Тренировочная работа по истории
Тренировочная работа по истории
В формате ЕГЭ
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 25 заданий. Часть 1 содержит 19 заданий, часть 2 содержит 6 заданий. На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа 55 минут (235минут). Ответы к заданиям 1–19 записываются по приведённым ниже образцам в виде последовательности цифр, цифры или слова (словосочетания). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Задания части 2 (20–25) требуют развёрнутого ответа. В бланке ответов № 2 укажите номер задания и запишите ответ к нему.
ЧАСТЬ 1
1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события в правильной последовательности.
1) Ливонская война
2) Смоленская война
3) Столетняя война
2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ | ГОДЫ |
A) Куликовская битва Б) принятие Конституции «развитого социализма» B) окончание Крымской войны Г) Новоторговый устав | 1) 1977 г. 2) 1223 г. 3) 1934 г. 4) 1667 г. 5) 1856 г. 6) 1380 г. |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к преобразованиям периода перестройки. Найдите и запишите термины, относящиеся к другому историческому периоду.
1) Альтернативные выборы, 2) гласность, 3) раскулачивание, 4) Съезд народных депутатов, 5) индивидуальная трудовая деятельность, 6) совнархозы.
4. Укажите термин, о котором идёт речь.
Собрания-балы в домах знати с участием женщин, введённые и регламентированные Петром I.
Ответ _____________________
5. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) | ФАКТЫ |
A) складывание боярской республики в Великом Новгороде Б) административно-территориальные реформы Петра I B) большой террор 1930-х гг. Г) раскол в Русской православной церкви | 1) учреждение губерний 2) появление старообрядцев 3) Прутские походы 4) замена продразверстки продналогом 5) процесс «Антисоветского объединенного троцкистско-зиновьевского центра» 6) власть осуществляется вече, посадниками, тысяцким и архиепископом |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «Заложил Ярослав город великий, у того же града Золотые ворота; заложил и церковь святой Софии, митрополию, и затем церковь на Золотых воротах — святой Богородицы Благовещения, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины. И стала при нем вера христианская плодиться и расширяться, и черноризцы стали умножаться, и монастыри появляться. И любил Ярослав церковные уставы, попов любил немало, особенно же черноризцев, и книги любил, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди и наслаждаются учением божественным».
Б) «...Мы будем подвигаться вперед смело и безошибочно, занимая случайные открытия Запада, но придавая им смысл более глубокий или открывая в них те человеческие начала, которые для Запада остались тайными, спрашивая у истории Церкви и законов ее — светил путеводительных для будущего нашего развития и воскрешая древние формы жизни русской, потому что они были основаны на святости уз семейных и на неиспорченной индивидуальности нашего племени. Тогда, в просвещенных и стройных размерах, в оригинальной красоте общества, соединяющего патриархальность быта областного с глубоким смыслом государства, представляющего нравственное и христианское лицо, воскреснет древняя Русь, но уже сознающая себя, а не случайная, полная сил живых и органических, а не колеблющаяся вечно между бытием и смертью».
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Автор данного текста — представитель славянофилов.
2) Данный текст написан о сыне Владимира Святославича.
3) Автор данного текста считает, что Россия должна полностью заимствовать западное государственное устройство.
4) Автору данного текста были близки взгляды И.В. Киреевского.
5) Данный текст повествует об эпохе дворцовых переворотов.
6) Автором данного текста является представитель духовенства.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Фрагмент А | Фрагмент Б | ||
7. Что из перечисленного относится к социально-экономическому развитию СССР в период «перестройки»? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) выпуск приватизационных чеков
2) развитие индивидуальной трудовой деятельности
3) начало забастовочного движения в стране
4) снижение цен на потребительские товары
5) острый дефицит товаров
6) либерализация цен
8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
A) В соответствии с планом ______________ враг сосредоточил на Московском направлении 1,8 млн солдат и офицеров, значительное количество боевой техники.
