Этническая история восточных табынцев
Племя табын. Основным носителем табынского этнонима является род кара-табын. Аналогии табынскому племенному названию имеются лишь в родо-племенной этнонимии казахов. Казахское племя табъщ входившее в состав Малого Жуза, также было многолюдным и сложным по структуре образованием (Се-менюк, Моржанов, 1961, стр. 185; Востров, Муканов, 1968, стр. 96 и др.)- В XIX в. казахи-табынцы обитали на обширной территории от Сырдарьи и плато Устюрта до Тобола и Оренбургских степей. Еще в XVIII—XIX вв. привычным маршрутом перекочевок казахских табынцев были Устюрт и дельта Амударьи зимой и южное Приуралье, степное Зауралье летом (Викторов, 1971, стр. 445). Поблизости от границ Башкирии табынцы-казахи частью кочевали в районе Оренбурга и Уральска, частью — по Тоболу и южнее, по Эмбе (Радлов, 1887, стр. 23).
О древних этноисторических связях башкирских и казахских табынцев свидетельствует тождество не только этнонимов, но и
тамг. Основной тамгой казахских табынцев, как и башкирских, был круг и его вариации: О у \ V (Гродеков, 1889, стр. 4;
Аманжолов, 1959, стр. 13). У казахов-табынцев исследователями отмечены и другие тамги: ГП ГТ1 ril LLJ \ (Соколов, 1904, приложение; Востров, Муканов, 1968, стр. 96—97), также имеющие устойчивые аналогии у табынских башкир.
Некоторые аналогии наблюдаются и в уранах казахских и башкирских табынцев, а также в названиях тамг. Уран сырдарь-инских табынцев (по Н. И. Гродекову) —серке. Так же называется тамга у кальсер-табынцев. Значение слова «серке» применительно к тамгам неясно. Предположение, что оно эквивалентно термину квргв, свргв (*крюк для выделки кожи5 на южном диалекте башкирского языка), может быть лишь поздним осмыслением иного, более древнего значения слова. Но независимо от расшифровки слова в приведенном примере мы видим обычный для кочевников случай перехода названия урана на тамгу и наоборот. У тех же сырдарьинских табынцев термин тастаган43 служил и ураном и обозначением тамги (Гродеков, 1889, стр. 4—5). Но боевое значение, которое придавалось кочевниками уранам, обязательно подразумевает в них определенный заряд экспрессии, призыва, например: уран у башкир племени кувакан каидал — наковальня; у части табынцев салауат — упорство, непреклонность (БШ, стр. 155). Поэтому слово «тастаган» едва ли могло быть ураном и представляло, очевидно, древнее название тамги. Именно в этой функции (тудтак) оно зафиксировано у башкирских табынцев и обозначало тамгу-круг. Следовательно, можно предположить, что термин серке первоначально был ураном табынцев как башкирских, так и казахских, и имел значение, соответствующее понятиям 'наступать, гнать' (ср. башк. hepey — изгонять, гнать, сослать; БРС, стр. 634). На башкирской почве этим словом позднее стали обозначать тамгу, в ряде случаев ассоциативно связав его с внешней формой скребкового орудия: см. тамгу племени бишул свргв (табл. 5).
Итак, этническое родство и связи башкирских и казахских табынцев устанавливаются по нескольким признакам — этнонимам, тамгам и их названиям, уранам. Н. А. Аристов, придававший табынцам крупную роль в этнической истории башкир, ориентируясь на тождество башкирского и казахского этнонимов, высказал мысль о происхождении башкирских табынцев в этнической среде казахов Малого Жуза (Аристов, 1896, стр. 287, 406). Однако
43 Тастаган, башк. тудтаган, тудтак — деревянная чаша для питья кумыса.
в настоящее время появляется возможность поставить вопрос о происхождении табынцев вообще.
Каковы свидетельства самих башкир-табынцев о происхождении предков? Кроме многочисленных преданий, в нашем распоряжении имеется семь табынских шежере (БШ, стр. 155—165, 215). В отличие от генеалогий других башкирских племен табынские шежере почти не имеют текстового сопровождения. Обычно это сложные пирамиды имен, которые в большинстве случаев венчаются именем Майкы-бия, полулегендарной личности, одного из современников и военачальников Чингизхана (Рашид ад-дин, 1952, II, стр. 274). Майкы-бий получил от Чингизхана, согласно преданиям и шежере, страну (ил), птицу — орла-стервятника, дерево—лиственницу, уран —салават (БШ, стр. 156). Реальный смысл предания в том, что Майкы-бий был в числе покоренных или, вероятнее, покорившихся монголам степных владетелей, получивших от завоевателей подтверждение прежним привилегиям. Впрочем, об этом имеется прямое сообщение средневекового хрониста: Майкы-бий, «принеся подарки Чингизхану, стал его спутником, ездил вместе с Чингизханом в одной повозке» (БШ, стр. 165). Правнуком Майкы-бия был Кара-табын-бий (другое имя Кара-Газиз), который и дал якобы начало кара-табынскому роду (БШ, стр. 163, 165). Казахские табынцы Малого Жуза свою генеалогию также возводят к Майкы-бию (Аманжолов, 1959, стр. 32).
