над страной Аккадией, которая рассматривалась как
центр обитаемых земель, в то время как гора, служившая «стержнем» звёздных небес, находилась к северо-востоку от этой страны».
Естественно, трудно не согласиться со столь выдающимся авторитетом, но поскольку Иоахим Менар в
работе столь же недавней, как та, которую мы цитировали, соглашаясь с Ленорманом, что Аккад — это
традиционный «центр земли», всё же расходится с ним в том, что помещает именно в эту центральную страну «гору, на которую опирается небо с неподвижными звёздами» (9). Вследствие изложенного мы не можем избегнуть вывода, что у Ленормана разница между зенитом Аккада и небесным полюсом основана на неверном толковании и может привести только к путанице. Разрешение затруднений будет найдено в тот момент,
когда мифологический Аккад будет признан циркумполярной родиной, в память о которой получил своё название Аккад Тигро-Евфратской равнины (10). Это предположение существенно подкрепляют три важных факта: 1) оба имени, Аккад и Шумер, не ассиро-вавилонские, а заимствованные из более древнего доисторического языка (11); 2) этимологический смысл и нарицательный характер названия «Аккад» явно сближают его с далекой страной на северно-полярной вершине Земли (12).
И наконец, третье из указанных обстоятельств: недавно найденные таблицы вынуждают ассирологов
признать существование двух Аккадов — один на Тигро-Евфратской равнине и другой — гораздо дальше к
северу; но пока ещё ни один из этих учёных не заглядывал так далеко, как к полюсу (13).
Если понадобятся дальнейшие доказательства того, что Харсак Курра ранних обитателей Месопотамии идентична северно-полярной Горе жизни Египта и окружающих азиатских народов, они могут быть найдены при исследовании их концепций по вопросу области для душ мёртвых, как и их представлений о Горе повелителей мёртвых, являвшейся антиподом Горы богов. Аккадцы, как и большинство древних людей,
считали, что прибежище мёртвых расположено на юге. Их подземный мир был просто южной, или нижней,
полусферой Земли, и они не могли поместить его в каком-либо другом направлении. Давая названия странам света, аккадцы называли поэтому и сам юг «погребальным местом» (14). В этой части была расположена Гора повелителей мёртвых. Она была под землей, или Южной полярной проекцией Земли.
Это соответствует южно-полярной Горе демонов у индусов и египтян. Даже Ленорман, который ошибочно поместил Гору богов на востоке, логически пришёл к другой ошибке — к локализации Горы повелителей мёртвых на западе, всё же неосознанно подтверждает её истинное положение, заявляя, что она находится «в нижних частях земли» (15). И в другом месте он говорит, что в аккадском языке слова «нисходить» и «направляться на юг» — синонимы (16).
Но мы вместе с профессором Фридрихом Деличем помещаем аккадскую гору Харсак Курра на севере (17). Всё становится ясным и вполне согласованным, когда изначальный Аккад окажется эквивалентом индусской Илавриты и иранского Кванираса. Тогда первичный Аккад является «центром всех земель» в том смысле, в каком Илаврита и Кванирас являются таковыми в соответствующих мифологических системах. А поскольку в обеих этих системах Гора богов стоит в центре этой центральной области, то и Харсак Курра, и Су-Меру, и Хара-Березайте, и Куньлунь — все они находятся точно под Полярной звездой, и именно это верно относительно Харсак Курра. Поскольку же великолепие прибежища богов всегда превыше всего прочего, то и вершина Харсака прекрасней всех описаний. Подобно тому как солнце, луна и звезды кружатся вокруг индусской, иранской и китайской гор, так и Харсак есть точка, «на которую опирается небо со всеми звёздами». Более того, с его вершины стекает эта река Эдема, которая, как Ганга и Ардви Сура, обводняет всю землю (18).
При таких условиях наш искренний читатель будет уже, наверное, подготовлен к восприятию тех слов
О. Д. Миллера, которые мы вынесли в эпиграф к этой главе, и скажет вместе с Джералдом Мэсси, но лишь с
более четким пониманием: «Колыбелью аккадского народа была Мировая гора, та Гора сонма богов на устоях
севера... Первой мифологической горой была Гора Семи Звезд, Семи Ступеней, Семи Шагов, Семи Пещер,
которые являлись небесным Севером как местом зарождения изначального движения и изначального времени.
Эта начальная точка в высоких небесах явилась оригиналом для многих копий внизу на земле... Аккадцы ведут
отсчет от Урдху, области северной Мировой горы» (19).
-----
(1) Chaldaean Magic. P. 150.
(2) Такой образ использовался и египтянами, и другими древними народами. См.: Wilford, in: Asiatic Researches. Vol. VIII. P. 274, а также статьи и работы по «The Ark» и «Arkite Symbols» (no символике
Ковчега).
