Сложение древнебашкирской этнической общности
На территории Древней Башкирии в IX—X вв. протекает наиболее динамичный этап процесса формирования древнебашкирской этнической общности. Определяющую и консолидирующую роль в этой стадии башкирского этногенеза играли племена древнебашкирской группы. В этом сложном процессе выделим некоторые важные моменты.
Наиболее существенную линию этнического развития той эпохи составляла консолидация пришлых древнебашкирских племен в племенной союз (или, точнее, в родственную группу племен). Интеграция под общим названием башкорт племен бурзян, усерган, тангаур, тамьян, байлар и других на территории Древней Башкирии явилась основной фазой социально-этнического становления древнебашкирского этноса. Этот процесс едва ли затянулся надолго. Собственно, некоторые из древнебашкирских племен входили в состав «башкирской» родо-племенной группы уже до их прихода в Башкирию. На Бугульминской возвышенности, в новых условиях и в нойом окружении, башкиры и присоединившиеся к ним в процессе миграции тюркские группы выступили совместно. При этом собственно башкирские племена (усерган, тангаур, байлар и другие, я также объединившиеся с ними еще на юге бурзяне) выступили консолидирующей силой и передали принесенный ими из Азии и Предкавказья этноним всему вновь возникшему племенному объединению. Пережитком тесного в прошлом сплочения древнебашкирских племен является факт совместного владения племенами усерган, тангаур и бурзян в XVII—XVIII вв. общими земельными вотчинами. Официальное размежевание земель между этими племенами произошло лишь в XVIII в. (БШ, стр. 79—80). К раннему периоду их истории в Башкирии восходят также исторические сказания бурзян и усерган о существовании «единого племени башкуртов» (бер башкорт ырыуы) во главе с ханом Юлбахом11.
11 Полевые записи 1953 г., стр. 65—66, 253—255.
Второй (синхронной) линией этнического развития было взаимодействие и смешение древнебашкирских племен с булгаро-мадьярской группой. Контакты между двумя племенными группами и их смешение были облегчены близостью степной культуры и образа жизни, а также политической зависимостью и тех и других от волжских булгар. На юрматынцев и другие булгаро-мадь-ярские племена постепенно распространяется этноним «башкурт», который на огромном пространстве до юга Волго-Яицкого междуречья становится синонимом воинственности и опасности. Этнические контакты древнебашкирских и булгаро-мадьярских племен, судя по сохранившейся специфике этнонимии обеих групп, носили характер медленного взаимопроникновения. На «значительную примесь булгар среди усерган» обращал внимание еще П. С. Назаров (1890). Н. А. Аристов, как уже упоминалось, допускал возможность собственно булгарского происхождения усерган (1896). Однако эти наблюдения, хотя и нащупывали правильное решение, были все же неточными. Сущность процесса, судя по результатам этнического взаимодействия двух ранних и наиболее важных компонентов древнебашкирского этноса, заключалась в постепенной этноязыковой ассимиляции булгаро-мадьярской племенной группы в составе башкир. Древнебашкирские племена в Приуралье дали толчок образованию здесь нового этноса.
В X в. процесс интеграции древнебашкирских и булгаро-мадьярских племен не завершился. Не завершился он и значительно позднее. В XIII в., как известно, Юлиан нашел соплеменников, говоривших на венгерском языке, на Волге. Нет оснований думать, что аналогичных групп мадьяр не было и восточнее, на Бугульминской возвышенности (например, группа нагман). Следовательно, в Приуралье и западнее на протяжении определенного времени существовали (и сосуществовали) в процессе постепенного взаимодействия на одной и той же территории две этнические зоны — древнебашкирская и булгаро-мадьярская, однако, подчеркнем еще раз, тенденция превалирующего тюрко-башкир-ского этнического развития прочно определилась с конца I тыс. н. э.
В фазе становления древнебашкирской этнической общности булгаро-мадьярский компонент был, безусловно, одним из важнейших, но не консолидирующим и тем более не единственным. Третьей и пока малоизученной линией этнического развития в раннюю эпоху башкирского этногенеза были контакты и взаимодействие (преимущественно на территории Приуралья) формирующегося девнебашкирского этноса с местным населением или с племенами более ранней миграции. Речь идет о наследниках
романовского (именьковско-романовского), турбаслинского, кара-якуповского, кушнаренковского культурных комплексов, финно-угорская, сармато-аланская или угорско-самодийская этническая характеристика которых дана выше. Была отмечена также вероятность присутствия среди племен, мигрировавших в Приуралье в VI—VII вв., тюркизированных угров, прошедших этап тюрко-угорских взаимодействий еще в период их пребывания в лесостепных областях юга Западной Сибири. По исторйко-этнографиче-ским данным, изложенным в предшествующих главах, к финно-угорским местным образованиям или к пришлым угро-самодийцам и тюркизированным уграм относятся племена сызгы, у пей, терсяк, уваныш, род шайтан в составе племени кудей и др. Ассимиляция этих групп в башкирской этнической среде произошла в юго-западном Приуралье. Небольшие пережиточные группы, например упейцев, сызгинцев еще в XIX в. сохранялись в башкирской среде бассейна р. Ик или в составе ушедших отсюда на Южный Урал древнебашкирских племен. В большинстве своем тюркизирован-ыые (башкиризированные) родо-племенные группы финно-угорского или угорско-самодийского происхождения в процессе позднейших башкирских миграций передвинулись на север и восток. Отсутствие этнонимических параллелей указанным племенам в составе тюркских народов Средней Азии, Казахстана и Восточной Европы в сочетании с историко-этнографическими материалами об их финно-угорских или угорско-самодийских связях исключают вероятность их миграции в Приуралье в составе древ-небашкирской группы племен. Этническая история и расселение этих племен в дальнейшем протекали в тесной связи с общим направлением развития башкирского этногенеза.
Таким образом, переселение древнебашкирских племен в Волго-Уральскую область, их взаимодействие и смешение на территории Древней Башкирии с булгаро-мадьярским этнокомпонентом, а также с местными племенами и племенами более ранней миграции явились узловым моментом в формировании древнебашкир-ского этноса; древнебашкирская общность складывалась в этническом отношении как многосоставное и многоплеменное образование, при ведущем этноязыковом влиянии на формирующийся этнос древнебашкирских племен — выходцев из Южной Сибири и Алтая; в X в. формирование древнебашкирского этноса еще не завершилось, но уже на рубеже IX—X вв. сложилось племенное объединение, послужившее основой для дальнейшего становления башкирского народа и обусловившее в Древней Башкирии новое направление развития культуры, характерное для тюркских кочевников той эпохи.