Часть vi. значение наших результатов

ГЛАВА 1. СООТНОШЕНИЕ НАШИХ РЕЗУЛЬТАТОВ С ИЗУЧЕНИЕМ БИОЛОГИИ И ФИЗИКИ ЗЕМЛИ

Непосредственно влияющие науки. — Поддержка археологии биологией. — Поддержка биологии археологией. — Узость биологии с археологией. — Проистекающий отсюда вред. — Верная коррекция. — Новейшие обобщения в палеонтологии. — Возражения в двух мифах персов. — Полнота земной жизни в индуизме. — Это урок для специалистов по вопросу происхождения жизни. — Необычные биологические условия. — Они наиболее благоприятны на полюсах. — Жизненные преимущества на Северном полюсе. — Нарастающая

привлекательность исследований полюса.

ГЛАВА 2. СООТНОШЕНИЕ НАШИХ РЕЗУЛЬТАТОВ С ИЗУЧЕНИЕМ ДРЕВНЕЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Примитивный человек у Дарвина. — Как он открыл небо. — А также бесконечно высокие деревья. — О «короткой памяти» ведических жертвоприносителей. — Океан обилия их представлений. — Мнения Банбери об изучении Гомера. — Искажения в толкованиях древней мысли. — Заново разъясняемая космология Гомера. — Первое — о движении Солнца. — Второе — о месте ада. — Третье — о водной системе космоса. — Четвёртое — об Олимпе богов. — Пятое — о Столбах Атланта. — Искаженные методы, выявленные нашими результатами. — Значение их для будущего.

ГЛАВА 3. СООТНОШЕНИЕ НАШИХ РЕЗУЛЬТАТОВ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПРОБЛЕМЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ РЕЛИГИИ И ЕЁ САМЫХ РАННИХ ФОРМ

Оценка этнического пантеизма. — Разногласие по Юму. — Доктрина Конта. — Мюллер опровергает примитивный фетишизм. — Схема сэра Джона Лаббока. — Опровержения Роскоффа и других. — Теория Каспари. — Теория Жюля Бэсака. — Распространенная приближенность учений. — И о происхождении искусства. — И о силе интеллекта первочеловека. — И о его сверхфетишизме. — И о его моногамной форме семьи. — И о его склонности к единобожию. — Семь заключений.

ГЛАВА 4. СООТНОШЕНИЁ НАШИХ РЕЗУЛЬТАТОВ С ФИЛОСОФИЕЙ ИСТОРИИ И ТЕОРИЕЙ РАЗВИТИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Поборники теории первобытной дикости. — Их доктрина. — Связанная с дикостью глупость первочеловека. — Представления доктора Вильгельма Маннхардта. — Важнейшее изначальное открытие. — Дафна — это не дерево. — Настойчивость в утверждении долгой жизни до потопа. — Новое вавилонское смешение языков. — Девять памятных заметок. — Начальная история человека. — Древний библейский и истинный взгляды на народы. — Допотопный век по Платону. — Консенсус всех древних религий. — «Каменный век» по нашим результатам. — Происхождение послепотопных законов и государств. — Воображаемое собеседование. — Устные показатели язычества. — К тем, кто не слышит Моисея и Пророков. — Заключение.

ПРИЛОЖЕНИЯ

I. Земля, по Колумбу, не настоящая сфера

II. Как была заселена Земля

III. Получение «истинного ключа»

IV. Земля и мир у индусов

V. Грилл о Мировом столбе в Ригведе

VI. Прибежище мёртвых у Гомера

VII. Новейшие полярные исследования

VIII. Ценность правдивости ранней традиций

ПРЕДИСЛОВИЕ

Эта книга — не труд мечтателя. Ее источником не служит и любовь к научным парадоксам. Равным образом она и не хитро выдуманная сказка, сочиненная в русле специфических тенденций современной науки, философии или религии. Это серьезная и искренняя попытка отразить то, что, по мнению автора, есть верное и окончательное решение величайшей и самой пленяющей умы проблемы из всех, касающихся истории человечества.

Нельзя считать странным тот факт, что это решение не было представлено раньше. Предположение, что изначальный Эдем располагался у Северного полюса, кажется на первый взгляд наиболее невероятным из всех диких и своевольных парадоксов. И лишь в течение жизни нашего поколения прогресс геологических открытий избавил эту гипотезу от фатальных предшествующих мнений о ее невероятности. Более того, легко можно увидеть, что при жизни предыдущего поколения нельзя было предпринять проводимую в этой книге попытку решения проблемы, так как оно могло стать результативным лишь в связи с недавно сложившимися так называемыми сравнительными науками, а самые поразительные из приводимых нами доказательств как в области физики, так и антропологии и есть новейшие выводы этих современных наук. Даже пять лет назад (1) еще не существовало наиболее интересных и неоспоримых в ряду приводимых нами аргументов.