(3) Asiatic Researches. Vol. VIII. P. 150. Стоит отметить, что выражение «корень мира», или «земной корень», применялось и в японской мифологии для определения подземной области мрака. См.: “Shintoism”, by Griffis in: McClintock and Strong. Cyclopaedia. Vol. IX. P. 688.. ..,
(4) Раки, во французском издании.
(5) Chaldaean Magic. P. 150.
(6) Fragments de Berose. P. 392, 393.
(7) Ценно его более позднее указание о горе: «Эта Мировая гора является местом, где обитают боги... Она расположена на севере, как говорит нам Yescha'yāhoū; об этом говорят и клинописные документы, или аккадское выражение garsag babbara, эквивалентное ассирийскому šad cit šamši, то есть гора подъёма, что подобно синониму аккадского определения garsag kurkurra, эквивалентного ассирийскому šad matāti. Отсюда мы должны сделать вывод, что это к северо-востоку от бассейна Тигра и Евфрата, именно там её помещают. Она находится на востоке, её аккадское название mer kurra, как и ассирийское šadū, обозначает «самую вершину горы», и смысл этого поясняется аккадским вариантом mer'garsag, где это слово бесспорно
имеет смысл «гора», и подменяется его синонимом kur, чьё значение могло быть сомнительным». Les Origines de 1'Histoire. Vol. II, I. P. 126.
(8) См.: Menzel. Die vorchristliche Unsterblichkeitslehre. Bd. I, chapt. «Der Sonnengarten am Nordpol». P. 87—93.
(9) «Страну Аккад рассматривают, по наиболее древним традициям, как центр Земли; именно там поднимается гора, на которую опирается небо со звездами». Babylone et la Chaldee. Paris, 1875. P. 46.
(10) Сравните это с первоначальным названием Вавилона Tin-tir-ki, «Место Древа Жизни». Lenormant. Beginnings of History. P. 85.
(11) «Установлено, что названия Аккад и Шумер не принадлежат к ассиро-халдейскому языку. Они относятся к предшествующему языку, и мы знаем из разъяснений самих ассирийцев, что «Аккад» — это слово, означающее гору». Menant. Babylone et la Chaldee. Paris, 1875. P. 47.
(12) «Аккад — это, кроме того, некая возвышенная земля, а не низменность, расположенная у моря; это слово также объясняется посредством слова tilla, высота». С. Р. Tiele. Is Sumer en Akkad hetzelfde als Makan en Melucha? Amsterdam, 1883. P. 6. (Являются ли Шумер и Аккад тем же, что Макан и Мелуха?). Ср. предыдущую сноску: Аккад — это «гора». А также см.: Smith. The Phonetic Values of the Cuneiform Characters. London, 1871. P. 17.
(13) См.: Proceedings of the Society of Biblical Archaeology. London, Nov., Dec., 1881. «Пинчес, сообщая о Парижской таблице (текст записан клинописью, но предполагают, что он происходит из Каппадокии), замечает: «При этом задевается вопрос об исходной родине аккадцев... Как кажется, страна к северу от Ассирии тоже называлась Аккад, так же как и северная часть Вавилона; соседняя Каппадокия может быть рассматриваема как родина аккадского народа, это вполне возможное объяснение, и т. д." ». Brown. Myth of Kirke. London, 1883. P. 87. Финци в своей «Carta del Mondo conosciuto dagli Assiri tracciata secondo le inscrizioni cuneiformi» не пытается локализовать ни Аккад, ни Харсак Курра.
(14) Chaldaean Magic, Eng. ed. P. 168, 169. Compare F. Finzi. Ricerehe per lo Studio dell'Antichita Assira. Turin, 1872. P. 109, note 18.
(15) Origines. Т. II, I. Р. 134.
(16) The Beginnings of History. P. 313.
(17) Wo lag das Paradies? P. 121.
(18) Об этих небесных источниках Ленорман говорит так: «...и небесный фонтан Ghetim-kour-kou горы в стране халдеев. И он, именуемый по-аккадски «источником, который омывает святую гору», называется «дочерью океана», и к нему обращаются как к богине, имеющей жизненное воплощение, подобное иранской Ардви Суре
Анахите. Наличие у халдеев веры в источник мифической воды, из которого происходят все земные реки, поддерживается, как кажется, упоминанием о реке (название которой, к несчастью, было на утраченной части таблицы, содержавшей это описание), которую определяют как «мать рек». Origines. Т. II, I. Р. 133. Ср.: Siouffi. La Religion des Soubbhas ou Sabeens. Paris, 1880. P. 7n., где Евфрат предстает как поднимающийся по небесному раю под троном Аватха, а этот трон находится под Полярной звездой.
(19) A Book of Beginnings. London, 1881. Vol. II. P. 520.
ГЛАВА 7