Тренировочная работа по истории

Тренировочная работа по истории

В формате ЕГЭ

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 25 заданий. Часть 1 содержит 19 заданий, часть 2 содержит 6 заданий. На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа 55 минут (235минут). Ответы к заданиям 1–19 записываются по приведённым ниже образцам в виде последовательности цифр, цифры или слова (словосочетания). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.

Задания части 2 (20–25) требуют развёрнутого ответа. В бланке ответов № 2 укажите номер задания и запишите ответ к нему.

ЧАСТЬ 1

1. Рас­по­ло­жи­те в хро­но­ло­ги­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­сти ис­то­ри­че­ские со­бы­тия. За­пи­ши­те цифры, ко­то­ры­ми обо­зна­че­ны ис­то­ри­че­ские со­бы­тия в пра­виль­ной по­сле­до­ва­тель­но­сти.

1) Ли­вон­ская война

2) Смо­лен­ская война

3) Сто­лет­няя война

2. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между со­бы­ти­я­ми и го­да­ми: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

СО­БЫ­ТИЯ ГОДЫ
A) Ку­ли­ков­ская битва Б) при­ня­тие Кон­сти­ту­ции «раз­ви­то­го со­ци­а­лиз­ма» B) окон­ча­ние Крым­ской войны Г) Но­во­тор­го­вый устав 1) 1977 г. 2) 1223 г. 3) 1934 г. 4) 1667 г. 5) 1856 г. 6) 1380 г.

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

3. Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к пре­об­ра­зо­ва­ни­ям пе­ри­о­да пе­ре­строй­ки. Най­ди­те и за­пи­ши­те тер­ми­ны, от­но­ся­щие­ся к дру­го­му ис­то­ри­че­ско­му пе­ри­о­ду.

1) Аль­тер­на­тив­ные вы­бо­ры, 2) глас­ность, 3) рас­ку­ла­чи­ва­ние, 4) Съезд на­род­ных де­пу­та­тов, 5) ин­ди­ви­ду­аль­ная тру­до­вая де­я­тель­ность, 6) сов­нар­хо­зы.

4. Ука­жи­те тер­мин, о ко­то­ром идёт речь.

Со­бра­ния-балы в домах знати с уча­сти­ем жен­щин, введённые и ре­гла­мен­ти­ро­ван­ные Пет­ром I.

Ответ _____________________

5. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между про­цес­са­ми (яв­ле­ни­я­ми, со­бы­ти­я­ми) и фак­та­ми, от­но­ся­щи­ми­ся к этим про­цес­сам (яв­ле­ни­ям, со­бы­ти­ям): к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ПРО­ЦЕС­СЫ (ЯВ­ЛЕ­НИЯ, СО­БЫ­ТИЯ) ФАКТЫ
A) скла­ды­ва­ние бо­яр­ской рес­пуб­ли­ки в Ве­ли­ком Нов­го­ро­де Б) ад­ми­ни­стра­тив­но-тер­ри­то­ри­аль­ные ре­фор­мы Петра I B) боль­шой тер­рор 1930-х гг. Г) рас­кол в Рус­ской пра­во­слав­ной церк­ви 1) учре­жде­ние гу­бер­ний 2) по­яв­ле­ние ста­ро­об­ряд­цев 3) Прут­ские по­хо­ды 4) за­ме­на прод­раз­верст­ки прод­на­ло­гом 5) про­цесс «Ан­ти­со­вет­ско­го объ­еди­нен­но­го троц­кист­ско-зи­но­вьев­ско­го цен­тра» 6) власть осу­ществ­ля­ет­ся вече, по­сад­ни­ка­ми, ты­сяц­ким и ар­хи­епи­ско­пом

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

6. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между фраг­мен­та­ми ис­то­ри­че­ских ис­точ­ни­ков и их крат­ки­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми: к каж­до­му фраг­мен­ту, обо­зна­чен­но­му бук­вой, под­бе­ри­те по две со­от­вет­ству­ю­щие ха­рак­те­ри­сти­ки, обо­зна­чен­ные циф­ра­ми.