Древние легенды и предания табынцев указывают, что родиной их предков был Алтай. Вот одно из преданий: «В очень давние времена табынцы жили на Алтае. Даже само имя табын означает Алтай (?). Когда-то на Алтае жили и уйгуры; наши предки (оло атай?ар) были уйгурами. Однажды предводитель (роис) табынцев повел сородичей с Алтая на Иртыш. У раиса был струнный инструмент, и он под звуки волн Иртыша сочинял мелодии, которые и сейчас поют табынцы. Когда на Иртыше стало много народа, табынцы ушли на р. Белую» 44. Алтай, Монголия или р. Ку-рулен называются в табынских сказаниях странами, в которых якобы Майкы-бий стал подданным Чингизхана45.
Мысль о южносибирском или вообще азиатском происхождении табынцев высказывалась и раньше, но она основывалась лишь на
44 Полевые записи 1953 г., стр. 201.
45 Там же, стр. 263, 283. Аналогичный сюжет в начале XX в. записан
среди казахских табынцев Г. Н. Потаниным: «Чингизхан, когда был
ребенком, убежал вверх по р. Курлен на Алтае. Двенадцать
биев во главе с Майкы пошли искать его, чтобы убедить стать ханом.
Наконец, нашли Чингиза, построили телегу, в которую впряглись
11 биев, а Майкы-бий сел рядом с ханом и стал первым бием» (Пота
нин, 1916, стр. 50—51).
толковании этнонима табын (табун) в значении ?пять5 с позиции монгольского языка. При этом обычно ссылаются на название одной из высоких гор монгольского Алтая: Табын-Богдо-Ола — Гора пяти богов, или же приводят этнонимическое сопоставление с названием монголо-бурятского племени табунутов-табангутов (Рона-Таш, 1964). Как ни заманчив такой путь решения «табын-ского вопроса», он не кажется правильным. Вспомним попытки аналогичной этимологизации с позиции монгольского языка этнонима найман в значении ^восемь' и убедительные доказательства лингвистами тюркского происхождения слова. В данном случае древнетюркский язык также дает немало возможностей для различных построений: древнетюркские tabin, tapin, башк. табыныу с служить5, ^поклоняться', ^молиться5. Не исключено, что слово табын является поздней трансформацией или поздним осмыслением более древнего тюркского названия племени, которое могло звучать иначе, например, в форме несколько раз упоминающегося в надписи Кюль-Тегину этнонима та-табы, татабы (Малов, 1951, стр. 36, 38, 40, 43). Иными словами, монгольское происхождение этнонима табын и соответственно самого племени, на чем настаивает ряд исследователей, на наш взгляд, рано считать доказанным. В свете историко-этнографических материалов более вероятным представляется тюркское происхождение племени табын. В одном из башкирских шежере (БШ, стр. 158) указано имя предка Майкы-бия — Темэн-бий (Тумэн-бий). В предании, записанном К. Л. Задыхиной в 1947 г. в Кунгратском районе Каракалпакии, Майкы-бий также назван потомком Тумэна (Задыхина, 1952, стр. 343). Эти сведения весьма существенны. Тумэн (или Бумын) — внук легендарного Ашина, был реальной исторической личностью. В русской транскрипции с древнекитайских источников это имя передается в форме Тумынъ; в легенде о возвышении тюрков-тюгю говорится, что при Тумыне «аймак сей несколько размножился» (Бичурин, 1950, I, стр. 222). В другой легенде Тумэн — Тумынь — Бумын выступает создателем в VI в. ■ н. э. государства древних тюрков — тюкю. Имя Тумыня или Бумын-ка-гана упоминается и в орхонских памятниках (Малов, 1951, стр. 36). В источниках Тумынь выступает как деятель, которому удалось поднять могущество своего племени и положить начало политическому возвышению тюрков-тюкю. Последний мотив соответствует башкирским и казахским преданиям о Тумэн-бие, находившегося у истоков табынской генеалогии. Таким образом, предания об алтайской прародине предков, гипотеза о тюркском происхождении племени получают подтверждение в номенклатуре древнетюркских имен из табынских генеалогий.
