О принципах выделения родо-племенных организаций башкир
При разработке этнического состава башкир необходимы критерии, на основе которых можно было бы различать племенную организацию от родовой и родовую от ее подразделений.
Наиболее точным ориентиром могла бы быть терминология, обозначающая различные звенья родо-племенной структуры, однако у башкир она неустойчива и не дает возможности точно определить границы племени или рода. Племенную организацию башкир обычно называют уру (ырыу). Этот же термин часто используется и для обозначения рода. Юго-восточные башкиры племя в отличие от рода иногда называют влкэн ырыу (большой или старший род). Северо-восточные башкиры термин «уру» для обозначения племени применяют редко, заменяя его словом иль [ил). Впрочем, термин «иль» имеет более широкое значение и может быть приложим не только к племени, но и к роду или в целом к стране.
Род в юго-восточной и южной Башкирии башкиры обозначали термином «тюба» (туб, тубэ)А, в северо-восточной—«аймак» (аймак). Юго-восточные башкиры не знали слова «аймак», точно так же, как северо-восточным башкирам, за редким исключением, неизвестен термин «тюба». В западной Башкирии, напротив, известны оба слова, но к югу от р. Белой чаще — тюба, к северу — аймак. В то же время почти по всей Башкирии родовые организации могли называться как и племенные: уру или иль.
Особенно показательна своим многообразием терминология, обозначающая родовые подразделения. В северо-восточной Башкирии родовые подразделения назывались, как и роды, аймаками. В некоторых районах в том же значении применяли следующие термины: насель (нэсел), тармыт (тармыт)1 теркем (терком), ус (ос), яур (яуер), тюба (тубе). На юго-востоке и юге Башкирии для обозначения родовых подразделений применялся только термин «ара» (ара), и лишь изредка—«уру» или «тюба».
Родовые подразделения в западной Башкирии назывались аймак, ара или насель, т. е. здесь была известна терминология как юго-восточной, так и северо-восточной Башкирии. Иногда западные и северные башкиры не знают слова ара и аймак. В этих
4 Термин, кроме башкир, зафиксирован у узбеков и туркмен (соответственно тупэ, топа; см. табл. 8). Видимо, это слово в форме cub упоминается в древнетюркском тексте в честь Кюль-тегина (Малое, 1951, стр. 31). В. В. Радлов считал возможным переводить cub в значении «род» (Кляшторный, 1964, стр. 74—80).
случаях родовые подразделения обозначаются терминами, происхождение которых позднее или небашкирское: тамыр (тамыр — корень, ответвление) или тармыт; тукум (током — потомки одного предка); зат (?ат); буун (быуъш); кидяк (кидж); чат (сат); тэр-кэм (тврквм); порода (паруд) и другие в тех же значениях. Наиболее распространенным для всей западной и северо-западной Башкирии является термин «насель» (нэсел — род, поколение).
Неустойчивость терминологии, обозначающей родо-племеныые организации, исключает возможность ее использования при выделении различных форм родо-племенных организаций из общей структуры. Бытующие термины, как показано, зачастую одинаковы для различных организаций и различны для одной и той же организации. Неустойчива и неопределенна также и терминология русских источников XVIII в., которые термином «род» обозначают любое звено родо-племенной структуры башкир. В исто-рико-этнографической литературе по тюркским народам различные звенья родо-племенной организации называются племенем, отделением, поколением, подплеменем, фратрией, коленом, ветвью, линией, родом, подродом и т. д. без четкой характеристики содержания и значимости применяемой терминологии. Отмеченная неустойчивость терминологии башкир и других народов находилась, очевидно, во взаимосвязи с особенностью их родо-племенной структуры. Ее подвижность вызвала нестабильность и высокую мобильность и соответствующей терминологии.
Одним из признаков, способствующих определению границ рода, является принцип родовой экзогамии. Однако ознакомление с системой брачных отношений у башкир показывает, что запрет брачных связей касался у них в разное время различных организаций. В настоящее время пережитком когда-то господствовавшей экзогамии является обычай, запрещающий брак в пределах нескольких поколений по отцовской линии. В XVII—XVIII и даже в XIX в. «поколенная» экзогамия в Башкирии была распространена там, где полностью или в значительной степени потеряло экономическое значение и разложилось родовое подразделение, т. е. на севере и западе. Там, где они сохранились, господствовала экзогамия именно этих организаций. Брак внутри родовых подразделений не разрешался местами вплоть до начала XX столетия.
Если обратиться к системе брачных отношений башкир в целом, можно достаточно ясно проследить у них «скользящий» характер принципа экзогамности браков5. В одних случаях наблю-
Более подробно см.: Кузеев, 1957, стр. 38—43.
дается постепенное разрушение экзогамии от верхних звеньев (племени) к низшим (родовым подразделениям), в других — отсутствие всяких признаков былой экзогамии племени и экзогам-ность лишь его подразделений — тюб и аймаков, которая сменилась запрещением брачных отношений в пределах родового подразделения или нескольких поколений.