ФРАГ­МЕН­ТЫ ИС­ТОЧ­НИ­КОВ

А) «За­ло­жил Яро­слав город ве­ли­кий, у того же града Зо­ло­тые во­ро­та; за­ло­жил и цер­ковь свя­той Софии, мит­ро­по­лию, и затем цер­ковь на Зо­ло­тых во­ро­тах — свя­той Бо­го­ро­ди­цы Бла­го­ве­ще­ния, затем мо­на­стырь свя­то­го Ге­ор­гия и свя­той Ирины. И стала при нем вера хри­сти­ан­ская пло­дить­ся и рас­ши­рять­ся, и чер­но­риз­цы стали умно­жать­ся, и мо­на­сты­ри по­яв­лять­ся. И любил Яро­слав цер­ков­ные уста­вы, попов любил не­ма­ло, осо­бен­но же чер­но­риз­цев, и книги любил, читая их часто и ночью и днем. И со­брал пис­цов мно­гих, и пе­ре­во­ди­ли они с гре­че­ско­го на сла­вян­ский язык. И на­пи­са­ли они книг мно­же­ство, ими же по­уча­ют­ся ве­ру­ю­щие люди и на­сла­жда­ют­ся уче­ни­ем бо­же­ствен­ным».

Б) «...Мы будем по­дви­гать­ся впе­ред смело и без­оши­боч­но, за­ни­мая слу­чай­ные от­кры­тия За­па­да, но при­да­вая им смысл более глу­бо­кий или от­кры­вая в них те че­ло­ве­че­ские на­ча­ла, ко­то­рые для За­па­да оста­лись тай­ны­ми, спра­ши­вая у ис­то­рии Церк­ви и за­ко­нов ее — све­тил пу­те­во­ди­тель­ных для бу­ду­ще­го на­ше­го раз­ви­тия и вос­кре­шая древ­ние формы жизни рус­ской, по­то­му что они были ос­но­ва­ны на свя­то­сти уз се­мей­ных и на не­ис­пор­чен­ной ин­ди­ви­ду­аль­но­сти на­ше­го пле­ме­ни. Тогда, в про­све­щен­ных и строй­ных раз­ме­рах, в ори­ги­наль­ной кра­со­те об­ще­ства, со­еди­ня­ю­ще­го пат­ри­ар­халь­ность быта об­ласт­но­го с глу­бо­ким смыс­лом го­су­дар­ства, пред­став­ля­ю­ще­го нрав­ствен­ное и хри­сти­ан­ское лицо, вос­крес­нет древ­няя Русь, но уже со­зна­ю­щая себя, а не слу­чай­ная, пол­ная сил живых и ор­га­ни­че­ских, а не колеб­лю­ща­я­ся вечно между бы­ти­ем и смер­тью».

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ

1) Автор дан­но­го тек­ста — пред­ста­ви­тель сла­вя­но­фи­лов.

2) Дан­ный текст на­пи­сан о сыне Вла­ди­ми­ра Свя­то­сла­ви­ча.

3) Автор дан­но­го тек­ста счи­та­ет, что Рос­сия долж­на пол­но­стью за­им­ство­вать за­пад­ное го­су­дар­ствен­ное устрой­ство.

4) Ав­то­ру дан­но­го тек­ста были близ­ки взгля­ды И.В. Ки­ре­ев­ско­го.

5) Дан­ный текст по­вест­ву­ет об эпохе двор­цо­вых пе­ре­во­ро­тов.

6) Ав­то­ром дан­но­го тек­ста яв­ля­ет­ся пред­ста­ви­тель ду­хо­вен­ства.

