Культурно-историческая теория Л.С. Выготского
Основные идеи:
1) Онтогенез человека разворачивается в культурном (шире — социальном) пространстве и в некотором историческом промежутке времени. При этом существуют воздействия как со стороны такого пространства на индивида, так и обратные изменения индивидом окружающего пространства.
2) Определенные отношения между индивидом и средой - это конкретные условия, в которых осуществляется «развертка» генотипической программы и которые оказывают на нее соответствующее воздействие; они могут быть благоприятными или неблагоприятными для процесса индивидуального развития. Таким образом, система отношений между индивидом и средой имеют определяющее значение для психического развития.
3) развитие - процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях".
4) процесс развития в онтогенезе проходит путь от социального к индивидуальному. Форма психического развития ребенка — овладение общественным опытом, присвоение исторически сложившихся способностей, способов деятельности и мышления. Общим механизмом формирования высших психических функций Выготский считал подражание ребенка взрослому.
5)
Основные понятия
1. Социальная ситуация развития ребенка –
2. Ведущая деятельность
3. Кризис развития
Особенности протекания кризиса развития.
4. Психологическое новообразование
5. Диагностика развития
Зона актуального развития
Зона ближайшего развития
Сенситивный период
6. Движущая сила психического развития -
7. Законы психического развития ребенка:
1. Цикличность
2. Закон метаморфозы
3. Закон неравномерности
4. Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка.
5. Закон развития высших психических функций.
Основной предмет исследования | Происхождение и развитие высших психических функций, строение и развитие сознания («вершинная психология») |
Методы исследования | Генетико-моделирующий метод (формирующий эксперимент |
Основные понятия | Опосредование, знак, стимул-средство, элементарные и высшие психические функции, идеальные образцы, присвоение, обучение, зона ближайшего развития |
Основные идеи | — Опосредованный характер ВПФ — Интериоризация знаков как закон развития ВПФ — Гипотеза о системном и смысловом строении сознания — Принципиально новый, культурно-исторический подход в понимании психического развития (новое понимание источника, движущих сил, условий, направления развития) — Разработка нового экспериментально-генетического метода исследования в психологии Анализ механизма влияния обучения на развитие |
Факторы развития | Обучение |
Ценное | — Заложил основы культурно-исторической парадигмы в исследовании психического развития человека — Ввел идею историзма в область психологии и предложил метод исследования высших форм психики и поведения Разработал систему основных понятий и принципы возрастно-психологического анализа онтогенеза человека |
Направления критики | — Недостаточная эмпирическая обоснованность теоретических положений — Интеллектуалистический характер общего представления о психическом развитии Указания на переоценку культурного фактора и недооценку эффектов саморазвития ребенка |
Периодизация Л.С. Выготского
Теория развития деятельности А.Н.Леонтьева.
Основные идеи:
1) Психическое развитие рассматривается с позиции общепсихологической теория деятельности.
2) Решающую роль в психическом развитии играет присвоение отдельным индивидом исторического опыта людей, важнейшую часть которого составляют их общественно выработанные психические способности, опредмеченные в материальной и духовной культуре.
3) Движущими силамиразвития являются возрастные изменения объективного положения ребенка в системе его отношений со взрослыми и возрастные изменения его деятельности.
Основной предмет исследования | Источник и движущие силы психического развития |
Методы исследования | Эмпирические методы, эксперимент |
Основные понятия | Деятельность, деятельность, действие, операция, движение, мотив, цель, средство, условие, интериоризация, экстериоризация |
Основные идеи | - Психика - интериоризованная деятельность, которая экстериоризуется, как только возникают какие-то препятствия ее внутреннего протекания. Поэтому любые формы психического отражения являются видами (или подвидами) деятельности. - Детство имеет конкретно- исторический характер, оно развивается в ходе общественной истории. Поэтому в каждую историческую эпоху ребенок по-разному включен в отношения взрослых и закономерности его психического развития также исторически изменчивы. - Каждому возрастному этапу соответствует определенный ведущий тип деятельности.Содержание и форма ведущей деятельности зависит от конкретно-исторических условий, в которых протекает развитие ребенка. |
Факторы развития | Деятельность |
Ценное | Разработал методологические основы деятельностного подхода Анализ ведующих видов деятельности в детских возрастах |
Направления критики | Недооценка эффектов саморазвития ребенка Неразработанность проблемы возрастной периодизации |
Периодизация возрастного развития связана со сменой ведущих видов деятельности
1.