Принцип экзогамии, таким образом, также не может служить у башкир основой для определения границ родо-племенных организаций. Аналогичная картина складывается и с другими признаками родо-племенной жизни. Родовые тамги, птицы, деревья, ураны далеко не всегда можно связать с определенным типом организации. Иногда общность тамг и других родо-племенных атрибутов характерна для той организации, которую мы называем племенем; иногда, напротив, каждый род в составе племени имеет в этом отношении самостоятельные показатели.
Учитывая неустойчивость традиционных показателей, приходится заключить, что сравнительно точным ориентиром для определения границ той или иной родо-племенной организации у башкир, особенно рода или племени, может служить лишь комплекс признаков. Это не находится в зависимости от недостатка материала, а является особенностью многоступенчатой и подвижной структуры родо-племенной организации башкир. Следовательно, когда мы пользуемся общепринятымр1 в исторической литературе терминами «племя», «род», «родовое подразделение», то делаем это условно, как бы «подводя» родо-племенную структуру башкир под классическую схему племенной структуры древних народов.
Детальная характеристика всех звеньев башкирской родо-племенной структуры дана в ряде работ (Кузеев, 1957, стр. 58—123; Кузеев, Бикбулатов, Шитова, 1962, стр. 175—177, 205—210). Краткий перечень их основных признаков сводится к следующему.
Родовое подразделение (ара, аймак, насель и др.) является экзогамным объединением группы родственных семей, потомков общего, обычно не очень далекого, предка. Члены родового подразделения обязательно расселялись компактно (отдельным аулом или обособленной улицей в деревне), имели общее название, единую в основе тамгу. Будучи взаимосвязаны общностью некоторых хозяйственных функций, члены родового подразделения вместе выходили на летние кочевки (образуя единую пастбищно-кочевую группу или общину), содержали скот в совместных табунах и стадах, помогали друг другу в ведении хозяйства, участвовали в расходах по организации свадеб, похорон и т. д. В системе зем-
лепользования члены родового подразделения долгое время были объединены совместной эксплуатацией части родовой вотчины.
Башкирский род (тюба, аймак, уру) представлял собой совокупность считающихся родственными родовых подразделений. Вплоть до недавнего времени башкирские роды хранили предания и генеалогии (шежере) о происхождении от общего, обычно чем-то знаменитого (или «героического») предка. Члены рода были объединены общим названием, имели единую в основе тамгу, которая модифицировалась по родовым подразделениям и далее по семьям. В ряде случаев прослеживается экзогамность в недавнем прошлом (XVI—XVIII вв.) родовых организаций, однако для большинства родов экзогамность не была свойственна, хотя предпочтительность браков с одним или несколькими чужими родами имела место. Члены рода обычно расселялись компактно на единой территории. Башкирский род долгое время выступал совместным владельцем общей вотчины.
Совокупность нескольких родов составляла племенную организацию. В преданиях и исторических сказаниях сохранились некоторые признаки былого единства племени: кроме этнонима, племенам были характерны такие атрибуты, как общая в основном начертании тамга, дерево, птица и особенно племенной уран — военный клич, восходящий своим происхождением к военно-демократическому этапу родо-племенной организации. Роды в составе племен в известных нам генеалогиях считаются родственными, однако по другим признакам (тамгам, деревьям, птицам, уранам) такая общность зачастую не прослеживается или прослеживается только по отношению к некоторым родам. Племена имели органы самоуправления (советы старейшин, народные собрания), племенную территорию, разделенную, однако, на родовые вотчины.
В ряде случаев трудно или невозможно отличить родовую организацию от племенной. Особенно это касается тех образований, которые не имели внутреннего родового членения, хотя внешне выступали самостоятельно, не входя в другие объединения. При отнесении таких образований к категории племенных мы руководствовались также более или менее ярко выраженными особенностями в культуре, говоре башкир данной группы, что обычно свойственно для племен. Несмотря на некоторую условность такой градации, в плане разработки вопросов этнической истории она полезна и целесообразна.
Структура родо-племенной организации башкир, в основе которой лежал принцип родства, обладала в то же время специфическими особенностями многоступенчатости, подвижности звеньев (особенно низших) и способностью родо-племенных организаций и их подразделений к сегментации.
Определение границ родо-племенных образований невозможно на основе башкирской терминологии, обозначающей родо-племен-ные организации, или традиций экзогамных брачных отношений, которые также обнаруживали свойства подвижности и нестабильности. Границы различных форм родо-племенных организаций башкир в новое время определяются на основе совокупности признаков, среди которых ведущее значение придается роли и функциям того или иного образования в системах землевладения и землепользования, а также в общественной жизни.
Реальное значение в башкирской родо-племенной системе имели три звена: племя, род, родовое подразделение. Однако употребление указанной терминологии условно. Она отражает действительную структуру родо-племенной организации башкирг учитывает сохранившиеся социальные функции за этими образованиями, но не имеет в виду того социально-экономического содержания, которое мы привыкли в классическом смысле этих слов подразумевать за этой терминологией.