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

Фраг­мент А Фраг­мент Б
       
       

7. Что из пе­ре­чис­лен­но­го от­но­сит­ся к со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­му раз­ви­тию СССР в пе­ри­од «пе­ре­строй­ки»? Вы­бе­ри­те три от­ве­та и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) вы­пуск при­ва­ти­за­ци­он­ных чеков

2) раз­ви­тие ин­ди­ви­ду­аль­ной тру­до­вой де­я­тель­но­сти

3) на­ча­ло за­ба­сто­воч­но­го дви­же­ния в стра­не

4) сни­же­ние цен на по­тре­би­тель­ские то­ва­ры

5) ост­рый де­фи­цит то­ва­ров

6) ли­бе­ра­ли­за­ция цен

8. За­пол­ни­те про­пус­ки в дан­ных пред­ло­же­ни­ях, ис­поль­зуя при­ведённый ниже спи­сок про­пу­щен­ных эле­мен­тов: для каж­до­го пред­ло­же­ния, обо­зна­чен­но­го бук­вой и со­дер­жа­ще­го про­пуск, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го эле­мен­та.

A) В со­от­вет­ствии с пла­ном ______________ враг со­сре­до­то­чил на Мос­ков­ском на­прав­ле­нии 1,8 млн сол­дат и офи­це­ров, зна­чи­тель­ное ко­ли­че­ство бо­е­вой тех­ни­ки.

Б) Вой­ска 62-й и 64-й армий во главе с ге­не­ра­ла­ми ______________ и М. С. Шу­ми­ло­вым, упор­но обо­ро­ня­ясь, со­рва­ли планы фа­шист­ско­го ко­ман­до­ва­ния, ско­вав в рай­о­не Ста­лин­гра­да луч­шие ди­ви­зии вер­мах­та.

B) Ме­стом ги­бе­ли свыше 100 тыс. рус­ских, укра­ин­цев и ев­ре­ев стал овраг на окра­и­не Киева — ______________, где фа­ши­сты устра­и­ва­ли мас­со­вые рас­стре­лы людей.

Про­пу­щен­ные эле­мен­ты:

1) «Тай­фун» 2) В. И. Чуй­ков3) «На козах» 4) «Ци­та­дель»

5) В. А. Котик6) Бабий Яр

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

9. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ре­фор­ма­ми и ис­то­ри­че­ски­ми де­я­те­ля­ми, с ко­то­ры­ми свя­за­но про­ве­де­ние ре­форм.

РЕ­ФОР­МА ИС­ТО­РИ­ЧЕ­СКИЙ ДЕ­Я­ТЕЛЬ
А) лик­ви­да­ция кре­стьян­ской об­щи­ны Б) со­зда­ние «Пол­но­го со­бра­ния за­ко­нов Рос­сий­ской им­пе­рии» В) про­ект при­вле­че­ния вы­бор­ных от земств к ра­бо­те в Го­су­дар­ствен­ном со­ве­те Г) Фи­нан­со­вая ре­фор­ма 1) М. М. Спе­ран­ский 2) С. С. Ува­ров 3) М. Т. Лорис-Ме­ли­ков 4) П. А. Сто­лы­пин 5) С. Ю. Витте

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

A Б В Г
       

10. Про­чти­те от­ры­вок из вос­по­ми­на­ний со­вре­мен­ни­ка со­бы­тий и на­зо­ви­те де­я­те­ля, фа­ми­лия ко­то­ро­го про­пу­ще­на в тек­сте.

«Он, ко­неч­но, всеми сво­и­ми кор­ня­ми врос в про­шлое нашей стра­ны, в цен­тра­ли­зо­ван­ную си­сте­му пар­тий­ной и го­су­дар­ствен­ной вла­сти. От­сю­да пер­вы­ми его ша­га­ми на посту Ге­не­раль­но­го сек­ре­та­ря ЦК было на­ве­де­ние по­ряд­ка на про­из­вод­стве, укреп­ле­ние го­су­дар­ствен­ной дис­ци­пли­ны, ос­но­ва­тель­но рас­ша­тан­ной при Бреж­не­ве, борь­ба с кор­руп­ци­ей и взя­точ­ни­че­ством <...>