Б) Войска 62-й и 64-й армий во главе с генералами ______________ и М. С. Шумиловым, упорно обороняясь, сорвали планы фашистского командования, сковав в районе Сталинграда лучшие дивизии вермахта.
B) Местом гибели свыше 100 тыс. русских, украинцев и евреев стал овраг на окраине Киева — ______________, где фашисты устраивали массовые расстрелы людей.
Пропущенные элементы:
1) «Тайфун» 2) В. И. Чуйков3) «На козах» 4) «Цитадель»
5) В. А. Котик6) Бабий Яр
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
9. Установите соответствие между реформами и историческими деятелями, с которыми связано проведение реформ.
РЕФОРМА | ИСТОРИЧЕСКИЙ ДЕЯТЕЛЬ |
А) ликвидация крестьянской общины Б) создание «Полного собрания законов Российской империи» В) проект привлечения выборных от земств к работе в Государственном совете Г) Финансовая реформа | 1) М. М. Сперанский 2) С. С. Уваров 3) М. Т. Лорис-Меликов 4) П. А. Столыпин 5) С. Ю. Витте |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г |
10. Прочтите отрывок из воспоминаний современника событий и назовите деятеля, фамилия которого пропущена в тексте.
«Он, конечно, всеми своими корнями врос в прошлое нашей страны, в централизованную систему партийной и государственной власти. Отсюда первыми его шагами на посту Генерального секретаря ЦК было наведение порядка на производстве, укрепление государственной дисциплины, основательно расшатанной при Брежневе, борьба с коррупцией и взяточничеством <...>
... был решительным защитником марксизма-ленинизма, который он, в отличие от Брежнева, знал не по специально подобранным референтами цитатам, а по первоисточникам. В дни столетия со дня смерти Карла Маркса он подготовил и опубликовал интересную, на мой взгляд, работу о судьбах демократии, где впервые поднял основательно забытую нашими коммунистами проблему самоуправления в обществе <...> На самом деле это шло от глубокого понимания того, что порядок в обществе может быть прочным только тогда, когда он опирается на подлинно демократические институты <...>
Не сомневаюсь, что отпусти судьба ... еще несколько лет жизни, не было бы у нас ни катастрофических шараханий, ни кровавых межнациональных конфликтов, ни повсеместного ослабления государственной власти...» Ответ____________________
ЧАСТЬ 2
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из воспоминаний учёного
«Пять лет... я проработал "учёным корректором" в Издательстве Академии наук СССР... Не скажу, что это была плохая работа. Она мне давала возможность укрыться, не высказываться по "острым вопросам". Я часто хворал, попадал в больницы в острые периоды моей болезни...
В очередной раз я лежал в больнице, когда в Ленинграде началась паспортизация. Период паспортизации был одним из самых страшных периодов в жизни больших городов. Люди Москвы и Ленинграда жили в напряжении, ожидая решения своей судьбы: каково будет решение паспортных комиссий. Строгих инструкций не было. В Ленинграде не давали паспортов дворянам, а в дворцовых пригородах ещё и бывшим служащим дворцов. Последнее было ужасно не только для людей, но и для дворцов. Дворцовая обслуга была честной и хранила всякую мелочь. Приходившие ей на смену "кадры" утаивали, воровали, "списывали", ничего не понимая в "вещах" - в предметах искусства. Пропадали ценнейшие сведения, передававшиеся из уст в уста, легенды, предания и даже некоторые традиции. С высылкой же дворянства изменялся культурный облик городов. Улица меняла своё обличие. Другими стали лица прохожих (свои одежды улица сменила давно).
