Социально-когнитивная теория (подражания) А. Бандуры.
Основные идеи:
1) развитие – результат научения посредством наблюдения за поведением социальных моделей;
2) когнитивное научение подразумевает большую активность обучаемого, индивид становится обучающимся. Он отслеживает последствия своих действий, замечает и запоминает, какие из них были успешны по своим результатам, а какие бесполезны или вредны.
3) подкрепление не являются необходимым для научения, а влияет на характер исполнения выученной модели поведения.
Основной предмет исследования | Проблема социализации, процессы социального научения: условия и механизмы |
Методы исследования | Манипулятивный эксперимент, лабораторные и полевые исследования поведенческих моделей |
Основные понятия | Социальное научение, когнитивные переменные, имитация, абстрактное моделирование, креативное моделирование, прямое и косвенное подкрепление, взаимный детерминизм факторов, самоподкрепление, саморегуляция, самоэффективность |
Основные идеи | — В базовую схему «S—R» включены промежуточные когнитивные переменные — Наблюдение создает когнитивный образ действий («бихевиоральное предрасположение») к определенной форме поведения, которая реализуется в зависимости от характера подкрепления — Непрерывные взаимовлияния поведения человека, ситуационных и личностных факторов пр |
Факторы развития | Социальный фактор, научение через наблюдение и внутренние когнитивные факторы (ожидания, самовосприятие и саморегуляция) |
Ценное | — Привлечение внимания к условиям и способам воспитания в семье и средствами массовой информации как к процессу моделирования детского поведения Стимуляция целого ряда эмпирических исследований поведения и личностных аспектов |
Направления критики | Недооценка ряда факторов, влияющих на развитие (например, способности детей обучаться в силу естественного интереса) Мало учитывается влияние стадий когнитивного развития (в понимании Пиаже) на процесс моделирования |
Компоненты научения через наблюдение:
1)
2)
3)
4)
Периодизация А.Бандуры
Развитие ребенка соответствует 7 видам социально-когнитивного научения.
1. Подражание
2. Физическое моделирование
3. Вербальное моделирование
4. Образное моделирование
5. Символическое моделирование
6. Абстрактное моделирование
7. Дивергентное моделирование
8. Креативное моделирование
Персоногенетический подход
Теории А. Маслоу и К. Роджерса.
Основные идеи:
1) психическое развитие - результат собственного выбора, сделанного человеком; процесс развития носит спонтанный характер, поскольку его движущей силой является стремление к самоактуализации (по А. Маслоу) или стремление к актуализации (по К. Роджерсу). Эти стремления носят врожденный характер.
2) смысл самоактуализации или актуализации состоит в развитии человеком собственного потенциала, своих способностей, что ведет к развитию «полноценно функционирующего человека».
Основной предмет исследования | Развитие как непрерывный процесс самореализации/самоактуализации |
Методы исследования | Качественные методы, анализ, интервью, эмпирические методы |
Основные понятия | самореализация, самоактуализация, личностный рост, потенциал, вершина развития |
Основные идеи | К. Роджерс: - Всякий организм наделе стремлением заботиться о своей жизни с целью сохранить ее и улучшить. Он обладает необходимой компетенцией, чтобы решать возникающие перед ним проблемы и направлять должным образом свое поведение. - Стремление к актуализации - врожденная тенденция личности «развивать все свои способности, чтобы сохранять и развивать личность», т.е. сохранить, развить и усилить себя, максимально выявить лучшие качества своей личности. Эта актуализирующая тенденция избирательна, она направлена на те аспекты среды, которые обещают конструктивное движение личности к завершенности и целостности. - Представление ребенка о самом себе, концепция собственного «Я» будет эволюционировать в соответствии с возникающими перед ним ситуациями и его собственными действиями; оно формируется на основе разнообразного опыта, которые ему придется переживать в общении с другими людьми, и их поведение по отношению к нему - «реальное Я». - Человек склонен представлять себя в идеальном образе – таким, каким хотелось быть стать «идеальное Я». К этому идеальному Я и стремится приблизиться реальное Я. - В каждом человеке существует потребность в самоуважении, заставляющая добиваться положительного отношения к себе и к тому, что мы делаем. - Чем больше согласия между реальным Я человека и его чувствами, мыслями и поведением, тем больше личность конгруэнтна, что позволяет приблизиться к своему идеальному Я и в этом – суть самоактуализации. А. Маслоу: - Стремление к самоактуализации - врожденное стремление человека к максимально полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. - Иерахия потребностей - расположение потребностей от низших к высшим. При этом доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены. |
Факторы развития | Внутренняя активность |
Ценное | - Роль внутренней активности в развитии, - Разработка понятий самоактуализации, самореализации |
Направления критики | Недооценка других факторов развития Отсутствие периодизации развития Низкая эмпиричность |
Когнитивное направление
Концепция Ж. Пиаже.