Но интерес, который столь долго проявлялся к данной проблеме и породил многие попытки ее решения, никогда не заявлял о себе так сильно, как сегодня. В течение века устарели многие другие вопросы, только не эти. Чем дальше продвигался современный мир в области знаний, тем более требовательно нарастала необходимость отыскать её весомое решение. Как никогда прежде, люди стали остро чувствовать, что до тех пор, пока не будет определен стартовый пункт человеческой истории, исследователи — историки, археологи, палеонтологи — будут «блуждать в потёмках». До того момента, пока по-новому не будет освещена проблема исходной родины и доисторических миграций человека, никто из этнографов, филологов, мифографов, теологов и социологов не сможет создать нечто, не подлежащее глубинным изменениям. Поэтому все антропологические знания и все науки, связанные с антропологией, выглядят в данный момент как бы пребывающими в состоянии сомнения и выжидания, недостатка изначально необходимых данных.

Тем, кто верит в Апокалипсис или просто в древнейшие и освященные веками этнические традиции, данная книга покажется необычайно интересной. Многие годы общественное мнение подвергалось воспитанию в пределах узкого натурализма, и в мировоззрении отводился лишь небольшой уголок для чего-то экстраординарного, кажущегося сверхъестественным. Десятилетие за десятилетием представители этого учения измеряли естественные явления, происходившие в каждом веке, мелкой единицей измерения, соответствовавшей их собственному опыту во времени и в пространстве. Столь долго и успешно догматизировали они постоянство законов природы и униформизм её сил, что в конце концов это привело к отсутствию малейших проявлений мужества, которые сделали бы возможным для интеллигентного человека перед лицом своего поколения открыто признаться в своей вере, к примеру, в то, что некогда существовали люди огромного роста, длительность жизни которых приближалась к тысяче лет.

Особенно клирики и христианские учители и писатели на темы библейской истории испытывали затруднение, встречаясь с распространенным недоверием к этим сюжетам; и часто ощущая, что это недоверие они и сами разделяют в какой-то степени. К ним всем и, несомненно, к более широко мыслящим в среде самих натуралистов относится то, что они не могли, не приветствовать новую философию, утверждавшую, что все экстраординарные эффекты порождаются адекватными экстраординарными причинами.

Выполнение плана данной книги — это все, что только мог пожелать автор. Развитию и расширению аргументации (материалы для этого должны быть тщательно собраны по всем областям знаний) может посвятить неограниченный труд своей жизни более широко и глубоко мыслящий ученый. Писателю же, загруженному заботами трудовой исполнительной службы, не хватало и свободного времени, и средств, необходимых для выполнения столь высокой задачи. Поэтому лучшее, что он мог сделать, —

посвятить два летних отпуска написанию этой книги и предоставить ее миру. У него нет сомнений в правильности своей точки зрения, и он уверен в готовности научного мира воспринять ее.

К этим предварительным замечаниям следует добавить, что, помимо своей непосредственной цели, книга представляет интерес и, как надеется автор, ценность в качестве вклада в новорожденную науку, именуемую сравнительной мифологией. В добавление к авторским словам «Истинный ключ к древней космологии и мифической географии», стало возможным привести в порядок и интерпретировать великое разнообразие древних космологических и географических утверждений, ранее не понятых современными учеными. Например, здесь впервые объясняются происхождение и значение понятия «Мост Чинват». Указание на полюсоцентрический характер, общий для мифических систем священной географии, свойственных всем древним народам, окажется новым для читателя. Новый свет брошен и на вопросы о священных странах света и их нахождении, о месте, где располагалось прибежище душ умерших, о характере и положении Космического Древа, на направление обратнотекущей реки Океан, на корреляцию «пупов» Земли и небес — не будем все их здесь перечислять. Все это вряд ли пройдет мимо проявления живого интереса со стороны ученых и учителей, занятых работами по древней мифологии и мифической географии.

Свежий вклад в науку о Гомере, касающийся правильного понимания его космологии, докажет свою ценность для занимающихся этим ученых. И безусловно, эта книга написана не зря; в конце концов, для всех, кого она может привести к тем систематическим и разумным методам преподавания, которые столь долго отбрасывались в университетах и классических школах, но крайне важны в области таких наук, как древняя космология и мифическая география.

Нельзя, конечно, ожидать, что автор избежал ошибок и поверхностных выводов, когда пересекал столь многие и разнообразные поля исследовательской работы; иные из них лишь недавно были открыты первопроходцами в науке. Он только просит, чтобы любые подобные пятна, которые сможет обнаружить более компетентный ученый или которые могут быть выявлены в процессе прогресса знаний, не были использованы для нанесения ущерба верной аргументации, но подвергались искренней и приносящей пользу критике.

Автор с глубоким уважением вверяет эту работу всем обладающим духом поиска истины — не только терпеливым исследователям природы, но в равной мере и историкам, литераторам, религиеведам. И особенно он адресует ее тем жаждущим и пребывающим в ожидании «сыновьям королей», чьи переживания так прекрасно описал X. К. Андерсен: «Некогда жил сын короля. Ни у кого не было столь много прекрасных книг, как у него. Он мог узнать из них обо всем, что происходило в мире, и увидеть это на великолепных гравюрах по меди. Он мог обрести знания о каждом народе и о каждой земле, но не мог узнать, где найти Райский сад, — об этом в книгах не было ни слова. А между тем именно об этом он думал больше всего».

У. Ф. Уоррен, Бостон

-----

(1) Читателю не следует забывать, что книга впервые увидела свет в 1885 году. — Прим. ред.

ЧАСТЬ I

Наши рекомендации