... был ре­ши­тель­ным за­щит­ни­ком марк­сиз­ма-ле­ни­низ­ма, ко­то­рый он, в от­ли­чие от Бреж­не­ва, знал не по спе­ци­аль­но по­до­бран­ным ре­фе­рен­та­ми ци­та­там, а по пер­во­ис­точ­ни­кам. В дни сто­ле­тия со дня смер­ти Карла Марк­са он под­го­то­вил и опуб­ли­ко­вал ин­те­рес­ную, на мой взгляд, ра­бо­ту о судь­бах де­мо­кра­тии, где впер­вые под­нял ос­но­ва­тель­но за­бы­тую на­ши­ми ком­му­ни­ста­ми про­бле­му са­мо­управ­ле­ния в об­ще­стве <...> На самом деле это шло от глу­бо­ко­го по­ни­ма­ния того, что по­ря­док в об­ще­стве может быть проч­ным толь­ко тогда, когда он опи­ра­ет­ся на под­лин­но де­мо­кра­ти­че­ские ин­сти­ту­ты <...>

Не со­мне­ва­юсь, что от­пу­сти судь­ба ... еще не­сколь­ко лет жизни, не было бы у нас ни ка­та­стро­фи­че­ских ша­ра­ха­ний, ни кро­ва­вых меж­на­ци­о­наль­ных кон­флик­тов, ни по­все­мест­но­го ослаб­ле­ния го­су­дар­ствен­ной вла­сти...» Ответ____________________

ЧАСТЬ 2

Про­чти­те от­ры­вок из ис­то­ри­че­ско­го ис­точ­ни­ка и крат­ко от­веть­те на во­про­сы С1-С3. От­ве­ты пред­по­ла­га­ют ис­поль­зо­ва­ние ин­фор­ма­ции из ис­точ­ни­ка, а также при­ме­не­ние ис­то­ри­че­ских зна­ний по курсу ис­то­рии со­от­вет­ству­ю­ще­го пе­ри­о­да.

Из воспоминаний учёного

«Пять лет... я проработал "учёным корректором" в Издательстве Академии наук СССР... Не скажу, что это была плохая работа. Она мне давала возможность укрыться, не высказываться по "острым вопросам". Я часто хворал, попадал в больницы в острые периоды моей болезни...

В очередной раз я лежал в больнице, когда в Ленинграде началась паспортизация. Период паспортизации был одним из самых страшных периодов в жизни больших городов. Люди Москвы и Ленинграда жили в напряжении, ожидая решения своей судьбы: каково будет решение паспортных комиссий. Строгих инструкций не было. В Ленинграде не давали паспортов дворянам, а в дворцовых пригородах ещё и бывшим служащим дворцов. Последнее было ужасно не только для людей, но и для дворцов. Дворцовая обслуга была честной и хранила всякую мелочь. Приходившие ей на смену "кадры" утаивали, воровали, "списывали", ничего не понимая в "вещах" - в предметах искусства. Пропадали ценнейшие сведения, передававшиеся из уст в уста, легенды, предания и даже некоторые традиции. С высылкой же дворянства изменялся культурный облик городов. Улица меняла своё обличие. Другими стали лица прохожих (свои одежды улица сменила давно).

Появилась своя паспортная комиссия и в Академии наук. Заседала она в главном здании Академии. Я очень боялся, что меня вызовут и начнут спрашивать о моём деле и выпытывать - как я отношусь к советской власти сейчас. Поэтому, когда я заболел и попал в больницу, я даже как-то не очень стремился выписаться из неё. Выписавшись, я узнал: паспортная комиссия в Академии закончила свою работу. Думал - пронесло... Однако ж не пронесло. Мне объявили, что паспорта мне не дают. Назначили срок выезда из Ленинграда. Не дали паспортов... всем, кто имел "судимость". Отец страшно волновался. Искал влиятельных лиц и, знаю, у кого-то плакал (мне говорили). Наконец, нашёлся кто-то (кажется, секретарь райкома), который обещал помочь, но хотел повидать меня... За столом сидели секретарь и его жена, которая смотрела на меня с жалостью. Кончилось тем, что мне дали отсрочку на "долечивание"».

20.Укажите десятилетие, когда произошли описываемые события. Укажите руководителя СССР в этот период. Укажите название правительства СССР в этот период.

21. Чем была хороша, по мнению автора, его работа в должности сучёного корректора»? Каково было, по мнению автора воспоминаний, последствие паспортизации для дворцов, расположенных в пригородах Ленинграда? Какое обстоятельство согласно данному отрывку спасло автора воспоминаний от выезда из Ленинграда?

22. Укажите название политики большевиков, проводившейся в сельском хозяйстве в период, когда произошли описанные события. Укажите любые две цели паспортизации, о которой идёт речь в данном отрывке.

23.В июне 1807 г. Александр I и Наполеон подписали Тильзитский мирный договор. Один из современников, впоследствии давая оценку этому событию, заявил, что Отечественная война 1812 г. «уже была объявлена договором о мире и союзе в Тильзите». Приведите любые три объяснения данной оценки.

24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Внешняя политика, проводимая М.С. Горбачёвым, не соответствовала интересам СССР».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1)…

2)…

25. Вам не­об­хо­ди­мо на­пи­сать ис­то­ри­че­ское со­чи­не­ние об ОДНОМ из пе­ри­о­дов ис­то­рии Рос­сии:

1) 972—1054 гг.; 2) 1645—1676 гг.; 3) 1964—1982 гг.

В со­чи­не­нии не­об­хо­ди­мо:

– ука­зать не менее двух со­бы­тий (яв­ле­ний, про­цес­сов), от­но­ся­щих­ся к дан­но­му пе­ри­о­ду ис­то­рии;

– на­звать две ис­то­ри­че­ские лич­но­сти, де­я­тель­ность ко­то­рых свя­за­на с ука­зан­ны­ми со­бы­ти­я­ми (яв­ле­ни­я­ми, про­цес­са­ми), и, ис­поль­зуя зна­ние ис­то­ри­че­ских фак­тов, оха­рак­те­ри­зо­вать роль этих лич­но­стей в со­бы­ти­ях (яв­ле­ни­ях, про­цес­сах) дан­но­го пе­ри­о­да ис­то­рии Рос­сии;

– ука­зать не менее двух при­чин­но-след­ствен­ных свя­зей, су­ще­ство­вав­ших между со­бы­ти­я­ми (яв­ле­ни­я­ми, про­цес­са­ми) в рам­ках дан­но­го пе­ри­о­да ис­то­рии.

Ис­поль­зуя зна­ние ис­то­ри­че­ских фак­тов и (или) мне­ний ис­то­ри­ков, дайте одну ис­то­ри­че­скую оцен­ку зна­чи­мо­сти дан­но­го пе­ри­о­да для ис­то­рии Рос­сии.

Тренировочная работа по истории

В формате ЕГЭ

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 25 заданий. Часть 1 содержит 19 заданий, часть 2 содержит 6 заданий. На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа 55 минут (235минут). Ответы к заданиям 1–19 записываются по приведённым ниже образцам в виде последовательности цифр, цифры или слова (словосочетания). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.

Задания части 2 (20–25) требуют развёрнутого ответа. В бланке ответов № 2 укажите номер задания и запишите ответ к нему.

ЧАСТЬ 1

1. Рас­по­ло­жи­те в хро­но­ло­ги­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­сти ис­то­ри­че­ские со­бы­тия. За­пи­ши­те цифры, ко­то­ры­ми обо­зна­че­ны ис­то­ри­че­ские со­бы­тия в пра­виль­ной по­сле­до­ва­тель­но­сти.

1) Ли­вон­ская война

2) Смо­лен­ская война

3) Сто­лет­няя война

2. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между со­бы­ти­я­ми и го­да­ми: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

СО­БЫ­ТИЯ ГОДЫ
A) Ку­ли­ков­ская битва Б) при­ня­тие Кон­сти­ту­ции «раз­ви­то­го со­ци­а­лиз­ма» B) окон­ча­ние Крым­ской войны Г) Но­во­тор­го­вый устав 1) 1977 г. 2) 1223 г. 3) 1934 г. 4) 1667 г. 5) 1856 г. 6) 1380 г.

