Культурно-историческая теория Л.С. Выготского

Основные идеи:

1) Онтогенез человека разворачивается в культурном (шире — социальном) пространстве и в некотором историческом промежутке времени. При этом существуют воздействия как со стороны такого пространства на индивида, так и обратные изменения индивидом окружающего пространства.

2) Определенные отношения между индивидом и средой - это конкретные условия, в которых осуществляется «развертка» генотипической программы и которые оказывают на нее соответствующее воздействие; они могут быть благоприятными или неблагоприятными для процесса индивидуального развития. Таким образом, система отношений между индивидом и средой имеют определяющее значение для психического развития.

3) развитие - процесс формирования человека или личности, совершающийся путем воз­никновения на каждой ступени новых качеств, специфических для че­ловека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях".

4) процесс развития в онтогенезе проходит путь от социального к индивидуальному. Форма психического развития ребенка — ов­ладение общественным опытом, присвоение исторически сложив­шихся способностей, способов деятельности и мышления. Общим механизмом формирования высших психических функций Выгот­ский считал подражание ребенка взрослому.

5)

Основные понятия

1. Социальная ситуация развития ребенка –

2. Ведущая деятельность

3. Кризис развития

Особенности протекания кризиса развития.

4. Психологическое новообразование

5. Диагностика развития

Зона актуального развития

Зона ближайшего развития

Сенситивный период

6. Движущая сила психического развития -

7. Законы психического раз­вития ребенка:

1. Цикличность

2. Закон метаморфозы

3. Закон неравномерности

4. Сочетание процессов эволюции и инволюции в раз­витии ребенка.

5. Закон развития высших психических функций.

Основной предмет исследования Происхождение и развитие высших психических функ­ций, строение и развитие сознания («вершинная пси­хология»)  
Методы исследования Генетико-моделирующий метод (формирующий экспе­римент
Основные понятия Опосредование, знак, стимул-средство, элементарные и высшие психические функции, идеальные образцы, присвоение, обучение, зона ближайшего развития
Основные идеи   — Опосредованный характер ВПФ — Интериоризация знаков как закон развития ВПФ — Гипотеза о системном и смысловом строении соз­нания — Принципиально новый, культурно-исторический подход в понимании психического развития (новое понимание источника, движущих сил, условий, на­правления развития) — Разработка нового экспериментально-генетического метода исследования в психологии Анализ механизма влияния обучения на развитие
Факторы развития Обучение
Ценное     — Заложил основы культурно-исторической парадиг­мы в исследовании психического развития человека — Ввел идею историзма в область психологии и пред­ложил метод исследования высших форм психики и поведения Разработал систему основных понятий и принципы возрастно-психологического анализа онтогенеза чело­века
Направления критики — Недостаточная эмпирическая обоснованность тео­ретических положений — Интеллектуалистический характер общего представ­ления о психическом развитии Указания на переоценку культурного фактора и недооценку эффектов саморазвития ребенка


Периодизация Л.С. Выготского

Теория развития деятельности А.Н.Леонтьева.

Основные идеи:

1) Психическое развитие рассматривается с позиции общепсихологической теория деятельности.

2) Решающую роль в психиче­ском развитии играет присвоение отдельным индивидом исторического опыта лю­дей, важнейшую часть которого составляют их общественно выработанные психи­ческие способности, опредмеченные в материальной и духовной культуре.

3) Движущими силамиразвития являются возрастные изменения объектив­ного положения ребенка в системе его отношений со взрослыми и возрастные изме­нения его деятельности.

Основной предмет исследования Источник и движущие силы психического развития  
Методы исследования Эмпирические методы, эксперимент
Основные понятия Деятельность, деятельность, действие, операция, движение, мотив, цель, средство, условие, интериоризация, экстериоризация
Основные идеи   - Психика - интериоризованная деятельность, которая экстериоризуется, как только возни­кают какие-то препятствия ее внутреннего протекания. Поэтому любые формы пси­хического отражения являются видами (или подвидами) дея­тельности. - Детство имеет конкретно- исторический характер, оно развивается в ходе общественной истории. Поэтому в каждую историческую эпоху ребенок по-разному включен в отношения взрослых и закономерности его психического развития также исторически изменчивы. - Каждому возрастному этапу соответствует определенный ведущий тип дея­тельности.Содержание и форма ведущей деятельности зависит от конкретно-исторических условий, в которых протекает развитие ребенка.
Факторы развития Деятельность
Ценное Разработал методологические основы деятельностного подхода Анализ ведующих видов деятельности в детских возрастах
Направления критики Недооценка эффектов саморазвития ребенка Неразработанность проблемы возрастной периодизации


Периодизация возрастного развития связана со сменой ведущих видов деятельности

1.