Основные идеи:
1) развитие ребенка связано с развитием интеллекта как стержневой линией психического развития ребенка, от которой зависят все другие психические процессы
2) Внешняя среда постоянно изменяется, поэтому субъект, существующий независимо от внешней среды, стремится к установлению равновесия с нею. Установить равновесие со средой можно двумя путями: либо путем приспособления субъектом внешней среды к себе за счет ее изменения, либо путем изменений в самом субъекте. И то и другое возможно только путем совершения субъектом определенных действий. Производя действия, субъект тем самым находит способы или схемы этих действий, которые позволяют ему восстановить нарушившееся равновесие.
3) Схема действия - познавательное умение. Развитие схем действий, т.е. познавательное развитие, происходит «по мере нарастания и усложнения опыта ребенка по практическому действованию с предметами» за счет интериоризации предметных действий, то есть их постепенного превращения в умственные операции (действия, выполняемые во внутреннем плане).
Основной предмет исследования | Когнитивное развитие ребенка от рождения до зрелости |
Методы исследования | Свободное клиническое интервью, наблюдения за поведением младенцев, анализ решения специально сконструированных задач детьми разных возрастов |
Основные понятия | Эгоцентризм, анимизм, артификализм, синкретизм, конкретные операции, формальные операции, схемы, стадии, символическое мышление, понимание сохранения, обратимость, ассимиляция, аккомодация, организация, уравновешивание |
Основные идеи | Интеллектуальное развитие представляет собой последовательность качественно различных стадий, порядок их прохождения неизменен, а скорость может быть разной. Интеллект — иерархия 3 стадий: сен- сомоторный интеллект; конкретные операции; формальные операции |
Факторы развития | Имеет значение определенный уровень созревания нервной системы; прослеживается влияние среды, которая стимулирует и испытывает ребенка, но когнитивные структуры в конечном счете выстраивает сам ребенок, в процессе спонтанных изобретений и открытий (т.е. ребенок учится сам, самостоятельно) |
Ценное | — Постановка проблемы детского мышления как качественно своеобразного, имеющего уникальные достоинства — Выделение активности самого ребенка — Прослеживание генеза «от действия к мысли» — Открытие феноменов детского мышления («феномены Пиаже») и разработка методов его исследования («задачи Пиаже») — Идеи Пиаже послужили стимулом для множетсва других теоретических и эмпирических исследований интеллекта — Функции и судьба эгоцентрической речи - Существование эгоцентризма ребенка |
Направления критики | — Сомнения относительно репрезентативности выборки и строгости используемых методов — Универсальность стадий (выполнение различных заданий во многих областях на одном и том же уровне, например на уровне конкретных операций), в том числе в разных культурах — Спонтанность когнитивного развития ребенка, неэффективность непосредственного обучения когнитивным операциям со стороны взрослых — Иные интерпретации феноменов Пиаже - Возможность достижения высших стадий формального интеллекта |
Периодизация Ж.Пиаже
Периоды | Подпериоды и стадии | Возраст |
I. Сенсомоторный интеллект (0-2 года) | 1. Упражнение рефлексов | 0-1 месяц |
2. Элементарные навыки, первичные круговые реакции | 1-4 месяца | |
3. Вторичные круговые реакции | 4-8 месяцев | |
4. Начало практического интеллекта | 8-12 месяцев | |
5. Третичные круговые реакции | 12-18 месяцев | |
6. Начало интериоризации схем действий | 18-24 месяца | |
П. Репрезентативный интеллект и конкретные операции (2-11 лет) | 1. Дооперациональные представления | 2-7 лет |
2. Конкретные операции | 7-11 лет | |
III. Формальные операции | 11-15лет |
Феномены Пиаже -
1.
2.
3.
10 . Теории социализации.