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

3. Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к пре­об­ра­зо­ва­ни­ям пе­ри­о­да пе­ре­строй­ки. Най­ди­те и за­пи­ши­те тер­ми­ны, от­но­ся­щие­ся к дру­го­му ис­то­ри­че­ско­му пе­ри­о­ду.

1) Аль­тер­на­тив­ные вы­бо­ры, 2) глас­ность, 3) рас­ку­ла­чи­ва­ние, 4) Съезд на­род­ных де­пу­та­тов, 5) ин­ди­ви­ду­аль­ная тру­до­вая де­я­тель­ность, 6) сов­нар­хо­зы.

4. Ука­жи­те тер­мин, о ко­то­ром идёт речь.

Со­бра­ния-балы в домах знати с уча­сти­ем жен­щин, введённые и ре­гла­мен­ти­ро­ван­ные Пет­ром I.

Ответ _____________________

5. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между про­цес­са­ми (яв­ле­ни­я­ми, со­бы­ти­я­ми) и фак­та­ми, от­но­ся­щи­ми­ся к этим про­цес­сам (яв­ле­ни­ям, со­бы­ти­ям): к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ПРО­ЦЕС­СЫ (ЯВ­ЛЕ­НИЯ, СО­БЫ­ТИЯ) ФАКТЫ
A) скла­ды­ва­ние бо­яр­ской рес­пуб­ли­ки в Ве­ли­ком Нов­го­ро­де Б) ад­ми­ни­стра­тив­но-тер­ри­то­ри­аль­ные ре­фор­мы Петра I B) боль­шой тер­рор 1930-х гг. Г) рас­кол в Рус­ской пра­во­слав­ной церк­ви 1) учре­жде­ние гу­бер­ний 2) по­яв­ле­ние ста­ро­об­ряд­цев 3) Прут­ские по­хо­ды 4) за­ме­на прод­раз­верст­ки прод­на­ло­гом 5) про­цесс «Ан­ти­со­вет­ско­го объ­еди­нен­но­го троц­кист­ско-зи­но­вьев­ско­го цен­тра» 6) власть осу­ществ­ля­ет­ся вече, по­сад­ни­ка­ми, ты­сяц­ким и ар­хи­епи­ско­пом

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

6. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между фраг­мен­та­ми ис­то­ри­че­ских ис­точ­ни­ков и их крат­ки­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми: к каж­до­му фраг­мен­ту, обо­зна­чен­но­му бук­вой, под­бе­ри­те по две со­от­вет­ству­ю­щие ха­рак­те­ри­сти­ки, обо­зна­чен­ные циф­ра­ми.

ФРАГ­МЕН­ТЫ ИС­ТОЧ­НИ­КОВ

А) «За­ло­жил Яро­слав город ве­ли­кий, у того же града Зо­ло­тые во­ро­та; за­ло­жил и цер­ковь свя­той Софии, мит­ро­по­лию, и затем цер­ковь на Зо­ло­тых во­ро­тах — свя­той Бо­го­ро­ди­цы Бла­го­ве­ще­ния, затем мо­на­стырь свя­то­го Ге­ор­гия и свя­той Ирины. И стала при нем вера хри­сти­ан­ская пло­дить­ся и рас­ши­рять­ся, и чер­но­риз­цы стали умно­жать­ся, и мо­на­сты­ри по­яв­лять­ся. И любил Яро­слав цер­ков­ные уста­вы, попов любил не­ма­ло, осо­бен­но же чер­но­риз­цев, и книги любил, читая их часто и ночью и днем. И со­брал пис­цов мно­гих, и пе­ре­во­ди­ли они с гре­че­ско­го на сла­вян­ский язык. И на­пи­са­ли они книг мно­же­ство, ими же по­уча­ют­ся ве­ру­ю­щие люди и на­сла­жда­ют­ся уче­ни­ем бо­же­ствен­ным».

Б) «...Мы будем по­дви­гать­ся впе­ред смело и без­оши­боч­но, за­ни­мая слу­чай­ные от­кры­тия За­па­да, но при­да­вая им смысл более глу­бо­кий или от­кры­вая в них те че­ло­ве­че­ские на­ча­ла, ко­то­рые для За­па­да оста­лись тай­ны­ми, спра­ши­вая у ис­то­рии Церк­ви и за­ко­нов ее — све­тил пу­те­во­ди­тель­ных для бу­ду­ще­го на­ше­го раз­ви­тия и вос­кре­шая древ­ние формы жизни рус­ской, по­то­му что они были ос­но­ва­ны на свя­то­сти уз се­мей­ных и на не­ис­пор­чен­ной ин­ди­ви­ду­аль­но­сти на­ше­го пле­ме­ни. Тогда, в про­све­щен­ных и строй­ных раз­ме­рах, в ори­ги­наль­ной кра­со­те об­ще­ства, со­еди­ня­ю­ще­го пат­ри­ар­халь­ность быта об­ласт­но­го с глу­бо­ким смыс­лом го­су­дар­ства, пред­став­ля­ю­ще­го нрав­ствен­ное и хри­сти­ан­ское лицо, вос­крес­нет древ­няя Русь, но уже со­зна­ю­щая себя, а не слу­чай­ная, пол­ная сил живых и ор­га­ни­че­ских, а не колеб­лю­ща­я­ся вечно между бы­ти­ем и смер­тью».

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ

1) Автор дан­но­го тек­ста — пред­ста­ви­тель сла­вя­но­фи­лов.

2) Дан­ный текст на­пи­сан о сыне Вла­ди­ми­ра Свя­то­сла­ви­ча.

3) Автор дан­но­го тек­ста счи­та­ет, что Рос­сия долж­на пол­но­стью за­им­ство­вать за­пад­ное го­су­дар­ствен­ное устрой­ство.

4) Ав­то­ру дан­но­го тек­ста были близ­ки взгля­ды И.В. Ки­ре­ев­ско­го.

5) Дан­ный текст по­вест­ву­ет об эпохе двор­цо­вых пе­ре­во­ро­тов.

6) Ав­то­ром дан­но­го тек­ста яв­ля­ет­ся пред­ста­ви­тель ду­хо­вен­ства.

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

Фраг­мент А Фраг­мент Б
       
       

7. Что из пе­ре­чис­лен­но­го от­но­сит­ся к со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­му раз­ви­тию СССР в пе­ри­од «пе­ре­строй­ки»? Вы­бе­ри­те три от­ве­та и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) вы­пуск при­ва­ти­за­ци­он­ных чеков

2) раз­ви­тие ин­ди­ви­ду­аль­ной тру­до­вой де­я­тель­но­сти

3) на­ча­ло за­ба­сто­воч­но­го дви­же­ния в стра­не

4) сни­же­ние цен на по­тре­би­тель­ские то­ва­ры

5) ост­рый де­фи­цит то­ва­ров

6) ли­бе­ра­ли­за­ция цен

8. За­пол­ни­те про­пус­ки в дан­ных пред­ло­же­ни­ях, ис­поль­зуя при­ведённый ниже спи­сок про­пу­щен­ных эле­мен­тов: для каж­до­го пред­ло­же­ния, обо­зна­чен­но­го бук­вой и со­дер­жа­ще­го про­пуск, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го эле­мен­та.

A) В со­от­вет­ствии с пла­ном ______________ враг со­сре­до­то­чил на Мос­ков­ском на­прав­ле­нии 1,8 млн сол­дат и офи­це­ров, зна­чи­тель­ное ко­ли­че­ство бо­е­вой тех­ни­ки.

Б) Вой­ска 62-й и 64-й армий во главе с ге­не­ра­ла­ми ______________ и М. С. Шу­ми­ло­вым, упор­но обо­ро­ня­ясь, со­рва­ли планы фа­шист­ско­го ко­ман­до­ва­ния, ско­вав в рай­о­не Ста­лин­гра­да луч­шие ди­ви­зии вер­мах­та.

