Сложение древнебашкирской этнической общности

На территории Древней Башкирии в IX—X вв. протекает наи­более динамичный этап процесса формирования древнебашкир­ской этнической общности. Определяющую и консолидирующую роль в этой стадии башкирского этногенеза играли племена древ­небашкирской группы. В этом сложном процессе выделим неко­торые важные моменты.

Наиболее существенную линию этнического развития той эпохи составляла консолидация пришлых древнебашкирских пле­мен в племенной союз (или, точнее, в родственную группу пле­мен). Интеграция под общим названием башкорт племен бурзян, усерган, тангаур, тамьян, байлар и других на территории Древней Башкирии явилась основной фазой социально-этнического ста­новления древнебашкирского этноса. Этот процесс едва ли затя­нулся надолго. Собственно, некоторые из древнебашкирских пле­мен входили в состав «башкирской» родо-племенной группы уже до их прихода в Башкирию. На Бугульминской возвышенности, в новых условиях и в нойом окружении, башкиры и присоеди­нившиеся к ним в процессе миграции тюркские группы высту­пили совместно. При этом собственно башкирские племена (усер­ган, тангаур, байлар и другие, я также объединившиеся с ними еще на юге бурзяне) выступили консолидирующей силой и пере­дали принесенный ими из Азии и Предкавказья этноним всему вновь возникшему племенному объединению. Пережитком тес­ного в прошлом сплочения древнебашкирских племен является факт совместного владения племенами усерган, тангаур и бурзян в XVII—XVIII вв. общими земельными вотчинами. Официальное размежевание земель между этими племенами произошло лишь в XVIII в. (БШ, стр. 79—80). К раннему периоду их истории в Башкирии восходят также исторические сказания бурзян и усер­ган о существовании «единого племени башкуртов» (бер башкорт ырыуы) во главе с ханом Юлбахом11.

11 Полевые записи 1953 г., стр. 65—66, 253—255.

Второй (синхронной) линией этнического развития было взаи­модействие и смешение древнебашкирских племен с булгаро-мадьярской группой. Контакты между двумя племенными груп­пами и их смешение были облегчены близостью степной культуры и образа жизни, а также политической зависимостью и тех и дру­гих от волжских булгар. На юрматынцев и другие булгаро-мадь-ярские племена постепенно распространяется этноним «башкурт», который на огромном пространстве до юга Волго-Яицкого между­речья становится синонимом воинственности и опасности. Этниче­ские контакты древнебашкирских и булгаро-мадьярских племен, судя по сохранившейся специфике этнонимии обеих групп, но­сили характер медленного взаимопроникновения. На «значитель­ную примесь булгар среди усерган» обращал внимание еще П. С. Назаров (1890). Н. А. Аристов, как уже упоминалось, допу­скал возможность собственно булгарского происхождения усерган (1896). Однако эти наблюдения, хотя и нащупывали правильное решение, были все же неточными. Сущность процесса, судя по ре­зультатам этнического взаимодействия двух ранних и наиболее важных компонентов древнебашкирского этноса, заключалась в постепенной этноязыковой ассимиляции булгаро-мадьярской племенной группы в составе башкир. Древнебашкирские племена в Приуралье дали толчок образованию здесь нового этноса.

В X в. процесс интеграции древнебашкирских и булгаро-мадьярских племен не завершился. Не завершился он и значи­тельно позднее. В XIII в., как известно, Юлиан нашел соплемен­ников, говоривших на венгерском языке, на Волге. Нет оснований думать, что аналогичных групп мадьяр не было и восточнее, на Бугульминской возвышенности (например, группа нагман). Сле­довательно, в Приуралье и западнее на протяжении определен­ного времени существовали (и сосуществовали) в процессе посте­пенного взаимодействия на одной и той же территории две этни­ческие зоны — древнебашкирская и булгаро-мадьярская, однако, подчеркнем еще раз, тенденция превалирующего тюрко-башкир-ского этнического развития прочно определилась с конца I тыс. н. э.

В фазе становления древнебашкирской этнической общности булгаро-мадьярский компонент был, безусловно, одним из важ­нейших, но не консолидирующим и тем более не единственным. Третьей и пока малоизученной линией этнического развития в раннюю эпоху башкирского этногенеза были контакты и взаимо­действие (преимущественно на территории Приуралья) форми­рующегося девнебашкирского этноса с местным населением или с племенами более ранней миграции. Речь идет о наследниках




романовского (именьковско-романовского), турбаслинского, кара-якуповского, кушнаренковского культурных комплексов, финно-угорская, сармато-аланская или угорско-самодийская этническая характеристика которых дана выше. Была отмечена также вероят­ность присутствия среди племен, мигрировавших в Приуралье в VI—VII вв., тюркизированных угров, прошедших этап тюрко-угорских взаимодействий еще в период их пребывания в лесостеп­ных областях юга Западной Сибири. По исторйко-этнографиче-ским данным, изложенным в предшествующих главах, к финно-угорским местным образованиям или к пришлым угро-самодийцам и тюркизированным уграм относятся племена сызгы, у пей, терсяк, уваныш, род шайтан в составе племени кудей и др. Ассимиляция этих групп в башкирской этнической среде произошла в юго-за­падном Приуралье. Небольшие пережиточные группы, например упейцев, сызгинцев еще в XIX в. сохранялись в башкирской среде бассейна р. Ик или в составе ушедших отсюда на Южный Урал древнебашкирских племен. В большинстве своем тюркизирован-ыые (башкиризированные) родо-племенные группы финно-угор­ского или угорско-самодийского происхождения в процессе позд­нейших башкирских миграций передвинулись на север и восток. Отсутствие этнонимических параллелей указанным племенам в составе тюркских народов Средней Азии, Казахстана и Восточ­ной Европы в сочетании с историко-этнографическими материа­лами об их финно-угорских или угорско-самодийских связях исключают вероятность их миграции в Приуралье в составе древ-небашкирской группы племен. Этническая история и расселение этих племен в дальнейшем протекали в тесной связи с общим направлением развития башкирского этногенеза.

Таким образом, переселение древнебашкирских племен в Волго-Уральскую область, их взаимодействие и смешение на территории Древней Башкирии с булгаро-мадьярским этнокомпонентом, а также с местными племенами и племенами более ранней мигра­ции явились узловым моментом в формировании древнебашкир-ского этноса; древнебашкирская общность складывалась в этни­ческом отношении как многосоставное и многоплеменное образо­вание, при ведущем этноязыковом влиянии на формирующийся этнос древнебашкирских племен — выходцев из Южной Сибири и Алтая; в X в. формирование древнебашкирского этноса еще не завершилось, но уже на рубеже IX—X вв. сложилось племен­ное объединение, послужившее основой для дальнейшего станов­ления башкирского народа и обусловившее в Древней Башкирии новое направление развития культуры, характерное для тюркских кочевников той эпохи.


Наши рекомендации