Ближе к закату крадучись возвращался мороз: по ночам он еще был владыка.
1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
2) Вторая часть предложения указывает на причину того, о чем говорится в первом.
3) Первая часть бессоюзного предложения указывает на условие того, о чем говорится во второй части.
4) Содержание второй части предложения противопоставляется содержанию первой.
Находим грамматическую основу: мороз возвращался и он был владыка. Двоеточие стоит между частями сложного предложения.
Вариант ответа №1.
Этот вариант отпадает, так как характеризует отношения между обобщающим словом и однородными членами предложения.
Вариант ответа №2.
Значение причины передается через союз почему. Переделываем предложение:
Ближе к закату крадучись возвращался мороз, потому чтопо ночам он еще был владыка.
Союз действительно подходит.
Варианты ответа №3 и 4.
Они характеризуют бессоюзное предложение, в котором между грамматическими основами используется тире.
Таким образом, правильный вариант – ответ №2.
? Потренируйся.
1. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Наследие Марины Цветаевой велико: поэтессой созданы семнадцать поэм, восемь стихотворных драм, мемуарная, историко-литературная и философско-критическая проза.
1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чем говорится во второй части.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.
3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
4) Содержание второй части бессоюзного сложного предложения противопоставлено содержанию первой части.
2. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Особым этапом в судьбе Каземира Малевича был 1905 год: пятого августа этого года он подал прошение о приеме в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
2) Содержание второй части бессоюзного сложного предложения противопоставлено содержанию первой части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит указание на быструю смену событий.
4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чем говорится во второй части.
3. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
В 20-21 веках корейские города, выстроенные в гористой местности, уже не следовали китайской схеме: их улицы не были прямыми, а ансамбли дворцов и храмов, дозорных башен и крепостных сооружений вписывались в окружающий пейзаж, составляя с ним единое целое.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.
2) Содержание второй части бессоюзного сложного предложения противопоставлено содержанию первой части.
3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чем говорится во второй части.
А24.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
Сложноподчиненное предложение – предложение, которое включает главное и одно или несколько придаточных. Придаточные подчиняются главному и отвечают на вопросы членов предложения.
& Правило.
Как правило, грамматические основы отделяются друг от друга запятыми.
[ Мелиховывыехали на покос], (когда уже на лугу была чуть не половина хутора).
(Как дерево роняет листья),[так яроняю грустные слова] (С. Есенин).
GЛовушка №1!
В простых предложениях, входящих в состав сложного, могут быть либо только подлежащие, либо только сказуемые. Не ошибись, когда определяешь основы!
[Скоро пять лет], (как яработаю в институте).
GЛовушка №2!
Придаточное предложение может находиться внутри главного предложения.
Его необходимо выделять запятыми с двух сторон!
óПомни!
В сложном предложении есть вводные конструкции, определения, приложения и обстоятельства, которые требуют выделения запятыми!
I. Не ставится запятая в сложном предложении ПОСЛЕ главной грамматической основы:
с одним придаточным | с двумя однородными придаточными (зависят от одного и того же слова или основы и отвечают на один и тот же вопрос) |
1) если придаточное = одно союзное слово (относительное местоимение или наречие): Меня упрекают, но не знаю в чем [ ], но [ ] (в чем). | 1) если перед ними стоит отрицание не: Япришел НЕ чтобы помешать вам, а чтобыпомочь. [ ] (не чтобы), а (чтобы ) |
2) если перед ним слова особенно, в частности, а именно, то есть, а также. Запятая будет стоять перед этими словами: Экспедицию придется закончить досрочно при неблагоприятных условиях, а именно если начнетсясезон дождей. [ ], а именно (если ). | 2) если придаточные предложения соединяются с помощью союзов и, или, либо, ни (обычно повторяющихся): Студентне мог вспомнить ни как называетсяпроизведение, ни кто его автор. [ ] (ни как ), (ни кто ) |
II. При составных союзах:
благодаря тому что ввиду того что вследствие того что в силу того что оттого что потому что несмотря на то что вместо того чтобы для того чтобы с тем чтобы в то время как после того как перед тем как с тех пор как так же как | В начале предложения - запятой НЕ разделяется В середине предложения – запятая – ОДИН РАЗ! | (После того как япослушал скрипку), [мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга]. |
[Ясобирался стать геологом],(потому что геологом былСергей). НЕ + составной союз: [Япришел на спектакль НЕ потому], (что онбыл интересный). Усилительная частица + составной союз: [Слушателинабились в концертный зал ТОЛЬКО потому], (что представлениебыло бесплатное). Вводное слово + составной союз: [Мыпроиграли футбольный матч, ВОЗМОЖНО, в силу того], (что былипросчеты в тактике игры). |
Алгоритм действий.
1. Выделить грамматические основы.
2. Выделить союз или союзное слово.
3. Определить границы главного и придаточного предложений.
4. Выяснить, есть ли условия, при которых запятая перед придаточным не ставится.
5. Проставить знаки препинания (желательно, не обращая внимание на ответы).
6. Выбрать вариант ответа.
ÑРазбор задания.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Вера старалась (1) и не вспоминать тех страшных дней (2) в течение (3) которых (4) ей так много пришлось страдать.
1) 1, 2
2) 3
3) 2, 4
4) 2
Выделяем грамматические основы предложения.
Верастаралась (1) и не вспоминать тех страшных дней (2) в течение (3) которых (4) ей так много пришлось страдать.
В первой части сказуемое является составным глагольным. Старалась и не вспоминать – это НЕ разные основы, а одно сказуемое.
FПодсказка.Чтобы вспомнить типы сказуемых, перечитай задание А8.
Основы связаны союзным словом которых.
Определяем границы главного и придаточного предложений:
[Верастаралась (1) и не вспоминать тех страшных дней] (2) (в течение (3) которых (4) ей так много пришлось страдать).
На границе основ поставим запятую:
[Верастаралась и не вспоминать тех страшных дней], (в течение которых ей так много пришлось страдать).
Таким образом, правильный вариант – ответ №4.
? Потренируйся.
1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Некоторые полезные ископаемые (1) запасы (2) которых (3) не восстанавливаются (4) в ближайшее время могут исчезнуть с нашей планеты.
1) 1, 4 2) 2 3) 1, 3 4) 3, 4
2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?