Основной тип табынской тамги (тамга-круг) устойчив как у казахов, так и у башкир. Тамга этого типа (табл. 6, № 1) совершенно идентична основной тамге племени дулат — крупного родо-племенного образования Старшего Жуза казахов. В основе
дулатской тамги — О Y Ф У Y (Гродеков, 1889; Аманжолов,
1959) — тот же круг, а ее вариациям легко найти аналогии среди табынских тамг. Вопрос о происхождении дулатов (по Рапгид ад-дину — дуклатов) решался по-разному. Многие исследователи, в том числе В. В. Бартольд, опираясь, очевидно, на данные Рашид ад-дина, в этом случае очень неясные (1952, I, стр. 193), считали их монголами. Но еще в конце XIX в. Н. А. Аристов и Н. Ф. Катанов почти одновременно выступили с доказательствами тюркского происхождения дулатов. Н. Ф. Катанов отождествил дулатов с древними тюрками. Дулатское «царство существовало с VI в. до VIII в. по Р. X., — писал Н. Ф. Катанов, — в Тарбогатае и южной Монголии. Столица этого царства находилась у подошвы Алтая» (Катанов, 1894, стр. 12). Современные исследования, преимущественно казахских ученых, подтвердили и конкретизировали выводы Н. А. Аристова и Н. Ф. Катанова. Дулаты — «прямые потомки древних орхоно-енисейских тюрков VI—VII вв.»; по мнению автора этой цитаты С. А. Аманжолова, этноним дулат восходит к домонгольскому дулу (ду-лу), появление которого связано с историей тюркских каганатов (Аманжолов, 1959, стр. 13). Общность дулато-табынских тамг, древнетюркское происхождение дулатов и их роль в истории тюркского каганата, возведение табынской генеалогии к основателю древнетюркской державы Тумэну — все это достаточно убедительно показывает не только древние этнические связи предков табынцев с дулатами, но и тюркское происхождение этнической основы племени табын46. В этом
46 Иную точку зрения о происхождении казахских табынцев высказали
B. В. Востров и М. G. Муканов. По их мнению, «в степях Западного
Казахстана и Зауралья» табынцы были «местным племенем», которое
в силу каких-то причин раскололось, и часть племени переселилась на
север к башкирам. Оставшиеся в Западном Казахстане табынцы
«в послемонгольский период приняли в свой состав выходцев из племен
Старшего Жуза», в том числе некоторые группы дулатов, чем авторы
склонны объяснить присутствие «дулатских» тамг у табынцев (Востров и Муканов, 1968, стр. 96). В подтверждение этой схемы со ссылкой на
C. И. Руденко (Руденко, 1955, стр. 50) говорится, что в составе башкир
племя табын относится к числу домонгольских. Однако это недоразу
мение, так как С. И. Руденко передал лишь содержание предания, из
которого никакого вывода не сделал. «Местное» (западноказахстанское
или зауральское) происхождение племени табын аргументировать не-
аспекте становится понятным присутствие в этнонимии башкир дулатских названий. Одним из дулатских родов является суюндук. Этноним суюндук в разных формах зафиксирован у туркмен (племя теке), узбеков-локайцев, каракалпаков (племя кыпчак). В. В. Востров и М. С. Муканов, очевидно, правы, утверждая, что приведенные выше факты являются сохранившимися в течение многих веков доказательствами активного участия дулатов или их этнических преемников в становлении туркмен, узбеков (кочевых), каракалпаков и других тюркских кочевников (Востров и Муканов, 1968, стр. 40). У башкир подразделения суюндук (heu-эндвк) имеются в составе рода кесе-табын, а также племен бишул и кыпчак (БШ, стр. 118, 156). В какую бы эпоху этноним суюндук ни появился в Башкирии, его носители унаследовали свое имя от древних тюрков.
Вэтнокультурной характеристике кара-табынцев имеются бросающиеся в глаза монгольские признаки: роды и родовые подразделения у табынцев обозначаются только монгольским словом аймак; решетчатые войлочные юрты у них (как, кстати, и у ка-тайцев) были островерхие, монгольского типа (в отличие от сферических «казахских» или тюркских юрт в юго-восточной Башкирии). Наиболее характерные орнаментальные узоры у табынцев — центральноазиатского и алтайского происхождения. Они близки к современному орнаменту монгольских народов Южной Сибири, а среди табынцев распространены преимущественно (а некоторые мотивы — исключительно) в восточнотабынской группе (Ави-жанская, Бикбулатов, Кузеев, 1964, стр. 242). Считать, что та-бынцы приобрели монгольские черты в культуре в золотоордын-скую эпоху, было бы неправильно, так как преобладающее направление этнических процессов в Дешт-и-Кипчаке в XIII — XIV вв. было совсем другим: как свидетельствуют источники, сами монголы стали «словно кыпчаки». Следовательно, монгольское воздействие на табынцев, а точнее, тюрко-монгольское смешение имело место значительно раньше.
В этом свете не могут пройти незамеченными древние связи табынцев и катайцев — потомков киданей. Табынцы и катайцы с момента их миграции в Башкирию всегда расселялись смежно. В табынской и катайской культуре много сходных черт: вместе
возможно, хотя бы потому, что дулатская тамга как у башкирских, так и у казахских табынцев, является не привнесенной и второстепенной, а основной. В то же время надо иметь в виду, что пришлые табынцы ассимилировали или включили в свой состав в качестве самостоятельных групп (родов, подродов, подразделений) многие местные этнические образования.
17 Р. Г. Кузеев 257
с айлинцами они образуют северо-восточную группу башкир, говорят на близких говорах единого северо-восточного (или кувакан-ского) диалекта башкирского языка. Следы былой этноистори-ческой близости племен табын и кара-китай прослеживаются на этническом облике родо-племенных групп ктай в составе ряда других народов. Так, у каракалпакских и ногайских ктаев тамги
Go типу табынские: j (р. Общие черты в этнической характеристике табынцев и катайцев являются следствием весьма давних контактов древних табынцев — одного из ответвлений мощного объединения дулу (дулат) в период политического возвышения тюрков — с кара-китайской ветвью киданей, в то время южных соседей тюркских племен.
Вопрос о ранних тюрко-монгольских контактах выше затрагивался. Из приведенных данных очевидно, что они были различными в разное время и на разных территориях, причем этнические последствия этих контактов могли колебаться от тюркизации монголов до монголизации тюрков. И все же, если от современной этнической карты Евразии бросить ретроспективный взгляд на тысячелетие, начиная примерно с IV до XIV в., инерция тюркизации не только монгольских, но и многих других племен на огромной территории от Алтая до Дуная представится более сильной. В образовании этой ирерции существенную роль сыграли политические факторы, связанные с возвышением и историей тюркских каганатов. В данном случае один из северных флангов киданей также оказался, вероятно, в зависимости от древних тюрков и воспринял не только тамгу одного из правящих племен (дулатов), но и многие признаки тюркской культуры. Уже в ту эпоху, где-то в недрах тюркского каганата начался процесс тюркизации киданей. Только в этом аспекте возможно толковать те сведения из надписи на памятнике Кюль-Тегину, в которых ктаи (кьгтаи) упоминаются в числе племен, подвластных тюркам (Малов, 1951, стр. 40, 43). В то же время проникновение в древнетюркскую среду и ассимиляция в ней монгольских групп неизбежно и надолго оставляло на новотюркских образованиях отчетливые культурные признаки монгольского происхождения, которые еще и сейчас обнаруживаются в облике как дулатов (и их подразделений), так и башкиро-казахских табынцев.
Дальнейшая история табынцев связана с их постепенным передвижением на запад, Табынцы (в составе дулатов или вслед за ними) еще в эпоху каганатов продвинулись сначала на Черный Иртыш (о котором упоминается в сказаниях башкирских табынцев), затем в Семиречье. С пребыванием табынцев в Семиречье
и последующим их движением на запад связан еще один момент в их этническом формировании. Речь идет о роли средневековых усуней в этногенезе табынцев.
В кара-табынском шежере о Майкы-бие говорится: «...имя его Уйшин Майкы-бий» (БШ, стр. 164). Генеалогия казахских табынцев также восходит к Уйшин или Уйшун Майкы-бию. Некоторые казахские исследователи появление этого эпитета приписывают влиянию усуней на предков табынцев (Аманжолов, 1959, стр. 32). Действительно, Майкы (или Майку, Байку) — эмир тысячи в войске Джучи-хана, согласно Рашид ад-дину, происходил из племени уйсун (ушин, хушин) (Рашид ад-дин, 1952, I, стр. 78; II, стр. 274). Казалось бы, это свидетельство персидского историка, подтверждая предположение о древних табыно-усуньских связях, исчерпывает поставленный вопрос. Однако проблема оказалась значительно более широкой; здесь затрагивается одна из неясных страниц истории ряда тюркских народов. Дело в том, что Майкы-бий стоит у истоков родо-племенных генеалогий не только башкирских и казахских табынцев. К Майкы-бию ведут родословную все казахи Старшего Жуза, которые в большинстве считают себя потомками уйсунов. Генеалогия казахов Старшего Жуза, воссозданная по преданиям Ч. Валихановым, выглядит, если отбросить боковые линии, так: Тобей->Уйсун-»Майкы (Во-стров, Муканов, 1968, стр. 25—26). В генеалогиях, опубликованных Т. А. Жданко (1952, стр. 342—343), узбеки и каракалпаки представлены родственными народами, так как у них общий предок — Майкы-бий. В предании, записанном в Кунгратском районе Каракалпакии, дана генеалогическая схема, в которой Майкы-бий показан общим предком четырех народов: узбеков, каракалпаков, казахов и ногайцев. В составе узбеков, каракалпаков и ногайцев родо-племенных групп с этнонимом табын нет. Майкы-бий у этих народов считается родоначальником главным образом тех образований, которые имеют названия уйшин, ушин, уйшун, уйсун, усунь. Племя уйшун входило в состав кочевых узбеков (Семенов, 1954, стр. 21), а затем — зеравшанских узбеков (Гребенкин, 1872, стр. 59, 84). Род уйшун-митан зафиксирован также в составе каракалпаков. Родо-племенные образования сары-уйсунь, усон имеются в составе киргизов. Племя сары-усунь — одно из крупных образований казахов Старшего Жуза.
Прежде чем оценить эти факты в свете табынской (и соответственно башкирской) истории, в самой общей форме коснемся вопроса об этнической принадлежности усуней. Во-первых, правомерно ли отождествлять этнонимы хушин — уйшин — ушин — уйшун — уйсунъ — усунь? Очевидно, да; казахские исследователи
259 17*
(как языковеды, так и этнографы) в этом не сомневаются. Более того, в литературе уже высказана мысль не только об идентичности упомянутых этнонимов, но и об общности происхождения средневековых усуней с киргизскими сары-уйсунами, узбекскими уйшунами, казахскими усунями Старшего Жуза (Pelliot, Hambis, 1957, стр. 71—72). Таким образом, замечание Рашид ад-дина о происхождении Майкы-бия из племени ушин (хушин) приобретает новый аспект, заключающийся в том, что табынцы, будучи тюрками по происхождению (близкими к дулатам) и смешавшиеся еще на Алтайской родине с монгольскими племенами, могли позднее (например в Семиречье) включить в свой состав и группы усуньского населения.
Из множества гипотез о происхождении усуней заслуживают, на наш взгляд, внимания те, которые допускают определяющее участие в их этногенезе племен сакского союза, а позже — монголов и особенно тюрков. В литературе все более широкую поддержку находит идея о тюркоязычности усуней, высказанная в конце прошлого столетия Н. А. Аристовым. В недавнее время эта концепция получила развитие в работах Ю. А. Зуева, который, основываясь на сведениях китайских летописей, отождествляет усуней с гуннами и высказывает предположение, что «усуньский путь» был самым ранним направлением «распространения тюркского массива на запад» (Зуев, 1960, стр. 18). Интересная идея Ю. А. Зуева может получить подтверждение в том случае, если будет более точно установлен этнический состав самих гуннов (хунну) на рубеже нашей эры. Участие монгольских элементов в формировании усуней (и напротив усуньских — в сложении этнического состава монголов), судя по сведениям Рашид ад-дина (1952, I, стр. 78, 122, 171) и родовому составу усуньских (уйшун-ских) образований, представляется все же довольно вероятным. Исследователям усуньской проблемы нельзя также сбрасывать со счета местные племена Семиречья. В целом же определение этнической принадлежности усуней не должно происходить безотносительно ко времени. Если ранние этапы усуньской истории теряются пока в малэразработаиных этических процессах древности, то доказательства тюркоязычвэсти поздних усуеей в Семиречье выглядят убедительными.
История усуней до их расселения во II в. н. э. в Семиречье - (в долине р. Или) не очень ясна. Если гипотеза Ю. А. Зуева ю роли гуннов в формировании усуиой псд1£срдится, то древние усуни заняли территорию Семиречья, продвигаясь с востока. Однако до середины I тыс. н. э. роль восточной миграции в этнической истории усуней, кажется, нет оснований преувеличивать.
'260
Генетические связи памятников усуньского и сакского времени, отмеченные многими археологами, свидетельствуют скорее об определяющей роли местных ираноязычных сакских племен в формировании сако-усуньского населения (Заднепровский, 1971, стр. 30—34; Гафуров, 1972, стр. 139). В то же время движение кочевников в Семиречье с первых веков нашей эры становится постоянным и поэтому логично предположить постепенное изменение этнического облика усуней, которые развивались в направлении дальнейшей тюркизации. С VI в. н. э. этноним усунь в прежнем смысле (как конфедерация племен) источниками не упоминается. Но усуньские племена не исчезают. Они становятся частью тюркского кочевого мира каганата, подчинившего своему политическому влиянию огромные территории и различные племена. В Семиречье, в частности, на одной земле с усунями расселяются дулаты, для которых, как утверждают В. В. Востров и М. С. Муканов, эти земли становятся «этнической территорией племен» (1968, стр. 37). Дальнейшая история дулатов и их активное смешение с усунями подтверждает правильность вывода казахских этнографов: дулаты и усуни Семиречья становятся в конечном итоге этнической основой казахского населения Старшего Жуза.