6.

10.3. Периодизация психического развития Д. Б. Эльконина.

Основные идеи:

1) Развитие ребенка происходит внутри 2 векторов: освоение мира вещей и освоение мира людей. Деятельность ребенка внутри этих двух векторов представляет единый процесс, в котором формируется личность. В каждом возрастном периоде один вектор доминирует над другим. Смена доминирующего вектора определяет начало нового возрастного этапа в психическом развитии ребенка. По своему психологическому содержанию вектор - ведущая деятельность ребенка.

2) Закон чередования, периодичности разных ти­пов деятельности на каждом этапе: за деятельностью одного типа, ориентирующей субъекта в системе отношений между людьми, в нормах и правилах взаимодействия в социуме, обязательно следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. Каждый раз между этими двумя типами ориентации возникают противоречия.

3) Развитие ребенка - цепь переходов от одной стадии к качественно другой, которые осуществляются через кризисы, преодоление противоречий и появление психических новообразований.

4) Рассматривает каждый период развития на основе четырех критериев (по Л.С. Выготскому): социальная ситуация развития как система отношений, ведущий тип деятельности; основные новообразования развития, кризис.

5) Каждый период состоит из двух стадий; первой стадии осуществляются изменения мотивационно-потребностной сферы личности, на второй - освоение операционально-технической сферы.

Основной предмет исследования Психическое развитие  
Методы исследования Эмпирические методы, эксперимент
Основные понятия Социальная ситуация, ведущая деятельность, новообразование, кризис, деятельность.
Основные идеи   условия (развития) — рост и созревание организма; источники — среда, идеальные формы, т.е. то, к чему развитие должно прийти в конце (все, что должно поя­виться у ребенка, уже существует в обществе, в том числе потребности, обществен­ные задачи, мотивы и даже эмоции); форма — усвоение; движущие силы — противоречие между усвоением предметной и общественной сторонами действия. Все виды детской деятельности общественны по своему происхождению, содержанию и форме, поэтому ребенок с момента рождения и с первых стадий своего развития является общественным су­ществом. Присвоение ребенком достижений человеческой культуры все­гда носит деятельностный характер — ребенок не пассивен в этом процессе, не приспосабливается к условиям своей жизни, а выступает как активный субъект их преобразования, воспроизводящий и создающий в себе человеческие способности.
Факторы развития Противоречие между усвоением предметной и общественной сторонами действия.
Ценное Попытка охватить и связать между собой два основных вектора развития ребенка: предметную деятельности и общение. Подчеркивает важость отношений «ребенок-взрослый»
Направления критики Неразработанность проблемы развития во взрослом возрасте

Периодизация психического развития Д.Б.Эльконина

10.4. Теория развития личности Л. И. Божович.

Теория Л. И. Божович.

Основной предмет исследования Развитие личности  
Методы исследования Эмпирические методы, эксперимент
Основные понятия Социальная ситуация, центральное новообразование, кризис, деятельность, потребности
Основные идеи   Опирается на понятия социальной ситуации развития и личностного новообразования. В социаль­ной ситуации развития она выделяет внутренние процессы развития и внешние усло­вия, их обеспечивающие. В личностных новообразованиях она выделяет централь­ное новообразование и потребности
Факторы развития Противоречие между внутренними процессами развитияи внешними усло­виями, их обеспечивающими.
Ценное Внимание к проблеме личностного развития
Направления критики Неразработанность проблемы развития во взрослом возрасте Не рассматривает другие линии развития

10.5. Модель развития общения М. И. Лисиной.

Основные идеи:

Мотивы

1)

2)

3)

Средства общения

1)

2)

3)

Формы общения ребенка со взрослыми

Формы общения характеризуются:

Наши рекомендации