О роли кыпчакского компонента в этногенезе башкир
Башкирский и татарский языки обнаруживают близость на всех стадиях их исторического развития. Однако определить этническую принадлежность компонентов, особенно древних и ранне-средневековых, участвовавших в формировании языковых систем башкир и татар, далеко не всегда возможно. В последнее десятилетие повысился интерес к историческому развитию обоих языков. Исследования в этом направлении обещают быть результативными в этногенетическом аспекте, в установлении общих и различительных моментов в формировании башкирского и татарского этносов, а также их языков.
Сравнительно-статистические исследования лексики башкирского и татарского языков показали высокий процент лексической общности обоих языков. По определению Т. М. Гарипова, этот показатель достигает 96% (Гарипов, 1972, стр. 266). Ф. С. Фасеев относит башкирский и татарский языки к группе тюркских языков, «имеющих в среднем до 70—85% общетюркского корневого фонда»; однако в пределах этой группы они обнаруживают особенно «большую лексическую общность» (Фасеев, 1969, стр. 46). Специфика башкирской и татарской лексики изучена недостаточно, однако замечено, что башкирская лексика имеет исторические связи с некоторыми восточнотюркскими (алтайским, хакасским, тувинским) и монгольскими (бурятским) языками, в то время как татарский лексикон тяготеет к средневековому кыпчако-половецкому миру.
Общие и различительные признаки башкирского и татарского языков хорошо просматриваются в области фонетики. Системы вокализма обоих языков чрезвычайно близки. «Полностью общими для них являются фонемы а, э, е, ы, 0 (нуль звука); частично общими являются фонемы и, о, в, у, у...» (Гарипов, 1972а, стр. 85). «Все эти 10 фонем, — по важному заключению Т. М. Гарипова, — исторически следовало бы причислить к исконному состоянию кыпчакских языков Урало-Поволжья с их дифференциацией по племенным наречиям и родовым говорам, в которых они (фонемы) могли присутствовать или отсутствовать как вместе, так и порознь» (Гарипов, 1972а, стр. 85). Что касается наблюдений над сравнительным консонантизмом башкирского и татарского языков, то и здесь исследователи склонны предполагать «большое материальное сходство кьгачакских языков Урало-Поволжья в области количественного и качественного состава согласных» (Гарипов, 1972а, стр. 104), хотя отмечаются и существенные расхождения, к природе которых мы ниже вернемся. Пока подчеркнем, что соответствия в башкирском и татарском языках в области вокализма являются, с одной стороны, следствием кыпчакского этапа этнического развития обоих народов, с другой — результатом исторического влияния булгар-ского языка на вокализм и, вероятно, отчасти консонантизм ряда кыпчакских языков. В башкирском и татарском языках булгар-ское влияние сказалось в приобретении гласных неполного образования е, ы, о, о (Баскаков, 1952, стр. 39); в башкирском языке наблюдаются также остаточные рефлексы ротацизма вроде Нем-Ьвр—кемкв? ^бесчувственный' (Гарипов, 1972а, стр. 206).
Отмеченные особенности нашли отражение в отнесении татарского и башкирского языков к кыпчако-булгарской подгруппе кыпчакской группы тюркских языков. Эта рубрикация, предложенная Н. А. Баскаковым в соответствии с его историко-генеалогиче-ской классификацией тюркских языков, учитывает особенности этнической истории татар и башкир, в которой булгарский и кыпчакский периоды, характеризуются и по историко-этногра-фическим данным как определяющие. В последнее время возрождаются классификации тюркских языков, построенные по географическому принципу: татарский и башкирский языки относятся к волго-камско-западносибирской (Menges, 1968) или урало-поволжской (Гарипов, 1972) подобщности кыпчакских языков. Если эти классификации подразумевают территориальную специфику кыпчакских языков Урало-Поволжья, они также отражают одну из сторон реальной действительности. Кыпчакские языки, по наблюдениям специалистов, расчленяются по региональным
признакам на две крупные подгруппы: восточнокыпчакскую, или арало-каспийскую (казахский, каракалпакский и др.), и западно-кыпчакскую, или кавказско-дагестанскую (кумыкский, карача-евско-балкарский, ногайский и др.)- Урало-поволжская подобщ-ность кыпчакских языков, по определению Т. М. Гарипова, занимает между ними «промежуточное положение» (Гарипов, 1972а, стр. 204). Исторические данные не противоречат этим выводам. Археологами давно замечено, что в XIII—XIV вв. в Нижнем Поволжье сложился локальный вариант половецкой кочевнической культуры. Своеобразие этой культуры начало формироваться еще в предшествующую эпоху печенежско-торческого господства в Поволжских степях. Накануне распада Золотой Орды, кыпчакское население Нижнего Поволжья по культурным признакам также составляло переходную группу между половецко-кыпчакскими племенами Казахстана и южнорусских степей (Федоров-Давыдов, 1966, стр. 141 — 160; 1969, стр. 253).
Различия между башкирским и татарским языками затрагивают, как упоминалось, преимущественно область консонантизма. Специфические диалектные сочетания рт, нт, лт, мт, характерные в основном для западнотабынских башкир и -балык-чинцев, восходят к древнетюркской общности и встречаются в енисейско-орхонских памятниках. Башкирский язык «своими фонетическими чертами в области консонантизма, — пишет Н. А. Баскаков, имея в виду указанные диалектные сочетания, — связан... с далекой восточной ветвью тюркских языков, т. е. с такими языками, как язык древних тюрков, как язык якутский, хакасский, связи с которыми у башкир были в весьма древнее время» (Баскаков, 1960, стр. 163). Оживленную дискуссию среди лингвистов вызвал вопрос о природе специфических для башкирского языка согласных д, з и h. H. К. Дмитриев объяснял их происхождение влиянием иранского субстрата (Дмитриев, 1948, стр. 9); Т. Г. Баишев видел в башкирском h следы взаимодействия с монгольским языком (Баишев, 1955, стр. 13—14); Б. А. Серебренников допускал возможность появления башкирских (; и? как следствия древних тюрко-угорских языковых контактов (Серебренников, 1963, стр. 17—18); по мнению Дж. Киек-баева, башкирские £, ? и h развились самостоятельно из древне-тюркских звуков с, з, д, т (Киекбаев, 1958, стр. 11). В свете историко-этнографических источников происхождение согласных д, ? и h в башкирском языке невозможно решать однозначно. Если в диалекте юго-восточных башкир, основу которых составляли древнебашкирские племена (бурзян, усерган, тангаур и др.),. происхождение этих фонем можно связывать с тюрко-
иранскими или тюрко-иранско-угорскими контактами в Средней Азии и Западной Сибири в I тыс. н. э., то фонетическую специфику, например, салъютского говора северо-восточных башкир надо решать с учетом монгольского происхождения салъютских, катайских родо-племеменных образований и их сравнительно поздней миграции из районов Центральной Азии и Семиречья на запад.
Как видно, в области консонантизма и отчасти лексики башкирский язык обнаруживает общность не с татарским языком, а с обширным зауральским языковым миром, включавшем тюркские, монгольские, а в историческом аспекте — иранские и угорские образования. В этой, уходящей далеко в глубь веков, общности заключается основное отличие башкирского языка от татарского. Происхождение специфических явлений консонантизма башкирского языка невозможно объяснить лишь этнокультурными связями или влиянием. Безусловно, здесь мы имеем дело с процессами этногенеза, диахроническая шкала которых охватывает почти полуторатысячелетнюю историю далеких предков башкир. Это убедительно иллюстрируется изложенными в гл. IV— VII материалами по истории башкирских родо-племенных групп.. Но те же материалы показывают, что упомянутые особенности в консонантизме башкирского языка не являются всеобщими. Они в различной степени характерны для южного и северного диалектов; в рудиментарных формах — для северо-западного диалекта, а в пределах диалектов — тем или иным говорам. Можно предполагать по некоторым признакам, что специфические для башкирского языка консонантизмы прежде были распространены в пределах башкирского этноса более широко (включая различные группы северо-западных башкир), но в результате многовекового интенсивного взаимодействия с поволжским кып-чакским миром постепенно сложилась современная языковая ситуация.
Кыпчакское направление языкового развития в Башкирии началось задолго до начала монгольского нашествия, но резкие различия в масштабах домонгольской и более поздней кыпчак-ской миграции говорят о решающей фазе кыпчакизации башкирского языка в послемонгольскую эпоху. На карте 18 показано расселение в XVII—XIX вв. кыпчакской, катайской, табынской и минской родо-племенных групп. В основных чертах контуры этой карты сложились к началу XV в. Кыпчакские и кыпчакизи-рованные образования, как видно, присутствовали во всех частях Башкирии. Это свидетельствует как о значительной численности кыпчакской миграции, так и о ее инкорпорации в состав любой
этногеографической группы башкир. Рядом языковедов была высказана гипотеза о возможной смене языка башкир в XIV— XV вв. «с одной из древневенгерских форм» на «современный 'тюркский». В последнее время наиболее отчетливо эту идею сформулировал Д. Дечи (Decsy, 1965, стр. 149). В свете историко-эт-нографических и историко-лингвистических данных в Башкирии действительно в эту эпоху произошли языковые изменения. Но речь, однако, может идти не о смене «древневенгерских форм» на тюркские, а о завершении перестройки древнебашкирского языка,-возникшего в печенежской среде и испытавшего воздействие булгарского, на кыпчакской языковой основе.
Крупную роль «поздних кочевников» Дешт-и-Кипчака в формировании башкир подчеркивают и результаты антропологических исследований, которые отмечают «увеличение роли монголоидных элементов» в расовом типе народов Средней Азии, Казахстана и Восточной Европы в конце I и в первых столетиях II тыс. н. э. (Дебец, 1956, стр. 5). Имеющиеся, пока очень небольшие, краниологические материалы, осмысленные на фоне историко-этнографических материалов, позволяют предполагать, что в XIII—XIV вв. произошел некоторый сдвиг в развитии физического типа башкир в сторону монголоидности за счет притока кыпчакских и кыпчакизированных племен, принадлежавших к северо-западному варианту южносибирской малой расы. Это было отмечено еще А. В. Ошаниным (1957, стр. 90— 91). Недавно к такому же заключению пришел В. П. Алексеев: «Когда, — ставит он вопрос, — этот юго-восточный по происхождению, центральноазиатский или южносибирский по типологической принадлежности, монголоидный компонент проник на территорию Башкирии?». И отвечает: «Рассуждая априори, можно назвать в первую очередь эпоху средневековья, а точнее — время татаро-монгольского нашествия», так как более ранние палеоант-ропологические материалы с территории Башкирии подсказывают именно этот вывод (Алексеев, 1971, стр. 252). В восточной Башкирии, где после переселения древнебашкирских племен с Бугульминской возвышенности дальнейшее смешение башкир с европеоидными типами населения приостановилось, монголоидные черты в физическом облике башкир закрепились. В западной и северной Башкирии в антропологической характеристике башкир сохранилась преемственная связь с предшествующим населением. Однако и восточные башкиры, будучи представителями южносибирского антропологического типа, заметно отличаются от соседних казахов более слабой выраженностью монголоидности (Акимова, 1971, стр. 40). Это является результатом смешения еще
в Приуралье кыпчакской волны кочевников с древнебашкирским этносом, в физическом типе которого степень европеоидности до XIII в. должна была быть выше.
Роль кыпчакского компонента в формировании башкир и башкирского языка сейчас никто не отрицает, однако в определениях времени и масштабов кыпчакского участия в этногенезе башкир имеются заметные расхождения. Существует мнение, что решающая фаза кыпчакского влияния на башкирский этногенез и глот-тогенез относится ко второй половине или концу I тыс. н. э., когда кимако-кыпчакские племена, судя по некоторым восточным источникам, продвинулись далеко на запад, вплоть до Южного Урала. Сторонники этой точки зрения считают, что в конце I тыс. н. э. формирование башкирского народа в основном завершилось (Мажитов, 1971, стр. 15), что невозможно, однако, подтвердить источниками. При решении этого вопроса важно иметь в виду этническую историю башкир во всей ее совокупности, иначе исследователь рискует оказаться в плену какого-либо фрагмента этноисторического процесса. В. И. Ленин писал о необходимости «смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь» 4. На основе фактических материалов, представленных во втором разделе исследования, историю кыпчакского воздействия на формирование башкирского этноса можно схематично расчленить на четыре этапа: а) до VII—VIII вв.; кимако-кыпчакское воздействие сказывалось преимущественно на племенах прииртышских, присыр-дарьинских степей и Семиречья, часть которых впоследствии мигрировала на запад, в том числе в Приуралье; б) IX—Хвв.; печенежско-торческие объединения в Нижнем Поволжье испытывают возрастающее кыпчакское влияние, распространившееся в определенной степени и на приуральско-волжскую периферию степного мира; в) XI—начало XIII в.; период кульминации процесса кыпчакской интеграции различных по происхождению степных племен в Дешт-и-Кипчаке; начало активного проникновения кыпчакских и кыпчакизированных групп в Приуралье и Зауралье, что предопределило кыпчакское направление развития этноязыковых процессов в Башкирии; г) XIII—XV вв.; эпоха массовой миграции в Волго-Уральский район кыпчакских и кыпчакизированных племен; завершение формирования на базе взаимодействия новой кыпчакской миграционной волны с предше-
4 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 39, стр. 67.
ствующим населением кыпчако-булгарской или урало-поволжской подобщности кыпчакской группы языков. Этот последний этап 'В этноисторическом плане мало разработан, хотя он является по существу эпохой формирования башкирского и татарского языков с очень близкой или общей лексической основой и системой вокализма.
Итак, решающий момент завершающего этапа этногенеза башкир падает на XIII—начало XV в., когда в процессе распада Золотоордынского государства бурно развиваются процессы межплеменного взаимодействия, скрещения, этнокультурной консолидации новых образований. Эти события выталкивают из южных степей в Приуралье уже сильно интегрированные племена кыпчакского этнического мира, которые послужили этнографической базой формирования и ряда других тюркских народов Средней Азии и Восточной Европы. Смешение и взаимодействие племен кыпчакской миграции с древнебашкирским этносом и расселение смешанных групп в пределах территории нынешней Башкирии (карта 18) привели к формированию этнокультурных признаков, которые лежат в основе современной этнической, характеристики башкирского народа. Наряду с кыпчакским наслоением этническую специфику башкир предопределили более древние этапы в их этнической истории, главным содержанием которых было смешение и консолидация древнебашкирских племен с булгаро-мадьярскими, а также финно-угорско-самодийскими и сармато-аланскими родо-племенными образованиями.