Вернемся к истории табынцев. Их предки вместе с дулатами в эпоху подъема Тюркского каганата продвигаются в Семиречье, где в течение ряда десятилетий, а может быть и столетий, живут рядом и в тесном общении с усунями. Еще будучи в Семиречье, семиречинские племена к концу I тыс. н. э. должны были вступить в этнические контакты с кимако-кыпчакскими племенами, сила и влияние которых возрастали. Это был период начавшейся и очень активно развивающейся кыпчакской интеграции. Образование кыпчакской группы тюркских языков (и соответственно народов) в XIV—XV вв. было не только следствием дифференциации племен Дешт-и-Кипчака и их участия в заключительных стадиях этногенеза башкир, ногайцев, татар, казахов, киргизов, каракалпаков и узбеков. Этой стадии предшествовал длительный и мощный процесс интеграции, кульминация которой падает на XI—XII вв., на период высшей политической активности кыпчаков, хотя они и не создали единого государства. Кыпчакская культурно-языковая интеграция, подготовленная огузо-печенеж-ско-канглийским этапом тюркской истории, охватила широкую территорию и многие племена. Семиречье и его племена оказались в сфере уже раннего периода кыпчакского влияния. Когда произошла массовая миграция кыпчаков на запад, в приаральские степи и далее в Поволжье, вместе с кыпчаками устремились в но-
вое путешествие многие другие кыпчакизированные племена. Волной этого движения были захвачены и оторваны от дулато-усуньского этнического массива и предки табынцев.
Правильность нарисованной выше схемы требует, естественно^ доказательств в той части, в которой она касается племени табын. Некоторые материалы для этого можно извлечь из истории государства караханидов. Столица Караханидской империи (X— XI вв.) Баласасгун находилась в Семиречье. Во главе государства, тюркские правители которого впервые приняли в качестве официальной религии ислам, стояла династия илек-ханов (Бартольд* 19646, стр. 288). Основу этнического состава Караханидскога государства составляли, видимо, карлуки, а также тюркские кочевники, тесно связанные как с Алтаем, так и со степями Дешт-и-Кипчака. Усуни, дулаты и табынцы оставались в ту эпоху в Семиречье и, вероятно, вслед за караханидами приняли, точнее принимали, ислам, так как окончательное утверждение мусульманства в среде кожевников заняло еще немало времени. Основателем династии караханидов был Кара-хан, который, по рассказу Ибн-ал-Асира, первым принял ислам. Сыном Кара-хана был Богра-хан, его преемником Илек-хан — в начале XI в. наиболее упорный распространитель ислама среди тюрков-язычников. Массовое обращение тюрков в ислам произошло в 1043 г., когда 10 000 шатров кочевников приняли ислам (Ибн-ал-Асир) и в праздник курбана закололи 20 000 голов скота (Бартольд, 19646, стр. 290). Имена караханидов с поразительной закономерностью сохранились в шежере кара-табынцев, в которых, однако, произошли обычные для источников этого типа хронологические смещения: поздние, и потому более яркие реальные личности (Май-кы-бий), оказались на вершине генеалогии, а ранние, полулегендарные и забываемые, — их потомками. В генеалогии кара-табынцев сыном Майкы-бия является Илек-^бий, его потомком — Булга (Богра) или Булгаир-бий, а его сыном — Кара-Газиз (Кара-хан) у который, по словам летописца, стал основателем кара-табынского рода (БШ, стр. 165). Эпитет «газиз» (святой) указывает на принятие Кара-Газизом — «родоначальником» кара-табынцев — ислама, подобно его прототипу — Кара-хану. Судя по этим аналогиям, в составе 10 000 шатров, упоминаемых Ибн-ал-Асиром, были табынцы, так как «эти тюрки летом кочевали по соседству с землей болгар, зимой —около Баласагуна» (Бартольд, 1964бг стр. 290). Уже тогда, в середине XI в., некоторые родовые группы табыно-усуньских образований могли оставаться на территории «по соседству с землей булгар». Об этом свидетельствуют параллели в этнонимии. В. В. Востров к числу древнеусуньских относит
род кырк в составе казахских сары-усуней (Востров, 1968, стр. 31). У башкир родовые подразделения кырккузяк (кырккузэк) и кырктар (кырктар) входят в состав рода кесе-табын и племени сырзы, а род кырк-уйле (кыркуле, кырк-вйле) — в состав племен кува-кан и мин. К этому же периоду истории восходит, очевидно, этноним илекаймагы (род илека), зафиксированный у табынцев дважды.