6.
10.3. Периодизация психического развития Д. Б. Эльконина.
Основные идеи:
1) Развитие ребенка происходит внутри 2 векторов: освоение мира вещей и освоение мира людей. Деятельность ребенка внутри этих двух векторов представляет единый процесс, в котором формируется личность. В каждом возрастном периоде один вектор доминирует над другим. Смена доминирующего вектора определяет начало нового возрастного этапа в психическом развитии ребенка. По своему психологическому содержанию вектор - ведущая деятельность ребенка.
2) Закон чередования, периодичности разных типов деятельности на каждом этапе: за деятельностью одного типа, ориентирующей субъекта в системе отношений между людьми, в нормах и правилах взаимодействия в социуме, обязательно следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. Каждый раз между этими двумя типами ориентации возникают противоречия.
3) Развитие ребенка - цепь переходов от одной стадии к качественно другой, которые осуществляются через кризисы, преодоление противоречий и появление психических новообразований.
4) Рассматривает каждый период развития на основе четырех критериев (по Л.С. Выготскому): социальная ситуация развития как система отношений, ведущий тип деятельности; основные новообразования развития, кризис.
5) Каждый период состоит из двух стадий; первой стадии осуществляются изменения мотивационно-потребностной сферы личности, на второй - освоение операционально-технической сферы.
Основной предмет исследования | Психическое развитие |
Методы исследования | Эмпирические методы, эксперимент |
Основные понятия | Социальная ситуация, ведущая деятельность, новообразование, кризис, деятельность. |
Основные идеи | условия (развития) — рост и созревание организма; источники — среда, идеальные формы, т.е. то, к чему развитие должно прийти в конце (все, что должно появиться у ребенка, уже существует в обществе, в том числе потребности, общественные задачи, мотивы и даже эмоции); форма — усвоение; движущие силы — противоречие между усвоением предметной и общественной сторонами действия. Все виды детской деятельности общественны по своему происхождению, содержанию и форме, поэтому ребенок с момента рождения и с первых стадий своего развития является общественным существом. Присвоение ребенком достижений человеческой культуры всегда носит деятельностный характер — ребенок не пассивен в этом процессе, не приспосабливается к условиям своей жизни, а выступает как активный субъект их преобразования, воспроизводящий и создающий в себе человеческие способности. |
Факторы развития | Противоречие между усвоением предметной и общественной сторонами действия. |
Ценное | Попытка охватить и связать между собой два основных вектора развития ребенка: предметную деятельности и общение. Подчеркивает важость отношений «ребенок-взрослый» |
Направления критики | Неразработанность проблемы развития во взрослом возрасте |
Периодизация психического развития Д.Б.Эльконина
10.4. Теория развития личности Л. И. Божович.
Теория Л. И. Божович.
Основной предмет исследования | Развитие личности |
Методы исследования | Эмпирические методы, эксперимент |
Основные понятия | Социальная ситуация, центральное новообразование, кризис, деятельность, потребности |
Основные идеи | Опирается на понятия социальной ситуации развития и личностного новообразования. В социальной ситуации развития она выделяет внутренние процессы развития и внешние условия, их обеспечивающие. В личностных новообразованиях она выделяет центральное новообразование и потребности |
Факторы развития | Противоречие между внутренними процессами развитияи внешними условиями, их обеспечивающими. |
Ценное | Внимание к проблеме личностного развития |
Направления критики | Неразработанность проблемы развития во взрослом возрасте Не рассматривает другие линии развития |
10.5. Модель развития общения М. И. Лисиной.
Основные идеи:
Мотивы
1)
2)
3)
Средства общения
1)
2)
3)
Формы общения ребенка со взрослыми
Формы общения характеризуются: