Масленица. Масленичные обряды
Масленичные обряды во многом сходны с новогодними. Они содержат игры, песни, ряжение. Как отмечал в XIX веке известный фольклорист И.П. Сахаров, все дни масленой недели имеют свои особые названия: понедельник – "встреча", вторник – "заигрыши", среда – "лакомка", четверг – "широкий" ("широкая Масленица"), пятница – "тещины вечеринки", суббота – "золовкины посиделки", воскресенье – "прощеный день" (проводы).8
Историк и бытописатель М.И. Пыляев в книге "Старое житье" описывал гуляния на Масленицу:
"В ряду разных увеселений старого времени первое место занимали также катальные горы, карусели, качели и т. п. игры. Все эти удовольствия были устроены на площадях для увеселения народа во всю масленицу".9
Самой популярной забавой на Масленицу считалось катание на санках, сооружение снежных городков и взятие их приступом.
Символом масленичных обрядов являлся блин. Он напоминал солнце и был связан с поклонением древних славян богу солнца – Яриле.
Миф о Солнце рассказан писателем П. И. Мельниковым-Печерским в его романе "В лесах":
"Вот сказанье наших праотцов о том, как бог Ярило возлюбил Мать Сыру Землю и как она породила всех земнородных.
Лежала Мать Сыра Земля во мраке и стуже. Мертва была – ни света, ни тепла, ни звуков, никакого движенья.
И сказал вечно юный, вечно радостный светлый Яр:
“Взглянем сквозь тьму кромешную на Мать Сыру Землю, хороша ль, пригожа ль она, придется ли по мысли нам?”
И пламень взора светлого Яра в одно мановенье пронизал неизмеримые слои мрака, что лежали над спавшей Землею. И где Ярилин взор прорезал тьму, тамо воссияло солнце красное.
И полились через солнце жаркие волны лучезарного Ярилина света. Мать Сыра Земля ото сна пробуждалася и в юной красе, как невеста на брачном ложе, раскинулась... Жадно пила она золотые лучи живоносного света, и от того света палящая жизнь и томящая нега разлились по недрам ее.
Несутся в солнечных лучах сладкие речи бога любви, вечно юного бога Ярилы: “Ох ты гой еси. Мать Сыра Земля! полюби меня, бога светлого, за любовь за твою я украшу тебя синими морями, желтыми песками, зеленой муравой, цветами алыми, лазоревыми; народишь от меня милых детушек число несметное...”
Любы Земле Ярилины речи, возлюбила она бога светлого и от жарких его поцелуев разукрасилась злаками, цветами, темными лесами, синими морями, голубыми реками, серебристыми озерами. Пила она жаркие поцелуи Ярилины, и из недр ее вылетали поднебесные птицы, из вертепов выбегали лесные и полевые звери, в реках и морях заплавали рыбы, в воздухе затолклись мелкие мушки да мошки... И все жило, все любило, и все пело хвалебные песни: отцу – Яриле, матери – Сырой Земле.
И вновь из красного солнца любовные речи Ярилы несутся: “Ох ты гой еси. Мать Сыра Земля! разукрасил я тебя красотою, народила ты милых детушек число несметное, полюби меня пуще прежнего, породишь от меня детище любимое”.
Любы были те речи Матери Сырой Земле, жадно пила она живоносные лучи и породила человека... И когда вышел он из недр земных, ударил его Ярило по голове золотой вожжой – ярой молнией. И от той молоньи ум в человеке зародился. Здравствовал Ярило любимого земнородного сына небесными громами, потоками молний. И от тех громов, от той молнии вся живая тварь в ужасе встрепенулась: разлетались поднебесные птицы, попрятались в пещеры дубравные звери, один человек поднял к небу разумную голову и на речь отца громовую отвечал вещим словом, речью крылатою... И, услыша то слово и узрев царя своего и владыку, все древа, все цветы и злаки перед ним преклонились, звери, птицы и всяка живая тварь ему подчинилась.
Ликовала Мать Сыра Земля в счастье, в радости, чаяла, что Ярилиной любви ни конца, ни края нет... Но по малом времени красно солнышко стало низиться, светлые дни укоротились, дунули ветры холодные, замолкли птицы певчие, завыли звери дубравные, и вздрогнул от стужи царь и владыка всей твари дышащей и не дышащей...