Перекочевки на дальние расстояния (в данном случае из района Баласагуна к «земле болгар»), как обычно, у кочевников были началом переселения на новые территории. Указанная Ибн-ал-Асиром дата, 1043 г., совпадает с временем кыпчакской оккупации территории Западного Казахстана, Волго-Яицкого междуречья и движения кыпчаков в южнорусские степи. Табынцы и группы усуней, оторвавшиеся от дулато-табынских и усуньских племен Семиречья и оказавшиеся в землях Дешт-и-Килчака, не просто испытывали кыпчакское влияние, а превратились, как, впрочем, и немало других племен, в органическую составную часть этой степной политической системы, пестрой в этническом отношении, но достаточно целеустремленной и единой в организации опустошительных походов и набегов. Табынцы и «уйшуны» дошли в составе кьгпчакского движения до Причерноморья. В историческом фольклоре табынцев сохранилось немало прямых указаний о пребывании предков «у берегов моря» или приходе их на Урал «со стороны моря» или «с берегов Черного моря» 47. Заметим также, что племя алчин Малого Жуза, в состав которого входят казахские табынцы, в XI в. кочевало в причерноморских степях (Востров, 1962, стр. 75—76). В географической номенклатуре Крыма сохранилось название Уйшун — топонимический памятник той эпохи (Маркович, 1928, стр. 8).
В пределах самого Дешт-и-Кипчака в XI—начале XIII в. происходили постоянное движение и перегруппировка племен, которые, пребывая в обширной кыпчакской конфедерации, представляли в то же время и определенную внутреннюю политическую ?илу. В сложных взаимоотношениях между кыпчакскими племенами это имело существенное значение. Табынцы и сплотившиеся вокруг них родо-племенные группы достигли в своих походах Причерноморья, но основной территорией, где они локализовались, как установили В. В. Востров и М. С. Муканов, были степи Западного Казахстана, включая Устюрт. В преданиях табынцев рассказывается, что они, двигаясь «со стороны моря», пришли «на Иргиз», «на Узень», «на Актюбу» или «переправи-
47 Научный архив БФАН СССР, ф. 3, оп. 21, д. 4, стр. 416.
лись через Волгу» 48. На этой территории табынцы и вместе с ними группы усуней, поддерживая традиционные связи с соплеменниками в Семиречье и находясь, видимо, с ними в военном союзе, играли в Дешт-и-Кипчаке видную и крупную роль. Объединив вокруг себя ряд родо-племенных образований, в том числе и местные племена, среди которых могли быть и остатки тюркизирован-ных аланов и угров, табынцы стали на какое-то время могущественной силой в Дешт-и-Кипчаке. Известно, что Дешт-и-Кипчак не был единым государством, хотя тенденции к централизации власти существовали весьма явственные. Завершению этого процесса, кроме всего прочего, мешали отсутствие этнической монолитности в Дешт-и-Кипчаке и центробежные силы племенной аристократии. Имея в виду именно эти особенности Дешт-и-Кип-чака XII в., Б. Д. Греков и А. Ю. Якубовский писали, что «можно говорить о существовании здесь нескольких княжеств» (1950, стр. 18). Одним из таких «княжеских» образований было табын-ское. К сожалению, из-за недостатка источников наши представления пока схематичны, но все же совокупность имеющихся материалов и логика развертывания событий той эпохи не дают повода не доверять тем фрагментарным данным, в том числе сведениям шежере и исторического фольклора, на основании которых мы пытаемся восстановить картины политической истории табынцев. Источники по интересующей нас проблеме были, но они не дошли до нас. Башкирский ученый XIX в. М. Уметбаев, ссылаясь на «старые рукописи», которые он читал, пишет: «Табынское ханство было могущественным» и включало 17 племен; «Уйшин-Майкы-бий» сначала «владел Крымом и Кубанью», а затем «с позволения Чингизхана» управлял страной «от вершины реки Урал до реки Иртыш» 49. Конечно, и здесь могут быть обычные для степной фольклорной традиции преувеличения, но не в них сейчас дело. Главное в том, что в основе этих сведений была историческая реальность: примерно к концу XII—началу XIII в. табынцы, подчинив или объединив вокруг себя ряд племен, создали в недрах Дешт-и-Кипчака племенную конфедерацию, собирателем и вождем которой был Майкы-бий. Усуни были наряду с табынцами важной составной частью табынской конфедерации или «княжества». Сам Майкы-бий, как отмечено, был по происхождению «уйшуном», хотя общая генеалогия табынцев, как мы видели, восходит к Тумэну — основателю государства Тюку и включает
48 Полевые записи 1953 г., стр. 281, 290, 301.