Появилась своя паспортная комиссия и в Академии наук. Заседала она в главном здании Академии. Я очень боялся, что меня вызовут и начнут спрашивать о моём деле и выпытывать - как я отношусь к советской власти сейчас. Поэтому, когда я заболел и попал в больницу, я даже как-то не очень стремился выписаться из неё. Выписавшись, я узнал: паспортная комиссия в Академии закончила свою работу. Думал - пронесло... Однако ж не пронесло. Мне объявили, что паспорта мне не дают. Назначили срок выезда из Ленинграда. Не дали паспортов... всем, кто имел "судимость". Отец страшно волновался. Искал влиятельных лиц и, знаю, у кого-то плакал (мне говорили). Наконец, нашёлся кто-то (кажется, секретарь райкома), который обещал помочь, но хотел повидать меня... За столом сидели секретарь и его жена, которая смотрела на меня с жалостью. Кончилось тем, что мне дали отсрочку на "долечивание"».
20.Укажите десятилетие, когда произошли описываемые события. Укажите руководителя СССР в этот период. Укажите название правительства СССР в этот период.
21. Чем была хороша, по мнению автора, его работа в должности сучёного корректора»? Каково было, по мнению автора воспоминаний, последствие паспортизации для дворцов, расположенных в пригородах Ленинграда? Какое обстоятельство согласно данному отрывку спасло автора воспоминаний от выезда из Ленинграда?
22. Укажите название политики большевиков, проводившейся в сельском хозяйстве в период, когда произошли описанные события. Укажите любые две цели паспортизации, о которой идёт речь в данном отрывке.
23.В июне 1807 г. Александр I и Наполеон подписали Тильзитский мирный договор. Один из современников, впоследствии давая оценку этому событию, заявил, что Отечественная война 1812 г. «уже была объявлена договором о мире и союзе в Тильзите». Приведите любые три объяснения данной оценки.
24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Внешняя политика, проводимая М.С. Горбачёвым, не соответствовала интересам СССР».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1)…
2)…
25. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:
1) 972—1054 гг.; 2) 1645—1676 гг.; 3) 1964—1982 гг.
В сочинении необходимо:
– указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;
– указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.
Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России.
Тренировочная работа по истории
В формате ЕГЭ
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 25 заданий. Часть 1 содержит 19 заданий, часть 2 содержит 6 заданий. На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа 55 минут (235минут). Ответы к заданиям 1–19 записываются по приведённым ниже образцам в виде последовательности цифр, цифры или слова (словосочетания). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Задания части 2 (20–25) требуют развёрнутого ответа. В бланке ответов № 2 укажите номер задания и запишите ответ к нему.
ЧАСТЬ 1
1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события в правильной последовательности.
1) Ливонская война
2) Смоленская война
3) Столетняя война
2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ | ГОДЫ |
A) Куликовская битва Б) принятие Конституции «развитого социализма» B) окончание Крымской войны Г) Новоторговый устав | 1) 1977 г. 2) 1223 г. 3) 1934 г. 4) 1667 г. 5) 1856 г. 6) 1380 г. |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к преобразованиям периода перестройки. Найдите и запишите термины, относящиеся к другому историческому периоду.
1) Альтернативные выборы, 2) гласность, 3) раскулачивание, 4) Съезд народных депутатов, 5) индивидуальная трудовая деятельность, 6) совнархозы.
4. Укажите термин, о котором идёт речь.
Собрания-балы в домах знати с участием женщин, введённые и регламентированные Петром I.
Ответ _____________________
5. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) | ФАКТЫ |
A) складывание боярской республики в Великом Новгороде Б) административно-территориальные реформы Петра I B) большой террор 1930-х гг. Г) раскол в Русской православной церкви | 1) учреждение губерний 2) появление старообрядцев 3) Прутские походы 4) замена продразверстки продналогом 5) процесс «Антисоветского объединенного троцкистско-зиновьевского центра» 6) власть осуществляется вече, посадниками, тысяцким и архиепископом |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «Заложил Ярослав город великий, у того же града Золотые ворота; заложил и церковь святой Софии, митрополию, и затем церковь на Золотых воротах — святой Богородицы Благовещения, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины. И стала при нем вера христианская плодиться и расширяться, и черноризцы стали умножаться, и монастыри появляться. И любил Ярослав церковные уставы, попов любил немало, особенно же черноризцев, и книги любил, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди и наслаждаются учением божественным».
Б) «...Мы будем подвигаться вперед смело и безошибочно, занимая случайные открытия Запада, но придавая им смысл более глубокий или открывая в них те человеческие начала, которые для Запада остались тайными, спрашивая у истории Церкви и законов ее — светил путеводительных для будущего нашего развития и воскрешая древние формы жизни русской, потому что они были основаны на святости уз семейных и на неиспорченной индивидуальности нашего племени. Тогда, в просвещенных и стройных размерах, в оригинальной красоте общества, соединяющего патриархальность быта областного с глубоким смыслом государства, представляющего нравственное и христианское лицо, воскреснет древняя Русь, но уже сознающая себя, а не случайная, полная сил живых и органических, а не колеблющаяся вечно между бытием и смертью».
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Автор данного текста — представитель славянофилов.
2) Данный текст написан о сыне Владимира Святославича.
3) Автор данного текста считает, что Россия должна полностью заимствовать западное государственное устройство.
4) Автору данного текста были близки взгляды И.В. Киреевского.
5) Данный текст повествует об эпохе дворцовых переворотов.
6) Автором данного текста является представитель духовенства.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Фрагмент А | Фрагмент Б | ||
7. Что из перечисленного относится к социально-экономическому развитию СССР в период «перестройки»? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) выпуск приватизационных чеков
2) развитие индивидуальной трудовой деятельности
3) начало забастовочного движения в стране
4) снижение цен на потребительские товары
5) острый дефицит товаров
6) либерализация цен
8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
A) В соответствии с планом ______________ враг сосредоточил на Московском направлении 1,8 млн солдат и офицеров, значительное количество боевой техники.
Б) Войска 62-й и 64-й армий во главе с генералами ______________ и М. С. Шумиловым, упорно обороняясь, сорвали планы фашистского командования, сковав в районе Сталинграда лучшие дивизии вермахта.
B) Местом гибели свыше 100 тыс. русских, украинцев и евреев стал овраг на окраине Киева — ______________, где фашисты устраивали массовые расстрелы людей.
Пропущенные элементы:
1) «Тайфун» 2) В. И. Чуйков3) «На козах» 4) «Цитадель»
5) В. А. Котик6) Бабий Яр
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
9. Установите соответствие между реформами и историческими деятелями, с которыми связано проведение реформ.
РЕФОРМА | ИСТОРИЧЕСКИЙ ДЕЯТЕЛЬ |
А) ликвидация крестьянской общины Б) создание «Полного собрания законов Российской империи» В) проект привлечения выборных от земств к работе в Государственном совете Г) Финансовая реформа | 1) М. М. Сперанский 2) С. С. Уваров 3) М. Т. Лорис-Меликов 4) П. А. Столыпин 5) С. Ю. Витте |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г |
10. Прочтите отрывок из воспоминаний современника событий и назовите деятеля, фамилия которого пропущена в тексте.
«Он, конечно, всеми своими корнями врос в прошлое нашей страны, в централизованную систему партийной и государственной власти. Отсюда первыми его шагами на посту Генерального секретаря ЦК было наведение порядка на производстве, укрепление государственной дисциплины, основательно расшатанной при Брежневе, борьба с коррупцией и взяточничеством <...>
... был решительным защитником марксизма-ленинизма, который он, в отличие от Брежнева, знал не по специально подобранным референтами цитатам, а по первоисточникам. В дни столетия со дня смерти Карла Маркса он подготовил и опубликовал интересную, на мой взгляд, работу о судьбах демократии, где впервые поднял основательно забытую нашими коммунистами проблему самоуправления в обществе <...> На самом деле это шло от глубокого понимания того, что порядок в обществе может быть прочным только тогда, когда он опирается на подлинно демократические институты <...>
Не сомневаюсь, что отпусти судьба ... еще несколько лет жизни, не было бы у нас ни катастрофических шараханий, ни кровавых межнациональных конфликтов, ни повсеместного ослабления государственной власти...» Ответ____________________