B) Ме­стом ги­бе­ли свыше 100 тыс. рус­ских, укра­ин­цев и ев­ре­ев стал овраг на окра­и­не Киева — ______________, где фа­ши­сты устра­и­ва­ли мас­со­вые рас­стре­лы людей.

Про­пу­щен­ные эле­мен­ты:

1) «Тай­фун» 2) В. И. Чуй­ков3) «На козах» 4) «Ци­та­дель»

5) В. А. Котик6) Бабий Яр

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

9. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ре­фор­ма­ми и ис­то­ри­че­ски­ми де­я­те­ля­ми, с ко­то­ры­ми свя­за­но про­ве­де­ние ре­форм.

РЕ­ФОР­МА ИС­ТО­РИ­ЧЕ­СКИЙ ДЕ­Я­ТЕЛЬ
А) лик­ви­да­ция кре­стьян­ской об­щи­ны Б) со­зда­ние «Пол­но­го со­бра­ния за­ко­нов Рос­сий­ской им­пе­рии» В) про­ект при­вле­че­ния вы­бор­ных от земств к ра­бо­те в Го­су­дар­ствен­ном со­ве­те Г) Фи­нан­со­вая ре­фор­ма 1) М. М. Спе­ран­ский 2) С. С. Ува­ров 3) М. Т. Лорис-Ме­ли­ков 4) П. А. Сто­лы­пин 5) С. Ю. Витте

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

A Б В Г
       

10. Про­чти­те от­ры­вок из вос­по­ми­на­ний со­вре­мен­ни­ка со­бы­тий и на­зо­ви­те де­я­те­ля, фа­ми­лия ко­то­ро­го про­пу­ще­на в тек­сте.

«Он, ко­неч­но, всеми сво­и­ми кор­ня­ми врос в про­шлое нашей стра­ны, в цен­тра­ли­зо­ван­ную си­сте­му пар­тий­ной и го­су­дар­ствен­ной вла­сти. От­сю­да пер­вы­ми его ша­га­ми на посту Ге­не­раль­но­го сек­ре­та­ря ЦК было на­ве­де­ние по­ряд­ка на про­из­вод­стве, укреп­ле­ние го­су­дар­ствен­ной дис­ци­пли­ны, ос­но­ва­тель­но рас­ша­тан­ной при Бреж­не­ве, борь­ба с кор­руп­ци­ей и взя­точ­ни­че­ством <...>

... был ре­ши­тель­ным за­щит­ни­ком марк­сиз­ма-ле­ни­низ­ма, ко­то­рый он, в от­ли­чие от Бреж­не­ва, знал не по спе­ци­аль­но по­до­бран­ным ре­фе­рен­та­ми ци­та­там, а по пер­во­ис­точ­ни­кам. В дни сто­ле­тия со дня смер­ти Карла Марк­са он под­го­то­вил и опуб­ли­ко­вал ин­те­рес­ную, на мой взгляд, ра­бо­ту о судь­бах де­мо­кра­тии, где впер­вые под­нял ос­но­ва­тель­но за­бы­тую на­ши­ми ком­му­ни­ста­ми про­бле­му са­мо­управ­ле­ния в об­ще­стве <...> На самом деле это шло от глу­бо­ко­го по­ни­ма­ния того, что по­ря­док в об­ще­стве может быть проч­ным толь­ко тогда, когда он опи­ра­ет­ся на под­лин­но де­мо­кра­ти­че­ские ин­сти­ту­ты <...>

Не со­мне­ва­юсь, что от­пу­сти судь­ба ... еще не­сколь­ко лет жизни, не было бы у нас ни ка­та­стро­фи­че­ских ша­ра­ха­ний, ни кро­ва­вых меж­на­ци­о­наль­ных кон­флик­тов, ни по­все­мест­но­го ослаб­ле­ния го­су­дар­ствен­ной вла­сти...» Ответ____________________

Наши рекомендации