49 «События в Уфимском крае до основания г. Уфы». Рукопись. Хранится
в рукописном фонде ИИЯЛ БФАН СССР, л. 3 об.
имена из караханидской династии илек-ханов. О сильном табыно-усуньском смешении в пределах объединения Майкы-бия свидетельствует еще одно старинное предание, опубликованное Н. А. Аристовым. Чингизхан однажды позвал «бия уйшинов Уйшин Майкы-бия» и сказал ему: «Пусть твое дерево будет вяз, твоя птица — орел, твой клич — салават» (Аристов, 1896, стр. 28). Аналогичное предание записано и среди башкирских табынцев, причем в двух показателях (уран — салават, птица — орел-стервятник) р о до-племенные атрибуты «уйшинов» и башкирских табынцев полностью совпадают.
Заканчивая анализ табынской истории, вернемся к тем преданиям, с которых было начато изложение: Майкы-бий был «сподвижником Чингизхана», ездил с ним «в одной повозке» и т. д. Эти сюжеты в исторических повествованиях табынцев связаны с тем, что Майкы-бий с началом монгольского вторжения в Дешт-и-Кипчак встал на сторону завоевателей. Это обусловлено было уже описанными выше неурядицами и соперничеством в Дешт-и Кипчаке и присутствием, хотя и тюркизированного, но по происхождению монгольского компонента в табыно-уйсунском объединении. Следы монгольской этнонимии достаточно хорошо просматриваются в названиях табынских родовых подразделений, анализ которым дан в начале настоящего раздела.
Кыпчакизированные табынцы, усуни составили вместе с собственно кыпчакскими племенами основу населения Золотой Орды, пока оно не было расчленено и развеяно по разным территориям известными событиями в золотоордынской истории XIII—XV вв. Табынцы, оставшись на своей территории, в основном влились в состав казахов и башкир (и частично, видимо, ногайцев); усуни, оказавшись восточнее, растворились преимущественно среди племен и народов Средней Азии и Казахстана.
Роды теляу-табын и кубаляк-табын. Роды теляу и кубаляк наиболее близки к кара-табынцам. Территориально ку-баляк-телевцы — южные соседи кара-табынцев. Оба рода считают друг друга родственниками: по преданию, Теляу и Кубаляк были братьями50. Предание отражает этноисторическую близость те-левцев и кубалякцев. Эти роды по всем признакам принадлежали к восточным табынцам, в то же время имеют некоторые особенности в языке и культуре. Говорят они на так называемом куба-ляк-телевском подговоре, еще несколько столетий назад сильно ассимилированном табьшским говором. В кубаляк-телевском подговоре имеются некоторые лексические различия в языке телев-
50 Научный архив БФАН СССР, ф. 3, оп. 16, д. 1, стр. 45.
цев и кубалякцев. В разговорном языке кубалякских башкирг в частности в терминах родства, чувствуется влияние их южных соседей — тамьянцев. Самобытны народная одежда и украшения кубаляк-телевских женщин. Кубаляк-телевцы, будучи самой южной группой северо-восточных башкир, на фоне соседних бурзян, кыпчаков и тамьянцев заметно отличаются принадлежностью к другой этнографической зоне.
Этноним теляу, кроме башкир, известен казахам, каракалпакам (в форме тилеукусшщ см.: Жданко, 1950, стр. 167) и узбе-кам-кураминцам (Файзиев, 1963, стр. 45). Н. А. Аристов сближал казахов-теляу с раннесредневековыми тюркскими племенами теле (Аристов, 1896, стр. 297—298). В этом же аспекте анализируют происхождение казахского рода те^яу В. В. Востров и М. С. Му-канов; они считают, что предками казахов-теляу являются тюрки племени теле, которое «еще в VI в. входило в состав тюркского каганата» (Востров, Муканов, 1968, стр. 106). Этнонимы в форма теляу (а не теле\) зафиксированы только у башкир, казахов, узбеков и каракалпаков. Родство телевцев (точнее — теляувцев) в составе перечисленных народов еще не совсем забыто в исторических сказаниях и преданиях. Об этом же свидетельствуют и некоторые особенности их расселения: казахи рода теляу еще в XIX в. кочевали летом на Яике и Эмбе рядом с табынцами (Радлов, 1887, стр. 23). Каракалпакское подразделение тилеу-кусши входит в состав племени ктай, этнически близкого табын-цам. В золотоордынскую эпоху роды теляу были в орбите табын-ской конфедерации; отсюда в силу сложившихся исторических обстоятельств они, оказавшись расчлененными, попали в соста