ЧАСТЬ III. Советская историография (1917 - нач. 1990-х гг.)
Тема 12. 1917 - 1920-е гг. : от двух исторических наук к единственной методологии.
Существование в советской стране двух направлений исторической науки - традиционной российской и марксистской. Две сети научно-исторических учреждений (РАН и ее учреждения, университеты, РАНИОН и ее исследовательские институты; Коммунистическая академия общественных наук и ее институты, Институт красной профессуры, коммунистические университеты, Истпарт, Институт Маркса и Энгельса, Институт Ленина). Исторические и краеведческие общества. Две сети исторической периодики. Реорганизация и централизация архивного дела, публикация исторических источников.
Установление контроля за "старой" наукой: преобразование РАН в АН СССР, "пролетаризация" и преобразование университетов и исторического образования, ликвидация РАНИОН. Нарастание негативного отношения власти и марксистской науки к "старым кадрам" исторической науки в общем контексте усиления репрессивной политики. Депортация части творческой интеллигенции в начале 1920-х гг. Ликвидация "старых" исторических журналов. "Дело академика Платонова".
Превращение общественных наук в инструмент партийно-государственного руководства, пропаганды и агитации. Постановления, циркуляры и тезисы партийных и государственных органов к историко-революционным и историческим датам. Издание работ классиков марксизма-ленинизма и выступлений руководителей большевистской партии.
Проблематика "старой" и марксистской исторической науки. Возрастание интереса "старой" науки к проблемам методологии и теории исторической науки, к проблемам экономической и социальной истории средневековья и нового времени, истории крестьянства и народных движений, общественной мысли, истории государственной власти, внутренней и внешней политики. Проблематика марксистской науки: история социал-демократии и большевизма, революции 1917 г. и гражданской войны.
Тема 13. Научные дискуссии по проблемам истории во второй половине 1920-х гг..
Причины и условия проведения научных дискуссий. "Литературная" дискуссия по книге Л.Д. Троцкого "Уроки Октября". Дискуссия об итогах советско-польской войны 1920 г. Дискуссия о "Народной воле". Дискуссия о характере российского империализма. Дисскусия об общественно-экономических формациях. Значение дискуссий для развития исторической науки.
Тема 14. Советская историография в 1930-40-е гг.
Постановка современными историками проблемы "Сталинизм и история". Идеологическое руководство исторической наукой. Значение письма Сталина в редакцию журнала "Пролетарская революция". Постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР 1934-1936 гг. о перестройке исторического образования и новых задачах исторических исследований. Критика "школы Покровского".
Этапы создания официальной концепции истории большевистской партии и истории СССР. "История ВКП/б/. Краткий курс" и ее значение. Начало подготовки учебников и обобщающих трудов по гражданской истории. Изменения в методике исторических исследований. Новая проблематика исторических исследований. Репрессии в отношении советских историков.
Влияние Великой Отечественной войны на изменение форм исследовательской работы и задач советской исторической науки. Постановления ЦК ВКП(б_ по идеологическим вопросам второй половины 1940-х гг. и их значение для исторической науки.
Тема 15. Научные дискуссии по проблемам истории во второй половине 1950-х - 1960-е гг.
Смерть И.В. Сталина и выступление Н.С. Хрущева на XX съезде КПСС как факторы повлиявшие на изменение обстановки в советской исторической науке. Феномен журнала "Вопросы истории". Дискуссии о периодизации отечественной истории. Дискуссии о генезисе капитализма, характере русской мануфактуры, формировании капиталистического уклада, промышленном перевороте в России. "Новое направление" в советской исторической науке и его роль в изучении истории монополистического капитализма и предпосылок революции 1917 г. Обсуждение проблемы многоукладности, дискуссия об «азиатском» способе производства и их значение для обновления методологического инструментария исторической науки в СССР. Новые подходы к изучению истории революции 1917 г., гражданской войны, новой экономической политики, Великой Отечественной войны. Постановка советскими историками проблемы сталинизма.
Тема 16. Борьба двух тенденций в советской исторической науке в 1970-е - первой половине 1980-х гг.
Курс руководства Коммунистической партии на ресталинизацию. Восстановление практики идеологического руководства исторической наукой. Постановления и 'Тезисы" ЦК к юбилейным историческим датам. Приоритет историко-партийных исследований. Ограничение доступа к использованию исторических документов. Влияние внешнеполитических приоритетов на контакты с западными историками. Создание официальной концепции отечественной истории периода капитализма и советского общества. Прекращение подлинно научных дискуссий по этим проблемам. Репрессии в отношении инакомыслящих.
Проблема инакомыслия в советской исторической науке. Влияние западной науки и прежде всего школы "Анналов" на обновление методического инструментария исторических исследований. Вклад И.Д. Ковальченко в создание отечественной школы по применению количественных методов в исторических исследованиях. Значение работ Ю.М. Лотмана для создания советской семиотической школы. Новые моменты в изучении истории культуры средневековья в работах М.М. Бахтина, А.Я. Гуревича. Достижения в изучении феодальной истории России. Новые концептуальные подходы к изучению отдельных проблем феодального периода в работах Л.Н. Гумилева, И.Я. Фроянова, В.И. Горемыкиной, А.А. Зимина, В.Б. Кобрина, Н.А. Троицкого, Н.Я. Эйдельмана. Значение незавершенной дискуссии о российском абсолютизме в повышении интереса к изучению политической истории (А.Я. Аврех). Феномен интереса читателей к работам К. Валишевского, В.С. Пикуля, Р.Г. Скрынникова, М.К. Касвинова.
Тема 17. Советская историческая наука во второй половине 1980-х - начале 1990-х гг.
Переход советского руководства к политике "гласности" и постановка проблемы сталинизма в художественной литературе и публицистике. Повышение интереса общественности к отечественной истории в связи с юбилейными датами. Широкое обсуждение вопроса о "кризисных явлениях в советской исторической науке" и путях их преодоления. Переход к изучению "белых пятен", "фигур умолчания" и "зон, закрытых для мысли". Исторические чтения в МГИАИ "Социальная память человечества". "Круглые столы" по отдельным проблемам советской истории. Начало критики отдельных постулатов марксистско-ленинской теории. Дискуссия о судьбе социализма. Начало изучения истории политических оппонентов большевиков.
Обсуждение проблемы научного плюрализма. Влияние западной историографии "ревизионистского направления" на обновление проблематики исторических исследований, формирование новых подходов к ее изучению, внедрение в исторические исследования новых методов (синергетика, полиформизм, моделирование). Проявление интереса к исторической демографии в связи с изучением статистики жертв сталинизма. Постановка проблемы альтернатив исторического развития. Начало размежевания в советской исторической науке под влиянием роста политизации общества. Дискуссии по вопросам "Формация или цивилизация?". "Реформа или революция?" и т.д. Значение публикации работ эмигрантских философов для обсуждения историософской проблемы "Судьба России". Новая историческая периодика ("Родина", "Известия ЦК КПСС" и др.). Подготовка обобщающих трудов по советской истории.