Затуманилась Мать Сыра Земля и с горя-печали оросила поблекшее лицо свое слезами горькими – дождями дробными. Плачется Мать Сыра Земля: “О ветре ветрило!.. Зачем дышишь на меня постылою стужей?.. Око Ярилино – красное солнышко!.. Зачем греешь и светишь ты не по-прежнему?.. Разлюбил меня Ярило-бог – лишиться мне красоты своей, погибать моим детушкам, и опять мне во мраке и стуже лежать!.. И зачем узнавала я свет, зачем узнавала жизнь и любовь?.. Зачем спознавалась с лучами ясными, с поцелуями бога Ярилы горячими?..” Безмолвен Ярило. “Не себя мне жаль, – плачется Мать Сыра Земля, сжимаясь от холо- да, – скорбит сердце матери по милым по детушкам”.
Говорит Ярило: “Ты не плачь, не тоскуй, Мать Сыра Земля, покидаю тебя ненадолго. Не покинуть тебя на время – сгореть тебе дотла под моими поцелуями. Храня тебя и детей наших, убавлю я на время тепла и света, опадут на деревьях листья, завянут травы и злаки, оденешься ты снеговым покровом, будешь спать- почивать до моего приходу... Придет время, пошлю к тебе вестницу – Весну Красну, следом за Весною я сам приду”.
Плачется Мать Сыра Земля: “Не жалеешь ты, Ярило, меня, бедную, не жалеешь, светлый боже, детей своих!.. Пожалей хоть любимое детище, что на речи твои громовые отвечал тебе вещим словом, речью крылатою... И наг он и слаб – сгинуть ему прежде всех, когда лишишь нас тепла и света...”.
Брызнул Ярило на камни молоньей, облил палючим взором деревья дубравные. И сказал Матери Сырой Земле: “Вот я разлил огонь по камням и деревьям. Я сам в том огне. Своим умом-разумом человек дойдет, как из дерева и камня свет и тепло брать. Тот огонь – дар мой любимому сыну. Всей живой твари будет на страх и ужас, ему одному на службу”.
И отошел от земли бог Ярило... Понеслися ветры буйные, застилали темными тучами око Ярилино – красное солнышко, нанесли снега белые, ровно в саван окутали в них Мать Сыру Землю. Все застыло, все заснуло, не спал, не дремал один человек – у него был великий дар отца Ярилы, а с ним и свет и тепло.
Так мыслили старорусские люди о смене лета зимою и о начале огня".10
де наряженного чучела, которое в начале масленичной недели крестьяне с величальными песнями встречали за околицей. К Масленице обращались уважительно, называли по имени-отчеству – Авдотья Изотьевна:
А мы Масленицу дожидали,
А мы Масленицу дожидали,
Ай, люли!
Мы на горку выходили,
Мы на горку выходили,
Ай, люли!
Сыр и масло выносили,
Сыр и масло выносили,
Ай, люли!
Сыром горку насыпали,
Сыром горку насыпали,
Ай, люли!
Маслом горку уливали,
Маслом горку уливали,
Ай, люли!
Налетели канарейки,
Налетели канарейки,
Ай, люли!
Нашу горку раскопали,
Нашу горку раскопали,
Ай, люли!
Сыр и масло поклевали,
Сыр и масло поклевали,
Ай, люли!
Крестьяне прославляли Масленицу:
Широкорожая Масленица!
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся!11
Особый интерес представляет заключительный обряд проводов Масленицы. Он поэтически воспроизведен в сказке "Снегурочка" А. Н. Островского и в одноименной опере Н. А. Римского-Корсакова. В обряде принимали участие все жители деревни. В некоторых местностях брали колесо, сбивали с него обод, насаживали на палку и несли за околицу в деревню, где складывали разный хлам в кучу, на вершину ставили принесенное колесо и зажигали костер. Огонь, охватывающий колесо, уподоблялся солнцу. Более распространенным был обычай делать чучело Масленицы из соломы и наряжать его в женскую одежду. Посадив Масленицу на салазки, везли ее за околицу, чтобы сжечь на приготовленном костре. Крестьяне прощались с ней, кланялись ей в пояс, одновременно пели песни о конце зимы – "Полно, Зимушка, зимовать", "Как прошла зима холодная, а приходит весна красная".
Что же такое Масленица? Как считает профессор Ю. Г. Круглов, она напоминает коляду. Это антропоморфный образ, обладающий сверхъестественными способностями. Ее, встречая, побаивались, а когда провожали, то корили, ругали, не стесняясь в выражениях. Ученые видят в Масленице олицетворение зимы, а сам праздник является ее проводами.